Проект программы «Умные пальчики» по формированию графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Лякишева Ольга Геннадьевна

 

Пояснительная записка.

В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Развитие психической коррекции связано с именем Л.С.Выготского.  Им проводились многочисленные исследования в области дефектологии и специальной психологии. Общим для всех видов аномального развития является раннее возникновение  первичной патологии. Например, при раннем поражении интеллекта у детей наблюдается отставание развития моторной сферы. Это проявляется в позднем развитии ходьбы, в недоразвитии мелкой моторики. Системно-структурный подход к анализу дефекта у детей с нарушениями в развитии, предложенный Л.С.Выготским, позволяет нам оценить все многообразие их развития, выделить его определяющие и побочные факторы и на основе этого построить научно обоснованный, психокоррекционный проект.

У многих детей задержка психомоторного и психического развития сопровождается теми или иными отклонениями в состоянии нервно-психической сферы, по данным центра комплектования специальных детских садов для детей с ограниченными возможностями здоровья,  функциональные нарушения осложняются различными невротическими расстройствами. Это тормозит развитие тонкокоординированных движений руки и графомоторных навыков и вызывает необходимость организации специальных занятий.

Многолетние наблюдения и анализ результатов психолого-педагогического обследования показывают, что у детей 5-6 лет с ОВЗ, поступающих в коррекционные группы, графические умения и развитие мелкой моторики находятся на низком уровне или совсем не сформированы. Дети не умеют правильно держать карандаш, проводить линии в заданных направлениях, копировать, изображать предметы. Половина детей вообще отказываются от выполнения графических заданий. Таким образом, развитие зрительно-моторной координации и  графических умений является одной из основных задач коррекции  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сложность, многообразие и специфика психического дизонтогенеза у детей  с ограниченными возможностями здоровья требует системного подхода к разработке коррекционных технологий. Отсутствие единой комплексной программы по коррекции тонкокоординированных движений руки и графомоторных навыков и новые подходы к организации работы в ДОУ обусловили разработку данного проекта, основанной на основных требованиях « Программы обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.

При составлении данной проекта  учитывался важнейший дидактический принцип  о развивающем обучении С.Выготского  о том, что правильное обучение ведет за собой развитие.

Данная проект отличается тем, что вся коррекционная работа строится по тематическому циклу, используя принцип концентричности и повторения тем с наращиванием объема материала.

Основная цель  проекта коррекционной работы—развитие зрительно-моторной координации, тонкокоординированных движений руки, формирование элементарных специфических навыков, подготовка руки ребенка к систематическому письму

Для достижения целей проекта первостепенное значение имеют:

  • Диагностическое изучение ребенка при поступлении его в группу для установления особенностей развития, уточнение его стартовых возможностей.
  • Установление обратной связи с семьей воспитанника с целью консультирования и сбора дополнительных данных о ребенке.
  • Построение занятий и отбор материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Проведение дифференцированной предварительной индивидуальной помощи перед проведением занятия.
  • Использование игровой мотивации на всех занятиях.
  • Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция.
  • Креативность процесса коррекционно-развивающего обучения.
  • Контроль психофизической нагрузки (индивидуальной и двигательной нагрузки, фазы активной работы и релаксации).
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества.

Проект  рассчитан на 2 года коррекционно-развивающей работы. План-проект  может быть использован учителями-дефектологами, воспитателями коррекционных групп с учетом индивидуальных особенностей своих детей.

Проект разработан в 2013 году, ожидается хороший развивающий эффект.

Результативность  проекта: у детей, поступающих в группу с низким уровнем развития мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций, за два года коррекционной работы наблюдаются:

- положительная динамика развития по всем параметрам обучения;

- укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки;

- совершенствуется зрительно-двигательная координация;

-  ориентировка в микропространстве;

- развивается произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь;

-умение рассуждать, делать выводы, фантазировать.

К концу второго года обучения дети  должны уметь:

- правильно держать карандаш;

- ориентируются на рабочей строке, выполняют вертикальные, горизонтальные штрихи, способны делать циклические движения, наносить штриховку в разных направлениях;

- срисовывать любую геометрическую фигуру и сочетание фигур, умеют писать печатные буквы и цифры. 

Уровень развития зрительно-двигательных координаций и мелкой моторики достигает нормы, а иногда и высокого уровня.

Паспорт проекта

Участники проекта: дети, родители.

Тип проекта: практико-ориентированный

Вид проекта: долгосрочный

Проблема проекта: Возможно, ли в процессе развития мелкой моторики   добиться высокого  уровня  подготовки руки ребенка к письму?

Сроки реализации проекта: 2 года.

1 этап - старшая группа – 1 год.

2этап - подготовительная группа – 2 год.

Технология организации проекта.

Для определения уровня развития двигательных навыков у детей, необходимо провести  диагностическое обследование. Для этого можно  предложить  ребенку выполнить несколько заданий.

Методики, определяющие уровень развития тонкокоординированных движений

  • «Поставь точки в центр круга» Оценка:
    • 1 уровень—движения выполняются четко, точно
    • 2 уровень—движения выполняются нечетко, с ошибками
    • 3 уровень—движения практически не выполняются по инструкции
  • «Посчитай пальчики». Оценка: смотри оценку предыдущего задания
  • «Проведи прямые линии, не отрывая руки». Оценка:
  • 1 уровень—линии прямые, ровные не разорванные, без поправок
  • 2 уровень—линии не очень ровные, с разрывами, но без отклонений от прямой линии, есть тремор
  • 3 уровень—движения очень медленные, линии неровные, разорванные, сильный тремор
  • «Проведи путь по лабиринту». Оценка:
    • 1 уровень—линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных линий
    • 2 уровень—линия неровная, с разрывами, большое число касаний, тремор, дрожание
    • 3 уровень—очень медленное движение, линия неровная, разорванная, сильный тремор
  • «Заштрихуй фигуру». Оценка:
  • 1 уровень—штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры
  • 2 уровень—штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий
  • 3 уровень—штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм.

Методики определяющие уровень развития зрительно-двигательных координаций

  • «Скопируй фигуры». Оценка:
    • 1 уровень—линии ровные, без разрывов, дополнительных штрихов, выдержаны пропорции и размеры, направление
    • 2 уровень—линии дрожащие, но без разрывов, дополнительных штрихов, есть небольшие нарушения пропорций размеров, нет нарушений направления
    • 3 уровень—линии дрожащие, с разрывами, дополнительными штрихами, нарушены пропорции, размеры, направление
  • «Дорисуй рисунки». Оценка (смотри оценку предыдущего задания)

 

Полученные результаты целесообразно занести в таблицу. [См. Приложение 1]

Для выявления динамики обучения диагностику необходимо проводить в начале учебного года и в конце.

