программа коррекции страхов у детей 5-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Погудина Людмила Анатольевна

программа предназначена для работы с детьми испытывающими страх и тревожность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrekcii_strahov_moya.docx39.2 КБ

Предварительный просмотр:

Цель программы – создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  1. Совершенствования умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
  2. Нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания.
  3. Сформировать навыки общения, контроля своего поведения..
  4. Содействовать развитию творческих задатков.

Критерии эффективности программы:

- повышение уверенности в себе;

- снижение тревожности;

- снижения количества страхов;

- улучшение взаимоотношений родитель – ребенок.

1 этап – Диагностический.

Цель: изучение нарушений психологического здоровья детей.

Диагностика:

  1. Тест «Страхи в домиках»
  2. Тест «Тревожности» ( Р.Темлл, М. Дорки, В. Амен.)

2 этап – информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей

3 этап – практический.

Цель профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.

4 этап – контрольный

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

Методы и техники  используемые в программе.

Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

Концентрация.  Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряженности, переключает внимание.

Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности. Повышение уверенности в себе, снижение страхов.

Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

Арт – терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Актуальность проблемы. Нестабильные социально – экономические условия жизнедеятельности человека привели к  резкому увеличению нарушений нервно – психического характера. Одним из таких нарушений является повышенный уровень тревожности, который представляет собой наиболее значимый риск – фактор, ведущий к нервно – психическим заболеваниям человека. По данным всемирной организации здравоохранения число тревожных людей в 80 – е годы составляло 15 % от общей выборки, в настоящее время их количество возросло в пять раз. При этом изменяется и уровень тревожности. В настоящее время в психологической практике имеется достаточно большой набор техник и приемов, непосредственно направленных на преодоление различных видов тревожности, но в большей степени они предназначены для работы с детьми и подростками, для развития их эмоциональной сферы. Особое значение в связи с этим имеет работа по профилактике и регуляции тревожности личности, которые должны носить не узко функциональный, а общий, личностно – ориентированный характер, сфокусированный на всех структурных компонентах тревожности.

Примерное содержание по программе

Дата проведения

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

октябрь

диагностика

Просвещение

«Мешок со страхами»

Рекомендации воспитателям по работе с тревожными детьми

1

Опросник Лавреньтьева Г.П., Татаренко Т.М. «Уровень тревожности ребенка»

2

Методика диагностики детских страхов (Захаров)

3

Тест – опросник Спилберга – Ханина (диагностика тревожности)

4

Тест «Страхи в домиках»

5

Тест «Кактус»

6

Тест «Тревожности» (Р.Темлл ,М.Дорки, В. Амен.)

7

Занятие 1

Тема: Здравствуйте, это я.

Цель: повышение позитивного настроя и сплочение детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

8

Занятие 2

Тема: Мое имя

Цель: раскрытие своего «Я», формирование чувства близости с другими людьми, достижения взаимопонимания и сплоченности.

ноябрь

9

Занятие 3

Тема: Моя кровать – моя крепость

Цели: содействовать развитию умения справляться с чувством страха, способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим.

Консультация «Все о страхах»

Цель: расширять кругозор родителей по данной проблеме

Консультация:

«Детские драки – наши страхи»

10

Занятие 4

Тема: Страх мой – враг мой.

Цель: создавать условия для преодоления у детей чувства страха.

Рекомендации родителям по устранению страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.

11

Занятие 5

Тема: Почему грустил трусишка.

Цель: Формировать навыки выражения эмоционального настроения.

12

Занятие 6

Тема: Поединок двух страхов.

Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов.

13

Занятие 7

Тема: Не страшно, а смешно!

Цель: обеспечить пути поиска преодоления страхов, способюствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим.

декабрь

13

Занятие 8

Тема: Смелость города берет.

Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страха.

Консультация – практикум: «Детский невроз страха»

Консультация – практикум: «Детский невроз страха».

14

Занятие 9

Тема: Смелый трусишка

Цель: совершенствовать пути преодоления страхов.

Памятка для родителей: «шесть рецептов избавления от гнева».

Индивидуальное консультирование: «Методы коррекции страхов»

15

Занятие 10

Тема: Как побороть страх.

Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов.

16

Занятие 11

Тема: Спать пора.

Цель: формировать навыки поведения, сравнивать с поведением других.

17

Занятие 12

Тема: не боимся паука

Цель: содействовать развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих, учить справляться со страхами через рисунки.

Занятия

Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов ,т.е. 12 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю. Данная программа коррекционно – развивающих занятий рассчитана на детей дошкольного возраста ( 5-7 лет). В каждой группе 5-6 человек.

Условия проведения занятий:

  1. Принятие ребенка таким, какой он есть.
  2. Нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
  3. Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;
  4. Начало и конец занятия должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия;
  5. Игра не комментируется взрослым;
  6. В любой игре ребенку предлагается возможность импровизации.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятий дети сидят в кругу.

В содержании занятий выделяется три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.

  1. Блок – развлекательные (контактные) – 1 занятие  - включает объединение детей, задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.
  2. Блок – коррекционно – направленные + обучающие – 8 занятий – коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе).
  3. Блок – развлекательные + обучающие + контрольные.

Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.

Структура игрового занятия.

  1. Ритуал приветствия – 2 минуты.
  2. Разминка – 10 минут.
  3. Коррекционно – развивающий этап – 20 минут.
  4. Подведение итогов – 6 минут.
  5. Ритуал прощания – 2 минуты.

Ожидаемые результаты.

Ожидаемыми результатами являются:

  1. Коррекционно – развивающая работа направлена не только на снижение тревожности, но и на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении с окружающими людьми.
  2. Снижение уровня тревожности.  Осознание проблемы тревожных детей. Необходимо вовремя распознавать проявление тревожности и помочь детям стать увереннее в себе, научить управлять собой в различных ситуациях.
  3. Усиление способности социальной адаптации и стрессоустойчивости людей современных быстроменяющихся условиях.
  4. Раскрыть вопросы о понятии тревожности, ее причинах, об особенностях поведения детей, имеющих тревожность.

Занятие 1

«Здравствуйте, это я»

Цель:  знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочение детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.

Ход занятия:

  1. Разминка: упражнение «Росточек под солнцем»

Дети превращаются в маленький росточек ( сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками)  все чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

  1. Упражнение «Доброе утро». Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга. Доброе утро Саша… Оля… и т.д., которые нужно пропеть.
  2. Упражнение « Что я люблю». Дети в кругу, каждый по очереди говорит, что он любит из еды, одежды, во что любит играть.
  3. Упражнение « Качели». Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает, затем меняются.
  4. Упражнение «Опиши товарища» Один из игроков выходит из комнаты, остальные должны обнаружить, кто вышел, и описать его.
  5. Упражнение «Лягушки на болоте». Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются «кочки» на разном расстоянии друг от друга, каждый должен пропрыгать все кочки не пропуская ни одной.
  6. Упражнение «Художники – натуралисты». Дети рисуют совместный рисунок по теме «Следы невиданных зверей».

Занятие 2

«Мое имя»

Цель: Раскрытие своего «Я», формирование чувства близости с другими людьми, достижения взаимопонимания и сплоченности.

Материалы : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбом для рисования.

Ход занятия:

  1. Упражнение «Расточек» (см. занятие 1)
  2. Упражнение « Узнай по голосу»
  3. Игра «Мое имя». Психолог задает вопросы; дети отвечают.

- Тебе нравится твое имя?

- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по другому? Как?

При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает понравившиеся. Психолог говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имена у вас маленькие. Кода вы подрастете и имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Маша – Мария; Дима – Дмитрий.

  1. Игра «Разведчики». Дети выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведет запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.
  2. Рисование самого себя

Психолог предлагает нарисовать себя в трех зеркалах:

- в зеленом – таким, каким они представляют себя

- в голубом – какими они хотят быть;

- в красном – какими их видят друзья.

6. Упражнение «Доверяющее падение». Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встает на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.

7. Упражнение «Горячие ладошки»

Занятие 3

«Настроение»

Цель :осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать и сопереживать окружающим.

Материалы:  магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, нарисованные «пружинки» на отдельных листах.

Ход занятия

  1. Упражнение «Расточек под солнцем»  (см. занятие 1)
  2. Упражнение «Возьми и передай». Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
  3.  Упражнение «Неваляшка». Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают неваляшку.
  4. Упражнение «Превращения». Психолог предлагает детям:

- нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек

- позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребенок, у которого отняли мяч.

- испугаться как… заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;

- улыбнуться как… кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

5. Рисование на тему «Мое настроение». После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.

6. Упражнение «Закончи предложение». Детям предлагается закончить предложение: Взрослые обычно боятся…; дети обычно боятся…; мамы обычно боятся…; папы обычно боятся…;

7. Упражнения «Пружинки». Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.

Занятие 4

«Настроение»

Цель: Осознание  своего настроения, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материалы: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман, песочница, мел

Ход занятия:

  1. Упражнение «Росточек под солнцем»
  2. Упражнение «Злые и добрые кошки». Чертим ручеек. По обе стороны ручейка находятся злые кошки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек. Ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируют возникшие чувства.
  3.  Игра « На что похоже мое настроении?» Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном синем небе».
  4. Упражнение «Ласковый мелок» дети разбираются на пары. По очереди рисуют на спине друг друга различные предметы. Тот, кому рисуют должен угадать, что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.
  5. Упражнение «Угадай, что спрятано в песке?» Дети разбираются на пары. Один прячет что – то в песке, другой пытается найти.
  6. Рисование на тему « автопортрет» Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.
  7. Упражнение «Горячие ладошки»

Занятие 5

«Наши страхи»

Цели: Стимулирование аффективной сферы ребенка, повышение психологического тонуса.

Материалы: магнитофон; спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.

Ход занятия:

  1. Упражнение «Росточек под солнцем».
  2. Упражнение «Петушиные бои». Дети разбиваются на пары – петушки. Они стоят на одной ноге дерутся подушками. Пир этом они стараются сделать так, что бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает проигрыш.
  3. Упражнение «Расскажи свой страх». Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх – нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, что они боялись, когда были маленькими.
  4. Рисование на тему «Чего я боялся, когда был маленький» Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.
  5. Упражнение «Чужие рисунки» Детям показывают рисунки страхов, только что нарисованных , все вместе думают, чего боялись эти дети и как им помочь.
  6. Упражнение «Дом ужасов». Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов. Все страхи и ужасы остаются в кабинете психолога, закатанные в банки с крышками.
  7. Упражнение «Горячие ладошки».

Занятие 6

«Я больше не боюсь»

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха. Снижение эмоционального напряжения.

Материалы: магнитофон; спокойная музыка; краски; альбомные листы, подушка; задорная музыка.

Ход занятия:

  1. Упражнение «Росточек под солнцем».
  2. Упражнения «Смелые ребята». Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребенок становится на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» так повторяется несколько раз.  От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребенок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.
  3. Упражнение «Азбука страхов». Детям предлагается нарисовать различных страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее  дети рассказывают о том, что нарисовали.  Далее каждому ребенку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
  4. Упражнение «Страшная сказка по кругу». Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1-2 предложению каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, что бы это страшное,  превратилось в смешное.
  5. Упражнение « На лесной поляне».  Психолог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки, таракашки. Звучит музыка, дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задание, соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью, жуку).
  6. Упражнение « Прогони Бабу – Ягу». Ребенка просят представить, что в подушку залезла Баба палкой, пугать по очереди. Ребенок громким уверенным голосом говорит: « Я тебя не боюсь!».
  7. Упражнение « Горячие ладошки».

Занятие 7

«Волшебный лес»

Цель: Развитие умения передавать свое эмоциональное состояние через художественный образ. Снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Материалы: магнитофон; спокойная музыка, краски; ватман; макеты кочек.

Ход занятия:

  1. Упражнение «Росточек под солнцем».
  2. Упражнение « За что меня любят мама…, папа…, сестра… т.д.» Детям предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.
  3. Упражнение « Лягушки на болоте»
  4. Упражнение «Неопределенные фигуры». Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят ,на какие страшные существа они похожи.
  5. Игра «Тропинка». Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде они преодолевают воображаемые препятствия: «Спокойно идем по тропинке, вокруг кусты, деревья, зеленая трава, ручей, через него перекинут мостик. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идем по тропинке и т.д.».
  6. Коллективный рисунок по сочиненной общей истории на тему: «Волшебный лес».  Психолог предлагает вспомнить тот лес, по которому шли дети и нарисовать его.
  7. Упражнение «Доверяющее падение».
  8. Упражнение «Горячие ладошки».

Занятие 8

«Сказочная шкатулка»

Цель: Формирование положительной « я – концепции»; самопризнания, уверенности в себе, снижения тревожности, выявление положительных черт личности.

Материалы: магнитофон, спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.

Ход занятия:

  1. Упражнение «Росточек под солнцем»
  2. Игра «Сказочная шкатулка». Психолог рассказывает детям, что фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок. Далее он говорит: «вспомните своих любимых сказочных героев и скажите, какие они, чем они вам нравятся, как они выглядят. Далее с помощью волшебной палочки все дети превращаются в сказочных героев.
  3. Упражнение «Конкурс  баюсек». Дети по кругу передают мяч. Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно « Я…. Этого не боюсь!».
  4. Игра « Принц и принцесса « Дети стоят по кругу. В центре ставится стул, это трон. Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок садится на трон. Остальные оказывают ему  знаки внимания, говорят что –то хорошее.
  5. Упражнение « Придумай веселый конец». Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки необходимо придумать смешное продолжение и окончание.
  6. Рисование на тему «Волшебные зеркала». Психолог предлагает нарисовать себя в трех зеркалах, но не простых, а волшебных: в первом – маленькими и испуганными, во втором – большими и веселыми, в третьем – не боящимся не чего и сильным. После задаются вопросы: Какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?
  7. Упражнение «Горячие ладошки».

Занятие 9

«Волшебники»

Цель: Снижение психического напряжения, закрепления адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия.

Материалы: магнитофон; спокойная музыка.

Ход занятия:

  1. Упражнение «Росточек под солнцем».
  2. Игра «Путаница». Выбирается один водящий. Остальные дети запутываются, не расцепляя рук. Водящий должен распутать клубок.
  3. Игра «Кораблик». Матрос – один из детей, остальные дети – кораблик в бушующем море. Матрос, находящийся на корабле должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный и смелый матрос!».
  4. Упражнение «Кони и всадники». Дети делятся на пары – один ребенок превращается в коня, а другой во всадника. Коням завязывают глаза, а всадники встают сзади, берут за локти и готовятся ими править. На скачках задача коня бегать быстрее, а задача всадника – не допускать столкновения с другими конями.
  5. Упражнение «Волшебный сон». Все дети отдыхают, и всем снится один и тот же волшебный сон, который рассказывает психолог.
  6. Рисуем, что увидели во сне. Каждый ребенок вспоминает, что он видел во сне, и рисует эту картинку.
  7. Упражнение «Волшебники». Один из детей превращается в волшебника, ему завязывают глаза и предлагают догадаться, кто к нему будет подходить; он ощупывает кисти рук.
  8. Упражнение «Горячие ладошки»

Занятие 10

«Солнце в ладошке»

Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах, повышения значимости в глазах окружающих.

Материалы: магнитофон; спокойная музыка; фотографии детей; краски; альбомные листы.

Ход занятия:

  1. Упражнение «Росточек под солнцем».
  2. Упражнение «Неоконченное предложение». Детям предлагаются предложения, которые нужно закончить: «Я люблю…», «Меня любят…», «Я не боюсь…», «Я верю…», «В меня верят…», «Обо мне заботятся…»,

3.Игра «Баба-Яга». По считалке выбирается «Баба – Яга». В центре комнаты рисуем круг. Б.Я. бреет веточку – помело и становится в круг. Дети бегают во круг Б.Я. и дразнят ее: «Б.Я. костяная нога, с печки упала, ногу сломала, пошла в огород, распугала весь народ, побежала в баньку, испугала зайку. Б.Я. выпрыгивает из круга и старается коснуться детей помелом.

4.Игра «Комплименты». Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий, кивает головой ,и отвечает: « Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытывали дети при выполнении этого задания.

5.Упражнение « В лучах солнышка». Психолог рисует солнышко, в лучах которого находятся фотографии детей. Дети по очереди называют понравившиеся  качества данного ребенка,  которые он показал на занятиях.

6.Упражнение «Солнце в ладошке». Психолог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют рисунки и дарят их друг другу.

Солнце в ладошке, тень на дорожке,

Крик петушиный, мурлыканье кошки,

Птица на ветке, цветок у тропинке,

Пчела на цветке, муравей на травинке,

И рядышком жук, весь покрытый загаром.

И все это – мне, и все это – даром!

Вот так – ни за что! Лишь бы жил я и жил,

Любил этот мир и другим сохранил…

  1. Упражнение « Горячие ладошки».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общего вида № 6

города Фрязино Московской области

Программа по коррекции страхов и тревожности (у детей 5-7 лет)

Составила педагог – психолог

Первой категории

Погудина Л.А.

2011 – 2012 уч.год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа коррекции страхов у детей 5-7 лет

программа предназначена для работы с детьми испытывающими страх и тревожность...

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста"

Данная программа поможет педагогам-психологам детских садов организовать работу по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста не только с с детьми, но и с родителями и педагогами. в ...

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья с...

программа коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста

Программа по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста...

Программа "Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста"

Проблема страхов у детей дошкольного возраста  приобретает особую актуальность. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в ...

Психологическая программа коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Современная медицина утверждает , что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохр...

Программа коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют нормальному самочувствию и общению со сверстниками....