Родительское собрание
материал (младшая группа) по теме

Безручкина Татьяна Витальевна

Родительское собрание во второй младшей группе "Развитие речи младших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_razvitie_rechi_mladshikh_doshkolnikov.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание во 2 младшей группе на тему:

«Развитие речи младших  дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка; демонстрация родителям актуальности формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.

1 часть

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас . Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Ведь всем известно, что ведущая роль в воспитании принадлежит семье. Семья- это источник, который питает человека с рождения.

Сегодняшний наш разговор о развитии одного из важнейших процессов человека – речи. Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум  взаимосвязанным направлениям:

- речь  ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками ;

- речь становится основной перестройки мыслительных процессов  и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

-развитие у детей коммуникативных способностей ( способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение ,чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

- Формирование звуковой культуры речи.

-Обогащение словарного запаса.

- Формирование грамматического строя  речи.

- Обучение рассказыванию, связной речи.

-Развитие выразительности речи.

(сегодня мы с вами отправимся позднее в путешествие по стране развития речи и на всех этих станциях остановимся)

Работа по развитию речи ребёнка в д /с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи , а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой  и художественной деятельности ; в повседневной  жизни.

Вот перечень факторов успешного речевого развития  ребёнка:

  1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
  2. Общение ребёнка с другими детьми.
  3. Речь взрослого – образец для подражания.
  4. Развитие мелкой моторики рук.
  5. Чтение детской художественной литературы.
  6. Игры с ребёнком взрослых и людей.

Послушайте, пожалуйста, в чём особенности речевого развития ребёнка к 4 годам:

  • Правильно произносит отдельные звуки, умеет интанационно передать вопрос, просьбу, восклицание;
  • Накапливает опредеоённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения;
  • Активно осознают обобщающую функцию слов;
  • Начинают использовать в речи сложные формы предложений;
  • Осваивает навыки разговорной речи, выражает свои мысли простыми и сложными предложениями.

В речи детей этого возраста отмечаются некоторые особенности:

  • Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (шжчщ). Сонорные (рРьл)звуки, а некоторые их пропускают.
  • Необходима работа над развитием артикуляционнного аппарата, а также над звуковой культурой речи, темпом, силой голоса.
  • Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.
  • Существует проблема словообразования
  • Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.

 

- «Сколко тебе повторять: надо говорить «шапка», а не «сапка». Когда наконц, ты это запомнишь!- сердиться мама на своего малыша.

Дети 3-4 лет произносят:

Все свистящие (с, сь, з, зь)

Все губные (п, б, пь, бь)

Все зубные (т,ть, д, дь)

Губно-зубные (ф,фь, в, вь)

Все гласные

Шипящие заменяются на свистящие (вместо каша-каса)

Сонорные (р, рь, л, ль) на др.

Действительно, в этом возрасте (3-4 года) дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно данному возрасту.

Постепенно к 5 годам возрастные несовершенства исчезают. Но роль взрослых -  родителей и воспитателей  в этом вопросе необычайно огромна!

Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют себя несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с малышами.Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об интересных событиях в жизни и т. д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, тем лучше егоразвитие.

Хотелось бы отметить семьи, в которых видно сразу, что детям много читают, беседуют с ними. (Тумачёвы, Догадовы. Зайцевы, Ефимовы)

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие.

Сказка может скоротать путь, познакомить с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей, разрешить конфликт. Рассказывайте, читайте детям . А в хорошие, знакомые сказки можно ещё и поиграть.

В нашей раздевалке начала функционировать мини- библиотека. Здесь вы можете взять любую понравившуюся вам книгу, записав её в журнале выдачи и книг. Можете сами приносить и меняться своими книгами. Возможно, кому то из вас я сама буду что-то рекомендовать для прочтения по теме.

2 часть

Давайте организуем небольшую  игровую мини-программу. Она поможет вам в занятиях по развитию речи с вашими детьми.

А сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране «Развитие речи».

Станция «Сказочная» (развитие связной речи и выразительности)

  1. «Сочиним сказку вместе»Давайте придумаем сказку вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получил яблоко, продолжает сказку.

2. «Загадки» про сказки. ( нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

Предлагаю поиграть со мной в пальчиковую игру « Медведь»

Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.

Лез медведб в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее на подмогу,

Мишка, кажется, застрял.

(теперь нужно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.)

Станция «Игровая» (игры для формирования звукопроизношения) Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Чистоговорки:

Уп , уп , уп – мама варит суп. (зв. П.) БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б) «Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б) «Жа- жа –жа, есть иголки у ежа» . «Жу-жу-жу молоко дадим ежу». «Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».

Артикуляционная гимнастика .- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе . Предлагаю вашему вниманию несколко простых упражнений, которые можно делать дома сдетьми.

«Как едет лошадка?»Пощёлкайте языком, прижимая кончик к верхним зубам.

- Вот идёт лошадка, цокает копытами: цок-цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро- быстро.(щёлкаете языком быстро, ускоряя темп)

«Сердитый индюк»

Вообразите себя рассерженным индюком. При этом вы должны быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизирунтся работа лицевых мышц.

«Верблюжонок плюётся»

Для правильного произношения многих звуков нужно. Чтобы на язычкеиобразовался желобок. Предлагаю вам поплеваться, но беззвучно и без слюны. Вот посмотрите в зеркало, получается ли ямочка на языке? Если не получается, то пробуем ещё раз.

Упражнения для губ и языка( показать родителям книгу. Оставить книгу в нашей библиотеке, чтобы родители могли брать домой и делать упражнения).

Станция (грамматический строй речи)

 «Назови ласково» с перекидыванием мяча

 Н- р  окно - окошечко

дверь - дверка

"Спрячь мячик"

 предлагаю выполнить действия с мячом по указанию: "Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула" и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с мячом, комментируя их

 «Один - много» 

Станция заключительная.(Обогащение словарного запаса)

  1. «Эпитеты»На ваших листочках написаны слова. Вам нужно написать 5 эпитетов (прилагательных) к этим словам. Затем зачитать их.
  2. «Я знаю 5 названий…..». Назвать по 5 слов, входящих значение. Н- р посуды, деревьев, музыкальных инструментов, птиц и др.

 Подводя итог наших игр, хочется отметить самых активных и угостить их сладкими призами.

(А также отблагодарить благодарственными письмами те семьи, кто принял участие в конкрсе «Мы кормушки смасттерили».)

Подведение итогов собрания.

Принятие решения:

  • Уделять должное внимание развитию речи ребёнка.
  • Читать сказки, учить стихи, потешки, разгадывать загадки, сочинять истории; стать активным читателем нашей мини- библиотеки. Мы будем записывать книги в журнале выдачи . А по истечении некоторого времени, посмотрим, кто из вас больше всех книг прочитал из нашей библиотеки,
  • Принимать активное участие в жизни детского сада.
  • Принести в группу вещи, пригодные для игр: костюмы, бусы, шляпки.
  • Не стесняться, если есть желание и время, можно шить, вязать , мастерить театальных героев.
  • И конечно же выполнять по мере возможности мои рекомендации.

Рефлексия.

Перед вами – яблонька и яблочки двух цветов (красные и зелёные). Её нужно украсить красивыми яблочками. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте яблоньку красным яблочком. А если не понравилось и вы считаете, что потеряли время, украсьте зелёным яблочком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...