Здоровье детей дошкольного возраста, как психолого-педагогическая проблема в дошкольном учреждении
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Панюкова Ольга Валерьевна

             Здоровье -  естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

              Здоровье – это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_zdorove_detey.docx41.11 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье   детей   дошкольного возраста, как психолого-педагогическая проблема в дошкольном учреждении

Подготовила воспитатель ГБОУ «Школа № 718»

Панюкова Ольга Валерьевна

            На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей не много.  

             Здоровье -  естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

              Здоровье – это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

             Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что современное состояние здоровья детей дошкольного  и младшего школьного возраста характеризуются следующими тенденциями: распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний – 50%, физиологической незрелости – 60%. Более 20% детей имеют дефицит массы тела. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения.  

             Принято считать, что напряженная ситуация со здоровьем детей возникла лишь в последние годы. Однако это не так. Учебные заведения и общество взаимосвязаны. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни учебных заведений, меняет ее задачи, приоритеты, требования, структуру и содержание образования.

             Нестабильность жизни России за последние 100 лет, по-видимому, определила перманентные реформы образования, происходящие практически каждые 10–15 лет. Менялось время, менялись задачи реформирования образовательных учреждений, но одна проблема оставалась неизменной – проблема здоровья детей, охраны и укрепления здоровья ребёнка, создания нормальных условий для их роста и развития. Почему эта проблема всегда была актуальна и не теряет своей значимости? Не потому ли, что за прошедшие 100 лет состояние здоровья детей России постоянно вызывало тревогу, опасение за будущее страны? [7]  

             В последнее время мы много говорим о резком ухудшении здоровья детей, но ведь и начало ХХ века в России с этой точки зрения нельзя было считать благополучным. Это были годы высокой детской смертности, а средняя продолжительность жизни составляла 26 лет. Чрезвычайно низок был уровень общей и особенно гигиенической культуры населения и гигиенических условий жизни. Не лучше были гигиенические и прочие условия обучения в народных школах и училищах. Исключение составляли только привилегированные гимназии и военные училища.

             В 1905 году в Министерстве народного просвещения была организована врачебно-санитарная часть учебных заведений и издана «Инструкция, и наставления по врачебно-санитарной части учебных заведений». Это были фактически первые инструкции, определяющие условия обучения, оборудование учебных заведений.

             Следует заметить, что «вторжение» врача в школу вызывало недовольство педагогов, считавших, что только они могут решать, чему и как нужно учить ребенка, и опасавшихся, что гигиенические требования могут расстроить сложившуюся систему преподавания, изменить учебные планы, снизить образовательный уровень учащихся. Задачи врачей и педагогов не совпадали. И за последнее 100 лет ситуация изменилась мало   [8].

      Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что одной из самых сложных и многоаспектных проблем является проблема сохранения и укрепления психического и физического здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей. Здоровый ребенок – талантливый ребенок.

             Понятие «здоровье» имеет множество определений. Остановимся подробнее на некоторых из них. Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире».  

             В.А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это – прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Он говорил  «Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»   [43].

      По мнению академика Ю. П. Лисицина «… здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».  

       И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии, определяет здоровье как «способность человека сохранить соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

            Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов” [46].

             Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом [21] определение здоровья как “степени приближения” к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.

             Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.

            Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь Детский сад) должно стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и другие) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность. Это всё будет способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении        поддержания и   укрепления своего здоровья.

             Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания.    Само состояние здоровья ребенка формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст), гигиенических факторов, а так же от характера педагогических воздействий.   Известно, что организм ребенка в силу особенностей развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.

             В настоящее время принято выделять следующие классификации факторов, влияющие на здоровье ребёнка [10].

Классификация факторов, влияющих на здоровье ребёнка.

             Эндогенные  (внутренние)

       1. возрастные (особенности развития ребёнка);

       2. половые (различия между мальчиками и девочками);

       3. наследственные (генетические):

  •  типологические (связанные с типом телосложения, темперамента и т.п.);
  • индивидуальные.

       4. история развития ребёнка:

  • нарушения развития;
  • перенесенные заболевания (в том числе травмы).

             Экзогенные (внешние)

      1. вне учреждения:

  • экологические:

• абиогенные (например, климатические),

• биогенные (зависящие от воздействия животных и растений),

• техногенные (зависящие от влияния технических устройств),

• социогенные (зависящие от влияния общественных явлений или событий),

  • экономические,
  • социальные (семейные, социо-культурные).

       2. внутри учреждения:

  • педагогические: учебная нагрузка, средства и методы обучения и воспитания, педагогические методики, организация физического воспитания;
  • физиолого-гигиенические:  режим дня, дошкольное оборудование, организация двигательной активности, оздоровительные мероприятия;
  • социопсихологические:  мотивация детей, взаимоотношения «ребёнок – воспитатель», взаимоотношения «ребёнок – группа» (сверстники), взаимоотношения «воспитатель – родители».

             Все перечисленные выше факторы могут быть разделены на 3 категории:

- неизбежные (НФ) – с ними необходимо считаться, но нет способа изменить;

- корректируемые (КФ) – действие которых можно в некоторых случаях регулировать;

- устранимые (УФ) – негативное действие которых можно снизить, нейтрализовать, исключить.

             Все эндогенные факторы относятся к группе НФ. Мы обязаны их учитывать, но не имеем возможности на них воздействовать.

             Среди экзогенных факторов к НФ относятся внешкольные факторы групп А (экологические) и Б (экономические), тогда как группа В (социальные) относится к КФ.

             Все внутренние факторы относятся к КФ или УФ, то есть именно на них и должно быть направлено наибольшее внимание работников системы образования.

            Никто не отрицает, что серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей оказывают социальные проблемы, экологически неблагополучная окружающая среда, генетическая отягощенность. И все же специалисты считают, что 20–40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано с учебным учреждением, с некомфортными условиями процесса обучения.

             Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те  факторы, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей (факторы риска – ФР), но и проранжировать их по значимости и силе влияния.

           

 К числу ФР относятся:

  1. стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий);
  2. интенсификация учебного процесса;
  3. несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребёнка;
  4. нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы);
  5. низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

            Сила влияния ФР определяется тем, что они действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно (в течение 10–11 лет, ежедневно). И поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие оказывается значимым. Важно отметить, что негативные влияния ФР приходятся на период интенсивного роста и развития организма ребенка, на период наиболее чувствительный к любым неблагоприятным воздействиям, а значит, способны оказывать неблагоприятное воздействие [9].

            Одним из источников стресса в дошкольной жизни является жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и садом, при которых страдающая сторона – ребенок. На обычном занятии воспитатель успевает сделать от 3 до 7 замечаний. А реплики типа «Ты опять не успел выполнить задание» (медлительному ребенку), «Ну что это за работа!», «Не стараешься», «Больше не буду проверять такие работы!» (ребенку с расстройством психического здоровья  или  леворукому) обычны и типичны.

            Постоянный страх очередного унижения, упреки в несостоятельности – источник стресса. В группах с авторитарным, жестким педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5–2 раза больше, чем в группах со спокойным, внимательным и доброжелательным воспитателем (при прочих равных условиях обучения).

 Одним из стрессовых факторов в ДОУ является ограничение времени в процессе деятельности, а именно в ситуации постоянного «цейтнота».  Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребенка испытывать несостоятельность, недовольство взрослых и т.п. При этом ограничение времени может быть связано как с технологией и методикой обучения, так и с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок.

             Так, например, данные психофизиологических исследований, проводимых в течение многих лет в Институте возрастной физиологии РАО, показали, что несвоевременное форсирование темпа обучения не только не способствует формированию этих базисных навыков, а, наоборот, тормозит этот процесс и нарушает его психофизиологическую структуру.  

            Вторым по значимости фактором риска, вызывающим повышенное функциональное напряжение, утомление и переутомление, которое также может привести к нарушению здоровья детей, выступает несоответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям ребёнка.    

            Фактически все то, что касается скоростных характеристик деятельности, и есть отражение несоответствия методики возрастным и функциональным возможностям ребенка. Результат такого несоответствия – не только плохой почерк, неэффективное и длительное формирование навыка письма, но и чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение, возникающий комплекс детских проблем, повышение тревожности, а нередко неврозоподобные и невротические расстройства.

            Повышенная чувствительность организма к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в дошкольном возрасте в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик и технологий обучения возрастным возможностям ребёнка создают «идеальные» условия для нарушения физического и психического здоровья.

Еще одним фактором риска является функциональная неграмотность педагога, работающего в ДОУ. Он может блестяще знать своё дело, но при этом не знать возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его возможностей. Это не вина воспитателя, поскольку система подготовки и переподготовки педагогических кадров предусматривает минимальный и явно недостаточный уровень знаний по возрастной физиологии, психофизиологии развития, позволяющих выстроить здоровьесохраняющий учебный процесс.

             Дошкольному учреждению  необходим педагог, знающий ребенка, педагог, осознающий свою ответственность за его развитие и здоровье (а не только за знания), педагог, умеющий отстаивать (а в этом часто есть необходимость) интересы ребенка.

             Безусловно, ухудшение состояния здоровья детей  нельзя связывать только с негативным влиянием так называемых «дошкольных факторов риска». Необходимо учитывать и неблагоприятные социально-экономические условия жизни многих семей, и отрицательное влияние экологических и других факторов. Но все эти негативные влияния, за исключением «дошкольных факторов риска», изменить в ближайшее время и даже в ближайшие десятилетия невозможно. Поэтому так важно снизить (или полностью исключить) влияние хотя бы «дошкольных факторов риска».

             Здоровьесберегающие технологии – совокупность приёмов и методов, использующих системно конкретными лицами для достижения поставленных целей. 

                   Здоровьесберегающие   технологии  —  это  система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

            Смысл здоровьесберегающих технологий состоит в том, чтобы учитывать неизбежные факторы, ослаблять вредное воздействие корректируемых и избавляться от устранимых факторов.

             Одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений в области сохранения здоровья детей является обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий. Создавая условия для обучения и воспитания, формирует свой тип жизнедеятельности, который особым образом влияет на детей, их интересы, мышление, поведение и здоровье.

             Здоровьесберегающие технология в ДОУ – это вовсе не дубликат районной поликлиники, не госпиталь со строгими медицинскими сестрами, держащими наперевес градусник и шприц. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ – помогают ребенку комфортно, спокойно обучаться  и развиваться без излишнего утомления и нервного напряжения, без шансов заработать близорукость или искривление позвоночника,   не будет простужаться или страдать от аллергии на  пыль... Иными словами, ДОУ с здоровьесберегающими  технологиями – это-то место, где здоровью ребенка ничто не угрожает.

