Коррекция страхов у детей
консультация (младшая группа) по теме
Материал поможет в работе с детскими страхами, снятие чувства беспокойства на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
определение и коррекция детских страхов | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция страхов у детей
Страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.
В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т. д. При благоприятных обстоятельствах сферы жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них “вырастают”. Но существуют случаи, когда страхи накапливаются. Нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др.
В работе А.И.Захарова “ Психотерапия неврозов у детей и подростков ” в 1982 году были предложены возрастные нормы страхов и их распределение ( по полу и годам). Из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов.У городских современных детей эта норма доходит до 15 страхов.
Возрастные особенности проявления страхов
8 месяцев – боязнь незнакомых людей.
1, 5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.
После 1 года – страх одиночества. Иногда страх высоты, страх глубины.
2 года – страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных
( волка ) , уколов.
Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколы, боли, крови, высоты, неожиданных звуков ; типичные страхи : одиночества, темноты, замкнутого пространства.
Старший дошкольный возраст – страх смерти, страх смерти родителей, страхи животных. Страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх страшных снов, страх огня, страх пожара, страх нападения, страх войны. У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, и сказочных персонажей.
Младший школьный возраст – страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления).
Подростковый возраст – страх смерти родителей, страх войны.
Все перечисленные страхи носят временный, преходящий, возрастной характер. С ними нужно не бороться, а просто принимать их во внимание как своеобразие определенного этапа психического развития.
Однако бывают и страхи иного рода. Специалисты характеризуют их как невротические. В их основе всегда лежат психические потрясения и травмы у детей, неумение взрослых справится с их возрастными проблемами, чрезмерная жестокость в отношениях, конфликты в семье и тревожно- мнительные черты характера у родителей. В этих условиях как бы заостряются возрастные страхи, приобретая болезненный характер.
Преодоление невротических страхов возможно лишь при условии изменения родителями своих неадекватных установок, нормализации отношений в семье, предоставления детям большей возможности для эмоционального самовыражения и проявления активности. В ряде случаев необходима квалифицированная психотерапевтическая помощь, которой родители также должны оказывать посильное содействие. По согласованию с психотерапевтом можно использовать некоторые несложные и доступные методы психологической коррекции. Детям пяти - десяти лет можно предложить нарисовать свои страхи, а потом то, как их не бояться. Это помогает повысить уровень волевой саморегуляции и самообладания. Можно попросить детей сочинить сказочные истории на темы их страхов и разыграть их в семье или специально подобранной группе сверстников. Автор истории должен сам распределить роли и получить возможность разрядить эмоциональное напряжение, связанное со страхом. Коррекционный эффект наиболее ощутим, если ребенок в игре изображает пугающий его образ, а боящегося – сверстник или родитель.
При коррекции страхов не следует рассказывать страшных историй не только на ночь, но и днем и читать газетную хронику происшествий; нужно ребенку предоставить возможность откровенно делиться своими переживаниями, связанными со страхом, и устранить все внешние его поводы. В некоторых же случаях простейшим средством является произвольное вызывание припадков страха (внезапный резкий шум и т.д.) до тех пор, пока ребенок не привыкнет к нему.
Известный детский врач и педагог Гуго Оппенгейм предлагает применять рекомендованную немецким психиатром Теодором Цигеном аффективную гимнастику, т.е. заставлять ребенка делать
методические упражнения для того, чтобы постепенно отучить его от наклонности к страху. Юноше, боящемуся огня, следует привязать спичку и лишь спустя несколько дней разрешить ему ее снять. Далее зажженную спичку надо взять из рук больного и объяснить ему: теперь вы снимаете с него ответственность, ответственность принимается вами на себя. Позже этот подросток должен уже сам потушить спичку и еще позже сам научиться ее бросать. Таким путем исподволь приучать к борьбе со страхом. При первых пробах должен непременно присутствовать врач-специалист, а лишь позднее его приучают самостоятельно подавлять свой страх. Авторитетное уверение: ” Я беру на себя ответственность за все последствия” – необыкновенно облегчает состояние больного, говорит Циген
Иначе говоря, страх есть аффект, и, как при всяком аффекте, задачей коррекции является развитие в ребенке искусства самообладания. Это приносит ему пользу на всю жизнь. При практическом применении этого метода неизбежны рецидивы, в этом случае следует вновь с неиссякаемым терпением начинать тот же путь.
Таким образом, кроме терпеливого старания отучить ребенка от его беспричинных страхов, лучше всего действует спокойное убеждение, уговор. Строгостью тут ничего не сделаешь. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить, требовать их прекращения. Участие родителей в разрешении эмоциональных проблем детей, контакт с ними, взаимопонимание-необходимое условие преодоления детских страхов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы по коррекции страхов у детей дошкольного возраста.
Описаны необходимых диагностических продцедуры и непосредственно коррекционная работу по преодолению страхов у детей дошкольного возраста....
программа коррекции страхов у детей 5-7 лет
программа предназначена для работы с детьми испытывающими страх и тревожность...
программа коррекции страхов у детей 5-7 лет
программа предназначена для работы с детьми испытывающими страх и тревожность...
Сказкотерапия как средство коррекции страхов у детей дошкольного возраста.
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и п...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Это статья, посвященная теоретическим аспектам коррекции страхов у дошкольников. В статье рассмотрены пнятие страха в психолого-педагогической литературе, природа детских страхов, характеристика страх...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Это статья, посвященная теоретическим аспектам коррекции страхов у дошкольников. В статье рассмотрены пнятие страха в психолого-педагогической литературе, природа детских страхов, характеристика страх...
Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста методами арт-терапии
Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию ребенка, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входят в круг проблем современного о...