программа коррекции страхов у детей 5-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
программа предназначена для работы с детьми испытывающими страх и тревожность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrekcii_strahov_moya.docx | 39.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель программы – создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
- Совершенствования умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
- Нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания.
- Сформировать навыки общения, контроля своего поведения..
- Содействовать развитию творческих задатков.
Критерии эффективности программы:
- повышение уверенности в себе;
- снижение тревожности;
- снижения количества страхов;
- улучшение взаимоотношений родитель – ребенок.
1 этап – Диагностический.
Цель: изучение нарушений психологического здоровья детей.
Диагностика:
- Тест «Страхи в домиках»
- Тест «Тревожности» ( Р.Темлл, М. Дорки, В. Амен.)
2 этап – информационный.
Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей
3 этап – практический.
Цель профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.
4 этап – контрольный
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Методы и техники используемые в программе.
Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряженности, переключает внимание.
Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности. Повышение уверенности в себе, снижение страхов.
Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
Арт – терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
Актуальность проблемы. Нестабильные социально – экономические условия жизнедеятельности человека привели к резкому увеличению нарушений нервно – психического характера. Одним из таких нарушений является повышенный уровень тревожности, который представляет собой наиболее значимый риск – фактор, ведущий к нервно – психическим заболеваниям человека. По данным всемирной организации здравоохранения число тревожных людей в 80 – е годы составляло 15 % от общей выборки, в настоящее время их количество возросло в пять раз. При этом изменяется и уровень тревожности. В настоящее время в психологической практике имеется достаточно большой набор техник и приемов, непосредственно направленных на преодоление различных видов тревожности, но в большей степени они предназначены для работы с детьми и подростками, для развития их эмоциональной сферы. Особое значение в связи с этим имеет работа по профилактике и регуляции тревожности личности, которые должны носить не узко функциональный, а общий, личностно – ориентированный характер, сфокусированный на всех структурных компонентах тревожности.
Примерное содержание по программе
№ | Дата проведения | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
октябрь | диагностика | Просвещение «Мешок со страхами» | Рекомендации воспитателям по работе с тревожными детьми | |
1 | Опросник Лавреньтьева Г.П., Татаренко Т.М. «Уровень тревожности ребенка» | |||
2 | Методика диагностики детских страхов (Захаров) | |||
3 | Тест – опросник Спилберга – Ханина (диагностика тревожности) | |||
4 | Тест «Страхи в домиках» | |||
5 | Тест «Кактус» | |||
6 | Тест «Тревожности» (Р.Темлл ,М.Дорки, В. Амен.) | |||
7 | Занятие 1 Тема: Здравствуйте, это я. Цель: повышение позитивного настроя и сплочение детей, эмоциональное и мышечное расслабление. | |||
8 | Занятие 2 Тема: Мое имя Цель: раскрытие своего «Я», формирование чувства близости с другими людьми, достижения взаимопонимания и сплоченности. | |||
ноябрь | ||||
9 | Занятие 3 Тема: Моя кровать – моя крепость Цели: содействовать развитию умения справляться с чувством страха, способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим. | Консультация «Все о страхах» Цель: расширять кругозор родителей по данной проблеме | Консультация: «Детские драки – наши страхи» | |
10 | Занятие 4 Тема: Страх мой – враг мой. Цель: создавать условия для преодоления у детей чувства страха. | Рекомендации родителям по устранению страхов и тревожности у детей дошкольного возраста. | ||
11 | Занятие 5 Тема: Почему грустил трусишка. Цель: Формировать навыки выражения эмоционального настроения. | |||
12 | Занятие 6 Тема: Поединок двух страхов. Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов. | |||
13 | Занятие 7 Тема: Не страшно, а смешно! Цель: обеспечить пути поиска преодоления страхов, способюствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим. | |||
декабрь | ||||
13 | Занятие 8 Тема: Смелость города берет. Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страха. | Консультация – практикум: «Детский невроз страха» | Консультация – практикум: «Детский невроз страха». | |
14 | Занятие 9 Тема: Смелый трусишка Цель: совершенствовать пути преодоления страхов. | Памятка для родителей: «шесть рецептов избавления от гнева». | Индивидуальное консультирование: «Методы коррекции страхов» | |
15 | Занятие 10 Тема: Как побороть страх. Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов. | |||
16 | Занятие 11 Тема: Спать пора. Цель: формировать навыки поведения, сравнивать с поведением других. | |||
17 | Занятие 12 Тема: не боимся паука Цель: содействовать развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих, учить справляться со страхами через рисунки. |
Занятия
Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов ,т.е. 12 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю. Данная программа коррекционно – развивающих занятий рассчитана на детей дошкольного возраста ( 5-7 лет). В каждой группе 5-6 человек.
Условия проведения занятий:
- Принятие ребенка таким, какой он есть.
- Нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
- Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;
- Начало и конец занятия должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия;
- Игра не комментируется взрослым;
- В любой игре ребенку предлагается возможность импровизации.
Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятий дети сидят в кругу.
В содержании занятий выделяется три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.
- Блок – развлекательные (контактные) – 1 занятие - включает объединение детей, задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.
- Блок – коррекционно – направленные + обучающие – 8 занятий – коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе).
- Блок – развлекательные + обучающие + контрольные.
Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.
Структура игрового занятия.
- Ритуал приветствия – 2 минуты.
- Разминка – 10 минут.
- Коррекционно – развивающий этап – 20 минут.
- Подведение итогов – 6 минут.
- Ритуал прощания – 2 минуты.
Ожидаемые результаты.
Ожидаемыми результатами являются:
- Коррекционно – развивающая работа направлена не только на снижение тревожности, но и на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении с окружающими людьми.
- Снижение уровня тревожности. Осознание проблемы тревожных детей. Необходимо вовремя распознавать проявление тревожности и помочь детям стать увереннее в себе, научить управлять собой в различных ситуациях.
- Усиление способности социальной адаптации и стрессоустойчивости людей современных быстроменяющихся условиях.
- Раскрыть вопросы о понятии тревожности, ее причинах, об особенностях поведения детей, имеющих тревожность.
Занятие 1
«Здравствуйте, это я»
Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочение детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.
Ход занятия:
- Разминка: упражнение «Росточек под солнцем»
Дети превращаются в маленький росточек ( сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) все чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.
- Упражнение «Доброе утро». Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга. Доброе утро Саша… Оля… и т.д., которые нужно пропеть.
- Упражнение « Что я люблю». Дети в кругу, каждый по очереди говорит, что он любит из еды, одежды, во что любит играть.
- Упражнение « Качели». Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает, затем меняются.
- Упражнение «Опиши товарища» Один из игроков выходит из комнаты, остальные должны обнаружить, кто вышел, и описать его.
- Упражнение «Лягушки на болоте». Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются «кочки» на разном расстоянии друг от друга, каждый должен пропрыгать все кочки не пропуская ни одной.
- Упражнение «Художники – натуралисты». Дети рисуют совместный рисунок по теме «Следы невиданных зверей».
Занятие 2
«Мое имя»
Цель: Раскрытие своего «Я», формирование чувства близости с другими людьми, достижения взаимопонимания и сплоченности.
Материалы : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбом для рисования.
Ход занятия:
- Упражнение «Расточек» (см. занятие 1)
- Упражнение « Узнай по голосу»
- Игра «Мое имя». Психолог задает вопросы; дети отвечают.
- Тебе нравится твое имя?
- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по другому? Как?
При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает понравившиеся. Психолог говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имена у вас маленькие. Кода вы подрастете и имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Маша – Мария; Дима – Дмитрий.
- Игра «Разведчики». Дети выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведет запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.
- Рисование самого себя
Психолог предлагает нарисовать себя в трех зеркалах:
- в зеленом – таким, каким они представляют себя
- в голубом – какими они хотят быть;
- в красном – какими их видят друзья.
6. Упражнение «Доверяющее падение». Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встает на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.
7. Упражнение «Горячие ладошки»
Занятие 3
«Настроение»
Цель :осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать и сопереживать окружающим.
Материалы: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, нарисованные «пружинки» на отдельных листах.
Ход занятия
- Упражнение «Расточек под солнцем» (см. занятие 1)
- Упражнение «Возьми и передай». Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
- Упражнение «Неваляшка». Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают неваляшку.
- Упражнение «Превращения». Психолог предлагает детям:
- нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек
- позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребенок, у которого отняли мяч.
- испугаться как… заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;
- улыбнуться как… кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;
5. Рисование на тему «Мое настроение». После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.
6. Упражнение «Закончи предложение». Детям предлагается закончить предложение: Взрослые обычно боятся…; дети обычно боятся…; мамы обычно боятся…; папы обычно боятся…;
7. Упражнения «Пружинки». Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.
Занятие 4
«Настроение»
Цель: Осознание своего настроения, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.
Материалы: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман, песочница, мел
Ход занятия:
- Упражнение «Росточек под солнцем»
- Упражнение «Злые и добрые кошки». Чертим ручеек. По обе стороны ручейка находятся злые кошки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек. Ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируют возникшие чувства.
- Игра « На что похоже мое настроении?» Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном синем небе».
- Упражнение «Ласковый мелок» дети разбираются на пары. По очереди рисуют на спине друг друга различные предметы. Тот, кому рисуют должен угадать, что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.
- Упражнение «Угадай, что спрятано в песке?» Дети разбираются на пары. Один прячет что – то в песке, другой пытается найти.
- Рисование на тему « автопортрет» Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.
- Упражнение «Горячие ладошки»
Занятие 5
«Наши страхи»
Цели: Стимулирование аффективной сферы ребенка, повышение психологического тонуса.
Материалы: магнитофон; спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.
Ход занятия:
- Упражнение «Росточек под солнцем».
- Упражнение «Петушиные бои». Дети разбиваются на пары – петушки. Они стоят на одной ноге дерутся подушками. Пир этом они стараются сделать так, что бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает проигрыш.
- Упражнение «Расскажи свой страх». Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх – нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, что они боялись, когда были маленькими.
- Рисование на тему «Чего я боялся, когда был маленький» Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.
- Упражнение «Чужие рисунки» Детям показывают рисунки страхов, только что нарисованных , все вместе думают, чего боялись эти дети и как им помочь.
- Упражнение «Дом ужасов». Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов. Все страхи и ужасы остаются в кабинете психолога, закатанные в банки с крышками.
- Упражнение «Горячие ладошки».
Занятие 6
«Я больше не боюсь»
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха. Снижение эмоционального напряжения.
Материалы: магнитофон; спокойная музыка; краски; альбомные листы, подушка; задорная музыка.
Ход занятия:
- Упражнение «Росточек под солнцем».
- Упражнения «Смелые ребята». Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребенок становится на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» так повторяется несколько раз. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребенок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.
- Упражнение «Азбука страхов». Детям предлагается нарисовать различных страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребенку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
- Упражнение «Страшная сказка по кругу». Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1-2 предложению каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, что бы это страшное, превратилось в смешное.
- Упражнение « На лесной поляне». Психолог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки, таракашки. Звучит музыка, дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задание, соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью, жуку).
- Упражнение « Прогони Бабу – Ягу». Ребенка просят представить, что в подушку залезла Баба палкой, пугать по очереди. Ребенок громким уверенным голосом говорит: « Я тебя не боюсь!».
- Упражнение « Горячие ладошки».
Занятие 7
«Волшебный лес»
Цель: Развитие умения передавать свое эмоциональное состояние через художественный образ. Снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.
Материалы: магнитофон; спокойная музыка, краски; ватман; макеты кочек.
Ход занятия:
- Упражнение «Росточек под солнцем».
- Упражнение « За что меня любят мама…, папа…, сестра… т.д.» Детям предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.
- Упражнение « Лягушки на болоте»
- Упражнение «Неопределенные фигуры». Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят ,на какие страшные существа они похожи.
- Игра «Тропинка». Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде они преодолевают воображаемые препятствия: «Спокойно идем по тропинке, вокруг кусты, деревья, зеленая трава, ручей, через него перекинут мостик. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идем по тропинке и т.д.».
- Коллективный рисунок по сочиненной общей истории на тему: «Волшебный лес». Психолог предлагает вспомнить тот лес, по которому шли дети и нарисовать его.
- Упражнение «Доверяющее падение».
- Упражнение «Горячие ладошки».
Занятие 8
«Сказочная шкатулка»
Цель: Формирование положительной « я – концепции»; самопризнания, уверенности в себе, снижения тревожности, выявление положительных черт личности.
Материалы: магнитофон, спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.
Ход занятия:
- Упражнение «Росточек под солнцем»
- Игра «Сказочная шкатулка». Психолог рассказывает детям, что фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок. Далее он говорит: «вспомните своих любимых сказочных героев и скажите, какие они, чем они вам нравятся, как они выглядят. Далее с помощью волшебной палочки все дети превращаются в сказочных героев.
- Упражнение «Конкурс баюсек». Дети по кругу передают мяч. Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно « Я…. Этого не боюсь!».
- Игра « Принц и принцесса « Дети стоят по кругу. В центре ставится стул, это трон. Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок садится на трон. Остальные оказывают ему знаки внимания, говорят что –то хорошее.
- Упражнение « Придумай веселый конец». Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки необходимо придумать смешное продолжение и окончание.
- Рисование на тему «Волшебные зеркала». Психолог предлагает нарисовать себя в трех зеркалах, но не простых, а волшебных: в первом – маленькими и испуганными, во втором – большими и веселыми, в третьем – не боящимся не чего и сильным. После задаются вопросы: Какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?
- Упражнение «Горячие ладошки».
Занятие 9
«Волшебники»
Цель: Снижение психического напряжения, закрепления адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия.
Материалы: магнитофон; спокойная музыка.
Ход занятия:
- Упражнение «Росточек под солнцем».
- Игра «Путаница». Выбирается один водящий. Остальные дети запутываются, не расцепляя рук. Водящий должен распутать клубок.
- Игра «Кораблик». Матрос – один из детей, остальные дети – кораблик в бушующем море. Матрос, находящийся на корабле должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный и смелый матрос!».
- Упражнение «Кони и всадники». Дети делятся на пары – один ребенок превращается в коня, а другой во всадника. Коням завязывают глаза, а всадники встают сзади, берут за локти и готовятся ими править. На скачках задача коня бегать быстрее, а задача всадника – не допускать столкновения с другими конями.
- Упражнение «Волшебный сон». Все дети отдыхают, и всем снится один и тот же волшебный сон, который рассказывает психолог.
- Рисуем, что увидели во сне. Каждый ребенок вспоминает, что он видел во сне, и рисует эту картинку.
- Упражнение «Волшебники». Один из детей превращается в волшебника, ему завязывают глаза и предлагают догадаться, кто к нему будет подходить; он ощупывает кисти рук.
- Упражнение «Горячие ладошки»
Занятие 10
«Солнце в ладошке»
Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах, повышения значимости в глазах окружающих.
Материалы: магнитофон; спокойная музыка; фотографии детей; краски; альбомные листы.
Ход занятия:
- Упражнение «Росточек под солнцем».
- Упражнение «Неоконченное предложение». Детям предлагаются предложения, которые нужно закончить: «Я люблю…», «Меня любят…», «Я не боюсь…», «Я верю…», «В меня верят…», «Обо мне заботятся…»,
3.Игра «Баба-Яга». По считалке выбирается «Баба – Яга». В центре комнаты рисуем круг. Б.Я. бреет веточку – помело и становится в круг. Дети бегают во круг Б.Я. и дразнят ее: «Б.Я. костяная нога, с печки упала, ногу сломала, пошла в огород, распугала весь народ, побежала в баньку, испугала зайку. Б.Я. выпрыгивает из круга и старается коснуться детей помелом.
4.Игра «Комплименты». Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий, кивает головой ,и отвечает: « Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытывали дети при выполнении этого задания.
5.Упражнение « В лучах солнышка». Психолог рисует солнышко, в лучах которого находятся фотографии детей. Дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребенка, которые он показал на занятиях.
6.Упражнение «Солнце в ладошке». Психолог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют рисунки и дарят их друг другу.
Солнце в ладошке, тень на дорожке,
Крик петушиный, мурлыканье кошки,
Птица на ветке, цветок у тропинке,
Пчела на цветке, муравей на травинке,
И рядышком жук, весь покрытый загаром.
И все это – мне, и все это – даром!
Вот так – ни за что! Лишь бы жил я и жил,
Любил этот мир и другим сохранил…
- Упражнение « Горячие ладошки».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общего вида № 6
города Фрязино Московской области
Программа по коррекции страхов и тревожности (у детей 5-7 лет)
Составила педагог – психолог
Первой категории
Погудина Л.А.
2011 – 2012 уч.год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа коррекции страхов у детей 5-7 лет
программа предназначена для работы с детьми испытывающими страх и тревожность...
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста"
Данная программа поможет педагогам-психологам детских садов организовать работу по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста не только с с детьми, но и с родителями и педагогами. в ...
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья с...
программа коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста
Программа по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста...
Программа "Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста"
Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в ...
Психологическая программа коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Современная медицина утверждает , что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохр...
Программа коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют нормальному самочувствию и общению со сверстниками....