Комплекс занятий по правовому воспитанию дошкольников
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) на тему

Крылова Ирина Владимировна

Консультации, анкеты, конспекты занятий с детьми  старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА:   «ИЗУЧАЕМ СВОИ ПРАВА»

Участники:  Дети старшей и подготовительной к школе группы.

Продолжительность:  Два года.

Цель:  Ознакомление старших дошкольников с «Конвенцией о правах ребенка». Формирование у детей понятия «право».

Вид деятельности:  Занятия, беседы, экскурсии, рисование, аппликация, праздники, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, чтение художественных произведений, загадок, пословиц, стихов.



Предварительный просмотр:

Искусство быть родителем

  1. Ваш малыш ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.
  2. Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
  3. Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
  4. Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть.
  5. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.

Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для всех (Владимир Леви)

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Однако наказывающий забывает подумать…
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики», «на всякий случай»!
  3. За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу. Наказание – не за счёт любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.
  4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.
  5. Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чём ни бывало. О старых грехах ни слова.
  6. Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону!
  7. ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения



Предварительный просмотр:

Анкетирование проводится воспитателем в начале и в конце учебного года. Опрос проводится индивидуально с каждым ребёнком в группе на фоне эмоционального равновесия, в спокойной, доброжелательной обстановке.

  1. С кем ты живёшь?
  2. тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером из садика домой?
  1. Да
  2. Не всегда
  3. Нет
  1. Твои родители часто разговаривают с тобой о твоих делах?
  1. Да
  2. Не всегда
  3. Нет
  1. Они часто говорят ласково, чем строго?
  1. Да
  2. И так, и так
  3. Нет
  1. Тебе спокойно дома? Не страшно?
  1. Да
  2. Не всегда
  3. Нет
  1. Родители часто с тобой играют? Гуляют? Читают тебе книжки?
  1. Да
  2. Не всегда
  3. Нет
  1. Кто из членов семьи чаще играет с тобой?
  2. Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругать? А папа?
  1. Да
  2. Не всегда
  3. Нет
  1. Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер-сюрприз, родители их сразу тебе купят?
  1. Да
  2. Не всегда
  3. Нет
  1. Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу расскажешь обо всём маме? А папе? Никому не расскажешь?
  1. Да
  2. Не всегда
  3. Нет
  1. Что ты больше всего любишь делать в субботу и в воскресенье?
  2. Часто ли ты вместе с родителями куда-нибудь ходишь или играешь в выходные дни?
  1. Часто
  2. Иногда
  3. Редко
  1. Если тебе пора спать, а ты хочешь ещё поиграть, родители разрешают тебе?
  1. Часто
  2. Иногда
  3. Редко
  1. Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи?
  1. Часто
  2. Иногда
  3. Редко
  1. Если ты хочешь, но затрудняешься что-либо сказать, как поступят твои родители?
  1. Терпеливо выслушают и помогут закончить мысль
  2. Отошлют к другому родителю
  3. Не захотят слушать совсем

Анализ результатов анкетирования

Если в ответах ребёнка преобладают варианты  "c.", то возможно предположить, что в семье реализуется авторитарный тип воспитания, характеризующийся ограничением свободы, повышенными требованиями к ребёнку, силовыми воздействиями, отсутствием ситуации выбора.

Педагогам, проводившим анкетирование, следует помнить, что результаты позволяют только в общих чертах определить, какой тип воспитания присущ данной семье. Анкета даёт лишь ориентировочное представление о типах семейного воспитания и способах контроля за поведением ребёнка в семье



Предварительный просмотр:

«КАК И ЗАЧЕМ ЛЮДИ ОТДЫХАЮТ»

Цель:   Познакомить детей с понятием отдыха и показать его необходимость.

Раскрыть возможное содержание отдыха.

Учить интересно проводить свободное время, организовывать взаимно полезное общение.

Дать понятие, что во время отдыха человек восстанавливает силы, все люди отдыхают несколько раз в день и обязательно спят ночью, бывает так же длительный отдых.

Учить детей заботиться друг о друге и о взрослых.

Материал к занятию:  Картинки с изображением мест отдыха. Кукла Чепухарь.

Ход:

В гости к детям приходит Чепухарь. Он очень грустный.

Воспитатель: Чепухарь, ты почему такой грустный? Ты не заболел? Давай с нами поиграем.

Чепухарь: Не хочу.

Дети: Может, книжку почитаем?

Чепухарь: Не хочу!

Воспитатель: Да ты не заболел?

Чепухарь: Нет, просто у меня плохое настроение.

Воспитатель: А чем же ты занимался?

Чупухарь: Сначала я почитал книжку, потом прибрал в комнате, потом порисовал, потом полепил, потом…

Воспитатель: Погоди, ты очень много чего сделал, а ты хоть немного отдыхал?

Чепухарь: А как это отдыхать?

Воспитатель: Я думаю, что ребята тебе с удовольствием расскажут, как  и где можно отдохнуть.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что они делали в свободное время, куда ездили и ходили, какие посещали мероприятия, как  отдыхали на природе. Используются картинки.

Чепухарь: И это все отдых?

(Закрепляется понятие «отдых»).

Воспитатель: А теперь давайте и мы отдохнем.

Игра «Море волнуется».

Чепухарь: Ну вот, сначала у меня голова устала, а после игры руки и ноги.

Воспитатель: Ребята, вспомните, когда и от чего вы устаете. Как можно восстановить силы?

Рассказы детей.

Воспитатель :Все люди, в том числе и дети имеют право на отдых, которое записано в специальном документе- Конвенции о правах ребенка.



Предварительный просмотр:

СПОРТИВНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ

«МЫ СИЛЬНЫЕ, МЫ ЛОВКИЕ»

ЦЕЛЬ:   повысить интерес детей к физической культуре. В игровой форме развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений, гибкость. Формировать мышечно-двигательные навыки, правильную осанку. Воспитывать доброту и взаимовыручку.

ОБОРУДОВАНИЕ:  обручи, дуги, скакалка, кегли, гимнастические маты, две теннисные ракетки с шариками, кубики по количеству детей, два ведра с картошкой, канат.

ХОД:  

Ведущий: Дети, сегодня у нас спортивный праздник.

                  Чтоб зимою не хворать, надо закаляться,

                   На песке загорать и в реке купаться.

                   Пусть морозко трещит, вьюга в поле кружит,

                   Малыши – крепыши не боятся стужи!

                   Молодцы у нас ребята, сильные, умелые,

                   Дружные, веселые, быстрые и смелые!

Вбегают Петрушка и Матрешка:

- Я вперед!

- Нет, я вперед!

- Я самый смелый, сильный и ловкий!

- Нет, я самая смелая!

Ведущий: Почему вы спорите и ругаетесь?

- Матрешка говорит, что девочки самые ловкие и смелые, а я говорю, что мальчишки!

Ведущий: Петрушка, а чем ты занят по утрам? Часто ли делаешь зарядку, спортом занимаешься, водой обливаешься?

- Нет, зарядку-то, ребята, я не делал никогда!

  Закаляться страшно, братцы, ведь холодная вода!

  Может средство есть другое, чтобы сильным, ловким стать,

  От других не отставать?

Матрешка:  Есть такое средство, есть.

   Утром надо не валяться, физкультурой заниматься.

   Бегать, прыгать и скакать, душ холодный принимать.

   И конечно очень важно, чтоб зарядку делал каждый!

Ведущий:  Правильно, Матрешка, чтобы быть сильными, смелыми , ловкими надо спортом заниматься. Приглашаю вас в жюри, а ребят к разминке.

Дети делятся на две команды.

«Разминка».

1-й конкурс- «Посадка и сбор картошки»

2-й конкурс –эстафета «Пронеси- не урони», (две ракетки и шарики).

3-й конкурс- игра «Собери кегли»,(с завязанными глазами).

4-й конкурс- эстафета «Перенеси ком» ( 4 обруча, 6 мячей).

5-й конкурс – эстафета «Построим дом» (2 обруча, кубики по количеству участников).

6-й конкурс- игра «Кто лишний».

7-й конкурс- эстафета «Ловкий пограничник» (ползание по-пластунски, обратно возвращаясь, перепрыгивать через препятствия).

8-й конкурс – «Перетягивание каната».

        

Подведение итогов, награждение.

Ведущий :  Очень рада я за вас сегодня и совет такой вам дам-

                    Занимайтесь физкультурой по утрам и вечерам!

                    А за праздник наш веселый я вас всех благодарю,

                    Свой подарок витаминный на здоровье всем дарю!



Предварительный просмотр:



- Разбираясь в детских конфликтах, присядь на корточки, чтобы твои глаза находились на одном уровне с детскими. Такая поза показывает, что ты готова их выслушать, постараешься понять и справедливо рассудить. Хорошо ещё, если ты будешь слегка касаться рукой своего малыша, так он будет уверен, что ты на его стороне.