                                      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Абрамова Л.П. Орешек на ладошке: Массаж для пальчиков: Для детей 2-4 лет [Текст] / Л.П. Абрамова, Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова.– М.: Карапуз, 2003.-37 с.
  2. Арнаутова  Е.П. Педагог и семья [Текст]/ Е.П. Арнаутова. - М.: Карапуз, 2002. - 156 с.
  3.  Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни [Текст]/ Г.П. Артюнина. - М.: Академический проект, 2005. - 560 с.
  4. Базарный  В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям! [Текст] / В.Ф. Базарный // «Советская Россия», №136 (12607), 23 октября 2004
  5. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / Л.П.  Банникова.- ТЦ Сфера, 2007.- 51 с.
  6. Баранова З.П.  Пособие для воспитателя. [Текст]/ З.П.Баранова, В.Г. Кисляковская, С. Г. Мамедова, И.С. Окунев // Пусть ребёнок растёт здоровым! / под ред. Л. Ф. Островской. - 2 изд. М.: Просвещение, 1975.-79 с.
  7.  Безруких М.М. "Российская газета" [Текст] /М.М. Безруких // В школу с букетом болезней. - РГ Федеральный выпуск N4309 от 6 марта 2007
  8. Безруких М.М. Учебно-методическое пособие. Материалы курса «Здоровьесберегающая школа»: лекции 5-8. [Текст] / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, В.Н. Безобразова.- М.: Педагогический университет, 2006.- 72 с.
  9. Безруких М.М. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. [Текст] / М.М. Безруких, В.Д. Сонькина – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 380 с.  
  10. Безруких М.М.  Возрастная физиология (физиология развития). Учебное пособие для студентов педагогических и психолого-педагогических вузов [Текст] / В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2001.-  416 с.
  11.  Бересневой  З.И.  Здоровый малыш.  Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст] / З.И. Береснева. //  под ред.  ТЦ Сфера, 2003. –  32 с.
  12.  Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. Программно-методическое пособие [Текст] / Н.И. Бочарова. - М.: Центр педагогического образования, 2007. –  256 с.
  13.  Васильевой М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. / Под редакцией - М.: Мозаика-Синтез, 2007.- 240 с.
  14.  Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебное пособие [Текст] / Э.Н. Вайнер. - Липецк: Липецкое изд-во, 1998.- 183 с.  
  15.  Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / И.М. Воротилкин. - М.: Энас, 2006.-144 с.
  16.  Галанов А.С. Игры,  которые лечат [Текст] / А.С.Галанов. // Педагогическое общество России  - М.:  2005. - С. 76-91.
  17. Горькова Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий [Текст] / Л.Г.  Обухова. – М:. -  2007.-110 с.
  18.  Дмитриев А.А. Некоторые концептуальные положения валеологической работы во вспомогательной школе. Московские педагогические чтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. [Текст] / И.Ю. Жуковин  - 1999. С. 190 – 193.
  19.  Доскин В.П. Растим детей здоровыми [Текст] /А.Г. Голубева - М.: Мозаика-синтез, 2005.- 96 с. 
  20. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология: учеб. пособ. для студ. пед. Вузов [Текст] / Ю. А. Ермолаев. – Москва: Высш. шк., 1985. – 384 с. 
  21. Жданова Т.Н. Игра-лото «Театр настроения» [Текст] / Т.Н. Жданова. - ОАО «Дом печати-ВЯТКА», 2005.- 10 с.
  22. Зайцев Н. К.  Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. [Текст] / В.В. Колбанов. // Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. С.148-153.
  23.  Здоровье и окружающая среда. [Текст] – М.:Медицина, 1981.
  24. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. [Текст] / А.И. Иванова.– М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
  25. Казаковцева Т.С. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства» [Текст] / Т.С. Козаковцева. – Киров, 1997.
  26. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков: Учебник. [Текст] / В.Н. Кардашенко.– М.: Медицина, 1980.- С. 45-115
  27.  Карепова Т. Г. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников “Наша традиция – быть здоровыми!” [Текст] /Т.Г. Карепова, И.Ю. Жуковин. // Психолог в детском саду. -№3, 2006. - С. 52-80.
  28.  Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - 1-4 классы. [Текст] / В.И. Коваленко - М.: «ВАКО», 2004. - 296 с.
  29.  Козырева О.В. Если ребенок часто болеет: Пособие для педагогов и инструкторов физкультуры [Текст] / О.В. Козырева. - М.: Просвещение, 2008.-21с.
  30.  Козырёва О.В. Оздоровительно–развивающие игры для дошкольников: Пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры ДОУ [Текст] / О.В. Козырёва. - Москва «Просвещение» 2007. – 94с.
  31.  Кравцова Е.Е. Психологические условия укрепления здоровья в образовательном процессе [Текст] / Е.Е. Кравцова.// Дошкольное образование. -№15, 2001.-17с.
  32. Лурри Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.Ф. Лури.-М.: Просвещение, 1991. - 63с.
  33. Лядова Н.В. Диагностика умственной работоспособности и утомления детей и подростков в  процессе  учебной деятельности: Метод, пособие [Текст] /  Н.В. Лядова.О. Д. Лившиц.-  Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1998.
  34.  Нестерюк Т. Гимнастика маленьких волшебников элементы йоги для детей, (нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, школе, семье. [Текст] / Т. Нестерюк, А. Шкода.- М.: ДТД (Димов, Ткачев, Добахов) 1993. - 105 с.
  35.  Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокин. - М.: Просвещение, 1973.- 216 с.
  36. Погадаев Г.И. «Физкульт – Ура!»  Физическая культура дошкольников/ пособие для   родителей и воспитателей [Текст] / Г.И. Погадаев. – М.:, Школьная Пресса, 2003.- 96 с.
  37. Полтавцева Н.В. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни/ Н.В. Полтавцева, Р.С. Краснова, И.А. Гаврилова. [Текст] // Дошкольник. Содержание образования. Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ ульяновской области в 2005-2006 учебном году. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2005. – С.65-71.
  38. Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни [Текст] / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.: Просвещение, 2005.–  6 с.
  39.  Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья [Текст] / Р. Ротенберг.- Пер. с английского. М.: Физкультура и спорт. 1991. - 592 с.
  40. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 4-5 лет (с учетом уровня двигательной активности) [Текст] / М.А. Рунова. -М.: Просвещение, 2007.- 44 с.
  41. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.П. Савина. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 48 с. 
  42.  Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н.К. Смирнов.- М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.
  43. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». [Текст] / В.А. Сухомлинский. - Киев 1973. -  87 с.
  44. Тарасова Т.А.  Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ [Текст] / Т.А. Тарасова. - Т19 М.: ТЦ Сфера, (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).  ISBN 5-89144-591-3 , 2005. - 176 с.
  45. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития [Текст] / Л.Г. Татарникова.  - СПб: Петроградский и К.,1997.- 90 с.
  46. Торохова Е.И. Валеология: Словарь [Текст] / Е.И. Торохова.- М.: Флинта: Наука. 1999. -  248 с.
  47. Урунтаева Т.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников. Практикум [Текст] / Т.А. Урунтаева. – М.: Academia, 1999. - 96 с.
  48. Филиппова С.О.  Физическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] / С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский.- ИЦ Академия, 2007.-321 с.
  49. Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье [Текст] /  В.М. Целуйко. - Мозырь: Содействие, 2007. -  224 с.
  50.  Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции [Текст] / Б.Н. Чумаков.- М.: Российское педагогическое агентство, 1997. -  245 с.
  51. Шукшина С.Е. Я и мое тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми [Текст] / С.Е. Шукшина. - М.: Школьная Пресса, 2004. -  48 с.
  52. Яковлева Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет [Текст] / Л.В. Яковлева.- М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2004. – 315 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА...

Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

развитие познавательной активности - одна из проблем развития детского потенциала....

РАЗВИТИЕ АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Развитие адаптационных способностей у детей дошкольного возраста КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА...