правовое воспитание дошкольников
методическая разработка (старшая группа) по теме
формы работы с детьми, родителями и педагогами по правовому воспитанию в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum.docx | 51.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОАННОГО ВИДА № 2 «СКАЗКА» Г, ШАГОНАР МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «УЛУГ-ХЕМСКИЙ КОЖУУН» РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Семинар - практикум
«Защита прав и достоинства ребёнка – дошкольника»
Материал подготовил :
старший воспитатель
МБДОУ – д/с №2»Сказка»
Пикус Т.Е.
2014г
Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ.
Задачи:
-Расширения знаний педагогов о содержании документов, регулирующих права ребёнка.
-Обогащение воспитателей умениями, позволяющими устанавливать позитивное взаимодействие с детьми и родителями.
-Знакомство с современными исследованными в области воспитании и обучении детей.
Ход семинара
Вводная часть.
- Эмоционально – психологический настрой участников семинара.
Спокойно матери идут
В день, полный дел, хлопот, забот,
С надеждою в глаза взглянут,
С тобой, прощаясь у ворот.
Надежду их не обмани,
Не будь с малышками ты строгой,
И сердца нежного ростки
Рукою жёсткою не трогай.
Доверчивы глаза детей.
И ангелы хранят их души,
Пусть безмятежный тот покой
Ничто вовеки не нарушит.
И пусть не катится слеза ни от обид. Ни от печали,
И, словно солнышко. Всегда
Улыбка на лице сияет.
Чуткому детскому сердцу
Сердце своё открой.
И ощущение чуда
Будет всегда с тобой.
- Сообщение темы семинара.
Тема нашего семинара – практикума «Защита прав и достоинства ребёнка – дошкольника». Надеемся, что выбранная нами тема будет интересна, и вы станете активными участниками обсуждения.
Вед. Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение «Согрей птичку», которое поможет выразить свою любовь и подарить кому – не будь теплоту и нежность своего сердца.
Упражнение «Согрей птичку».
Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы её согреть, подышите на ладони, прижмите их к груди…. И выпустите птичку на волю
Основная часть.
- Актуальность выбранной темы.
Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. –это необходимое условие гармоничного существования современного человека. С наступлением XXI века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.
Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем генофонд нации?
«Сколько прав у ребёнка?
Чтобы ответить на вопрос: «Сколько прав у ребёнка?» - обратимся непосредственно к тексту конвенции. о правах ребёнка(20 ноября 1989г)
В ней указано, что все права распространяются на всех детей без исключения, а государство обязано защищать ребёнка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав. Существует целый ряд нормативно –правовых и организационных материалов по правам ребёнка.
. Уважаемые педагоги, ответьте «Какие законы и документы регулируют права ребёнка?» (ответы педагогов)
Выделяют три уровня законов:
- 1. Международный (декларация прав ребёнка (1959г), конвенция о правах ребёнка(20 ноября 1989г)
- 2.Конституция Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ (о дееспособности несовершеннолетних детей)
- 3. Федеральная президентская программа «Дети России».,(18.18.04г.), федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»(28.06. 1995г). «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»(24.07.1998г, действует в редакции от20.07.2000г.)
- 4 Оновным нормативным документом в ДОУ является УСТАВ ДОУ.
В Уставе ДОУ представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Важным дополнением к Уставу является ДОГОВОР между ДОУ и родителями, где должны быть оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия. Это должно помочь родителям понять, что ребёнок находится под защитой образовательного учреждения, т. е. ГОСУДАРСТВА.
Какие статьи Конвенции ООН о правах ребёнка вы знаете?» (ответа педагогов) (просмотр фото слайдов «Права детей»)
Уважаемые коллеги! Уча других, учись и сам! Трудно опровергнуть данное высказывание. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их от посягательств. В противном случае чему мы можем научить других, не обладая знаниями сами?
Выполнение педагогами практических заданий.
Варианты и задания | Варианты ответов |
1. Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребёнка: У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в своё время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью; Ребёнок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам | Конвенция о правах ребёнка: В статье 2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребёнка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по его защите. В соответствии со статьёй 9, ребёнок имеет право жить со своими родителями за исключением тех случаев, когда это противоречит его интересам. |
2. Государство должно защищать ребёнка от экономической эксплуатации и работы, которая Не указана в официальных документах | Может мешать образованию и вредить здоровью Не соответствует интересам и склонностям ребёнка |
3. ООН считает человека ребёнком от рождения до | 14 лет 16 лет 18 лет |
. Игра «Счастливый случай» (фрагмент)
Вед3. Предлагаю вашему вниманию небольшую игру, в ходе которой необходимо ответить на вопросы; к каждому из вопросов будет предложено 4 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный и поднять карточку с нужной буквой (А, Б, В)
1. Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка?
А. 45;
Б. 37;
В. 54.
2. Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребёнка?
А. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
Б. Право на жизнь, на семейные связи, на образование.
В. Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.
3. Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?
А. Органы управления РФ.
Б. Органы местного самоуправления.
В. Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.
4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?
А. Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.
Б. Ребёнок и родители или другие лица, замещающие родителей.
В. Родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение.
5. Имеет ли право ребёнок на доходы, полученные им?
А. Нет, ребёнок не должен работать.
Б. Да, если они получены не в результате правонарушения.
В. Нет, имуществом ребёнком должны заниматься родители.
6. Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?
А. Учредитель.
Б. Органы управления образовательным учреждением.
В. Должностные лица образовательного учреждения.
7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдёт до судебного разбирательства?
А. Заведующий как представитель образовательного учреждения.
Б. Заведующая как должностное лицо этого учреждения.
В. Работник образовательного учреждения, допустивший нарушение.
8. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
А. Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование.
Б. Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников.
В. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Вед :Каждый ребёнок должен знать свои права, быть юридически грамотным гражданином. Воспитатели, весь педагогический коллектив детского сада являются основными участниками правового воспитания детей. В д/с для решения задачи по правовому воспитанию дошкольников, создаётся план работы, включающий в себя работу с родителями и детьми. Это такие мероприятия, как: заключение договоров с родителями, проведение бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по данной тематике, создание банка данных семей воспитанников ДОУ, социального паспорта ДОУ, оформление наглядно –информационных стендов в группах, анкетирование родителей, проведение консультаций и педсоветов по этой теме, выставки детских и семейных работ. Ведущей деятельностью является совместная деятельность взрослого и ребёнка. Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Среда в группе должна этим потребности удовлетворять. Она должна быть организована так, чтобы ребенок мог делать самостоятельный выбор, с кем, где, как и во что играть. То есть непременным условием построения развивающей среды должна являться идея развивающего обучения и опора на личностно ориентированную модель общения.
В контексте обсуждаемой сегодня проблемы - соблюдение прав ребенка в ДОУ — можно констатировать, что решать данную проблему возможно только при соблюдении основных принципов построения развивающей среды.
Назовём эти принципы:
- принцип уважения к потребностям и нуждам каждого ребенка (движение, познание, общение);
- уважение к мнению ребёнка;
- принцип функциональности;
- принцип опережающего характера содержания образования;
- принцип динамичности и статичности.
Как видим, первые два принципа напрямую отражают права детей, зафиксированные в Конвенции.
Развивающую среду выстраивает для детей воспитатель. мнение воспитателя об уюте, удобстве, комфорте далеко не всегда совпадает с представлением об этом детей. Проведенные исследования показывают, что, если мнения детей учитываются при создании среды, дети чувствуют себя в группе спокойнее, уютнее, считают группу вторым домом, созданным и ими тоже.
В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, используются сказки, стихи, пословицы, поговорки. При этом необходимо обратить внимание, что знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, что может привести к обсуждению положительных героев и оправданию злодеев.
Викторина «Интерпретация понятия о правах человека в поступках литературных героев».
-В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
-Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? «3 поросёнка», « Заюшкина избушка»)
-Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? («Лягушка –путешественница»)
-В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)
-Литературные герои из каких произведений воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Белоснежка и 7 гномов», басня «Квартет»)
-В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и работнике его Балде»)
Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдёт своего отражения в семье. Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, в психическом и физическом благополучии ребёнка. Если между ребёнком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя не любимыми и очень страдают от этого в статье 18 (п.1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного, и интеллектуального развития ребёнка в раннем и дошкольном возрастах. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.
«Ребёнок - это дар любви.
Храни его и с ним живи.
В единстве и созвучье тонком
Ты отвечаешь за ребёнка.»
Изучение социального портрета (состав семьи, профессия, образовательный уровень родителей), общая семейная атмосфера, понимание родителями роли дошкольного детства в формировании личности ребёнка, а также тесты, опросники, наблюдения за детьми, выявление неблагополучных детей - всё это помогает нам, воспитателям, быть подготовленными к деятельности, при которой мы можем влиять на ситуацию с правами ребёнка. Это позволяет нам:
- планировать работу с родителями;
- осуществлять намеченный план;
- анализировать данные, которые позволяют нам понять, в какой помощи они нуждаются и какую помощь они могли бы оказать в реализации правового воспитания.
Влиять на правовую ситуацию помогает наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», т.к. дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Содержательную информацию о психологическом климате семьи также получаем из рисунков: « Моя семья», Посещаем семьи на дому. Обращаем внимание на форму обращения к ребёнку, реакцию родителей на просьбы, рассказы детей, на шалости, капризы, а также эмоциональную окраску общения, телесные контакты.
Для изучения семейной микросферы прибегаем к тестированию родителей: «Какой вы родитель?», «Какие вы знаете документы по правам человека?»
Какие эффективные средства педагогического и правового просвещения родителей вы можете назвать?
• использование папок-передвижек с темами — «Искусство быть родителями», «Наказание. Подумай: зачем?» (Семь правил для всех /Владимир Леви/);
• организация информационного стенда «Права ребёнка»;
Считаем, что эффективным средством педагогического и правового просвещения родителей явились следующие формы работы:
• использование папок-передвижек с темами — «Искусство быть родителями», «Наказание. Подумай: зачем?» (Семь правил для всех /Владимир Леви/);
• организация информационного стенда «Права ребёнка»;
Считаем, что эффективным средством педагогического и правового просвещения родителей явились следующие формы работы:
• использование папок-передвижек с темами — «Искусство быть родителями», «Наказание. Подумай: зачем?» (Семь правил для всех /Владимир Леви/);
• организация информационного стенда «Права ребёнка»;
фотовыставки, иллюстрирующие работу педагогического коллектива нашего детского сада.
Спортивные конкурсы «Мама, папа и я - спортивная семья»
• праздники;
• развлечения;
• празднование дней рождений;
• участие в городских мероприятиях
Использование традиционной формы, как родительское собрание благотворно влияет на ознакомление родителей с основами права. Затрагивали такие вопросы: «Нужно ли в дошкольных учреждениях изучать права ребёнка» «Что такое наказание и запрет?»
С особой тщательностью мы подходим к подбору материала о жестоком обращении с детьми. Во-первых, публикации в газетах, журналах, сообщениях по телевидению живо обсуждаются в кругу родителей, даётся оценка действий поведению как родителей, так и правоохранительных органов в конкретных случаях. Это: битьё ремнём, шлепки, подзатыльники, стояние в углу, лишение сладостей, прогулки, запугивание, угроза лишить своей любви, общения, просмотр телепередач...
«Жестокое обращение с детьми: что это такое?».
«Проблемные родители» - не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться в том, что родителе не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, не следят, чтобы ребёнок достаточно спал, был опрятен и ухожен. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла. Жестокое обращение в детстве воспитывает людей, социально дезадаптированных, не умеющих создать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости. Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, воспитателями и .т.д.
Какие формы жестокого обращения с детьми вы знаете?
Основные формы жестокого обращения с детьми.
Физическое насилие. –преднамеренное нанесение физических повреждений.
Сексуальное насилие (или развращение)- вовлечение ребёнка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое (эмоциональное насилие)- периодическое, длительное или постоянное воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.(Открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
Угрозы в адрес ребёнка в словесной форме, замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, неднократное грубое психическое воздействие, вызывающие у ребёнка психическую травму.)
Пренебрежение нуждами ребёнка –это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
(Отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода, отсутствия должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;
Существуют факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение в семье:
Неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными родителями, наличие отчимов и мачех;
Наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией, или лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;
Безработица, постоянные финансовые трудности;
Супружеские конфликты;
Статус беженцев, вынужденных переселенцев;
Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
Нежеланный ребёнок;
Умственные и физические недостатки ребёнка;
Трудный ребёнок.
Решение педагогических ситуаций
Предлагаем обсудить педагогические ситуации высказать своё мнение или дополнить ответ.
Ситуация 1
Ребенка 2,5 лет называют Мишуткой, потому что он похож на мальчика из рекламы сгущенного молока «Мишутка».
Вопросы:
– Какое право ребенка нарушено?
– К каким последствиям это может привести?
Ситуация 2
Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей есть молча.
Вопросы:
– Нарушает ли воспитатель права ребенка?
– Что делаете вы в подобной ситуации?
Ситуация 3
Воспитатель предлагает детям заняться рисованием. Тема свободная. Одна девочка идет за куклой и начинает ее укачивать. Мальчики катают машинки между кубиками.
Другие дети рисуют.
Вопрос:
– Какое право реализует ребенок в данной деятельности?
Ситуация 4
Средняя группа. Завтрак. Воспитатель повязывает «слюнявчик» девочке.
Вопросы:
– Насколько, по вашему мнению, реальна такая ситуация?
– В какой степени она допустима?
– Имеет ли ребенок и это право?
Ситуация 5
Идет занятие по ознакомлению с окружающим миром.
Рассказ о разных профессиях. Ребенок говорит о профессии учителя (или врача), что это «профессия нищих».
Вопрос:
– Как реагировать на такое мнение ребенка?
Ситуация 6
Ребенок, придя в группу, говорит воспитателю: «Мама сегодня нарушила мои права, она меня отшлепала».
Задание: опишите порядок действий по защите прав ребенка в данной ситуации.
Ситуация 7
Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.
Вопросы:
– Как считаете Вы?
– Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое?
– Покажите последовательность этапов вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы статьями из Конвенции о защите прав ребенка. Иришка играла у открытого окна.
Ситуация 8
Таня любила убираться у себя в кукольном уголке, она смачивала тряпочку водой. Отжимала её и пропитывала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась на ковёр. Девочка в растерянности смотрит на лужицу. К ней мама… что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.
Вед :А сейчас я попрошу вас пройти небольшой тест
Тестирование педагогов
ТЕСТ «КАКОЙ Я ВОСПИТАТЕЛЬ?»
На вопросы отвечают так: да, скорее да, скорее нет, нет.
- Довольна ли я собой?_____
- Способна ли я выслушать другую точку зрения, проявить гибкость, принимая позицию другого?_____
- Как я переношу критику, необходимую для моего профессионального роста?______
- Какой мои воспитанники видят меня? Могу ли я взглянуть на себя их глазами?______
- Интересуют ли меня люди, их проблемы, профессиональные дела и обязанности?______
- Ищу ли я причины затруднений детей при обучении, стараюсь ли менять характер занятий и заданий, если не вижу у детей ожидаемых результатов и реакций?_____
- Пробуждает ли мой стиль воспитания интерес к обучению у дошкольников?______
- Знаю ли я, как мои воспитанники видят мир, что любят, во что верят, чем интересуются?_____
- Считаю ли я, что причины невысоких успехов детей состоят в их неспособности?_______
Поставьте в 1-м и 9-м вопросах за ответы: да — 0, скорее да — 3, скорее нет — 7, нет — 10 очков. В остальных случаях наоборот: да — 10, скорее да — 7, скорее нет — 3, нет - 0.
Подсчитайте сумму.
100—75 очков. Вы правильно понимаете требования к воспитателю и работаете согласно этим требованиям: уверены в себе, считаете себя способной изменяться, работать над собой, видите причины затруднений детей, интересуетесь личностью ребенка, а не прохождением программы, стремитесь сделать процесс воспитания и обучения интересным.
75—55 очков. Такие профессиональные качества, как терпимость, интерес к внутреннему миру ребенка, стремление изменяться, развиты у вас чуть ниже желаемого уровня. Вам, вероятно, следует чаще задавать себе подобные вопросы, выявлять проблемы профессионального роста и решать их.
Ниже 55 очков. Вы многое не совсем верно понимаете в профессиональном труде воспитателя. Следует задуматься, проанализировать работу, ее результаты, вашу удовлетворенность ею.
Подведение итогов семинара - практикума.
Вед чтобы подвести итог нашего семинара - практикума по правам детей, я предлагаю ознакомиться с игрой «Волшебный сундучок», и поиграть в неё
Игра «Волшебный сундучок».
Правила. Из сундучка по очереди достают предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.
Свидетельство о рождении
- Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на имя)
Сердечко
- Какое право может обозначать сердце? ( право на заботу и любовь)
Домик
- Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? ( право на имущество)
Конверт
- О чём напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)
Букварь
-О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учёбу)
Игрушечный утёнок и утка
- О чём напоминает эта игрушка? ( о праве ребёнка быть вместе с мамой)
Вед Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать.
Я надеюсь, что тема семинара никого из вас не оставила равнодушными, и вы почерпнули для себя что –то нужное и новое.
А закончить этот семинар я хочу очень хорошим стихотворением:
В жизни можно по –разному жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям.
А. Вознесенский
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ для РОДИТЕЛЕЙ
- 1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы или таким, или как Вы хотите. Помогите ему стать самим собой.
- 2. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него сделали. Вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
- 3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
- 4. Не относитесь к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будьте уверены, ему она тяжела не меньше. Чем Вам, а может и больше, поскольку у малыша нет опыта.
- 5. Не унижайте!
- 6. Не забывайте, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
- 7. Старайтесь сделать для ребенка как можно больше. Но не мучайтесь, если не можете сделать для него все.
- 8. Ребенок – это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала Вам на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
- 9. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы делали Вашему.
- 10. Любите своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок - это праздник, который пока с Вами.
- Януш Корчак
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
- 1. Принимать ребенка, таким как он, есть, и любить его.
- 2. Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше по восемь раз в день.
- 3. Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
- 4. Верить в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его. Чаще хвалить.
- 5. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
- 6. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.
- 7. Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо.
- 8. Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать — не наказывайте.
- 9. За один раз — может быть одно наказание. Наказан — прощен.
- 10. Ребенок не должен бояться наказания.
- 11. Если ребенок своим поведением вызывает у Вас отрицательные переживания — сообщайте ему об этом.
- 12. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.
- 13. Положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
- 14. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.
- Любите своего ребенка!
Педагогические правила,
которым воспитатель должен следовать:
- Принимать родителя и его ребенка такими, какие они есть.
- Относиться ко всем участникам педагогического процесса одинаково.
- Относиться к воспитаннику так, как будто он уже стал таким, каким хотел бы его видеть (Л.С. Выготский).
- Педагогическая задача - образовать работу с родителями доступной и интересной.
Следуйте этим правилам, и Ваша работа будет профессиональной и интересной!!!
ВЫВОД:
1. Необходимо повысить компетентность родителей в вопросах
воспитания (консультации, беседы, собрания и т.д.)
2. Обратить внимание на семьи, в которых имеют место
физические наказания. Провести разъяснительные беседы,
чем их можно заменить и как себя вести в тех или иных
ситуациях.
3. Ознакомить родителей с основными документами по защите
прав детей.
4. Совместно со специалистами детского сада оказать
посильную помощь, в которой нуждаются семьи.
Оценка неблагополучия ребенка в группе
Фамилия, имя ребенка ____________ .
Возраст _____. Дата проведения наблюдения _______.
|
|
|
|
|
| |
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
|
Примечание: О — очень часто, Ч — часто, И — иногда, Р — редко, Н никогда.
Дети, которые получают наибольшее число отрицательных голосов, должны стать объектом пристального внимания и практической работы педагога.
От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его жизни общественной формацией — группой детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, его дальнейшая судьба. Если все благополучно, ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться, никого не обижая и не обижаясь, то можно надеяться, что в дальнейшем он будет нормально чувствовать себя среди окружающих людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовое воспитание дошкольников
Конспекты занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
План реализации проектной деятельности по нравственно-правовому воспитанию дошкольников “Я и мои права”
Схема реализации проекта по теме: "Я и мои права" с детьми старшего дошкольного возраста....
Занятие по правовому воспитанию дошкольников
Занятие по ознакомлению дошкольников с правами детей....
Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников "О правах играя"
Данное занятие разработано в рамках работы с дошкольниками по правовому воспитанию Содержит множетсво интересных игр...
Комплекс занятий по правовому воспитанию дошкольников
Консультации, анкеты, конспекты занятий с детьми старшего возраста....
Педсовет "Гражданско - правовое воспитание дошкольников"
Тема гражданско-правового воспитания дошкольников достаточно актуальна на сегодняшний день....
Основы правового воспитания дошкольников
Основы правового воспитания дошкольников Когда начинать знакомить ребёнка с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Этот вопрос всегда сто...