Доклад «Игра – ведущий вид деятельности в воспитании дошкольников»
методическая разработка
Доклад «Игра – ведущий вид деятельности в воспитании дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_igra.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Игра – ведущий вид деятельности в воспитании дошкольников»
Подготовил
воспитатель I кв. категории
МДОУ ЦРР-д/с №15 Таирова И.В.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выдвигают игру как основу организации всех видов деятельности детей, посещающих детский сад.'
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи в том числе и обучение. Задачи воспитания и развития детей — это способствовать развитию всех компонентов детской игры; создавать основу для развития содержания детских игр; формировать умение следовать игровым правилам; Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия. В связи с этим я стараюсь активно использовать игровую мотивацию в организации деятельности детей. Все виды развивающих образовательных ситуаций провожу либо в форме игры, либо использую игровые приемы и действия. А также отдаю предпочтение игровому построению всего образа жизни детей используя при этом следующие виды игр: сюжетно- ролевые, режиссерские, театрализованные, строительно-конструктивные, игры-экспериментирования, дидактические, развивающие, подвижные.
Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр в группе созданы следующие условия:
- построение развивающего пространства;
- наличие комфортного места для каждого ребенка;
- возможность самостоятельно менять игровую среду;
- учет половых различий ребенка.
С помощью родителей оборудовали игровую среду. Приобрели множество разнообразных игр, красивых нарядных кукол, мебель разнообразный вид транспорта, конструкторы, подобрали предметы заместители в такие игровые зоны как парикмахерская, больница, магазин и т.д. все эти игры быстро привлекают детей, и они начинают разнообразно действовать с ними.
Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью мы проводили:
- наблюдения за играми других детей;
- экскурсии;
- беседы на определенные темы связанные с наблюдениями окружающей жизни;
- при ознакомлении с какой-либо профессией детское внимание фиксировали не только на предметах и явлениях, трудовых действиях;
- но и, в большей степени, на людях, их взаимоотношениях, тогда игра легко возникает, и дети содержательно играют, отражая в игре полученные знания;
- чтение художественной литературы;
- использование технических средств;
- инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра.
Деятельность воспитателя по формированию игры всегда связана с изучением общего уровня развития ребенка и имеющегося у него игрового опыта. Поэтому, в процессе своей деятельности я стараюсь проводить наблюдения за детьми где выясняю, как дети играют, как проявляют себя в играх. Эти наблюдения помогают мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком
Для того чтобы было легче вводить детей в игровую ситуацию я использую забавного персонажа клоуна Клепу. С его помощью дети лучше запоминают правила игры. Детям нравиться, когда мы с Клепой зазываем их в игру потешками. Например,
Я Матвея полечу
Насте витамины пропишу,
А когда врачом я стану,
Я и к вам тогда пристану.
Приведем в порядок Веру
Челочку подрежем в меру
Красоту ей наведем
На концерт тогда пойдем.
Приходите к нам на чай,
Есть варенье и печенье,
Леденцы всем в настроенье.
В процессе игры Клепа подбадривает детей, хвалит, направляет их действия помогает советом. Например, заметив попытку мальчика наехать своим автомобилем на домик, построенный девочками, клоун Клепа скажет: «Какой хороший Ярослав хороший шофер он знает правила дорожного движения, всегда смотрит на дорогу поэтому никогда не на кого не наедет. Послушав Клепу ребенок тут же объезжает постройку не задев домика. Дети любят Клепу ведь он театральная игрушка, а театральная деятельность любимая деятельность детей, в которой им нравиться участвовать, исполнять роли полюбившихся им героев из прочитанных произведений «Репка», «Лиса и волк», «Колобок». В играх учу ребят передать особенности движений, голоса, эмоциональные состояния. Театрализованная деятельность положительно влияет на выразительность речи у детей.
В сюжетно-ролевых играх детей подбираю сюжеты для инсценировок с куклой. В младшей группе сюжет игры был простой, например, мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть, мама сварила кашу, покормила дочку, но постепенно в средней группе он усложнялся Я вводила новые игровые действия: мама стирает бельё, купает куклу, лечит её, гуляет с ней В одной сюжетно-ролевой игре я переплетала разнообразные события (мама с дочкой собрались идти в гости, сначала они зашли в парикмахерскую, а затем в магазин за подарками. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты и предметы заместители обогащают её содержание. Очень важно, чтобы к куклам, мишкам, дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из ребят бросит куклу на пол, обращаю внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Дети быстро реагируют на эти слова
Накопленный опыт помогает малышам активней участвовать в игре.
В совместной игре с детьми стимулирую развитие игрового замысла через проблемную ситуацию, например, у врача исчезли все лекарства или наш корабль сбился с пути Появление такой проблемы пробуждает детскую фантазию, делает игру более интересной и содержательной.
Поскольку игровая деятельность занимает большую часть времени дошкольников, необходимо правильно сформировать модель поведения между мальчиками и девочками. Создавая игровые ситуации, необходимые для закрепления полуролевого поведения, я учитываю, что мальчики и девочки ведут себя в играх абсолютно по- разному. Девочкам достаточно маленького «уголка», так как они раскладывают свои «богатства» такие как тряпочки, бусинки, пуговички перед собой и играют в ограниченном пространстве. Мальчикам наоборот - необходимо более большее пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, они бегают, бросают предметы в цель; разбирают, собирают игрушки. Шумные игры, наполненные движением, вызывают у воспитателей раздражение, так как они, считается что такие игры могут привести к травме, резко прерывая, лишая их радости, которую они при этом испытывают. Для того чтобы перевести игру в другое русло я предлагаю девочкам превратиться в красавиц принцесс, а мальчикам в смелых и отважных рыцарей, которым предстоит освободить принцесс из старого замка куда посадила их злая фея. В обстановке игры показываю детям как лучше распределить роли, как с помощью развития сюжета взять в игру всех желающих. Во время таких игр дети учатся взаимопомощи, доброжелательности.