Работу по развитию тонкокоординированных движений руки и развитию графических навыков нужно проводить систематически  как  занятия  1 раз в неделю. Рекомендации: перед работой в тетради необходимо провести упражнения для кистей рук. Также необходимо следить за освещенностью рабочего места ребенка, его осанкой.

Занятия включают в себя несколько частей:

  1. Пальчиковую гимнастику
  2. Игры с палочками
  3. Игры с мозаикой, бумагой, крупой, геометрическими фигурами.
  4. Рисование, аппликация
  5. Графическая работа в тетрадях.

Основные направления работы при обучении графическим навыкам:

  • необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движения
  • вместе с ребенком очень подробно разобрать инструкцию;
  • несколько раз выполнить движение в медленном темпе;
  • попросить ребенка «продиктовать» инструкцию взрослому, чтобы ребенок еще раз осознал, что и как нужно делать;
  • нужно особо зафиксировать внимание на право- и левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо.
  • особое внимание следует уделить направлению письма слева направо

Занятия строятся с учетом тематического планирования. Упражнения, проводимые с детьми, усложняются постепенно. Знакомя детей с новыми упражнениями, нужно опираться на ранее усвоенные ими умения и навыки.

1 этап проекта – 1 год.

(старшая группа)

Задачи:

  • Развивать тонкую моторики, как основу формирования элементарных графических навыков, а также в целях совершенствования Рече двигательного центра коры головного мозга
  • Развивать зрительно-двигательную координацию, зрительное внимание
  • Овладевать несложными упражнениями для пальцев
  • Научить правильно держать карандаш, тренировать в силе нажима
  • Познакомить  с тетрадью
  • Развивать ориентировку на рабочей строке
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги
  • Учить рисовать вертикальные, горизонтальные линии, штриховать в разных направлениях
  • Развивать произвольность внимания и память, мышление, оптико-пространственное восприятие, фантазию

Перспективно – тематический план

Дата

 

Тема

Содержание занятия

Дидактический материал

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

Обследование детей

 

 

3 неделя

Осень. Овощи

  • Массаж фалангов пальчев;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Фигурки из палочек;
  • Игры;
  • Знакомство с тетрадкой в клетку, рабочей строкой, клеткой.
  • Палочки
  • Горох
  • Фасоль, бобы
  • Геометрические фигуры

4 неделя

Осень, Фрукты

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Игры с бумагой;
  • Знакомство со штриховкой.
  • Палочки
  • Бумага

 

Октябрь

1 неделя

Деревья, кустарники

  • Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»;
  • Фигурки из палочек «Гриб»;
  • Игры с крупой;
  • Игра «Чудесный мешочек»;
  • Работа в тетради
  • Палочки;
  • Перловка;
  • Геометрические фигуры;
  • Мелкие игрушки;
  • Грибок.

 

2 неделя

Откуда хлеб пришел

  • Пальчиковая гимнастика «Хлебушек»;
  • Фигурки из палочек «Колосок»;
  • Игра с проволокой;
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Проволока

3 неделя

 

  • Пальчиковая гимнастика «Хлебушек»
  • Фигурки из палочек «Колосок»
  • Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
  • Фигурки из палочек «Конфета»
  • Занятия для детей
  • Палочки

4 неделя

Игрушки

  • Пальчиковая гимнастика «Дружба», «Шарик»
  • Фигурки из палочек «Качели»
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Бобы
  • Мелкие игрушки

Ноябрь

1 неделя

Домашние птицы

  • Пальчиковая гимнастика «Зернышки», «Петушок», «Курочка»;
  • Задания для детей;
  • Работа в тетради.
  • Гуашь;
  • Бумага;
  • Фасоль, пшено, пшеница, рис.

2 неделя

Домашние животные

  • Пальчиковая гимнастика «Лошадки»; «Кошка», «Коза»;
  • Задание для детей;
  • Фигурки из палочек;
  • Работа в тетради.
  • Трафареты,
  • Палочки

 

3 неделя

Дикие животные

  • Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Зайка и ушки»;
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Игра «Собери картинку»
  • Работа в тетради
  • Трафареты
  • Разрезные картинки
  • Геометрические фигуры
  • Мелкие игрушки животных

4 неделя

Животные жарких стран

  • Пальчиковая гимнастика «Черепаха», «Крокодил»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Разрезные картинки животных
  • Арбузные семечки

5 неделя

Наше тело

  • Пальчиковая гимнастика «Семья», «Моя семья»
  • Фигурки из палочек
  • Игры
  • Работа в тетради
  • Палочки

 

Декабрь

1 неделя

Бытовые приборы

Инструменты

  • Пальчиковая гимнастика «Музыканты»
  • Фигурки из палочек «Телевизор», «Лопата»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Карандаши

 

2 неделя

Зима

  • Пальчиковая гимнастика «Лед»
  • Фигурки из палочек «Горка»
  • Задания для детей
  • Игры с крупой
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Бумага
  • Ножницы
  • Фасоль

3 неделя

Дикие животные зимой

  • Пальчиковая гимнастика «На лужок»
  • Пальчиковая гимнастика «Зайка и ушки»
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Игра «Собери картинку»
  • Работа в тетради
  • Трафареты
  • Разрезные картинки
  • Геометрические фигуры
  • Мелкие игрушки животных

4 неделя

Новый год

  • Пальчиковая гимнастика «Елочка»
  • Фигурки из палочек «Елочка»
  • Игры с нитками, елочными игрушками
  • Лабиринт
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Лабиринт
  • Ножницы
  • Нарисованная елочка
  • Нитки
  • Елочные игрушки
  • Минифланелеграф

Январь

1 неделя

2 неделя

Индивидуальная работа с детьми

  •  

 

 

  •  

3 неделя

Мебель. Наш дом

  • Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Дом на горе», «Домик»
  • Фигурки из палочек «Дом и ворот», «Табуретка»
  • Игра «Собери картинку»
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Разрезная картинка
  • Проволока

 

4 неделя

Посуда

  • Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
  • Фигурки из палочек «Конфета»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Рис, горох
  • Набор игрушечной посуды
  • Палочки

5 неделя

Одежда. Обувь

  • Пальчиковая гимнастика «Крючки»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Мелкие пуговицы
  • Резинка
  • Шнурки
  • Пришитые пуговицы, крючки

 

Февраль

1 неделя

Зимние забавы

  • Пальчиковая гимнастика
  • Фигурки из палочек «Сани»
  • Игры
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Рис
  • Бумага

2 неделя

Зимующие птицы

  • Пальчиковая гимнастика «Воробьи», «Филин»
  • Игра
  • Работа в тетради
  • Геометрические фигуры
  • Цветная бумага

 

3 неделя

Наша армия. Наша Родина

  • Пальчиковая гимнастика «Солдаты»
  • Фигурки из палочек «Звезды», «Флажок»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Рис
  • Веревочки

Март

1 неделя

Семья.  8 марта

  • Пальчиковая гимнастика
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Бусинки
  • Клубок шерстяных ниток
  • Цветная бумага
  • Геометрические фигуры

2 неделя

Транспорт

  • Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Лодка»
  • Фигурки из палочек «Лодка»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Геометрические фигуры

 

3 неделя

Весна

  • Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Флажок»
  • Задания для детей
  • Бумага

4 неделя

Весенние каникулы

Индивидуальные занятия  с детьми

  •  
  •  

Апрель

1 неделя

Перелетные птицы

  • Пальчиковая гимнастика «Ласточка», «Птенчики в гнезде»
  • Фигурки из палочек
  • Игры
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Горох, бобы
  • Бумага

2 неделя

Космос

  • Игра ладонями
  • Пальчиковая гимнастика
  • Фигурки из палочек «Звездочка», «Ракета»
  • Игра
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Бумага
  • Рис

3 неделя

Дикие и домашние животные весной

  • Пальчиковая гимнастика «Лошадки», «Кошка», «На лужок», «зайка и ушки»
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Игра «Собери картинку»
  • Работа в тетради
  • Трафареты
  • Разрезные картинки
  • Геометрические фигуры
  • Мелкие игрушки животных

4 неделя

Времена года

  • Пальчиковая гимнастика «Лед», «Весенний дождик», «Флажок»
  • Фигурки из палочек «Горка»
  • Задания для детей
  • Бумага

Май

1 неделя

Школа

  • Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик»
  • Фигурки из палочек
  • Задания для детей
  • Игра
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Рис
  • Различные семена
  • Мяч
  • Матрешки

2 неделя

Профессии

  • Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Пекарь»
  • Фигурки из палочек «Письмо», «Книга»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Бумага

 

3 неделя

Насекомые

  • Пальчиковая гимнастика «Пчелы», «Жук», «Бабочка»
  • Игры
  • Фигурки из палочек
  • Работа в тетради
  • Палочки,
  • Геометрические фигуры

4 неделя

Цветы. Цветущие деревья

  • Пальчиковая гимнастика «Цветки», «Мак»
  • Фигурки из палочек «Мак»
  • Игры
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Гуашь

 

 

Прогнозируемый результат к концу года:

  • Выкладывать различные фигуры из палочек, из мелких геометрических фигур по образцу
  • Правильно держать карандаш
  • Раскрашивать изображения, ограниченные контуром
  • Ориентироваться на листе бумаги, на рабочей строке
  • Штриховать фигуры в заданном направлении
  • Рисовать несложные фигуры и узоры по клеткам в тетради
  • Вырезать по нарисованному контуру
  • «Конструировать» из пальцев несложные предметы и объекты.

2 этап  проекта – 2 год.

(подготовительная группа)

Задачи:

  • Развивать тонкую моторику, как основу подготовки детей к письму
  • Совершенствовать оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность
  • Совершенствовать ориентирование на рабочей строке, навыки безотрывного письма
  • Совершенствовать навыки счета и измерения условной меркой- клеткой
  • Синхронизировать словесную инструкцию и изображение, развивать пространственные представления
  • Развивать зрительный анализ и синтез восприятия предприятия предметов сложной формы
  • Развивать умственные способности, умение рассуждать, делать выводы

Перспективно – тематический план

Дата

Тема

Содержание занятия

Дидактический материал

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

Обследование детей

 

 

3 неделя

Осень. Овощи

  • Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», «морковка», «Пальчики», «Грабли»
  • Фигурки из палочек
  • Игры
  • Работа в тетради
  • Палочки

4 неделя

Осень, Фрукты

  • Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Слива»
  • Фигурки из палочек
  • Игры с бумагой
  • Палочки
  • Бумага
  • Проволока
  • Нитки и минифланелеграф

Октябрь

1 неделя

Деревья, кустарники

  • Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Елка», «Дерево», «Лес»
  • Фигурки из палочек «Елочка»
  • Игры
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Цветная бумага
  • Шерстяные нитки
  • Сосновые шишки

2 неделя

Откуда хлеб пришел

  • Пальчиковая гимнастика «Пекарь», «Женщины гости»
  • Фигурки из палочек «Мельница»
  • Игра
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Геометрические фигуры

3 неделя

Продукты питания

  • Пальчиковая гимнастика «Хлебушек»
  • Фигурки из палочек «Колосок»
  • Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
  • Фигурки из палочек «Конфета»
  • Занятия для детей
  • Палочки

4 неделя

Игрушки

  • Пальчиковая гимнастика «Дружба», «Шарик»
  • Фигурки из палочек «Качели»
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Бобы
  • Мелкие игрушки

Ноябрь

1 неделя

Домашние птицы

  • Пальчиковая гимнастика «Утята», «Гусь», «Уточка», «Курочка пьет воду»
  • Игра
  • Работа в тетради
  • Трафареты
  • Разрезные картинки
  • Мозаика

2 неделя

Домашние животные

  • Пальчиковая гимнастика «Повстречались», «Лошадки», «Овечка», «Собака», «Кошка»
  • Задание для детей
  • Работа в тетради
  • Трафареты
  • Палочки
  • Перловка
  • Ножницы, бумага

3 неделя

Дикие животные

  • Пальчиковая гимнастика «Мишки», «Волк и лиса», «Зайка и баран», «Мышка», «Ежик»
  • Пальчиковая гимнастика «Зайка и уши»
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Работа в тетради
  • Трафареты
  • Проволока
  • Нитки, минифланелегграф
  • Мелкие игрушки животных

4 неделя

Животные жарких стран

  • Пальчиковая гимнастика «Черепаха»,  «Слон»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Карандаши

5 неделя

Наше тело

  • Пальчиковая гимнастика «Семья», «Кто приехал», «Очки»
  • Фигурки из палочек
  • Игры
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Манка
  • Бумага

Декабрь

1 неделя

Бытовые приборы

Инструменты

  • Пальчиковая гимнастика «Питер», «Пылесос»
  • Фигурки из палочек «Телевизор», «Часы»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Карандаши
  • Бумага

2 неделя

Зима

  • Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лед»
  • Фигурки из палочек «Снежинка»
  • Задания для детей
  • Игры с крупой
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Карандаши
  • Бумага

3 неделя

Дикие животные зимой

  • Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Зайка и ушки»
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Игра «Собери картинку»
  • Работа в тетради
  • Трафареты
  • Разрезные картинки
  • Геометрические фигуры
  • Мелкие игрушки животных

4 неделя

Новый год

  • Пальчиковая гимнастика «праздник»
  • Фигурки из палочек «Елочка», «Мешок деда Мороза»
  • Игры с нитками, елочными игрушками
  • Лабиринт
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Шерстяные нитки
  • Проволока
  • Лабиринт
  • Ножницы
  • Минифланелеграф

Январь

1 неделя

2 неделя

Индивидуальная работа с детьми

 

 

3 неделя

Мебель. Наш дом

  • Пальчиковая гимнастика «Кисточка», «Стул», «Стол»
  • Фигурки из палочек «Окно», «Кроватка», «Табуретка»
  • Игра
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Проволока
  • Горох, рис
  • Мелкие игрушки

4 неделя

Посуда

  • Пальчиковая гимнастика «Шалун»
  • Фигурки из палочек «Коробка»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Рис, горох
  • Ножницы, бумага
  • Палочки

5 неделя

Одежда. Обувь

  • Пальчиковая гимнастика «Варежки»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Геометрические  фигуры
  • Лабиринт

Февраль

1 неделя

Зимние забавы

  • Пальчиковая гимнастика «Снежный ком»
  • Игры
  • Работа в тетради
  • Нитки
  • Минифланелеграф
  • Бумага

2 неделя

Зимующие птицы

  • Пальчиковая гимнастика «Птицы», «Голуби»
  • Игра
  • Работа в тетради
  • Геометрические фигуры
  • Цветная бумага
  • Разрезные картинки
  • Перо, пух, мех

3 неделя

Наша армия. Наша Родина

  • Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы», «Флажок»
  • Фигурки из палочек «Танк», «Пароход»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Рис
  • Лабиринт

Март

1 неделя

Семья.  8 марта

  • Пальчиковая гимнастика «Мамочка», «Ладушки»
  • Фигурки из палочек «Цветок»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки

2 неделя

Транспорт

  • Пальчиковая гимнастика «переход», «Обогрей», «Пароход»
  • Фигурки из палочек «Лодка», «Машина», «Самолет»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Проволока
  • Геометрические фигуры
  • Бумага

3 неделя

Весна

  • Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Нитки
  • Палочки
  • Проволока

4 неделя

Весенние каникулы

Индивидуальные занятия  с детьми

 

 

Апрель

1 неделя

Перелетные птицы

  • Пальчиковая гимнастика «Птичек стая», «Птицы», «Грачи прилетели», «Скворечник», «Птенчики в гнезде»
  • Игры
  • Работа в тетради
  • Лабиринт
  • Перо, пух, мух
  • Горох, семечки
  • Нитки, минифланелеграф
  • Разрезные картинки
  • Лабиринт

2 неделя

Космос

  • Игра ладонями
  • Пальчиковая гимнастика
  • Фигурки из палочек «Звездочка», «Ракета»
  • Игра
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Бумага
  • Рис

3 неделя

Дикие и домашние животные весной

  • Пальчиковая гимнастика «Лошадки», «Кошка», «На лужок», «зайка и ушки»
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Игра «Собери картинку»
  • Работа в тетради
  • Трафареты
  • Разрезные картинки
  • Геометрические фигуры
  • Мелкие игрушки животных

4 неделя

Времена года

  • Пальчиковая гимнастика «Лед»
  • Фигурки из палочек «Горка»
  • Задания для детей
  • Бумага

Май

1 неделя

Школа

  • Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик»
  • Фигурки из палочек
  • Задания для детей
  • Игра
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Рис
  • Различные семена
  • Мяч
  • Матрешки

2 неделя

Профессии

  • Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Дом на горе», «щели», «Домик»
  • Фигурки из палочек «Дом и ворота», «Мост»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Бумага
  • Клубок ниток
  • Носовой платок

3 неделя

Насекомые

  • Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки», «Осы», «Бабочки»
  • Фигурки из палочек «Жук», «Бабочка»
  • Игра работа в тетради
  • Палочки,
  • Мелкие игрушки
  • Фасоль
  • Проволока

4 неделя

Цветы. Цветущие деревья

  • Пальчиковая гимнастика «Цветок», «Одуванчик», «Хризантемы»
  • Фигурки из палочек «Кактус»
  • Игра
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Гуашь
  • Разрезанные картинки
  • Нитки, минифланелеграф

 

Прогнозируемый результат к концу года:

  • Выкладывать различные фигуры из палочек, геометрических фигур по образцу и по представлению
  • Воспроизводить из пальцев различные предметы и объекты
  • Выполнять графические упражнения, зрительные и слуховые диктанты
  • Штриховать фигуры в разных направлениях
  • Самостоятельно печатать буквы и цифры по клеткам
  • Точно срисовывать по клеткам предметы сложной формы, сохраняя размеры
  • Создавать изображения предметов по представлению

Вырезать фигуры различной сложности

Работа с родителями.

  • Родительские собрания: "Значение развития мелкой моторики".
  • Консультации:  «Что такое мелкая моторика и как ее развивать»

«Упражнения, развивающие мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук»

«Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»

  • Папки – передвижки:

«Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики»

«Приемы развития мелкой моторики рук»

«Первые шаги в освоении письма»

  • Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
  • Привлечение родителей к изготовлению пособий

 

Литература.

1.Безруких М.М. «Как научить писать ребенка красиво»,М., 1995.

2.Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003.

3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – БГПИ., 1996.

4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.

5 . Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский И.В., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей. // Дефектология. – 1992.

6. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение «ВЛАДОС», 1995.

7.  Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970.

8.Триггер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А., «Я учусь писать», Москва, 1994

9.Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Санкт-Петербург, 1997

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Приложение 1

Развитие тонкокоординированных движений

И.Ф. ребенка

Задания

Оценка выполненных заданий

 

Поставь точки в центр круга

Посчитай пальчики

Проведи прямые линии от точки до крестика

Проведи путь по лабиринту

Заштрихуй фигуры

Итоговый уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие зрительно--двигательных координаций

 

И.Ф.ребенка

Задания

Оценка выполненных заданий

 

«Скопируй фигуры»

«Дорисуй рисунки»

Итоговый уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №15комбинированного вида 2 категории

Проект программы

«Умные пальчики»

по формированию графических навыков у детей

 с ограниченными возможностями здоровья.

                                                            Учитель – дефектолог МБДОУ д/сад № 15    

                                                                                                           Лякишева О.Г.

                                                               

г. Алейск 2013г.

Пояснительная записка.

В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Развитие психической коррекции связано с именем Л.С.Выготского.  Им проводились многочисленные исследования в области дефектологии и специальной психологии. Общим для всех видов аномального развития является раннее возникновение  первичной патологии. Например, при раннем поражении интеллекта у детей наблюдается отставание развития моторной сферы. Это проявляется в позднем развитии ходьбы, в недоразвитии мелкой моторики. Системно-структурный подход к анализу дефекта у детей с нарушениями в развитии, предложенный Л.С.Выготским, позволяет нам оценить все многообразие их развития, выделить его определяющие и побочные факторы и на основе этого построить научно обоснованный, психокоррекционный проект.

У многих детей задержка психомоторного и психического развития сопровождается теми или иными отклонениями в состоянии нервно-психической сферы, по данным центра комплектования специальных детских садов для детей с ограниченными возможностями здоровья,  функциональные нарушения осложняются различными невротическими расстройствами. Это тормозит развитие тонкокоординированных движений руки и графомоторных навыков и вызывает необходимость организации специальных занятий.

Многолетние наблюдения и анализ результатов психолого-педагогического обследования показывают, что у детей 5-6 лет с ОВЗ, поступающих в коррекционные группы, графические умения и развитие мелкой моторики находятся на низком уровне или совсем не сформированы. Дети не умеют правильно держать карандаш, проводить линии в заданных направлениях, копировать, изображать предметы. Половина детей вообще отказываются от выполнения графических заданий. Таким образом, развитие зрительно-моторной координации и  графических умений является одной из основных задач коррекции  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сложность, многообразие и специфика психического дизонтогенеза у детей  с ограниченными возможностями здоровья требует системного подхода к разработке коррекционных технологий. Отсутствие единой комплексной программы по коррекции тонкокоординированных движений руки и графомоторных навыков и новые подходы к организации работы в ДОУ обусловили разработку данного проекта, основанной на основных требованиях « Программы обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.

При составлении данной проекта  учитывался важнейший дидактический принцип  о развивающем обучении С.Выготского  о том, что правильное обучение ведет за собой развитие.

Данная проект отличается тем, что вся коррекционная работа строится по тематическому циклу, используя принцип концентричности и повторения тем с наращиванием объема материала.

Основная цель  проекта коррекционной работы—развитие зрительно-моторной координации, тонкокоординированных движений руки, формирование элементарных специфических навыков, подготовка руки ребенка к систематическому письму

Для достижения целей проекта первостепенное значение имеют:

  • Диагностическое изучение ребенка при поступлении его в группу для установления особенностей развития, уточнение его стартовых возможностей.
  • Установление обратной связи с семьей воспитанника с целью консультирования и сбора дополнительных данных о ребенке.
  • Построение занятий и отбор материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Проведение дифференцированной предварительной индивидуальной помощи перед проведением занятия.
  • Использование игровой мотивации на всех занятиях.
  • Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция.
  • Креативность процесса коррекционно-развивающего обучения.
  • Контроль психофизической нагрузки (индивидуальной и двигательной нагрузки, фазы активной работы и релаксации).
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества.

Проект  рассчитан на 2 года коррекционно-развивающей работы. План-проект  может быть использован учителями-дефектологами, воспитателями коррекционных групп с учетом индивидуальных особенностей своих детей.

Проект разработан в 2013 году, ожидается хороший развивающий эффект.

Результативность  проекта: у детей, поступающих в группу с низким уровнем развития мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций, за два года коррекционной работы наблюдаются:

- положительная динамика развития по всем параметрам обучения;

- укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки;

- совершенствуется зрительно-двигательная координация;

-  ориентировка в микропространстве;

- развивается произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь;

-умение рассуждать, делать выводы, фантазировать.

К концу второго года обучения дети  должны уметь:

- правильно держать карандаш;

- ориентируются на рабочей строке, выполняют вертикальные, горизонтальные штрихи, способны делать циклические движения, наносить штриховку в разных направлениях;

- срисовывать любую геометрическую фигуру и сочетание фигур, умеют писать печатные буквы и цифры.  

Уровень развития зрительно-двигательных координаций и мелкой моторики достигает нормы, а иногда и высокого уровня.

Паспорт проекта

Участники проекта: дети, родители.

Тип проекта: практико-ориентированный

Вид проекта: долгосрочный

Проблема проекта: Возможно, ли в процессе развития мелкой моторики   добиться высокого  уровня  подготовки руки ребенка к письму?

Сроки реализации проекта: 2 года.

1 этап - старшая группа – 1 год.

2этап - подготовительная группа – 2 год.

Технология организации проекта.

Для определения уровня развития двигательных навыков у детей, необходимо провести  диагностическое обследование. Для этого можно  предложить  ребенку выполнить несколько заданий.

Методики, определяющие уровень развития тонкокоординированных движений

  • «Поставь точки в центр круга» Оценка:
  • 1 уровень—движения выполняются четко, точно
  • 2 уровень—движения выполняются нечетко, с ошибками
  • 3 уровень—движения практически не выполняются по инструкции
  • «Посчитай пальчики». Оценка: смотри оценку предыдущего задания
  • «Проведи прямые линии, не отрывая руки». Оценка:
  • 1 уровень—линии прямые, ровные не разорванные, без поправок
  • 2 уровень—линии не очень ровные, с разрывами, но без отклонений от прямой линии, есть тремор
  • 3 уровень—движения очень медленные, линии неровные, разорванные, сильный тремор
  • «Проведи путь по лабиринту». Оценка:
  • 1 уровень—линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных линий
  • 2 уровень—линия неровная, с разрывами, большое число касаний, тремор, дрожание
  • 3 уровень—очень медленное движение, линия неровная, разорванная, сильный тремор
  • «Заштрихуй фигуру». Оценка:
  • 1 уровень—штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры
  • 2 уровень—штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий
  • 3 уровень—штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм.

Методики определяющие уровень развития зрительно-двигательных координаций

  • «Скопируй фигуры». Оценка:
  • 1 уровень—линии ровные, без разрывов, дополнительных штрихов, выдержаны пропорции и размеры, направление
  • 2 уровень—линии дрожащие, но без разрывов, дополнительных штрихов, есть небольшие нарушения пропорций размеров, нет нарушений направления
  • 3 уровень—линии дрожащие, с разрывами, дополнительными штрихами, нарушены пропорции, размеры, направление
  • «Дорисуй рисунки». Оценка (смотри оценку предыдущего задания)

Полученные результаты целесообразно занести в таблицу. [См. Приложение 1]

Для выявления динамики обучения диагностику необходимо проводить в начале учебного года и в конце.

Работу по развитию тонкокоординированных движений руки и развитию графических навыков нужно проводить систематически  как  занятия  1 раз в неделю. Рекомендации: перед работой в тетради необходимо провести упражнения для кистей рук. Также необходимо следить за освещенностью рабочего места ребенка, его осанкой.

Занятия включают в себя несколько частей:

  1. Пальчиковую гимнастику
  2. Игры с палочками
  3. Игры с мозаикой, бумагой, крупой, геометрическими фигурами.
  4. Рисование, аппликация
  5. Графическая работа в тетрадях.

Основные направления работы при обучении графическим навыкам:

  • необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движения
  • вместе с ребенком очень подробно разобрать инструкцию;
  • несколько раз выполнить движение в медленном темпе;
  • попросить ребенка «продиктовать» инструкцию взрослому, чтобы ребенок еще раз осознал, что и как нужно делать;
  • нужно особо зафиксировать внимание на право- и левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо.
  • особое внимание следует уделить направлению письма слева направо

Занятия строятся с учетом тематического планирования. Упражнения, проводимые с детьми, усложняются постепенно. Знакомя детей с новыми упражнениями, нужно опираться на ранее усвоенные ими умения и навыки.

1 этап проекта – 1 год.

(старшая группа)

Задачи:

  • Развивать тонкую моторики, как основу формирования элементарных графических навыков, а также в целях совершенствования Рече двигательного центра коры головного мозга
  • Развивать зрительно-двигательную координацию, зрительное внимание
  • Овладевать несложными упражнениями для пальцев
  • Научить правильно держать карандаш, тренировать в силе нажима
  • Познакомить  с тетрадью
  • Развивать ориентировку на рабочей строке
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги
  • Учить рисовать вертикальные, горизонтальные линии, штриховать в разных направлениях
  • Развивать произвольность внимания и память, мышление, оптико-пространственное восприятие, фантазию

Перспективно – тематический план

Дата

Тема

Содержание занятия

Дидактический материал

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

Обследование детей

3 неделя

Осень. Овощи

  • Массаж фалангов пальчев;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Фигурки из палочек;
  • Игры;
  • Знакомство с тетрадкой в клетку, рабочей строкой, клеткой.
  • Палочки
  • Горох
  • Фасоль, бобы
  • Геометрические фигуры

4 неделя

Осень, Фрукты

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Игры с бумагой;
  • Знакомство со штриховкой.
  • Палочки
  • Бумага

Октябрь

1 неделя

Деревья, кустарники

  • Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»;
  • Фигурки из палочек «Гриб»;
  • Игры с крупой;
  • Игра «Чудесный мешочек»;
  • Работа в тетради
  • Палочки;
  • Перловка;
  • Геометрические фигуры;
  • Мелкие игрушки;
  • Грибок.

2 неделя

Откуда хлеб пришел

  • Пальчиковая гимнастика «Хлебушек»;
  • Фигурки из палочек «Колосок»;
  • Игра с проволокой;
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Проволока

3 неделя

  • Пальчиковая гимнастика «Хлебушек»
  • Фигурки из палочек «Колосок»
  • Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
  • Фигурки из палочек «Конфета»
  • Занятия для детей
  • Палочки

4 неделя

Игрушки

  • Пальчиковая гимнастика «Дружба», «Шарик»
  • Фигурки из палочек «Качели»
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Бобы
  • Мелкие игрушки

Ноябрь

1 неделя

Домашние птицы

  • Пальчиковая гимнастика «Зернышки», «Петушок», «Курочка»;
  • Задания для детей;
  • Работа в тетради.
  • Гуашь;
  • Бумага;
  • Фасоль, пшено, пшеница, рис.

2 неделя

Домашние животные

  • Пальчиковая гимнастика «Лошадки»; «Кошка», «Коза»;
  • Задание для детей;
  • Фигурки из палочек;
  • Работа в тетради.
  • Трафареты,
  • Палочки

3 неделя

Дикие животные

  • Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Зайка и ушки»;
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Игра «Собери картинку»
  • Работа в тетради
  • Трафареты
  • Разрезные картинки
  • Геометрические фигуры
  • Мелкие игрушки животных

4 неделя

Животные жарких стран

  • Пальчиковая гимнастика «Черепаха», «Крокодил»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Разрезные картинки животных
  • Арбузные семечки

5 неделя

Наше тело

  • Пальчиковая гимнастика «Семья», «Моя семья»
  • Фигурки из палочек
  • Игры
  • Работа в тетради
  • Палочки

Декабрь

1 неделя

Бытовые приборы

Инструменты

  • Пальчиковая гимнастика «Музыканты»
  • Фигурки из палочек «Телевизор», «Лопата»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Карандаши

2 неделя

Зима

  • Пальчиковая гимнастика «Лед»
  • Фигурки из палочек «Горка»
  • Задания для детей
  • Игры с крупой
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Бумага
  • Ножницы
  • Фасоль

3 неделя

Дикие животные зимой

  • Пальчиковая гимнастика «На лужок»
  • Пальчиковая гимнастика «Зайка и ушки»
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Игра «Собери картинку»
  • Работа в тетради
  • Трафареты
  • Разрезные картинки
  • Геометрические фигуры
  • Мелкие игрушки животных

4 неделя

Новый год

  • Пальчиковая гимнастика «Елочка»
  • Фигурки из палочек «Елочка»
  • Игры с нитками, елочными игрушками
  • Лабиринт
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Лабиринт
  • Ножницы
  • Нарисованная елочка
  • Нитки
  • Елочные игрушки
  • Минифланелеграф

Январь

1 неделя

2 неделя

Индивидуальная работа с детьми

3 неделя

Мебель. Наш дом

  • Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Дом на горе», «Домик»
  • Фигурки из палочек «Дом и ворот», «Табуретка»
  • Игра «Собери картинку»
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Разрезная картинка
  • Проволока

4 неделя

Посуда

  • Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
  • Фигурки из палочек «Конфета»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Рис, горох
  • Набор игрушечной посуды
  • Палочки

5 неделя

Одежда. Обувь

  • Пальчиковая гимнастика «Крючки»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Мелкие пуговицы
  • Резинка
  • Шнурки
  • Пришитые пуговицы, крючки

Февраль

1 неделя

Зимние забавы

  • Пальчиковая гимнастика
  • Фигурки из палочек «Сани»
  • Игры
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Рис
  • Бумага

2 неделя

Зимующие птицы

  • Пальчиковая гимнастика «Воробьи», «Филин»
  • Игра
  • Работа в тетради
  • Геометрические фигуры
  • Цветная бумага

3 неделя

Наша армия. Наша Родина

  • Пальчиковая гимнастика «Солдаты»
  • Фигурки из палочек «Звезды», «Флажок»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Рис
  • Веревочки

