Методическая разработка
рабочая программа по теме
Методическая разработка " Программа семинара-практикума для родителей "Все мы родом из детства.Детско-родительские отношения" (в рамках профилактической работы педагога психолога с родителями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
ПРОГРАММА
Семинара-практикума для родителей
«Все мы родом из детства. Детско-родительские отношения»
Падлужная Е.В.
Педагог-психолог
ГБДОУ № 4
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность.
Критерием высокого уровня психологической культуры семьи являются внутрисемейные отношения, в первую очередь по отношению родителей к ребенку.
Декларируется, что «родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму)» [6.]. Лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.
Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей. Подразумевается, что родители обязаны научиться регулировать степень психологической нагрузки на ребенка, которая не должна превышать степень его возможностей.
В действительности же, многие родители несут по жизни установки и правила межличностных взаимоотношений в семье, полученные в детстве, искренне не понимая при этом, почему в жизни не все складывается так, как хотелось бы. Ожидания от партнера по браку и от детей не всегда оправдываются, отсюда – непонимание, ссоры, конфликты, в которые зачастую втягиваются дети. Родители нередко не знают возможностей и потребностей своего ребенка и не понимают степени важности этих знаний. Потребности ребенка нередко подменяются потребностями родителей ощущать себя значимыми и успешными в глазах своего окружения. Ребенку предъявляются непомерные требования «быть лучшим во всем», без учета его физических и психических возможностей, что нередко приводит к неврозу.
Психологические исследования А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, И. Ландгмеер, З.Матейчик (1985), Я.Варга, В.В.Столина, А.С. Спиваковской и др. свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка. Конечно, не такая, как у старших детей, но и не такая, как у детей раннего возраста. У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей.
Л.И. Божович в работе «Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка» отмечает : «Исследования обнаруживают, что на протяжении всего раннего и дошкольного детства главным фактором формирования личности ребенка продолжает оставаться взрослый человек, поддержка и одобрение которого составляют необходимое условие «уравновешенности» ребенка с окружающей его средой и переживания им эмоционального благополучия. Стремление к одобрению взрослых, особенно родителей, является в этом возрасте настолько сильным, что именно оно побуждает ребенка к такому поведению, в котором он не испытывает непосредственной потребности. Следовательно, «санкции» взрослых являются важнейшими регуляторами поведения ребенка.»
Английская пословица говорит: «Не воспитывайте детей. Все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя» Понять и принять себя, а через себя понять и принять своего ребенка на это направлен наш семинар- практикум.
Адресат:
Родители, как субъекты образовательного пространства
Цель:
Повышение психологической компетентности родителей, как участников образовательного процесса.
Задачи:
1.Накопление опыта позитивного взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса.
2.Актуализация мотива взаимопомощи и ответственности.
Предполагаемый результат:
- Создание благоприятного психологического климата для всех участников образовательного процесса.
- Развитие стрессоустойчивости.
- Умение адекватно реагировать на различные эмоциональные проявления.
- Умение находить различные решения в проблемных ситуациях.
Результативность исследуем методиками:
Тест-опросник родительских отношений А.Я.Варга, В.В.Столин
Методика родительских оценок и притязаний.
Учебно-тематический план семинара – практикума для родителей
№ п/п | Тема | Всего | Теория | Практических |
1 | Готовность к школе. Эмоционально-волевая составляющая | 1 | 1 | - |
2 | Ребенок познает мир | 2 | 1 | 1 |
3 | Кнутом или пряником | 1 | - | 1 |
4 | Мальчики и девочки. Чего мы от них ждем? | 2 | 1 | 1 |
5 | Погода в доме. Правила и границы. | 1 | - | 1 |
6 | И целый мир во мне | 6 | - | 6 |
7 | Нестандартный ребенок | 2 | 1 | 1 |
8 | Играем и учимся | 1 | - | 1 |
9 | Это мы – семь Я | 1 | - | 1 |
Итого | 17 | 4 | 13 |
Содержание семинара-практикума
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Форма проведения | Количество часов | Кто проводит | Практические задания |
1 | Готовность к школе. Эмоционально-волевая составляющая | 1.Понятие готовности к школе. 2.Характеристика психологической составляющей готовности к школе. 3. Важность эмоционально-волевой готовности в адаптационный период. | Консультация | 1 | Педагог-психолог | Сравните свое представление о школе с представлениями о ней своего ребенка Поиграйте с ребенком в школу. Обратите внимание на его поведение, речь. Поделитесь с ним своими наблюдениями. Поразмышляйте вместе с ребенком о плюсах и минусах его поведения. Поделитесь воспоминаниями о школе. Как Вы вели себя и к чему это приводило. |
2 | Ребенок познает мир | 1.Дети-аудиалы. 2.Дети-визуалы. 3.Дети-кинестетики. Характеристика и осбенности общения с ними | Мастер-класс | 2 | Педагог-психолог | Попробуйте определить ведущие анализаторы членов Вашей семьи. Обратите внимание на общение между членами семьи. Что помогает. Что мешает. Обсудите это внутри семьи. |
3 | Кнутом или пряником | Дискуссия на тему наказания и поощрения. | Круглый стол | 1 | Педагог-психолог | Обратить внимание (подсчитать), сколько раз в день ребенок слышит от Вас слово «можно» и сколько «нельзя» |
4 | Мальчики и девочки. Чего мы от них ждем? | 1. Доминанта подструктуры мышления, как мы ее формируем. 2.Родительские ожидания. 3.Родительские установки. Плюсы и минусы. | Лекция Игротренинг | 2 | Педагог-психолог | Расскажите ребенку, о своем и его именах: почему Вас так назвали родители. Что побудило Вас дать имя своему ребенку. Нарисуйте с ребенком семейное дерево. |
5 | Погода в доме. | Правила и границы. | Мастер-класс | 1 | Педагог=психолог | На семейном совете определите свои правила сосуществования. |
6 | И целый мир во мне | Упр.см. в приложении | Тренинг личностного роста | 6 | Педагог-психолог | |
7 | Нестандартный ребенок | 1.Характеристика детей с нарушениями в эмоциональной сфере (агрессия, тревожность, гиперактивность) 2.Игры и упражнения для снятия негативных проявлений. | Мастер-класс | 2 | Педагог-психолог | Применить полученные знания на практике. |
8 | Играем и учимся | См. приложение | Игротренинг общения (родители и дети) | 1 | Педагог-психолог | Рассказать ребенку о своих чувствах |
9 | Это мы-семь Я | 1.Создание герба семьи. 2.Создание девиза семьи. 3.Рассказ о значимых людях семьи. 4.Создание талисмана семьи. | Мастер-класс | 1 | Педагог-нсихолог Педагог по ИЗО- деятельности |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1969.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. 1968
- Бранден Н. Мощь самооценки Киев,2005
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия, СПб,1997
- Выготский Л.С. Детская психология. М., 1984
- Выготский Л.С. Проблемы возраста М., 2004
- Гамезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Возрастная и педагогическая психология. М., 1984.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001.
- Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997.
- Изард К.Э. Психология эмоций СПб.,1999
- Квинн В.Н. Прикладная психология.СПб.,2000
- Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. СПб., 1997
- Лешли Д. Работать с маленькими детьми. М., 1991.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М. , 1986.
- Лупан С. Поверь в свое дитя.М. , 1993.
- Лютова Е.К. , Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. М., 2000.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2000.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1985.
- Монина Г., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. СПб., 2002
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. детство, отрочество. М. ,1998.
- Мухина В.С. Детская психология. М. , 1985.
- Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М. , 1981.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества. М., 1990.
- Пылаева Н.М. , Ахутина Т.В. Школа внимания. М. , 1997.
- Рей Гибсон Обучающие игры. М., 1995.
- Спиваковская А.С. Как быть родителями. М., 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...