Значение игровой деятельности в социализации старших дошкольников.
статья по теме

Кирьянова Елена Александровна

     Проблема социализации личности, несмотря на широкую представленность в научной литературе, остается актуальной и по сей день. Процессы, происходящие в любых сферах общественной жизни, оказывают влияние на личность, его жизненное пространство, внутреннее состояние. Механизмы, содержание, условия социализации личности, претерпевая существенные изменения, вызывают столь же интенсивные изменения в формируемой личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Воспитатель высшей категории ДОУ № 78 Центрального      

                           района СПб Кирьянова Е. А.

                     

                  Значение игровой деятельности в

                социализации старших дошкольников.

     Проблема социализации личности, несмотря на широкую представленность в научной литературе, остается актуальной и по сей день. Процессы, происходящие в любых сферах общественной жизни, оказывают влияние на личность, его жизненное пространство, внутреннее состояние. Механизмы, содержание, условия социализации личности, претерпевая существенные изменения, вызывают столь же интенсивные изменения в формируемой личности.

     Комплексные исследования последних лет выявляют актуальность проблемы социализации дошкольников. Как уже отмечалось неоднократно, процесс социализации в настоящее время в условиях детского сада и семьи проходит неэффективно,  на первом месте стоит интеллектуальное развитие детей. Но известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается основа социальной зрелости ребенка, определяется траектория развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Тенденция роста деструктивных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, тревожность) имеет свои истоки именно в дошкольном детстве. Несформированная в старшем дошкольном возрасте социализация ведет к аутизму, низкой успеваемости, агрессивности, применению физической силы.

     Задачей целенаправленной работы по социализации считается формирование социально-активной личности, способной к творческой деятельности, самореализации, установившую гармоническую систему отношений к другим людям. Обществу, труду, к себе. Накопление ребенком самостоятельности и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствуют раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовки его к школе. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте при создании определенных условий процесс социализации проходит эффективно. Особым ведущим средством социализации дошкольников является сюжетно-ролевая игра.

     Возрастные особенности  развития определяют основную линию социализации дошкольников. К ней относится игровая деятельность, через которую ребенок воспроизводит систему социальных отношений в обществе. С точки зрения Д. Б Эльконина, игра – это способ освоения социальной действительности, в которой выражается связь ребенка с обществом, кроме того, игра является средством освоения социальных ролей, ценностей и моделей поведения. Высокий уровень развития игры и сюжетно-ролевой игры, в частности, делает процесс социализации эффективным.

     В своем исследовании Л. Г. Пак (2004) выделяет следующие особенности игровой деятельности, способствующей социализации детей: разнообразие предметного содержания игр, представляющего широкий спектр знаний об окружающем мире; эмоциональная привлекательность, обеспечивающая мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом; практическая направленность на творчество, дающая возможность самореализации; опыт индивидуального проживания уникальных социальных ролей; навыки социально адекватного поведения. Таким образом, сюжетно-ролевые игры помогают сблизить детей, объединить их общей интересной деятельностью.

     Игра остается деятельностью простой, естественной и понятной любому ребенку, ведущей его сквозь детство. В процессе игры ребенок испытывает внутренние субъективные ощущения свободы, подвластности вещей, действий, ощущения «вседозволенности», эмоционального комфорта.

     Между тем культура игр и игровая культура в современном мире теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинным источником развития является живое общение и игра. К сожалению игра современного ребенка существенно отличается от той игры, которую описывал в свое время Д. Б. Эльконин. Сейчас дети выбирают и называют роли редко, игра отличается однообразием, ограниченностью сюжета, роли представителей различных профессий практически отсутствуют; нет полноценного сюжета, логически развивающегося и отражающего определенную сторону социальной действительности.

     Причин того, что сюжетно-ролевая игра уходит на «обочину» жизни много. Одной из них является то, что дошкольное воспитание ориентируется, прежде всего, на ускоренное развитие в ущерб его обогащению. Современный ребенок, несмотря на позитивные изменения в дошкольном образовании, еще редко включается в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства. Современная система образования и обучения долгие годы отделяла детей и взрослых друг от друга, не включая ребенка в трудовые и бытовые отношения, лишая его возможности игровой деятельности. Взрослые в своем стремлении предусмотреть все линии развития ребенка, не оставляют времени для игр.

     Н. Л. Михайленко и Н. А. Короткова отмечают, что большинство детей вынуждены осваивать игровые действия сами, ориентируясь только на игровые материалы, игрушки, которые не могут объяснить какой сюжет выбрать для игры.

     Одной из причин разрушения сюжетно-ролевой игры является изменения места ребенка в системе общественных отношений. Возникли новые формы деятельности, которые позволяют ребенку включиться в общество: телевидение, компьютеры, интернет.

     В. П. Зинченко считает, что игровая дистрофия остается на всю жизнь, а состояние естественной детской игры можно считать «индикатором здоровья общества». Таким образом, для того, чтобы сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации вернулась в дошкольное детство ученым-исследователям, педагогам-практикам, родителям следует еще раз задуматься: Почему наши дети мало играют? Как руководить детской игрой в условиях детского сада, чтобы не происходило разрушение сюжетно-ролевой игры, а ее созидание?

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность – средство социализации старших дошкольников.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра рассматривается как деятельность, имеющая очень ...

Значение игровой деятельности в формировании личности дошкольника

Значение игровой деятельности в формировании личности дошкольника Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством...

Использование игровых макетов в социализации старших дошкольников

В настоящее время игра как ведущая деятельность ребенка ушла на второй план. Основной заботой родителей, а затем и воспитателей стало обучение дошкольников, подготовка их к поступлению в престижн...

Значение игровой деятельности в экологическом воспитании дошкольников.

Значение игр, в том числе обучающих дидактических, в воспитательно – образовательном процессе хорошо известно всем педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Важны они и в экологическо...

Использование игровых макетов в социализации старших дошкольников

 Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию.    Организуя предметно-игровую среду с исп...

Консультация для молодых специалистов "Значение игровой деятельности для дошкольника. Виды игр"

В консультации раскрывается значение игровой деятельности для психичского развития ребенка дошкольника, воспитательная и обучающая роль игр. Представлены виды игр....

Консультация "Особенности игровой деятельности в развитии старших дошкольников"

Консультация "Особенности игровой деятельности в развитии старших дошкольников"...