Март

1 неделя

Семья.  8 марта

  • Пальчиковая гимнастика
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Бусинки
  • Клубок шерстяных ниток
  • Цветная бумага
  • Геометрические фигуры

2 неделя

Транспорт

  • Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Лодка»
  • Фигурки из палочек «Лодка»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Геометрические фигуры

3 неделя

Весна

  • Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Флажок»
  • Задания для детей
  • Бумага

4 неделя

Весенние каникулы

Индивидуальные занятия  с детьми

Апрель

1 неделя

Перелетные птицы

  • Пальчиковая гимнастика «Ласточка», «Птенчики в гнезде»
  • Фигурки из палочек
  • Игры
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Горох, бобы
  • Бумага

2 неделя

Космос

  • Игра ладонями
  • Пальчиковая гимнастика
  • Фигурки из палочек «Звездочка», «Ракета»
  • Игра
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Бумага
  • Рис

3 неделя

Дикие и домашние животные весной

  • Пальчиковая гимнастика «Лошадки», «Кошка», «На лужок», «зайка и ушки»
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Игра «Собери картинку»
  • Работа в тетради
  • Трафареты
  • Разрезные картинки
  • Геометрические фигуры
  • Мелкие игрушки животных

4 неделя

Времена года

  • Пальчиковая гимнастика «Лед», «Весенний дождик», «Флажок»
  • Фигурки из палочек «Горка»
  • Задания для детей
  • Бумага

Май

1 неделя

Школа

  • Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик»
  • Фигурки из палочек
  • Задания для детей
  • Игра
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Рис
  • Различные семена
  • Мяч
  • Матрешки

2 неделя

Профессии

  • Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Пекарь»
  • Фигурки из палочек «Письмо», «Книга»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Бумага

3 неделя

Насекомые

  • Пальчиковая гимнастика «Пчелы», «Жук», «Бабочка»
  • Игры
  • Фигурки из палочек
  • Работа в тетради
  • Палочки,
  • Геометрические фигуры

4 неделя

Цветы. Цветущие деревья

  • Пальчиковая гимнастика «Цветки», «Мак»
  • Фигурки из палочек «Мак»
  • Игры
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Гуашь

Прогнозируемый результат к концу года:

  • Выкладывать различные фигуры из палочек, из мелких геометрических фигур по образцу
  • Правильно держать карандаш
  • Раскрашивать изображения, ограниченные контуром
  • Ориентироваться на листе бумаги, на рабочей строке
  • Штриховать фигуры в заданном направлении
  • Рисовать несложные фигуры и узоры по клеткам в тетради
  • Вырезать по нарисованному контуру
  • «Конструировать» из пальцев несложные предметы и объекты.

2 этап  проекта – 2 год.

(подготовительная группа)

Задачи:

  • Развивать тонкую моторику, как основу подготовки детей к письму
  • Совершенствовать оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность
  • Совершенствовать ориентирование на рабочей строке, навыки безотрывного письма
  • Совершенствовать навыки счета и измерения условной меркой- клеткой
  • Синхронизировать словесную инструкцию и изображение, развивать пространственные представления
  • Развивать зрительный анализ и синтез восприятия предприятия предметов сложной формы
  • Развивать умственные способности, умение рассуждать, делать выводы

Перспективно – тематический план

Дата

Тема

Содержание занятия

Дидактический материал

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

Обследование детей

3 неделя

Осень. Овощи

  • Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», «морковка», «Пальчики», «Грабли»
  • Фигурки из палочек
  • Игры
  • Работа в тетради
  • Палочки

4 неделя

Осень, Фрукты

  • Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Слива»
  • Фигурки из палочек
  • Игры с бумагой
  • Палочки
  • Бумага
  • Проволока
  • Нитки и минифланелеграф

Октябрь

1 неделя

Деревья, кустарники

  • Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Елка», «Дерево», «Лес»
  • Фигурки из палочек «Елочка»
  • Игры
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Цветная бумага
  • Шерстяные нитки
  • Сосновые шишки

2 неделя

Откуда хлеб пришел

  • Пальчиковая гимнастика «Пекарь», «Женщины гости»
  • Фигурки из палочек «Мельница»
  • Игра
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Геометрические фигуры

3 неделя

Продукты питания

  • Пальчиковая гимнастика «Хлебушек»
  • Фигурки из палочек «Колосок»
  • Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
  • Фигурки из палочек «Конфета»
  • Занятия для детей
  • Палочки

4 неделя

Игрушки

  • Пальчиковая гимнастика «Дружба», «Шарик»
  • Фигурки из палочек «Качели»
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Бобы
  • Мелкие игрушки

Ноябрь

1 неделя

Домашние птицы

  • Пальчиковая гимнастика «Утята», «Гусь», «Уточка», «Курочка пьет воду»
  • Игра
  • Работа в тетради
  • Трафареты
  • Разрезные картинки
  • Мозаика

2 неделя

Домашние животные

  • Пальчиковая гимнастика «Повстречались», «Лошадки», «Овечка», «Собака», «Кошка»
  • Задание для детей
  • Работа в тетради
  • Трафареты
  • Палочки
  • Перловка
  • Ножницы, бумага

3 неделя

Дикие животные

  • Пальчиковая гимнастика «Мишки», «Волк и лиса», «Зайка и баран», «Мышка», «Ежик»
  • Пальчиковая гимнастика «Зайка и уши»
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Работа в тетради
  • Трафареты
  • Проволока
  • Нитки, минифланелегграф
  • Мелкие игрушки животных

4 неделя

Животные жарких стран

  • Пальчиковая гимнастика «Черепаха»,  «Слон»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Карандаши

5 неделя

Наше тело

  • Пальчиковая гимнастика «Семья», «Кто приехал», «Очки»
  • Фигурки из палочек
  • Игры
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Манка
  • Бумага

Декабрь

1 неделя

Бытовые приборы

Инструменты

  • Пальчиковая гимнастика «Питер», «Пылесос»
  • Фигурки из палочек «Телевизор», «Часы»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Карандаши
  • Бумага

2 неделя

Зима

  • Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лед»
  • Фигурки из палочек «Снежинка»
  • Задания для детей
  • Игры с крупой
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Карандаши
  • Бумага

3 неделя

Дикие животные зимой

  • Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Зайка и ушки»
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Игра «Собери картинку»
  • Работа в тетради
  • Трафареты
  • Разрезные картинки
  • Геометрические фигуры
  • Мелкие игрушки животных

4 неделя

Новый год

  • Пальчиковая гимнастика «праздник»
  • Фигурки из палочек «Елочка», «Мешок деда Мороза»
  • Игры с нитками, елочными игрушками
  • Лабиринт
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Шерстяные нитки
  • Проволока
  • Лабиринт
  • Ножницы
  • Минифланелеграф

Январь

1 неделя

2 неделя

Индивидуальная работа с детьми

3 неделя

Мебель. Наш дом

  • Пальчиковая гимнастика «Кисточка», «Стул», «Стол»
  • Фигурки из палочек «Окно», «Кроватка», «Табуретка»
  • Игра
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Проволока
  • Горох, рис
  • Мелкие игрушки

4 неделя

Посуда

  • Пальчиковая гимнастика «Шалун»
  • Фигурки из палочек «Коробка»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Рис, горох
  • Ножницы, бумага
  • Палочки

5 неделя

Одежда. Обувь

  • Пальчиковая гимнастика «Варежки»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Геометрические  фигуры
  • Лабиринт

Февраль

1 неделя

Зимние забавы

  • Пальчиковая гимнастика «Снежный ком»
  • Игры
  • Работа в тетради
  • Нитки
  • Минифланелеграф
  • Бумага

2 неделя

Зимующие птицы

  • Пальчиковая гимнастика «Птицы», «Голуби»
  • Игра
  • Работа в тетради
  • Геометрические фигуры
  • Цветная бумага
  • Разрезные картинки
  • Перо, пух, мех

3 неделя

Наша армия. Наша Родина

  • Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы», «Флажок»
  • Фигурки из палочек «Танк», «Пароход»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Рис
  • Лабиринт

Март

1 неделя

Семья.  8 марта

  • Пальчиковая гимнастика «Мамочка», «Ладушки»
  • Фигурки из палочек «Цветок»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки

2 неделя

Транспорт

  • Пальчиковая гимнастика «переход», «Обогрей», «Пароход»
  • Фигурки из палочек «Лодка», «Машина», «Самолет»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Проволока
  • Геометрические фигуры
  • Бумага

3 неделя

Весна

  • Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Нитки
  • Палочки
  • Проволока

4 неделя

Весенние каникулы

Индивидуальные занятия  с детьми

Апрель

1 неделя

Перелетные птицы

  • Пальчиковая гимнастика «Птичек стая», «Птицы», «Грачи прилетели», «Скворечник», «Птенчики в гнезде»
  • Игры
  • Работа в тетради
  • Лабиринт
  • Перо, пух, мух
  • Горох, семечки
  • Нитки, минифланелеграф
  • Разрезные картинки
  • Лабиринт

2 неделя

Космос

  • Игра ладонями
  • Пальчиковая гимнастика
  • Фигурки из палочек «Звездочка», «Ракета»
  • Игра
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Бумага
  • Рис

3 неделя

Дикие и домашние животные весной

  • Пальчиковая гимнастика «Лошадки», «Кошка», «На лужок», «зайка и ушки»
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Игра «Собери картинку»
  • Работа в тетради
  • Трафареты
  • Разрезные картинки
  • Геометрические фигуры
  • Мелкие игрушки животных

4 неделя

Времена года

  • Пальчиковая гимнастика «Лед»
  • Фигурки из палочек «Горка»
  • Задания для детей
  • Бумага

Май

1 неделя

Школа

  • Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик»
  • Фигурки из палочек
  • Задания для детей
  • Игра
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Рис
  • Различные семена
  • Мяч
  • Матрешки

2 неделя

Профессии

  • Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Дом на горе», «щели», «Домик»
  • Фигурки из палочек «Дом и ворота», «Мост»
  • Задания для детей
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Бумага
  • Клубок ниток
  • Носовой платок

3 неделя

Насекомые

  • Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки», «Осы», «Бабочки»
  • Фигурки из палочек «Жук», «Бабочка»
  • Игра работа в тетради
  • Палочки,
  • Мелкие игрушки
  • Фасоль
  • Проволока

4 неделя

Цветы. Цветущие деревья

  • Пальчиковая гимнастика «Цветок», «Одуванчик», «Хризантемы»
  • Фигурки из палочек «Кактус»
  • Игра
  • Работа в тетради
  • Палочки
  • Гуашь
  • Разрезанные картинки
  • Нитки, минифланелеграф

Прогнозируемый результат к концу года:

  • Выкладывать различные фигуры из палочек, геометрических фигур по образцу и по представлению
  • Воспроизводить из пальцев различные предметы и объекты
  • Выполнять графические упражнения, зрительные и слуховые диктанты
  • Штриховать фигуры в разных направлениях
  • Самостоятельно печатать буквы и цифры по клеткам
  • Точно срисовывать по клеткам предметы сложной формы, сохраняя размеры
  • Создавать изображения предметов по представлению

Вырезать фигуры различной сложности

Работа с родителями.

  • Родительские собрания: "Значение развития мелкой моторики".
  • Консультации:  «Что такое мелкая моторика и как ее развивать»

«Упражнения, развивающие мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук»

«Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»

  • Папки – передвижки:

«Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики»

«Приемы развития мелкой моторики рук»

«Первые шаги в освоении письма»

  • Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
  • Привлечение родителей к изготовлению пособий

Литература.

1.Безруких М.М. «Как научить писать ребенка красиво»,М., 1995.

2.Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003.

3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – БГПИ., 1996.

4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.

5 . Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский И.В., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей. // Дефектология. – 1992.

6. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение «ВЛАДОС», 1995.

7.  Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970.

8.Триггер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А., «Я учусь писать», Москва, 1994

9.Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Санкт-Петербург, 1997

 

                                                                                          Приложение 1

Развитие тонкокоординированных движений

И.Ф. ребенка

Задания

Оценка выполненных заданий

Поставь точки в центр круга

Посчитай пальчики

Проведи прямые линии от точки до крестика

Проведи путь по лабиринту

Заштрихуй фигуры

Итоговый уровень

Развитие зрительно--двигательных координаций

И.Ф.ребенка

Задания

Оценка выполненных заданий

«Скопируй фигуры»

«Дорисуй рисунки»

Итоговый уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общих речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена проблеме развития общих речевых навыков у детей. Приводятся примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания, голоса, темпо-ритмической стороны речи, активизации мимики....

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье раскрываются основные направления формирования графических навыков у  детей с ограниченными возможностями здоровьяКлючевые слова: графические умения и навыки, зрительно-моторная координа...

Презентация мастер - класса "Формирование социально - коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья".

Презентация мастер - класса "Формирование социально - коммуникативных навыков у детей с ОВЗ"....

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьют...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» на 2021-2022 учебный год

Всем хорошо известно, что переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный является  сложным моментом в его жизни.  Уровень развития мелкой моторики у дошкольника  - один из показател...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...