ПРОГРАММА Психопрофилактическая психолого – педагогическая для воспитанников дошкольного учреждения «Эмоциональная поддержка ребёнка»
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
«Эмоциональная поддержка ребенка» Орлова Людмила Анатольевна педагог – психолог I.Аннотация 1. Научная обоснованность программы. Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями. Ребёнок воспринимает окружающий его социальный мир, не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности ребёнок принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать – необходимо. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя. Еще Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции. В самых истоках игры, в глубине ее генезиса имеются эмоциональные основания (доступность, невозможность успеха), позволяющие рассматривать игру, как способ «эмоционально действенного освоения мира» (Д.Б. Эльконин и др.). 2. Актуальность и перспективность Период дошкольного детства – один из значимых в развитии ребёнка. Родители и педагоги всегда озабочены проблемой: как сделать так, чтобы маленький ребёнок стал счастливым, удачливым, умным, добрым. Все мы хорошо знаем, что развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Эмоциональное благополучие существенным образом, влияют на состояние ребёнка, на его познавательные процессы и поведение. Это последний этап перед кардинальными переменами в его жизни, на котором он должен не только научиться общаться с другими людьми, находя пути выхода из различных ситуаций, но и фантазировать, проявлять творческие способности. Всё это в дальнейшем послужит основой для адаптации, социализации и. как результат, успешного обучения в школе. Проанализировав ситуацию, в детском саду пришли к выводу, что у многих детей слабо развиты навыки сотрудничества, слабо развита эмоциональная сфера, многие дети не уверены в себе. Все это ведет к повышению уровня тревожности. Так же у значительного количества детей наблюдается недостаток в развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации, что может в дальнейшем отразиться на овладении ребёнком навыками письма и чтения в школе. Так появилась необходимость в написании психопрофилактической программы «Эмоциональная поддержка ребенка». 3. Практическая направленность. Данная программа направлена на формирование у детей младшего школьного возраста эмоциональной стабильности, устойчивости, умения управлять чувствами, уверенности в себе, восприимчивости к людям и окружающему миру, принятием себя таким, какой он есть. 4. Межпредметные и внутрипредметные связи. Содержание программы строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, соответствовать возрасту и психолого – педагогическим особенностям детей, а также специфике и возможностям образовательных областей, обеспечивающих усвоение знаний и умений, формирование компетентностей и социального опыта в разных видах человеческой деятельности. Образовательные области: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка. 5. Цель: создать дошкольникам условия для формирования положительной эмоциональной сферы для успешной подготовки к школьному обучению, через развитие способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, развитие познавательных возможностей. 6. Задачи • Развивать у ребёнка самостоятельность, через игры, упражнения. • Развивать навыки социального поведения. • Способствовать повышению уверенности в себе. • Сформировать чувство принадлежности к группе. • Учить выражать своё отношение к другим людям. • Повысить уровень развития познавательной сферы. • Научиться свободно и естественно проявлять свои чувства, эмоции, осознанно контролировать свое эмоциональные состояние; • • Развивать любознательность, наблюдательность. 7. Адресат: дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Группа может состоять из 6-8 человек. 8. Продолжительность курса: 13 часов (26 занятий по 0,30 часа периодичностью 1 и 2 раза в неделю). 9. Ожидаемый результат. По завершению программы: • ребёнок должен научиться контролировать своё поведение, проявлять выдержку, самостоятельность, инициативность; • ребёнок должен научиться выходить в трудных для самого себя ситуациях с меньшими эмоциональными затратами; • у ребёнка должно сформировываться уважительное отношение к сверстникам, взрослым, • у ребёнка должно сформировываться умение общаться со своими сверстниками и взрослыми; • ребёнок должен научиться избавляться от обид, находить выход из сложных, для него, конфликтных ситуаций, навыкам конструктивного, ненасильственного взаимодействия со сверстниками, саморегуляции; • у ребёнка должен быть сформирован устойчивый познавательный интерес, познавательная активность; • ребёнок должен научиться свободно и естественно проявлять свои чувства, эмоции, осознанно контролировать свое эмоциональные состояние; • ребёнок должен научиться оказывать помощь и поддержку сверстникам, если тот огорчён, опечален, расстроен, рассержен; • у ребёнка должно сформироваться активное отношение к собственной познавательной деятельности, объективное оценивание своих результатов; • у ребёнка должна повыситься мотивационная готовность к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
семинар-практикум поможет молодым педагогам найти пути взаимодействия с родителями...
Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольном учреждении
Оценка и критерии психолого-педагогического сопровождения в дошкольных образовательных учреждениях....
Программа "Выявление и развитие способностей воспитанников дошкольного учреждения "
Качественный скачок в развитии новых технологий привел к востребованности человека, способного нестандартно решать новые проблемы, вносить но...
Здоровье детей дошкольного возраста, как психолого-педагогическая проблема в дошкольном учреждении
Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изме...
Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста с ЗПР, имеющих эмоционально-волевые нарушения
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развит...
Рабочая программа «Выявление и развитие способностей воспитанников дошкольного учреждения»
Рабочая программа «Выявление и развитие способностей воспитанников дошкольного учреждения»...