БАЗОВЫЙ ПАКЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ХОЛДИНГА
методическая разработка на тему
Базовый пакет психологических услуг педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в условиях холдинга: Сборник методических материалов для специалистов дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в условиях холдинга.
В сборнике представлены методические рекомендации по организации рабочего времени и содержание деятельности по всем видам психологического сопровождения педагога-психолога холдинга дошкольного образовательного учреждения. Его цель - регламентация деятельности по осуществлению психологического сопровождения педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в условиях холдинга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazovyy_paket.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр психолого-медико-социального сопровождения»
города Перми
БАЗОВЫЙ ПАКЕТ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ ХОЛДИНГА
г. ПЕРМИ
( методические рекомендации)
Пермь, 2012
Ответственный редактор
Малекова Н.Ю., педагог- психолог
МБОУ « Центра психолого-медико-социального сопровождения» г. Перми
Составители:
Н.Ю. Малекова, педагог-психолог МОУ «ПМС Центр» г. Перми
Матеркова Людмила Борисовна, педагог- психолог МАДОУ центр развития ребенка« Детский сад» № 371;
Мялицына Ольга Павловна, педагог-психолог МАДОУ Центр развития ребенка« Детский сад № 378»;
Пермякова Наталья Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ « Детский сад № 415»;
Подскачук Любовь Сергеевна, педагог-психолог ЧОУ СОШ " Европейская школа" ДОУ " Созвездие";
Ростовщикова Надежда Петровна, педагог-психолог МБДОУ центр развития ребенка « Детский сад» № 69;
Рубахина Елена Аркадьевна, педагог-психолог МБДОУ « Детский сад № 305»;
Созинова Анастасия Александровна, педагог-психолог, МБДОУ « Детский сад № 404»;
Субботина Наталья Анатольевна, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад»№ 352»;
Тимошок Алла Васильевна, педагог-психолог, МАДОУ « Детский сад» № 135;
Турицына Ирина Альбертовна, педагог-психолог МБДОУ « Детский сад № 29» ;
Шакирова Элеонора Маратовна, педагог-психолог МБДОУ « Детский сад № 227»
Базовый пакет психологических услуг педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в условиях холдинга: Сборник методических материалов для специалистов дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в условиях холдинга.
В сборнике представлены методические рекомендации по организации рабочего времени и содержание деятельности по всем видам психологического сопровождения педагога-психолога холдинга дошкольного образовательного учреждения. Его цель - регламентация деятельности по осуществлению психологического сопровождения педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в условиях холдинга
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. | Концепция базового пакета психологических услуг педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения в условиях холдинга | 4 |
Обоснование разработки базового пакета психологических услуг | 4 | |
Основные понятия и сокращения базового пакета психологических услуг | 5 | |
Законодательно-нормативная база | 6 | |
Общие положения базового пакета психологических услуг педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения в условиях холдинга | 7 | |
Часть 2. | Содержание базового пакета психологических услуг педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения в условиях холдинга | 10 |
1. Ориентировочное количество временных затрат по всем направлениям психологического сопровождения | 10 | |
2. Деятельность педагога-психолога с целевой категорией – воспитанники ДОУ | 13 | |
3. Деятельность педагога-психолога с целевой категорией – родители воспитанников ДОУ | 15 | |
4. Деятельность педагога- психолога с целевой категорией – педагоги ДОУ | 17 | |
5. Список литературы 6. Приложения к базовому пакету психологических услуг педагога – психолога холдинга ДОУ | 19 |
Часть I. КОНЦЕПЦИЯ БАЗОВОГО ПАКЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, РАБОТАЮЩЕГО В УСЛОВИЯХ ХОЛДИНГА
Обоснование разработки базового пакета
Внедрение практического психолога в образовательные учреждения началось в 1988 г., когда ставка «психолога» была введена в учебно-воспитательные учреждения. Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр. От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.
В настоящее время перед отраслью образования города Перми стоит задача - оптимизировать процесс системы управления образовательных учреждений. Важнейшими движущими силами высокого качества образования являются компетентные педагоги, специалисты, а также согласованность всех субъектов образовательного процесса.
Одним из инструментов изменения условий и услуги образования с целью повышения его качества является реорганизация, когда несколько образовательных учреждений объединяются в одно и под управлением сильной команды и происходят все те изменения, которые нужны для получения качественного и доступного образования. Главная цель этой работы – повышение качества образования каждого конкретного ребенка за счет перехода от управления затратами к управлению результатами.
В условиях реорганизации деятельность педагога – психолога становится более разрозненная, недостаточно систематизирована, что обусловлено многочисленностью воспитанников ДОУ, сложностью комплексного подхода в психологическом сопровождении, отсутствием оптимального диагностического пакета а, иногда и территориальной удаленностью помещений друг от друга.
Для обеспечения качественного психологического сопровождения было необходимо разработать инструментарий, который в данных условиях позволял бы решать поставленные задачи максимально мобильно, эффективно и профессионально.
Командой специалистов – психологами дошкольных учреждений города Перми, с 2010 года, проделана работа по регламентации деятельности педагога-психолога ДОУ в осуществлении психологического сопровождения. Результатами работы группы можно считать формирование системы деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения, работающего в условиях холдинга. Были разработаны материалы по планированию с учетом ориентировочного распределения рабочего времени педагога-психолога по видам деятельности (перспективный план, циклограмма педагога-психолога).
Методические материалы для проведения скрининг-диагностики психологической готовности к школе[1] (разработан альбом для проведения диагностики и методические рекомендации по использованию диагностического пакета).
Составлен диагностический пакет для проведения скрининг - обследования по адаптации ребенка к ДОУ[2] (методическое сопровождение процесса адаптации воспитанников ДОУ, карта наблюдения и анкета для родителей, сводная таблица по оценке факторов адаптации).
Составлен методический сборник коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школьному обучению[3]. В него вошли конспекты занятий Севастьяновой Е.О. «Хочу всё знать», по развитию познавательных процессов, Л.И. Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе»; Ю.В. Останковой «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе»
Программы и рекомендации для развития эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста (Л.М.Костина «Игровая терапия с тревожными детьми» - программа «Сказочная шкатулка»; О.И.Политика «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» - «Сценарии коррекционных занятий для детей с СДВГ»; О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я» - «Программа занятий с детьми 5-6 лет»).
В 2011-2012 году группой разработан базовый пакет психологических услуг –включающий методические рекомендации по организации рабочего времени и содержанию деятельности по всем видам психологического сопровождения педагога-психолога холдинга дошкольного образовательного учреждения.
Основные понятия и сокращения
Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.
Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам. Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета.
Психологическая профилактика — целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей: по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем; по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата; по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).
Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью: выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления познавательных интересов; определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета.
Психологическая диагностика профессионального поведения осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу и выполняется в форме многопозиционного анализа на основании наблюдений, видеосъемки или иной записи.
Психологическая коррекция — систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям. Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.
Психологическое консультирование — оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством специально организованных способов психологического консультирования. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Холдинг ОУ – объединение двух или трех образовательных учреждений в одно с единым административным центром.
ДО - департамент образования администрации города Перми.
ДОУ – дошкольные образовательные учреждения
ОУ – образовательные учреждения
Законодательно-нормативная база стандарта
Закон РФ «Об образовании» (Раздел 1, ст.7)
Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.
Положение о психологической службе в системе народного образования. Утверждено Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 19.09.90 № 616.
Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.92 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13.01.96 №12-ФЗ, с изменениями на 25 июня 2002 года).
Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации
от 29 марта 1995г. № 7/1 “О состоянии и перспективах развития практической психологии образования в Российской Федерации”
Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 № 1; введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 28.01.97 №7.
Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867.
Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Минобразования РФ от 22.10.99 №636.
Письмо Минобразования РФ от 07.04.99 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”
Федеральный закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (в редакции Федерального Закона от 20.07.2000 №103-ФЗ)
Инструктивное письмо МО РФ от 24.12.2001 г. № 29/1886-6 “Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения”
Общие положения базового пакета психологических услуг
Основные положения предлагаемого базового пакета психологических услуг для дошкольных образовательных учреждений были апробированы в детских садах города Перми: №№ 69, 305, 352, 227, 378, 29, 135, 371, 404, ЧОУ « Детский сад – Созвездие» в ходе работы проблемной группы « Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в условиях холдинга» в 2010, -2012 г.г.
Область применения базового пакета психологических услуг – дошкольные образовательные учреждения.
Базовый пакет психологических услуг для педагога-психолога холдинга в ДОУ основан на единых минимальных требованиях и условиях, обеспечивающие качество психологического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении г.Перми
Цель:
Регламентация деятельности по осуществлению психологического сопровождения педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в условиях холдинга
Задачи:
- Определить с учетом ориентировочных норм количество временных затрат по всем направлениям психологического сопровождения;
- Разработать содержание деятельности с целевой категорией – воспитанники дошкольного образовательного учреждения;
- Разработать содержание деятельности с целевой категорией – родители воспитанников;
- Разработать содержание деятельности с целевой категорией – педагоги дошкольного образовательного учреждения
Психологическое сопровождение в дошкольных образовательных учреждениях опирается на следующие основные принципы[4]:
- Принцип конфиденциальности.
- Принцип компетентности.
- Принцип ответственности.
- Принцип этической и юридической правомочности.
- Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
- Принцип благополучия клиента.
- Принцип профессиональной кооперации.
- Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
- Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.
Основные функции педагога – психолога ДОУ
- Прогностическая. Педагог-психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Педагог-психолог должен следить за соблюдением в детском саду условий, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе, а также предупреждать возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.
- Просвещенческая. Консультативная работа в детском саду имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или других консультациях. Специфика такого консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования - максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка. Заведующие детскими садами, воспитатели, родители и другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе. Воспитатели обращаются к психологу по следующим вопросам: причины трудностей в усвоении детьми программ обучения (подготовка к школе), нежелание и неумение детей заниматься, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми.
- Диагностическая. В обязанности детского психолога входит также выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития ребенка возрастным нормативам. Задача психодиагностики - дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям, родителям.
- Формирующая. Особое место в формировании личности ребенка и его индивидуальности является обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам и своевременному преодолению различных трудностей в развитии ребенка.
Организационные вопросы деятельности психолога
- Каждый практический психолог системы образования имеет двойное подчинение. По административной линии педагог-психолог подчиняется заведующему детским садом. Профессиональное управление осуществляется через психологический центр города Перми.
- Для организации работы психолога создается кабинет, который должен быть размещен в отдельном помещении и оснащен соответствующим оборудованием и методическим материалом. Кроме того в детском дошкольном учреждении целесообразно создавать специальные комнаты для работы педагога-психолога с детьми, воспитателями ( комнаты психологической разгрузки, комнаты , имеющие своеобразные зоны для индивидуальной работы с детьми, зоны отдыха, игровые и т.д.).
- График и план работы согласуется с администрацией детского дошкольного учреждения.
- Психолог дошкольного учреждения осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, родителями и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения.
Основными целевыми группами, в отношении которых осуществляется психологическое сопровождение, являются:
- воспитанники ДОУ;
- педагогические работники;
- родители воспитанников ДОУ.
Основные ожидаемые результаты заключаются:
- В полноценном развитии личности воспитанника дошкольного образовательного учреждения, формировании его социально-психологической компетентности, и социализации.
- Формирование системы психологического сопровождения для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений города Перми, осуществляющих свою деятельность в условиях холдинга.
Часть II. СОДЕРЖАНИЕ БАЗОВОГО ПАКЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, РАБОТАЮЩЕГО В УСЛОВИЯХ ХОЛДИНГА
1. Ориентировочное количество временных затрат по всем направлениям психологического сопровождения[5]
(из расчёта на 1 ставку =18ч, без методических 18 часов).
Количество общего рабочего времени в год при 36-часовой рабочей неделе составляет примерно 1800 часов, 150 часов в месяц, согласно постановлению № 65 Минтруда России от 29.12.92 г.
Согласно этому документу общее рабочее время психолога составляет 36 часов в неделю, из них:
18 часов предусмотрено использовать на непосредственную индивидуальную, групповую, профилактическую, диагностическую, коррекционную, развивающую, учебно-воспитательную и культурно-просветительскую работу с обучающимися, экспертно-консультационной и профилактической работе родителями и педагогами (I).
18 часов - на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками, обработку, анализ, обобщение полученных результатов, подготовку к экспертно-консультационной и профилактической работе с педагогами и родителями, заполнение аналитической и отчетной документации, на организационно-методическую работу, повышение квалификации, самообразование и другую.
Время, затраченное на исполнение того или иного вида работ, также может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающихся.
Кроме того, в соответствии с запросами администрации образовательного учреждения, сочетание видов работ и количество рабочего времени на их выполнение может изменяться. Если на некоторые из приведенных видов работ не существует запроса в образовательном учреждении, то время, отведенное на их выполнение, распределяется на другие виды работ и согласовывается с администрацией образовательного учреждения.
Направление деятельности | категория | форма | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | В месяц | за учебный год | |
Диагностическое | Дети | Наблюдение | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 36 | 180 |
Индивидуальное | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 36 | |||
Групповое (скрининговое) | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | 108 | |||
Консультативное | Педагоги | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 36 | 72 | |
Родители | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 36 | |||
Развивающее и коррекционное | Дети | Индивидуальные занятия | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 | 144 | 324 |
групповые | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 | 180 | |||
Просветительское (здесь же могут быть занятия с пед. и род.) | Педагоги | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 36 | 72 | |
Родители | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 36 | |||
18 часов | 18 часов | 18 часов | 18 часов | 72 часа | 648 часов | Всего |
Примечание: расчет сделан на 36 недель, что соответствует 648 часам
Режим работы (на 1 ставку психолога)
Дни недели | Присутственное время | Методическое время | Общее день/неделя |
Понедельник | 4,5 часа | 2.42 часа | 7.12 часов |
Вторник | 4,5 часа | 2.42 часа | 7.12 часов |
Среда | 7.12 часа | 7.12 часа | |
Четверг | 4,5 часа | 2.42 часа | 7.12 часов |
Пятница | 4,5 часа | 2.42 часа | 7.12 часов |
всего | 18часов | 18 часов | 36 часов |
Методическое направление в работе психолога
(примерные часы из расчета 18 часов на 1 ставку)
Вид деятельности | неделя | месяц | год |
Участие в работе общего совещания (по циклограмме Центра 1-я среда месяца) | 4 ч | 36 ч | |
Работа психолога в мероприятиях районного Центра (по циклограмме ___я среда месяца) | 4 ч | 36 ч | |
Участие в работе «Рабочих групп» (по циклограмме__ я среда месяца) | 4 ч | 36 ч | |
Участие в работе семинаров разного уровня: городских, областных, региональных и т.п, а также внутренних мероприятий на базе своего ОУ, ( сюда же относится работа в ПМПк ОУ, круглого стола, пед. советы, заседания, совещания и т.п.) | 2 ч | 8 ч | 72 ч |
Прохождение курсов повышения профессиональной квалификации, самообразование. | 1 ч | 4 ч | 36 ч |
Планирование, отчётность, написание справок, психологических заключений, обработка диагностических результатов, подготовка к выступлениям на родительском собрании, семинаре, педсовете и др. | 8 ч | 32 ч | 286 ч |
Подготовка, статей в «уголки психолога», стенды для родителей и т.п. | 1 ч | 4 ч | 36 ч |
Ежедневное заполнение документации (0,5 часа в день) | 2.5 ч | 10 ч | 90 ч |
всего | 70 | 630 |
2. Деятельность педагога-психолога с целевой категорией – воспитанники ДОУ[6]
По каждому направлению деятельности определяет комплекс мероприятий, минимальный объем нагрузки, субъект воздействия, предполагаемые результаты и продукт деятельности.
Базовый пакет психологических услуг педагога – психолога с целевой категорией – воспитанники ДОУ включает следующие виды деятельности:
- Сопровождение детей в период адаптации к детскому дошкольному учреждению.
- Обследование детей при подготовке к школьному обучению
- Коррекционно - развивающая деятельность.
- Изучение особенностей общения детей друг с другом, выявление психологических причин трудностей общения.
- Определение уровня умственного развития и индивидуально-психологических качеств отдельных детей.
№ п/п | Мероприятия | Объем | Субъект воздействия | Предполагаемые результаты | Продукт деятельности, инструмент оценки |
Диагностика | |||||
1 | Диагностика: адаптация ребенка к условиям ДОУ | 40ч/мес | Воспитанники ДОУ | Выявление детей с трудностями в адаптации | Диагностические карты. Мониторинг адаптации |
2. | Диагностика готовности детей к обучению в школе | 80 ч/год | Воспитанники ДОУ | Выявление детей, имеющих низкий уровень психологической готовности к обучению в школе на начало учебного года.
