Благоприятные условия математического развития дошкольников
консультация по теме

Шумкина Елена Вячеславовна

         Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.

       Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

        Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

        Нельзя указать ни одной области в практической и научной жизни человека, где не применялись бы числа или счет, временные и пространственные понятия. Человек широко ими пользуется в своих личных и общественных делах. Маленький ребенок в повседневной жизни сталкивается с необходимостью определить величину предметов, их пространственным расположением. Первоначальные представления о пространстве развиваются у маленьких, еще не умеющих ходить детей, когда малыш пытается дотянуть свои ручки до игрушки. Как только ребенок начинает передвигаться, он знакомится пространственными отношениями между вещами: он то - приближается к интересующим его вещам, то удаляется от них. Оказывается, одни предметы находятся перед ребенком, другие – сзади него или справа, или слева. Когда ребенок начинает говорить, он быстро научается пользоваться такими словами, как нет, все, есть, ничего. Постепенно использует числительные  при шагани раз – два, применяет единственное и множественное число, правильно обозначает любые величины больше – меньше, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше и т. д.

      Наличие предметов и  благоприятных обстоятельств  совершенно недостаточно для формирования математических представлений.

Необходимо  еще привлечь к ним внимание ребенка, дать какое-то задание, помочь сосчитать и т.д. В этом и заключается роль воспитателя.

      Необходимым условием для правильного развития у детей математических представлений является системность и последовательность. Не будет знаний числа3 ,пока ребенок не усвоит 1 и 2,если нет преставления о количестве, то нет знания о цифре.

       Ребенку очень трудно осознать счет, потому, что он должен понять , что каждое последующие числительное относится к очередному предмету, в тоже время относится и ко всей группе предметов, так как дает количественную характеристику. Вот здесь требуется правильное руководство со стороны воспитателя. Необходимо позаботится о том , чтобы ребенок усвоил первые числа 1, 2, 3, 4. На базе знаний первых двух чисел, воспитатель должен использовать всякий удобный случай, что бы дать ему  понятие числа 3. Для этого можно использовать различные предметы.  Так например присоединив один кубик к двум, воспитатель говорит :«Здесь три; два кубика, да еще один кубик – три кубика». На базе первых четырех чисел, воспитатель показывает, как считать, при этом необходимо показать способ отсчета, указать, когда следует произносить числительное, отбирая предметы. На первых порах ребенка следует приучать считать медленно. Вначале дети считают вслух, притрагиваясь пальцем к предметам, а затем переходят к счету про себя.

        На фактах повседневной жизни и в специальных играх воспитатель упражняет ребенка в умении определять число последовательных явлений. Одновременно со счетом, воспитатель ставит так свою работу, чтобы детям приходилось  сравнивать.

      Знание состава чисел очень облегчит сложение и вычитание. Большое значение имеет последовательность тех заданий, которые предлагаются детям: постепенный переход от более легких к более трудным.

        Наблюдения показывают, что различать величину предметов дети начинают рано. При сравнении двух предметов маленькие дети используют прием наложения. Дети старшей группы подводятся к более точному соотношению при помощи измерений: отмерить, отметить расстояние, отрезать такой же длинны. При знакомстве детей с величиной и  измерением, задача воспитателя – наблюдать за детьми, а при необходимости вносить ясность в детские представления.

       Без особого труда дошкольники учатся отличать одну форму от другой и правильно ее называть. Но это не означает, что они в состоянии выделять эти формы в предметах окружающей среды. Это становится доступным только  со временем, с развитием наблюдательности под влиянием педагогической работы. Знакомство дошкольников с формой должно протекать в интересных играх, в связях с аппликационными работами, в беседе и пр.

        В раннем возрасте ребенок познает пространство путем движения. Он видит высоко подвешенный предмет и тянет ручки вверх ,если предметы впереди – вперед, если он слышит голос сзади, то он поворачивается. В процессе своей активности, в связи с получением ряда ощущений, ребенок начинает различать направления. Тяжело дается детям такие направления, как право и лево. Этому предшествуют знания левой и правой руки. Пространственные ориентировки лучше всего усваиваются во время проведения подвижных игр, музыкальных занятий.

        А вот развитие у ребенка представления о времени  протекает медленно. У них настоящие господствует над прошедшем и будущим. Очень долго дети путают вчера и завтра. Часто можно услышать, как ребенок применил завтра в смысле прошедшего времени; например: «У меня завтра болела ножка, а теперь прошло». Основной путь воспитателя при  уточнение представлений о времени, должен быть связан с эмоциональными переживаниями детей в беседе, в игре.

        В дошкольном возрасте закладываются  основы знаний, необходимых ребенку  в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с  основами счета, временными и пространственными представлениями, с формой предмета. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального  развития ребенка, формирования его  познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме, а задания должны быть последовательны, переходить от легких к более сложным. Поэтому помимо благоприятно оборудованной «среды», важно и необходимо руководство процессом математического развития ребенка, и это руководство осуществляет воспитатель.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskoe_razvitie.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3

комбинированного вида»

Благоприятные условия

математического развития дошкольников

Выступление на методическом объединении воспитателей Лямбирского района

       

                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                Подготовила:                                                                                                    

                                                                                    воспитатель

                                                                                    Шумкина Е.В.

2014 год

         Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.

       Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

        Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

        Нельзя указать ни одной области в практической и научной жизни человека, где не применялись бы числа или счет, временные и пространственные понятия. Человек широко ими пользуется в своих личных и общественных делах. Маленький ребенок в повседневной жизни сталкивается с необходимостью определить величину предметов, их пространственным расположением. Первоначальные представления о пространстве развиваются у маленьких, еще не умеющих ходить детей, когда малыш пытается дотянуть свои ручки до игрушки. Как только ребенок начинает передвигаться, он знакомится пространственными отношениями между вещами: он то - приближается к интересующим его вещам, то удаляется от них. Оказывается, одни предметы находятся перед ребенком, другие – сзади него или справа, или слева. Когда ребенок начинает говорить, он быстро научается пользоваться такими словами, как нет, все, есть, ничего. Постепенно использует числительные  при шагани раз – два, применяет единственное и множественное число, правильно обозначает любые величины больше – меньше, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше и т. д.

      Наличие предметов и  благоприятных обстоятельств  совершенно недостаточно для формирования математических представлений.

Необходимо  еще привлечь к ним внимание ребенка, дать какое-то задание, помочь сосчитать и т.д. В этом и заключается роль воспитателя.

      Необходимым условием для правильного развития у детей математических представлений является системность и последовательность. Не будет знаний числа3 ,пока ребенок не усвоит 1 и 2,если нет преставления о количестве, то нет знания о цифре.

       Ребенку очень трудно осознать счет, потому, что он должен понять , что каждое последующие числительное относится к очередному предмету, в тоже время относится и ко всей группе предметов, так как дает количественную характеристику. Вот здесь требуется правильное руководство со стороны воспитателя. Необходимо позаботится о том , чтобы ребенок усвоил первые числа 1, 2, 3, 4. На базе знаний первых двух чисел, воспитатель должен использовать всякий удобный случай, что бы дать ему  понятие числа 3. Для этого можно использовать различные предметы.  Так например присоединив один кубик к двум, воспитатель говорит :«Здесь три; два кубика, да еще один кубик – три кубика». На базе первых четырех чисел, воспитатель показывает, как считать, при этом необходимо показать способ отсчета, указать, когда следует произносить числительное, отбирая предметы. На первых порах ребенка следует приучать считать медленно. Вначале дети считают вслух, притрагиваясь пальцем к предметам, а затем переходят к счету про себя.

        На фактах повседневной жизни и в специальных играх воспитатель упражняет ребенка в умении определять число последовательных явлений. Одновременно со счетом, воспитатель ставит так свою работу, чтобы детям приходилось  сравнивать.

      Знание состава чисел очень облегчит сложение и вычитание. Большое значение имеет последовательность тех заданий, которые предлагаются детям: постепенный переход от более легких к более трудным.

        Наблюдения показывают, что различать величину предметов дети начинают рано. При сравнении двух предметов маленькие дети используют прием наложения. Дети старшей группы подводятся к более точному соотношению при помощи измерений: отмерить, отметить расстояние, отрезать такой же длинны. При знакомстве детей с величиной и  измерением, задача воспитателя – наблюдать за детьми, а при необходимости вносить ясность в детские представления.

       Без особого труда дошкольники учатся отличать одну форму от другой и правильно ее называть. Но это не означает, что они в состоянии выделять эти формы в предметах окружающей среды. Это становится доступным только  со временем, с развитием наблюдательности под влиянием педагогической работы. Знакомство дошкольников с формой должно протекать в интересных играх, в связях с аппликационными работами, в беседе и пр.

        В раннем возрасте ребенок познает пространство путем движения. Он видит высоко подвешенный предмет и тянет ручки вверх ,если предметы впереди – вперед, если он слышит голос сзади, то он поворачивается. В процессе своей активности, в связи с получением ряда ощущений, ребенок начинает различать направления. Тяжело дается детям такие направления, как право и лево. Этому предшествуют знания левой и правой руки. Пространственные ориентировки лучше всего усваиваются во время проведения подвижных игр, музыкальных занятий.

        А вот развитие у ребенка представления о времени  протекает медленно. У них настоящие господствует над прошедшем и будущим. Очень долго дети путают вчера и завтра. Часто можно услышать, как ребенок применил завтра в смысле прошедшего времени; например: «У меня завтра болела ножка, а теперь прошло». Основной путь воспитателя при  уточнение представлений о времени, должен быть связан с эмоциональными переживаниями детей в беседе, в игре.

        В дошкольном возрасте закладываются  основы знаний, необходимых ребенку  в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с  основами счета, временными и пространственными представлениями, с формой предмета. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального  развития ребенка, формирования его  познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме, а задания должны быть последовательны, переходить от легких к более сложным. Поэтому помимо благоприятно оборудованной «среды», важно и необходимо руководство процессом математического развития ребенка, и это руководство осуществляет воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих приемов формирования благоприятной эмоциональной сферы дошкольников"

Здоровьесберегающие приемы работы  помогают  формировать  положительные  эмоции дошкольников, создавать в группе благоприятный психологический климат. Гимнастика мозга (упражнения,...

Создание условий благоприятного психологического комфорта дошкольников.

Консультация для родителей по теме создания условий для благоприятного комфорта детей в детском саду  и дома....

Создание условий благоприятного психологического комфорта дошкольников.

Краткая памятка для педагогов по созданию  условий благоприятного психологического комфорта в группах детского сада....

«Актуальность воспитательно-образовательного потенциала семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»

. Главными воспитателями своих детей являются родители.   Цель работы ДОУ с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образов...

Масалова Обеспечение благоприятных условий развития и социализации дошкольников в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования

Масалова Обеспечение благоприятных условий развития и социализации дошкольников в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования...

Обеспечение благоприятных условий развития и социализации дошкольников в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования

Обеспечение благоприятных условий развития и социализации дошкольников в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования...