Игры для развития восприятия у детей 4-5 лет
учебно-методический материал (средняя группа) по теме

Федоренкова Юлия Олеговна



√ «Волшебный мешочек» 
Возьмите непрозрачный мешочек. Положите в него 5-6 игрушек, изготовленных из разных материалов. Предложите ребенку опустить руку в мешочек, потрогать предмет и назвать вслух те свойства, которые ему подсказывают тактильные ощущения. Мама отгадывает. После верного ответа поменяйтесь местами.

√ «Удивительные звуки»
Данная игра развивает слуховое восприятие. Возьмите несколько предметов из разнообразного материала (дерево, стекло, металл и т.д.). Спрячьте предметы за ширмой. Взрослый постукивает палочкой из дерева по одному из предметов, а ребенок угадывает – какой материал издает этот удивительный звук.

Усложняем задание – как только малыш определили материал предмета, предложите ему назвать еще предметы, изготовленные из него.

Еще сложнее – назвать предметы или явления природы, которые издают звуки, подобные рукотворным изделиям. Например: звон стекла – звон капели.

√ «Узнай по голосу»
Для этой игры нужно несколько человек. Дети становятся в круг и держатся за руки. В центре круга один ребенок (Маша, например). Дети водят хоровод вокруг Маши со словами:

Маша, ты сейчас в лесу,
Мы зовем тебя: Ау!
Ну-ка глазки закрывай,
Кто зовет тебя, узнай.

Маша закрывает глаза. Один ребенок из круга зовет ее по имени. Маша должна узнать, кто ее позвал. Если угадала, дети меняются местами. Если нет, игра продолжается. Игра развивает слуховое восприятие.

√ «Звуки природы»
Развить чувственное восприятие ребенка можно с помощью игры «Звуковое лото». Предложите ребенку послушать запись шума ветра или голоса животных и рассказать о своих ощущениях. Если звук угадан, спросите у ребенка, где можно услышать такой звук.

√ «Угадай по запаху»
Возьмите различные объекты с ярко выраженными запахами – духи, кофе, апельсин, различные пряности и т.д. Завяжите ребенку глаза плотным платком. Поднесите один из ароматов к носику малыша и предложите угадать, что это за запах. Пусть опишет характер своих ощущений. Дальше разложите предметы на два подноса – по принципу «съедобное и несъедобное».

√ «Можно ли нарисовать запах?»
Для развития обонятельного восприятия поиграйте с ребенком в следующую игру. Возьмите альбом, краски, кисточки, духи, разные эфирные масла. Дайте ребенку понюхать ароматы, пусть найдет один из самых любимых для себя. Предложите ребенку нарисовать этот запах, передавая его как в цвете, так и в форме.

√ «Вкусная игра»
Возьмите несколько фруктов и овощей. Нарежьте их небольшими кусочками и положите на тарелку. Предложите ребенку закрыть глаза. Положите один из кусков в рот малышу. Ребенок должен угадать по вкусу, что это такое. Усложнив задание, предложите ребенку назвать не только этот продукт, но и способ его обработки – вареный, соленый, сырой, жареный.

√ «Стрелка покружись»
Дети становятся в круг. Каждому из них на одежду прикрепляется небольшой кружочек – одному красный, другому — синий и т.д. В середине круга находится один человек – он будет стрелкой. Малыш вытягивает руку, подобно стрелке и вращается по кругу. Игроки в это время говорят такие слова:

Стрелка, стрелка покружись.
Всем кружочкам покажись.
И какой тебе милей
Покажи нам поскорей.
Стоп!

В это время «стрелка» останавливается, показывает на ребенка и называет его цвет. Ведущий задает вопросы: «Какие овощи бывают красного цвета? Что бывает синим?» и т.д. Тот ребенок, кто правильно ответил, получает фишку. Кто больше набрал фишек, тот и победил.

√ «Салфетки»
На столе разложите несколько салфеток с вырезанными узорами простой формы. У детей листочки со схематичным изображением этих же салфеток, сложенных вдвое. Нужно по чертежу найти свою салфетку. Такая игра развивает внимание и мышление ребенка.

√ «Опиши»
Ведущий называет слово или показывает картинку, а ребенок должен сказать признаки этого предмета. Например: елка – колючая, зеленая, пушистая, лесная. Заяц – трусливый, быстрый, серый, длинноухий и т.д.

√ «Какое это время?»
Ребенок получает различные картинки с изображением персонажей с различное время суток. Задача – разложить картинки по коробочкам по частям суток (или временам года).

√ «Дорисуй»
Ведущий предлагает ребенку задумать какой-либо предмет, а нарисовать только его отдельную часть. Теперь предложите другому ребенку дорисовать картину, опираясь на увиденное. Игра развивает зрительное восприятие, способность узнавать отдельные детали, воссоздавая по ним целую картину.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения и игры на развитие восприятия у аутичных детей

Многие нарушения в поведении детей с расстройством аутичного спектра являются результатом нарушенного восприятия или неверной переработки сенсорной информации. Эти проблемы могут касаться ка...

Памятка для родителей «Сенсорное развитие детей. Игры на развитие восприятия».

В данной памятке   вниманию родителей представлены дидактические игры для развития сенсорных способностей детей . Все эти игры родители могут с легкостью использовать для занятий с детьми до...

Консультация для родителей:"Игры по развитию восприятия у детей"

Данная консультация знакомит родителей с играми по развитию восприятия у детей....

Игры на развитие восприятия у детей 4-5 лет

Картотека игр на развитие восприятия для детей 4-5 лет....

Игры на развитие восприятия у детей цвета

«Наряди куклу» Цели: развивать практические действия: пробное прикладывание предметов друг к другу, наложение одного предмета на другой, умение осуществлять зрительный контроль за выполнением собстве...

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...