| Диагностические карты. Скрининг по ГОШ |
3. | Диагностика по запросу родителей, воспитателей | 80ч/год | Воспитанники ДОУ | Выявление группы детей, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ и социально-психологической адаптации | Диагностические карты, протоколы обследования. Комплекс диагностических методик |
Коррекционно-развивающая деятельность | |||||
4. | Подгрупповые занятия по повышению психологической готовности детей к обучению в школе | 80ч/год | Воспитанники ДОУ | Повышение уровня психологической готовности к обучению в школе | Карты динамики коррекционно-развивающей работы. |
5. | Подгрупповые занятия с детьми, имеющими трудности в усвоении программы (3-5 л) | 40ч/год | Воспитанники ДОУ | Повышение уровня психического развития ребенка | Карты динамики коррекционно-развивающей работы. |
6. | Групповые занятия по коррекции эмоционально-волевых нарушений | 60ч/год | Воспитанники ДОУ | Повышение уровня эмоционального благополучия ребенка | Карты динамики коррекционно-развивающей работы. |
Психологическая профилактика | |||||
7. | Групповые занятия с детьми, вновь поступившими в ДОУ | 10 ч/мес | Воспитанники ДОУ | Профилактика дезадаптации | Карта наблюдения |
8. | Групповые занятия в рамках профилактики социально опасного положения и социального сиротства | 40 ч/год | Воспитанники ДОУ | Сохранение и укрепление психологического здоровья детей | Анализ результатов групповых занятий |
- Деятельность педагога-психолога с целевой категорией – родители воспитанников ДОУ[7]
Базовый пакет психологических услуг педагога – психолога с целевой категорией – родители воспитанников ДОУ включает следующие виды деятельности:
- Повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.
2. Изучение особенностей общения детей с родителями, выявление психологических причин трудностей общения.
- Профилактика детей и семей группы риска социально опасного положения.
- Формирование у родителей потребности в психологических знаниях, формирование у родителей культуры получения психологической помощи.
№ п/п | Мероприятия | Объем | Субъект воздействия | Предполагаемые результаты | Продукт деятельности, инструмент оценки |
1. | День открытых дверей. | 1 раз в год | Родители | Получение информации о деятельности психолога в ДОУ | Программа мероприятия, отзывы Памятки: программные требования к уровню подготовки родителей и детей. |
2. | Родительские собрания: -возрастные особенности детей 3, 5 и 7 лет; | 1 раз в 3 месяца | Педагоги Родители | Получение знаний о возрастных особенностях детей в периоды кризисов развития | Анкетирование, анализ записей в тетради посещений. |
3. | Консультации на тему: - « Адаптация детей к условиям детского сада». -тревожность, замкнутость» -«фантазии и ложь» | 1 раз в год | Родители | Повышение уровня информированности по тематическим вопросам | Конспекты содержания консультаций, анкетирование родителей. |
4. | Групповые консультации для родителей по итогам диагностики готовности к школе. | 2 раза в год | Родители | Повышение уровня информированности по вопросам психологической готовности ребенка к школьному обучению | Аналитическая записка по результатам диагностики 1 и 2 срезов |
5. | Совместные занятия с детьми родителями | 1 раз в месяц | Воспитанники Родители | Включенность родителей в образовательный процесс | Конспект занятия, отзывы родителей |
6. | Семинар практикум | 1 раз в 3 месяца | Родители | Повышение компетентности, обобщение опыта | Программа семинара, отзывы родителей |
7. | Тренинговые занятия | 1 раз в квартал | Родители, дети. | Формирование определенных умений и навыков для эффективного взаимодействия родителей с детьми | Отсроченное анкетирование, творческие работы |
8. | Индивидуальные консультации родителей по запросам. | В течении года 2 раза в неделю | Родители | Повышение уровня информированности по вопросам развития и воспитания | Анализ записей посещений к психологу. |
9. | Предоставление информации в групповые уголки. | 1раз в 2 недели | Родители | повышение уровня информированности по вопросам развития и воспитания детей | Наглядные пособия, плакаты, информационные щиты, планшеты, справочные таблицы, рекомендации, буклеты… |
10. | Сопровождение детей и семей группы риска СОП | 1 раз в год | Родители, дети, воспитатели, специалисты ДОУ, администрация. | привлечение родителей к совместной профилактической деятельности | Количество выявленных семей ГР СОП. Количество составленных и реализованных ИПС. |
4. Деятельность педагога- психолога с целевой категорией – педагоги ДОУ[8]
Базовый пакет психологических услуг педагога – психолога с целевой категорией – педагоги ДОУ включает следующие виды деятельности:
- Формирование психологической компетентности у педагогов о психическом развитии детей дошкольного возраста.
- Передача знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, оптимальных путях общения детей и взрослых и т.п.
- Осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива.
- Формирование потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе с детьми или в интересах собственного развития.
- Психологическое сопровождение инновационных процессов в ДОУ.
№ п/п | Мероприятие | Объём час/месяц | Категория участников | Предполагаемые результаты | Продукт деятельности, инструмент оценки |
1 | Групповые консультации по результатам диагностики и наблюдения детей. | 2 часа | Педагоги | Выработка рекомендаций по результатам диагностики и наблюдения детей. | Бланки с результатами диагностики. Диагностический инструментарий |
2 | Индивидуальные консультации педагогов по актуальным вопросам развития, обучения, воспитания детей. | 2часа | Педагоги | Выработка рекомендаций по результатам консультаций | Тематический план консультаций, отзывы педагогов |
3 | Семинары-практикумы. | 1час | Заведующий, зам. заведующего, педагоги | Повышение уровня психологической компетентности | Программа семинара, отзывы педагогов |
4 | Изучение стилей педагогического общения посредством наблюдения и анкетирования. | по запросу | Зам. заведующего, педагоги | Выработка рекомендаций для администрации и членов педагогического коллектива | Аналитическая записка по результатам исследования, диагностический инструментарий. |
5 | Проведение анкетирования «Эмоциональное выгорание педагогов». | По запросу | Зам. заведующего, педагоги | Улучшение эмоционального состояния педагогов, составление рекомендаций, обучение способам релаксации | Результаты анкетирования |
6 | Психологический инструктаж (устная беседа с педагогами) | 1 час | Педагоги | Выработка письменных рекомендаций | Письменные рекомендации по темам |
7 | Участие в проведение педагогических советов | 4 раза в год | Заведующий, зам. Заведующего, педагоги | Повышение уровня психологической компетентности | Протоколы педагогических советов |
8 | Участие в работе ПМПк ДОУ | 1 час | Заведующий, зам. Заведующего, педагоги | Анализ психического развития ребенка. Разработка индивидуального плана развития ребенка. | Протокол консилиума, ИПС |
ЛИТЕРАТУРА:
- Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. – 2 издание. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 283.
- Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112 с.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2007. – 96 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 46 с.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М., Сфера 2010. – 80 с.
- Исмагилова А.С. Работа психолога дошкольного образовательного учреждения: учебно-методический комплекс, серия «Психология – современному образованию», 2-е изд., доп.- Пермь, ГОУ ВПО «Пермский Государственный педагогический университет», 2006, 84 с.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии, - М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291с.
- Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования, М.: Педагогическое общество России , Серия: Психология развития 2001г. - 224с.
- Широкова Г.А., Практикум для детского психолога, «Феникс», Р-на Дону, 2006. - 314с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
[1] Приложение № 1
[2] Приложение № 2
[3] Приложение № 3
[4] Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии Образования России от 26-27 мая 2003 г
[5] Инструктивное письмо Минобразования России от 24.12.01 №29/1886-6. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения
[6] Приложение № 6, в приложении приводятся рекомендации по организации и содержанию деятельности работы с детьми.
[7] Приложение № 7, в приложении приводятся рекомендуемые темы для родительских собраний, групповых консультаций, а также темы семинаров и тренингов
[8] Приложение № 8, в приложении приводятся рекомендуемые темы для групповых консультаций, а также темы семинаров и тренингов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте
В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном ...
Волшебная комната в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
Данная презентация отражает работу педагога-психолога в детском саду с использованием специального оборудования сенсорной комнаты. В презентации представлена коррекционно-развивающая программа "Волшеб...
Протокол заседания Югорского методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений
Протокол заседания Югорского методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений от 21 октября 2016 года...
Материалы городского методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений г. Дубны Московской области за 2017 – 2018 учебный год
Методический сборник из опыта работы педагогов - психологов ДОУ города Дубны Московской области....
Материалы городского методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений г. Дубны Московской области за 2018 – 2019 учебный год
Методический сборник из опыта работы педагогов - психологов ДОУ города Дубны Московской области....
Использование ИКТ в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
21 век называют веком информации. Современные информационные технологии внедряются в различные сферы нашей жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в т...