Метод проектов в Доу
проект (старшая группа) на тему

Старшая-подготовительная группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_v_dou.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Бондаревский детский сад «Солнышко»

Метод проектов - основная форма организации экологического образования старших дошкольников.

2014г.

Человек овладевает природой, еще не научившись владеть собой.

А. Швейцер

Главная цель экологического образования дошкольников – формирование начал экологической культуры, т.е. бережного отношения ребенка к природе, себе, и окружающим людям. К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенке может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой. Человек как живое существо нуждается во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни каждого ребенка.

Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей. Авторы примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и др. по которой работает и наш детский сад, считают, что «только в том случае, когда педагог методично и целенаправленно использует в работе принцип интеграции образовательных областей, развитие дошкольников будет полным и разносторонним».

Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции. К таким формам она относит праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, совместные творческие проекты. На мой  взгляд, наиболее интересной для детей, способной объединить сразу несколько образовательных областей и видов деятельности сразу, является проектная деятельность.

В середине 90-х гг. слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь, и метод проектов удачно вписался в систему работы дошкольных учреждений. Экологические проекты открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя их детских потребностей и интересов, развивают его как личность.

Первым проектом которым я занялась. Был проект « Покормите птиц зимой» Тип проекта: информационно – практико - ориентированный

Вид проекта: групповой -  охватывающий все группы детского сада.

Цель: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи:

1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.

3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

4. Научить детей правильно их подкармливать.

Актуальность проекта:

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Срок реализации проекта: ноябрь – декабрь – январь - февраль – март

Участники проекта: Дети дошкольного возраста - всех возрастов, родители воспитанников, воспитатели групп.

  Проектом, который привлек моё внимание, был образовательный проект под названием «Елочка зеленая в гости к нам пришла». Реализуя его, я знакомила детей с хвойными деревьями нашего края, занимались с детьми решением проблемных ситуаций, «стоит ли из-за нескольких праздничный дней губить живое дерево». Был объявлен семейный конкурс «Оригинальная замена живой ели», где родители активно приняли участие. Также  в ходе проекта мы изготавливали ледяные игрушки, при этом дети наблюдали еще одно явление природы «превращение воды» из жидкого состояния в твердое. Затем был разработан и внедрен в работу целый ряд экологических проектов: «Покормите птиц зимой». В ходе данного проекта использовались различные виды детской деятельности: рассматривание иллюстраций зимующих птиц, наблюдение и ежедневная подкормка птиц, совместная деятельность детей  и родителей дома – изготовление кормушек, ручной труд в группе по изготовлению кормушек и др. В рамках данного проекта был проведен краткосрочный экологический проект «Снегири – наши верные друзья». Целью, которого являлось закрепление  и расширение представлений детей старшей  группы о зимующей птице нашего края  – снегире, его образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни этой птицы. С данным проектом мы приняли участие в республиканском конкурсе «Ярмарка экологических проектов». Так же мною был реализован  проект «Красная книга Республики Хакасия». В ходе проекта через занятия, игровую, изобразительную деятельность проходило знакомство детей с картой, природными зонами, этажами леса, животным и растительным миром Республики Хакасия. Также в рамках данного проекта предусмотрено было совместное творчество детей и родителей - изготовление «Красной книги Республики Хакасия». «Планета Земля и ее жители» с таким названием был реализован экологический проект к экологическому празднику День Земли.

Экологическая воспитанность старшего дошкольника является результатом освоения им в ходе экологического воспитания доступного содержания экологической культуры. Она выражается в гуманно-ценностном отношении ребенка к природе как качественном преобразовании освоенных им экологических представлений, умений осуществления деятельности в природе, отношения к ней. Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателя, которую наш детский сад успешно решает, реализуя экологические проекты.

Сегодня в стране происходит возрождение метода проектов. Проектную форму обучения широко используют в работе детских садов, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной форме уже не отрицают систематического   освоения   знаний,   такая   деятельность   включается   в содержание проекта.

Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует детей на создание образовательного продукта, а на не простое изучение определенной темы. (слайд №3). Дошкольники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача - получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему. Образовательный проект - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени - от одного занятия до нескольких месяцев.(слайд №4)

Дошкольный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Включение дошкольников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.(слайд ;5)

Конечно, дошкольный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать детей в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

При организации проектной деятельности в детском саду необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности детей.(слайд 6).

Включать дошкольников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с младшей группы. Вначале - доступные творческие задания, а уже в старшей и подготовительной группе дети с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

В проектной деятельности выделяются следующие этапы: 9Слайд №7).

1этап. Погружение в проект.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2этап. Организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3этап. Осуществление деятельности.

Поиск     необходимой     информации,      сбор     данных,      изучение

теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

      В старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Чаще всего в ДОУ используются следующие виды проектов: творческие, информационные, коммуникативные, ролевые, исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам.

По продолжительности проекты могут быть: краткосрочными (одно или несколько занятий «Моя семья»), средней продолжительности и долгосрочные(«Как рос огурец» — несколько месяцев).

Перед тем как приступить к работе над проектом воспитателю предстоит ответить на следующие вопросы:

- Какие умения и навыки приобретут воспитанники в процессе  деятельности?

- Какой вид проекта будет реализован (творческий, информационный)?

- Какие знания должны иметь воспитанники до и после его выполнения?

- Каким образом будет организовано взаимодействие детей в процессе деятельности?

- Что станет продуктом группового проекта воспитанников?

- Какое оборудование потребуется для его реализации?

- Каким образом возможно привлечение других специалистов ДОУ или родителей (социальное партнерство)?

Далее необходимо составить план работы  по подготовке проекта, который включает в себя следующие положения:

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельно выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2) развитие познавательных способностей;

3) развитие творческого воображения;

4) развитие творческого мышления;

5) развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В старшем дошкольном возрасте – это:

•формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Выводы

1.Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Чаще всего в ДОУ используются следующие виды проектов: творческие, информационные, коммуникативные, ролевые, исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам.

2. Определение уровня экологической воспитанности детей создает завершенность педагогической технологии — истинному педагогу всегда хочется увидеть результат воспитательного процесса, доказательство значимости его систематических усилий.

Экологическая воспитанность старшего дошкольника является результатом освоения им в ходе экологического воспитания доступного содержания экологической культуры. Экологическая воспитанность выражается в гуманно-ценностном отношении ребенка к природе как качественном преобразовании освоенных им экологических представлений, умений осуществления деятельности в природе, отношения к ней.

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Проекты в детском саду могут быть творческие, информационные, коммуникативные, ролевые, исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам.

Проектная деятельность – это интегрированная деятельность, которая включает в  себя и чтение художественной литературы, и художественное творчество детей, и получение необходимых научных знаний отраженных в программном содержании.

Список литературы:

1.Колпачникова О.В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2009. - №3. – с 126-127.

2.Клочкова Н.И., Руденко П.И. Учимся бережному отношению к природе. //

Дошкольное воспитание.-2009.-№2.-с.31.

3.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. -М.: Мозаика - Синтез, 2010.-168с.:цв.вкл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект "Работа ДОУ по методу проектов"

  В 2011-2012 учебном году методическая служба ДОУ определила задачу развития педагогической деятельности, как  основанные на инновациях. Работа ДОУ в режиме развития позв...

статья на семинар - «Метод проектов – один из самых эффективных методов работы ДОУ с родителями».

Основная цель проектного метода:– развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей– формирование социаль...

Метод проектов как метод развития творческого познавательного мышления

Задачи обучения: пробуждать интерес к предлагаемой деятельности; приобщать детей к процессу познания; формировать различные представления; привлекать детей к воспроизведению образов, используя ра...

"Основные методы и задачи метода проектов"

Проектный метод – это такая система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с...

Метод проектов как метод взаимодействия с семьей

Проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и ...

«Основные методы и задачи метода проектов»

Проектный метод – это такая система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с...

Презентация "Метод проектов – инновационный и перспективный метод в работе с дошкольниками"

Стандарт педагога предполагает  овладение ПЕДАГОГОМ формами и методами обучения дошкольников, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты,...