О создании офтальмогигиенических условий для детей с нарушением зрения
консультация по теме

Калимуллина Роза Ибрагимовна

В статье говорится о создании тифлогигиенических условий  в группе для воспитания и обучения детей с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_oftalmogigienicheskikh_usloviy_dlya_mini_sayta_.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

О создании офтальмогигиенических условий для детей с нарушением зрения

Калимуллина Роза Ибрагимовна, учитель-дефектолог

государственное бюджетное образовательное учреждение

Белебеевская специальная (коррекционная)

начальная  школа – детский сад № 37 «Ягодка» IV вида

Для создания правильной офтальмогигиенической обстановки в группе необходимо:

  • достаточная освещенность;
  • удобное размещение детей за столом;
  • расположение наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии;
  • использование специального демонстрационного и дидактического материала;

-  соответствующая зрительным нагрузкам продолжительность занятий;

-        организация разнообразных коррекционных упражнений для глаз.

Необходимо следить за сменой перегоревших лампочек и, при недостаточности естественного освещения, включать искусственное. Для работы с нагрузкой на зрение, в свободное от непосредственно-образовательной деятельности время, сажать детей ближе к источнику света. Не следует ставить на подоконники лишние предметы или цветы, чтобы не уменьшать освещенность группы.

Посадка детей, зависит от остроты зрения, офтальмологического диагноза и наличия окклюдора. Дети с низким зрением, нистагмом и близорукостью сидят за столами в первом ряду, дети, с более высокой остротой зрения, за столами второго и третьего рядов. В зависимости от положения окклюдора ребенок занимает место за столом во время занятия, выполняет гимнастику, располагаясь либо справа, либо слева от педагога. При альтернирующем косоглазии место ребенка следует время от времени менять.

Вследствие того, что дети рассаживаются не по росту, желательно ставить столы в шахматном порядке, чтобы высокие дети не загораживали друг другу обзор и  демонстрационный материал.

Необходимо научить детей не наклоняться близко к столу. Рисовать, рассматривать картинки нужно на расстоянии 30-35см от глаз (расстояние от локтя до кончиков пальцев), на таком расстоянии глаза меньше напрягаются и устают.

Доска должна быть темно-зеленого цвета и не иметь бликов. Оптимальный вариант - софит над доской.

При демонстрации предметов или образцов необходимо убирать из поля зрения детей все лишнее: отвлекающие детей игрушки, картины и другое.

При нарушении зрения, в первую очередь, нарушается восприятие красного, желтого и оранжевого цветов, поэтомy при работе следует брать для фона и рамок именно эти цвета, т.к. они активизируют работу  сетчатки глаза (на фонах красного ,оранжевого, желтого цвета - работать, на фонах зеленого цвета – отдыхать).

Необходима контрастность предъявления демонстрационного материала. Изображение на картинах и иллюстрациях не должно быть перенасыщено объектами.

Образец следует ставить на доступном для восприятия каждым ребенком расстоянии. При возможности, желательно ставить образец на каждый стол, если этой возможности не имеется, необходимо приглашать слабовидящего ребенка для рассматривания поближе к образцу.

При работе на листе в клетку, детям с плохим зрением, и особенно с миопией, сначала предлагается лист, разлинованный в крупную клетку. Линии при этом должны быть синего или зеленого цвета, это облегчает выполнение задания.

Иллюстрации в книгах при фронтальном чтении, детям надо показывать индивидуально. Лучше всего рассматривать их после чтения.

Образцы, иллюстрации, картинки, дидактический материал следует окаймлять рамками красного и оранжевого цвета, для того, чтобы взгляд ребенка не рассеивался, а концентрировался на картинке.

В уголке изобразительной деятельности необходимо создать благоприятные условия для самостоятельной деятельности детей. Рисование, лепка, различные виды конструирования способствуют восприятию окружающего мира, ограниченного у детей с плохим зрением, развивают мелкую моторику.

В уголке должна быть в наличии бумага различного формата, формы и цвета, фломастеры, гуашь, краски, мелки, трафареты, шаблоны, образцы, рисунки для рисования через кальку. Для развития глазодвигательных мышц у детей с косоглазием желательно иметь доску и бумагу крупного размера, например, листы ватмана, для создания больших индивидуальных и коллективных рисунков.

Желательно создать в группе уголок психологической разгрузки, для отдыха детей после лечения, занятий со специалистами, для свободных игр.

Следует создать в группе специальные условия для работы глаз. Это «яркие пятна» расположенные в разных местах группы: игрушки, цветные ленты, геометрические фигуры, картины, на которых ребенок мог бы фиксировать свой взгляд.

Для развития аккомодации, фиксации взора, тренировки глазодвигательных мышц, рекомендуется использовать офтальмотренажеры. Упражнения на офтальмотренажерах В.Ф. Базарнова лучше проводить сначала на листе бумаги – микродвижения глаз, затем на стене (либо на потолке) – макродвижения глаз.

Полезно создать условия для наблюдения за движущимися объектами: шарик, опускающийся с потолка, солнышко или флажок поднимающийся на веревке, елочная гирлянда с бегущим огоньком, лоток для прокатывания мелких шаров или мячей.

На занятиях также необходимо учитывать психофизиологические особенности детей. Следить, чтобы нагрузка соответствовала возрасту, состоянию здоровья и зрительному диагнозу детей. Занятия можно проводить фронтально,с подгруппой детей, индивидуально. Подгруппы могут быть мобильны, на каждый вид деятельности могут комплектоваться по разному.

В определенное время занятия необходимо проводить физкультминутки: зрительные (при зрительной нагрузке); двигательные; зрительно-двигательные.

После музыкальных и физкультурных занятий, желательно проводить релаксацию: мышечное и зрительное расслабление.

На музыкальных и физкультурных занятиях, детям с нарушениями зрения, необходимо показывать упражнения с близкого расстояния, а для  детей, с низкой остротой зрения повторять несколько раз. Иногда следует взять ребенка за руку и двигаться вместе с ним, с тем, чтобы он понял упражнение и ощутил его ритм. По мере необходимости, на физкультурных занятиях, детям можно снимать очки. Для отдыха детей на физкультурных занятиях нужно использовать дыхательные и зрительные упражнения.

На детских игровых площадках также должны быть созданы условия не только для физического развития детей, но и для развития зрения, повышения остроты зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметной развивающей среды, как условие развития навыков общения детей с нарушением зрения

Предложенная консультация окажет помощь в организации развивающей среды коррекционных групп детей с ОВЗ...

Проектная работа "Предметно развивающая среда как условие развития детей с нарушением зрения"

Подходы к построению развивающей среды для детей с нарушением зрения в условиях ДОУ...

консультация "Создание эргономических условий при подготовке детей с нарушением зрения к школе" для родителей.

Родителям выпускников детского сада для детей с нарушением зрения необходимо и в школе соблюдать правильный режим занятий и отдыха. Очень важно так организовать режим дня ребенка, чтобы предупредить п...

Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе для детей с нарушением зрения

Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе для детей с нарушением зрения...

презентация " Предметно – развивающая среда, как условие развития детей с нарушением зрения"

Олним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно-ра...

Проект «Создание мини – музея о городе Новосибирске в условиях группы детского сада для детей с нарушением зрения»

Целью данного проекта является создание модели взаимодействия детей, педагогов и родителей в рамках создания мини-музея о родном городе.В группе мы создадим мини-музей. Он будет пополняться различными...

Создание условий для реализации АООП детей с нарушением зрения

Создание условий для реализации АООП детей с нарушением зрения...