Конструктивная деятельность — это деятельность которую любят как мальчиков, так и девочек. Детям нравиться сооружать различные постройки используя такие подручные атрибуты как столики, коробки, различные тряпочки, покрывала и т.д. Так при тематической недели посвященной «Транспорту» ребятам нравилось играть в сюжетно-ролевую игру «Автобус» в игре детям нравилось сооружать постройки из стульев. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. Вот мы и решили оборудовать в группе свой мини Лего-ленд поместили туда различные виды конструкторов и кубиков начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений. Дети очень любят играть с кубиками. Этот интерес можно использовать, включая элементы конструирования в любой сюжет. Например, в игре «Мы строители» я предлагаю детям изготовить для кукол мебель, построить для них большие и маленькие домики, а девочки их украсят. Во время прогулок в зимний период совместно с детьми в процессе игры мы сооружали постройки из снега, а в теплое время из песка Мальчишкам нравилось строить гаражи для машин, девочкам печь пирожки, украшая их веточками и листочками.
В конструктивных играх дети учатся коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное, применять конструктивные умения.
При проведении с детьми подвижных игр стараюсь повысить интерес детей с помощью введения элементов новизны, тем самым побуждая их к большей активности проявлению инициативы, самостоятельности. Так, например, в игру «Поезд» могу внести следующие дополнения: сначала дети просто двигаются в колоне по одному – едут на поезде, поезд делает остановки по звуковому сигналу; затем поезд может двигаться то быстрее, то медленнее; при следующих повторениях игры я предлагаю детям выйти погулять по лужайке собрать цветы, ягоды. Имитируя эти движения, дети проделывают ряд движений: бегают, прыгают, приседают, наклоняются. В следующий раз предлагаю детям на остановке попрыгать через канавку (положа на пол веревочки, поиграть в мяч и т.д. Таким образом, благодаря некоторым дополнениям хорошо знакомые игры можно повторять многократно, добиваясь от детей более четкого выполнения движений и правил. Во время прогулок в играх и упражнениях детей стараюсь использовать природные условия окружающей местности: канавки, пригорки, ручейки, деревья. Они могут служить препятствием, которое надо преодолеть в ходе игры или упражнений. В помещении же помимо пособия для упражнений я использую различную мебель: столы, стулья и.т.д. Через положенную на сиденья стульчиков рейку дети могут подлезать под нее, между ножками стульев прокатывать мячи.
Подвижные игры (сюжетные и несюжетные игры) важны для физического воспитания дошкольников, потому, что способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта
В совместной образовательной деятельности использую такие развивающие игры как «Угадай кому что принадлежит», «Угадай картинку», «Сложи узор», «Пазлы» и т.д. В играх учу детей группировать предметы по различным признакам, составлять целое изображение из частей, элементарному планированию своей поисковой деятельности.
Но положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности малыша. Для этого я ознакомила родителей с результатами диагностики в ходе которой возникло ряд вопросов во что и как правильно играть с малышами. По этой теме я провела и рекомендовала ряд консультаций: «Малыши начинают играть», «Малыши и его игрушки», «Играйте вместе с детьми». Эта совместная работа способствовала развитию у детей интереса к игровой деятельности детей. Они правильно воспринимали все рекомендации, что очень помогло мне в работе.
В результате дети достигли хороших результатов в разнообразных сферах деятельности, а у некоторых детей знания превышают их возрастные особенности
Если в младшей группе, когда некоторые дети, не зная друг друга, играли в одиночку. Мы старались помочь им сплотиться в единый коллектив. То к 5 годам у них наступил расцвет игры. Дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Игровые интересы стали более устойчивыми. Ребята стали играть более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь я замечаю, что все главные роли они принимают на себя. Роль воспитателя - это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры.
Недоразвитие этой деятельности наносит ущерб мышлению, воображению, фантазии, волевой сфере, поскольку именно эти психологические функции малыша интенсивно развиваются во время игры. Применение игры во всех сферах жизни ребенка дошкольного возраста позволит существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе и будет способствовать последующему формированию учебной деятельности.
Игра сама по себе универсальный стимулятор. Главное, в поддержании игрового интереса - чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА. РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный потокпредставлений, понятий об окружающем мире....
Деловая игра для педагогов ДОУ "Игра ведущий вид деятельности дошкольников"
Тема : "Игра ведущий вид деятельности дошкольников"Цель: транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме "Игровая деятельность дошкольников", используя активные методы ра...
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема "Игра-ведущий вид деятельности дошкольников"
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУТема "Игра-ведущий вид деятельности дошкольников"Цель: Транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя актив...
Деловая игра «Игра-ведущий вид деятельности дошкольников»
Транслировать опыт ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами. ...
Доклад " Игра - ведущий вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте"
Светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово "игра"ассоциируется с чем - то неповторимым, радостным. Игра - это умение весело и непринуждённо учиться. Учиться видеть и...
Доклад по теме: «Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольника»
Педагогический совет по теме «Развитие игровой деятельности у дошкольников» Доклад по теме: ...
Консультация "В какие игры играют наши дети? Игра - ведущий вид деятельности дошкольника"
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра....