Проект программы «Умные пальчики» по формированию графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Пояснительная записка.
В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.
Развитие психической коррекции связано с именем Л.С.Выготского. Им проводились многочисленные исследования в области дефектологии и специальной психологии. Общим для всех видов аномального развития является раннее возникновение первичной патологии. Например, при раннем поражении интеллекта у детей наблюдается отставание развития моторной сферы. Это проявляется в позднем развитии ходьбы, в недоразвитии мелкой моторики. Системно-структурный подход к анализу дефекта у детей с нарушениями в развитии, предложенный Л.С.Выготским, позволяет нам оценить все многообразие их развития, выделить его определяющие и побочные факторы и на основе этого построить научно обоснованный, психокоррекционный проект.
У многих детей задержка психомоторного и психического развития сопровождается теми или иными отклонениями в состоянии нервно-психической сферы, по данным центра комплектования специальных детских садов для детей с ограниченными возможностями здоровья, функциональные нарушения осложняются различными невротическими расстройствами. Это тормозит развитие тонкокоординированных движений руки и графомоторных навыков и вызывает необходимость организации специальных занятий.
Многолетние наблюдения и анализ результатов психолого-педагогического обследования показывают, что у детей 5-6 лет с ОВЗ, поступающих в коррекционные группы, графические умения и развитие мелкой моторики находятся на низком уровне или совсем не сформированы. Дети не умеют правильно держать карандаш, проводить линии в заданных направлениях, копировать, изображать предметы. Половина детей вообще отказываются от выполнения графических заданий. Таким образом, развитие зрительно-моторной координации и графических умений является одной из основных задач коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сложность, многообразие и специфика психического дизонтогенеза у детей с ограниченными возможностями здоровья требует системного подхода к разработке коррекционных технологий. Отсутствие единой комплексной программы по коррекции тонкокоординированных движений руки и графомоторных навыков и новые подходы к организации работы в ДОУ обусловили разработку данного проекта, основанной на основных требованиях « Программы обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.
При составлении данной проекта учитывался важнейший дидактический принцип о развивающем обучении С.Выготского о том, что правильное обучение ведет за собой развитие.
Данная проект отличается тем, что вся коррекционная работа строится по тематическому циклу, используя принцип концентричности и повторения тем с наращиванием объема материала.
Основная цель проекта коррекционной работы—развитие зрительно-моторной координации, тонкокоординированных движений руки, формирование элементарных специфических навыков, подготовка руки ребенка к систематическому письму
Для достижения целей проекта первостепенное значение имеют:
- Диагностическое изучение ребенка при поступлении его в группу для установления особенностей развития, уточнение его стартовых возможностей.
- Установление обратной связи с семьей воспитанника с целью консультирования и сбора дополнительных данных о ребенке.
- Построение занятий и отбор материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Проведение дифференцированной предварительной индивидуальной помощи перед проведением занятия.
- Использование игровой мотивации на всех занятиях.
- Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция.
- Креативность процесса коррекционно-развивающего обучения.
- Контроль психофизической нагрузки (индивидуальной и двигательной нагрузки, фазы активной работы и релаксации).
- Уважительное отношение к результатам детского творчества.
Проект рассчитан на 2 года коррекционно-развивающей работы. План-проект может быть использован учителями-дефектологами, воспитателями коррекционных групп с учетом индивидуальных особенностей своих детей.
Проект разработан в 2013 году, ожидается хороший развивающий эффект.
Результативность проекта: у детей, поступающих в группу с низким уровнем развития мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций, за два года коррекционной работы наблюдаются:
- положительная динамика развития по всем параметрам обучения;
- укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки;
- совершенствуется зрительно-двигательная координация;
- ориентировка в микропространстве;
- развивается произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь;
-умение рассуждать, делать выводы, фантазировать.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- правильно держать карандаш;
- ориентируются на рабочей строке, выполняют вертикальные, горизонтальные штрихи, способны делать циклические движения, наносить штриховку в разных направлениях;
- срисовывать любую геометрическую фигуру и сочетание фигур, умеют писать печатные буквы и цифры.
Уровень развития зрительно-двигательных координаций и мелкой моторики достигает нормы, а иногда и высокого уровня.
Паспорт проекта
Участники проекта: дети, родители.
Тип проекта: практико-ориентированный
Вид проекта: долгосрочный
Проблема проекта: Возможно, ли в процессе развития мелкой моторики добиться высокого уровня подготовки руки ребенка к письму?
Сроки реализации проекта: 2 года.
1 этап - старшая группа – 1 год.
2этап - подготовительная группа – 2 год.
Технология организации проекта.
Для определения уровня развития двигательных навыков у детей, необходимо провести диагностическое обследование. Для этого можно предложить ребенку выполнить несколько заданий.
Методики, определяющие уровень развития тонкокоординированных движений
- «Поставь точки в центр круга» Оценка:
- 1 уровень—движения выполняются четко, точно
- 2 уровень—движения выполняются нечетко, с ошибками
- 3 уровень—движения практически не выполняются по инструкции
- «Посчитай пальчики». Оценка: смотри оценку предыдущего задания
- «Проведи прямые линии, не отрывая руки». Оценка:
- 1 уровень—линии прямые, ровные не разорванные, без поправок
- 2 уровень—линии не очень ровные, с разрывами, но без отклонений от прямой линии, есть тремор
- 3 уровень—движения очень медленные, линии неровные, разорванные, сильный тремор
- «Проведи путь по лабиринту». Оценка:
- 1 уровень—линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных линий
- 2 уровень—линия неровная, с разрывами, большое число касаний, тремор, дрожание
- 3 уровень—очень медленное движение, линия неровная, разорванная, сильный тремор
- «Заштрихуй фигуру». Оценка:
- 1 уровень—штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры
- 2 уровень—штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий
- 3 уровень—штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм.
Методики определяющие уровень развития зрительно-двигательных координаций
- «Скопируй фигуры». Оценка:
- 1 уровень—линии ровные, без разрывов, дополнительных штрихов, выдержаны пропорции и размеры, направление
- 2 уровень—линии дрожащие, но без разрывов, дополнительных штрихов, есть небольшие нарушения пропорций размеров, нет нарушений направления
- 3 уровень—линии дрожащие, с разрывами, дополнительными штрихами, нарушены пропорции, размеры, направление
- «Дорисуй рисунки». Оценка (смотри оценку предыдущего задания)
Полученные результаты целесообразно занести в таблицу. [См. Приложение 1]
Для выявления динамики обучения диагностику необходимо проводить в начале учебного года и в конце.
Работу по развитию тонкокоординированных движений руки и развитию графических навыков нужно проводить систематически как занятия 1 раз в неделю. Рекомендации: перед работой в тетради необходимо провести упражнения для кистей рук. Также необходимо следить за освещенностью рабочего места ребенка, его осанкой.
Занятия включают в себя несколько частей:
- Пальчиковую гимнастику
- Игры с палочками
- Игры с мозаикой, бумагой, крупой, геометрическими фигурами.
- Рисование, аппликация
- Графическая работа в тетрадях.
Основные направления работы при обучении графическим навыкам:
- необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движения
- вместе с ребенком очень подробно разобрать инструкцию;
- несколько раз выполнить движение в медленном темпе;
- попросить ребенка «продиктовать» инструкцию взрослому, чтобы ребенок еще раз осознал, что и как нужно делать;
- нужно особо зафиксировать внимание на право- и левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо.
- особое внимание следует уделить направлению письма слева направо
Занятия строятся с учетом тематического планирования. Упражнения, проводимые с детьми, усложняются постепенно. Знакомя детей с новыми упражнениями, нужно опираться на ранее усвоенные ими умения и навыки.
1 этап проекта – 1 год.
(старшая группа)
Задачи:
- Развивать тонкую моторики, как основу формирования элементарных графических навыков, а также в целях совершенствования Рече двигательного центра коры головного мозга
- Развивать зрительно-двигательную координацию, зрительное внимание
- Овладевать несложными упражнениями для пальцев
- Научить правильно держать карандаш, тренировать в силе нажима
- Познакомить с тетрадью
- Развивать ориентировку на рабочей строке
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги
- Учить рисовать вертикальные, горизонтальные линии, штриховать в разных направлениях
- Развивать произвольность внимания и память, мышление, оптико-пространственное восприятие, фантазию
Перспективно – тематический план
Дата
Тема | Содержание занятия | Дидактический материал | |
Сентябрь 1 неделя 2 неделя | Обследование детей |
|
|
3 неделя | Осень. Овощи |
|
|
4 неделя | Осень, Фрукты |
|
|
Октябрь 1 неделя | Деревья, кустарники |
|
|
2 неделя | Откуда хлеб пришел |
|
|
3 неделя |
|
|
|
4 неделя | Игрушки |
|
|
Ноябрь 1 неделя | Домашние птицы |
|
|
2 неделя | Домашние животные |
|
|
3 неделя | Дикие животные |
|
|
4 неделя | Животные жарких стран |
|
|
5 неделя | Наше тело |
|
|
Декабрь 1 неделя | Бытовые приборы Инструменты |
|
|
2 неделя | Зима |
|
|
3 неделя | Дикие животные зимой |
|
|
4 неделя | Новый год |
|
|
Январь 1 неделя 2 неделя | Индивидуальная работа с детьми |
| |
3 неделя | Мебель. Наш дом |
|
|
4 неделя | Посуда |
|
|
5 неделя | Одежда. Обувь |
|
|
Февраль 1 неделя | Зимние забавы |
|
|
2 неделя | Зимующие птицы |
|
|
3 неделя | Наша армия. Наша Родина |
|
|
Март 1 неделя | Семья. 8 марта |
|
|
2 неделя | Транспорт |
|
|
3 неделя | Весна |
|
|
4 неделя Весенние каникулы | Индивидуальные занятия с детьми | ||
Апрель 1 неделя | Перелетные птицы |
|
|
2 неделя | Космос |
|
|
3 неделя | Дикие и домашние животные весной |
|
|
4 неделя | Времена года |
|
|
Май 1 неделя | Школа |
|
|
2 неделя | Профессии |
|
|
3 неделя | Насекомые |
|
|
4 неделя | Цветы. Цветущие деревья |
|
|
Прогнозируемый результат к концу года:
- Выкладывать различные фигуры из палочек, из мелких геометрических фигур по образцу
- Правильно держать карандаш
- Раскрашивать изображения, ограниченные контуром
- Ориентироваться на листе бумаги, на рабочей строке
- Штриховать фигуры в заданном направлении
- Рисовать несложные фигуры и узоры по клеткам в тетради
- Вырезать по нарисованному контуру
- «Конструировать» из пальцев несложные предметы и объекты.
2 этап проекта – 2 год.
(подготовительная группа)
Задачи:
- Развивать тонкую моторику, как основу подготовки детей к письму
- Совершенствовать оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность
- Совершенствовать ориентирование на рабочей строке, навыки безотрывного письма
- Совершенствовать навыки счета и измерения условной меркой- клеткой
- Синхронизировать словесную инструкцию и изображение, развивать пространственные представления
- Развивать зрительный анализ и синтез восприятия предприятия предметов сложной формы
- Развивать умственные способности, умение рассуждать, делать выводы
Перспективно – тематический план
Дата | Тема | Содержание занятия | Дидактический материал |
Сентябрь 1 неделя 2 неделя | Обследование детей |
|
|
3 неделя | Осень. Овощи |
|
|
4 неделя | Осень, Фрукты |
|
|
Октябрь 1 неделя | Деревья, кустарники |
|
|
2 неделя | Откуда хлеб пришел |
|
|
3 неделя | Продукты питания |
|
|
4 неделя | Игрушки |
|
|
Ноябрь 1 неделя | Домашние птицы |
|
|
2 неделя | Домашние животные |
|
|
3 неделя | Дикие животные |
|
|
4 неделя | Животные жарких стран |
|
|
5 неделя | Наше тело |
|
|
Декабрь 1 неделя | Бытовые приборы Инструменты |
|
|
2 неделя | Зима |
|
|
3 неделя | Дикие животные зимой |
|
|
4 неделя | Новый год |
|
|
Январь 1 неделя 2 неделя | Индивидуальная работа с детьми |
|
|
3 неделя | Мебель. Наш дом |
|
|
4 неделя | Посуда |
|
|
5 неделя | Одежда. Обувь |
|
|
Февраль 1 неделя | Зимние забавы |
|
|
2 неделя | Зимующие птицы |
|
|
3 неделя | Наша армия. Наша Родина |
|
|
Март 1 неделя | Семья. 8 марта |
|
|
2 неделя | Транспорт |
|
|
3 неделя | Весна |
|
|
4 неделя Весенние каникулы | Индивидуальные занятия с детьми |
|
|
Апрель 1 неделя | Перелетные птицы |
|
|
2 неделя | Космос |
|
|
3 неделя | Дикие и домашние животные весной |
|
|
4 неделя | Времена года |
|
|
Май 1 неделя | Школа |
|
|
2 неделя | Профессии |
|
|
3 неделя | Насекомые |
|
|
4 неделя | Цветы. Цветущие деревья |
|
|
Прогнозируемый результат к концу года:
- Выкладывать различные фигуры из палочек, геометрических фигур по образцу и по представлению
- Воспроизводить из пальцев различные предметы и объекты
- Выполнять графические упражнения, зрительные и слуховые диктанты
- Штриховать фигуры в разных направлениях
- Самостоятельно печатать буквы и цифры по клеткам
- Точно срисовывать по клеткам предметы сложной формы, сохраняя размеры
- Создавать изображения предметов по представлению
Вырезать фигуры различной сложности
Работа с родителями.
- Родительские собрания: "Значение развития мелкой моторики".
- Консультации: «Что такое мелкая моторика и как ее развивать»
«Упражнения, развивающие мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук»
«Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»
- Папки – передвижки:
«Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики»
«Приемы развития мелкой моторики рук»
«Первые шаги в освоении письма»
- Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
- Привлечение родителей к изготовлению пособий
Литература.
1.Безруких М.М. «Как научить писать ребенка красиво»,М., 1995.
2.Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003.
3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – БГПИ., 1996.
4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.
5 . Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский И.В., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей. // Дефектология. – 1992.
6. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение «ВЛАДОС», 1995.
7. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970.
8.Триггер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А., «Я учусь писать», Москва, 1994
9.Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Санкт-Петербург, 1997
Приложение 1
Развитие тонкокоординированных движений
И.Ф. ребенка | Задания Оценка выполненных заданий | |||||
| Поставь точки в центр круга | Посчитай пальчики | Проведи прямые линии от точки до крестика | Проведи путь по лабиринту | Заштрихуй фигуры | Итоговый уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развитие зрительно--двигательных координаций
И.Ф.ребенка | Задания Оценка выполненных заданий | ||
| «Скопируй фигуры» | «Дорисуй рисунки» | Итоговый уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 54.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15комбинированного вида 2 категории
Проект программы
«Умные пальчики»
по формированию графических навыков у детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Учитель – дефектолог МБДОУ д/сад № 15
Лякишева О.Г.
г. Алейск 2013г.
Пояснительная записка.
В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.
Развитие психической коррекции связано с именем Л.С.Выготского. Им проводились многочисленные исследования в области дефектологии и специальной психологии. Общим для всех видов аномального развития является раннее возникновение первичной патологии. Например, при раннем поражении интеллекта у детей наблюдается отставание развития моторной сферы. Это проявляется в позднем развитии ходьбы, в недоразвитии мелкой моторики. Системно-структурный подход к анализу дефекта у детей с нарушениями в развитии, предложенный Л.С.Выготским, позволяет нам оценить все многообразие их развития, выделить его определяющие и побочные факторы и на основе этого построить научно обоснованный, психокоррекционный проект.
У многих детей задержка психомоторного и психического развития сопровождается теми или иными отклонениями в состоянии нервно-психической сферы, по данным центра комплектования специальных детских садов для детей с ограниченными возможностями здоровья, функциональные нарушения осложняются различными невротическими расстройствами. Это тормозит развитие тонкокоординированных движений руки и графомоторных навыков и вызывает необходимость организации специальных занятий.
Многолетние наблюдения и анализ результатов психолого-педагогического обследования показывают, что у детей 5-6 лет с ОВЗ, поступающих в коррекционные группы, графические умения и развитие мелкой моторики находятся на низком уровне или совсем не сформированы. Дети не умеют правильно держать карандаш, проводить линии в заданных направлениях, копировать, изображать предметы. Половина детей вообще отказываются от выполнения графических заданий. Таким образом, развитие зрительно-моторной координации и графических умений является одной из основных задач коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сложность, многообразие и специфика психического дизонтогенеза у детей с ограниченными возможностями здоровья требует системного подхода к разработке коррекционных технологий. Отсутствие единой комплексной программы по коррекции тонкокоординированных движений руки и графомоторных навыков и новые подходы к организации работы в ДОУ обусловили разработку данного проекта, основанной на основных требованиях « Программы обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.
При составлении данной проекта учитывался важнейший дидактический принцип о развивающем обучении С.Выготского о том, что правильное обучение ведет за собой развитие.
Данная проект отличается тем, что вся коррекционная работа строится по тематическому циклу, используя принцип концентричности и повторения тем с наращиванием объема материала.
Основная цель проекта коррекционной работы—развитие зрительно-моторной координации, тонкокоординированных движений руки, формирование элементарных специфических навыков, подготовка руки ребенка к систематическому письму
Для достижения целей проекта первостепенное значение имеют:
- Диагностическое изучение ребенка при поступлении его в группу для установления особенностей развития, уточнение его стартовых возможностей.
- Установление обратной связи с семьей воспитанника с целью консультирования и сбора дополнительных данных о ребенке.
- Построение занятий и отбор материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Проведение дифференцированной предварительной индивидуальной помощи перед проведением занятия.
- Использование игровой мотивации на всех занятиях.
- Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция.
- Креативность процесса коррекционно-развивающего обучения.
- Контроль психофизической нагрузки (индивидуальной и двигательной нагрузки, фазы активной работы и релаксации).
- Уважительное отношение к результатам детского творчества.
Проект рассчитан на 2 года коррекционно-развивающей работы. План-проект может быть использован учителями-дефектологами, воспитателями коррекционных групп с учетом индивидуальных особенностей своих детей.
Проект разработан в 2013 году, ожидается хороший развивающий эффект.
Результативность проекта: у детей, поступающих в группу с низким уровнем развития мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций, за два года коррекционной работы наблюдаются:
- положительная динамика развития по всем параметрам обучения;
- укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки;
- совершенствуется зрительно-двигательная координация;
- ориентировка в микропространстве;
- развивается произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь;
-умение рассуждать, делать выводы, фантазировать.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- правильно держать карандаш;
- ориентируются на рабочей строке, выполняют вертикальные, горизонтальные штрихи, способны делать циклические движения, наносить штриховку в разных направлениях;
- срисовывать любую геометрическую фигуру и сочетание фигур, умеют писать печатные буквы и цифры.
Уровень развития зрительно-двигательных координаций и мелкой моторики достигает нормы, а иногда и высокого уровня.
Паспорт проекта
Участники проекта: дети, родители.
Тип проекта: практико-ориентированный
Вид проекта: долгосрочный
Проблема проекта: Возможно, ли в процессе развития мелкой моторики добиться высокого уровня подготовки руки ребенка к письму?
Сроки реализации проекта: 2 года.
1 этап - старшая группа – 1 год.
2этап - подготовительная группа – 2 год.
Технология организации проекта.
Для определения уровня развития двигательных навыков у детей, необходимо провести диагностическое обследование. Для этого можно предложить ребенку выполнить несколько заданий.
Методики, определяющие уровень развития тонкокоординированных движений
- «Поставь точки в центр круга» Оценка:
- 1 уровень—движения выполняются четко, точно
- 2 уровень—движения выполняются нечетко, с ошибками
- 3 уровень—движения практически не выполняются по инструкции
- «Посчитай пальчики». Оценка: смотри оценку предыдущего задания
- «Проведи прямые линии, не отрывая руки». Оценка:
- 1 уровень—линии прямые, ровные не разорванные, без поправок
- 2 уровень—линии не очень ровные, с разрывами, но без отклонений от прямой линии, есть тремор
- 3 уровень—движения очень медленные, линии неровные, разорванные, сильный тремор
- «Проведи путь по лабиринту». Оценка:
- 1 уровень—линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных линий
- 2 уровень—линия неровная, с разрывами, большое число касаний, тремор, дрожание
- 3 уровень—очень медленное движение, линия неровная, разорванная, сильный тремор
- «Заштрихуй фигуру». Оценка:
- 1 уровень—штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры
- 2 уровень—штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий
- 3 уровень—штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм.
Методики определяющие уровень развития зрительно-двигательных координаций
- «Скопируй фигуры». Оценка:
- 1 уровень—линии ровные, без разрывов, дополнительных штрихов, выдержаны пропорции и размеры, направление
- 2 уровень—линии дрожащие, но без разрывов, дополнительных штрихов, есть небольшие нарушения пропорций размеров, нет нарушений направления
- 3 уровень—линии дрожащие, с разрывами, дополнительными штрихами, нарушены пропорции, размеры, направление
- «Дорисуй рисунки». Оценка (смотри оценку предыдущего задания)
Полученные результаты целесообразно занести в таблицу. [См. Приложение 1]
Для выявления динамики обучения диагностику необходимо проводить в начале учебного года и в конце.
Работу по развитию тонкокоординированных движений руки и развитию графических навыков нужно проводить систематически как занятия 1 раз в неделю. Рекомендации: перед работой в тетради необходимо провести упражнения для кистей рук. Также необходимо следить за освещенностью рабочего места ребенка, его осанкой.
Занятия включают в себя несколько частей:
- Пальчиковую гимнастику
- Игры с палочками
- Игры с мозаикой, бумагой, крупой, геометрическими фигурами.
- Рисование, аппликация
- Графическая работа в тетрадях.
Основные направления работы при обучении графическим навыкам:
- необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движения
- вместе с ребенком очень подробно разобрать инструкцию;
- несколько раз выполнить движение в медленном темпе;
- попросить ребенка «продиктовать» инструкцию взрослому, чтобы ребенок еще раз осознал, что и как нужно делать;
- нужно особо зафиксировать внимание на право- и левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо.
- особое внимание следует уделить направлению письма слева направо
Занятия строятся с учетом тематического планирования. Упражнения, проводимые с детьми, усложняются постепенно. Знакомя детей с новыми упражнениями, нужно опираться на ранее усвоенные ими умения и навыки.
1 этап проекта – 1 год.
(старшая группа)
Задачи:
- Развивать тонкую моторики, как основу формирования элементарных графических навыков, а также в целях совершенствования Рече двигательного центра коры головного мозга
- Развивать зрительно-двигательную координацию, зрительное внимание
- Овладевать несложными упражнениями для пальцев
- Научить правильно держать карандаш, тренировать в силе нажима
- Познакомить с тетрадью
- Развивать ориентировку на рабочей строке
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги
- Учить рисовать вертикальные, горизонтальные линии, штриховать в разных направлениях
- Развивать произвольность внимания и память, мышление, оптико-пространственное восприятие, фантазию
Перспективно – тематический план
Дата | Тема | Содержание занятия | Дидактический материал |
Сентябрь 1 неделя 2 неделя | Обследование детей | ||
3 неделя | Осень. Овощи |
|
|
4 неделя | Осень, Фрукты |
|
|
Октябрь 1 неделя | Деревья, кустарники |
|
|
2 неделя | Откуда хлеб пришел |
|
|
3 неделя |
|
| |
4 неделя | Игрушки |
|
|
Ноябрь 1 неделя | Домашние птицы |
|
|
2 неделя | Домашние животные |
|
|
3 неделя | Дикие животные |
|
|
4 неделя | Животные жарких стран |
|
|
5 неделя | Наше тело |
|
|
Декабрь 1 неделя | Бытовые приборы Инструменты |
|
|
2 неделя | Зима |
|
|
3 неделя | Дикие животные зимой |
|
|
4 неделя | Новый год |
|
|
Январь 1 неделя 2 неделя | Индивидуальная работа с детьми | ||
3 неделя | Мебель. Наш дом |
|
|
4 неделя | Посуда |
|
|
5 неделя | Одежда. Обувь |
|
|
Февраль 1 неделя | Зимние забавы |
|
|
2 неделя | Зимующие птицы |
|
|
3 неделя | Наша армия. Наша Родина |
|
|
Март 1 неделя | Семья. 8 марта |
|
|
2 неделя | Транспорт |
|
|
3 неделя | Весна |
|
|
4 неделя Весенние каникулы | Индивидуальные занятия с детьми | ||
Апрель 1 неделя | Перелетные птицы |
|
|
2 неделя | Космос |
|
|
3 неделя | Дикие и домашние животные весной |
|
|
4 неделя | Времена года |
|
|
Май 1 неделя | Школа |
|
|
2 неделя | Профессии |
|
|
3 неделя | Насекомые |
|
|
4 неделя | Цветы. Цветущие деревья |
|
|
Прогнозируемый результат к концу года:
- Выкладывать различные фигуры из палочек, из мелких геометрических фигур по образцу
- Правильно держать карандаш
- Раскрашивать изображения, ограниченные контуром
- Ориентироваться на листе бумаги, на рабочей строке
- Штриховать фигуры в заданном направлении
- Рисовать несложные фигуры и узоры по клеткам в тетради
- Вырезать по нарисованному контуру
- «Конструировать» из пальцев несложные предметы и объекты.
2 этап проекта – 2 год.
(подготовительная группа)
Задачи:
- Развивать тонкую моторику, как основу подготовки детей к письму
- Совершенствовать оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность
- Совершенствовать ориентирование на рабочей строке, навыки безотрывного письма
- Совершенствовать навыки счета и измерения условной меркой- клеткой
- Синхронизировать словесную инструкцию и изображение, развивать пространственные представления
- Развивать зрительный анализ и синтез восприятия предприятия предметов сложной формы
- Развивать умственные способности, умение рассуждать, делать выводы
Перспективно – тематический план
Дата | Тема | Содержание занятия | Дидактический материал |
Сентябрь 1 неделя 2 неделя | Обследование детей | ||
3 неделя | Осень. Овощи |
|
|
4 неделя | Осень, Фрукты |
|
|
Октябрь 1 неделя | Деревья, кустарники |
|
|
2 неделя | Откуда хлеб пришел |
|
|
3 неделя | Продукты питания |
|
|
4 неделя | Игрушки |
|
|
Ноябрь 1 неделя | Домашние птицы |
|
|
2 неделя | Домашние животные |
|
|
3 неделя | Дикие животные |
|
|
4 неделя | Животные жарких стран |
|
|
5 неделя | Наше тело |
|
|
Декабрь 1 неделя | Бытовые приборы Инструменты |
|
|
2 неделя | Зима |
|
|
3 неделя | Дикие животные зимой |
|
|
4 неделя | Новый год |
|
|
Январь 1 неделя 2 неделя | Индивидуальная работа с детьми | ||
3 неделя | Мебель. Наш дом |
|
|
4 неделя | Посуда |
|
|
5 неделя | Одежда. Обувь |
|
|
Февраль 1 неделя | Зимние забавы |
|
|
2 неделя | Зимующие птицы |
|
|
3 неделя | Наша армия. Наша Родина |
|
|
Март 1 неделя | Семья. 8 марта |
|
|
2 неделя | Транспорт |
|
|
3 неделя | Весна |
|
|
4 неделя Весенние каникулы | Индивидуальные занятия с детьми | ||
Апрель 1 неделя | Перелетные птицы |
|
|
2 неделя | Космос |
|
|
3 неделя | Дикие и домашние животные весной |
|
|
4 неделя | Времена года |
|
|
Май 1 неделя | Школа |
|
|
2 неделя | Профессии |
|
|
3 неделя | Насекомые |
|
|
4 неделя | Цветы. Цветущие деревья |
|
|
Прогнозируемый результат к концу года:
- Выкладывать различные фигуры из палочек, геометрических фигур по образцу и по представлению
- Воспроизводить из пальцев различные предметы и объекты
- Выполнять графические упражнения, зрительные и слуховые диктанты
- Штриховать фигуры в разных направлениях
- Самостоятельно печатать буквы и цифры по клеткам
- Точно срисовывать по клеткам предметы сложной формы, сохраняя размеры
- Создавать изображения предметов по представлению
Вырезать фигуры различной сложности
Работа с родителями.
- Родительские собрания: "Значение развития мелкой моторики".
- Консультации: «Что такое мелкая моторика и как ее развивать»
«Упражнения, развивающие мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук»
«Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»
- Папки – передвижки:
«Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики»
«Приемы развития мелкой моторики рук»
«Первые шаги в освоении письма»
- Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
- Привлечение родителей к изготовлению пособий
Литература.
1.Безруких М.М. «Как научить писать ребенка красиво»,М., 1995.
2.Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003.
3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – БГПИ., 1996.
4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.
5 . Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский И.В., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей. // Дефектология. – 1992.
6. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение «ВЛАДОС», 1995.
7. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970.
8.Триггер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А., «Я учусь писать», Москва, 1994
9.Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Санкт-Петербург, 1997
Приложение 1
Развитие тонкокоординированных движений
И.Ф. ребенка | Задания Оценка выполненных заданий | |||||
Поставь точки в центр круга | Посчитай пальчики | Проведи прямые линии от точки до крестика | Проведи путь по лабиринту | Заштрихуй фигуры | Итоговый уровень | |
Развитие зрительно--двигательных координаций
И.Ф.ребенка | Задания Оценка выполненных заданий | ||
«Скопируй фигуры» | «Дорисуй рисунки» | Итоговый уровень | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие общих речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена проблеме развития общих речевых навыков у детей. Приводятся примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания, голоса, темпо-ритмической стороны речи, активизации мимики....
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье раскрываются основные направления формирования графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровьяКлючевые слова: графические умения и навыки, зрительно-моторная координа...
Презентация мастер - класса "Формирование социально - коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья".
Презентация мастер - класса "Формирование социально - коммуникативных навыков у детей с ОВЗ"....
Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д
Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьют...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» на 2021-2022 учебный год
Всем хорошо известно, что переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный является сложным моментом в его жизни. Уровень развития мелкой моторики у дошкольника - один из показател...
«РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Развите графомотроных навыков у детей с ОВЗ...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...