- Попроси своего малыша рассказать (если он уже может говорить) причину ссоры. В своём ответе обязательно повтори то, что, как ты поняла, случилось (но не слово в слово, а то он подумает, что его передразнивают). Он поправит тебя, если ты поняла что-то не так. Дальше обозначь его чувство (обида, гнев, смущение…).

- Взамен требуемым игрушкам всегда предлагай альтернативы, которые должны "перевесить" тягу к предмету спора.

- Конфликт всегда старайся решить по справедливости, даже если твой ребёнок останется в проигрыше. Он должен знать, что мир не станет плясать под его дудку и что у других детей тоже существуют права и чувства, которые нужно уважать.

- Сидя на скамейке и выкрикивая периодически запретные реплики
"Не ходи туда, я сказала. Мама не разрешает. Не трогай, это не твоё!", ты не решишь ни одну из возникающих на площадке проблем. Скорее приобретёшь их ещё больше в отношениях с малышом. Ребёнок будет чувствовать, что ты не с ним, а может, даже против него. Потому как в такой ситуации вы с ним больше похожи на пастуха с овечкой, чем на двух близких людей на прогулке.


Как мы нарушаем права ребёнка? 

Что нам мешает в общении с ним? 

1. Приказы, команды:
убери, перестань, быстро домой, замолчи и т. д. - несут неуважение к ребёнку, который начинает чувствовать себя бесправным, а то и брошенным в беде.

2. Предупреждения, предостережения, угрозы:
"если ты не прекратишь плакать, я уйду", "смотри, как бы не стало хуже", - загоняют ребёнка в тупик, при частом повторении ребёнок привыкает и перестаёт на них реагировать.

3. Мораль, нравоучения, проповеди:
"Ты обязан вести себя как подобает". Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое. Значит ли это, что с детьми не надо беседовать о моральных нормах и правилах поведения? Совсем нет. Однако делать это надо только в их спокойные минуты, а не в накаленной обстановке.

4. Советы, готовые решения:
"А ты возьми и скажи...", "По-моему, нужно пойти и извиниться". Дети не склонны прислушиваться к нашим советам. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его и наперед все знаем. Такая позиция родителей – позиция "сверху" – раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.

5. Доказательства, логические доводы, нотации, "лекции":
"Пора бы знать, что нельзя грязными руками…", "Сколько раз тебе говорила…". И здесь дети отвечают: "Отстань", "Сколько можно", "Хватит!". В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют "смысловым барьером", или "психологической глухотой".

6. Критика, выговоры, обвинения:
"На что это похоже!", "Опять все сделала не так!", "Вечно ты!..". Такие фразы вызывают у детей либо активную защиту, либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка.

7. Обзывание, высмеивание:
"Плакса-вакса", "Ты плохая девочка", "Ну, просто дубина!", "Какой же ты лентяй!" Все это – лучший способ оттолкнуть ребенка и "помочь" ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: "А сама какая?", "Ну, и буду таким!"

8. Догадки, интерпретации: Одна мама любила повторять своему сыну:
"Я вижу тебя насквозь и даже на два метра под тобой!", что неизменно приводило его в ярость. И в самом деле, кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его "вычисляют"? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.

9. Выспрашивание, расследование:
"Нет, ты все-таки скажи", "Я все равно узнаю". Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все таки лучше постараться вопросительные предложения заменить утвердительными.

10. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее, есть риск, что слова
"я тебя понимаю", "я тебе сочувствую" прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: "Успокойся", "Не обращай внимания!", "Перемелется, мука будет" он может услышать пренебрежение его заботами, отрицание или преуменьшение его переживания.


Ребенок тоже человек! 

Безусловно, соблюдать права детей невозможно с помощью только одних законов. Очень важно, чтобы каждый взрослый изменил свое психологическое восприятие ребенка как кого-то, не имеющего ни прав, ни обязанностей. К сожалению, сегодня права маленького гражданина как нечто реальное, а он сам - как самоценная личность многими еще не осознаются. Даже бытует мнение, что детям не стоит рассказывать об их правах, иначе они и вовсе окажутся "неуправляемыми". Однако чувство собственного достоинства, разрушенное и униженное в детстве, практически не восстанавливается. Дети, и особенно подростки, утратившие веру в добро и справедливость, как правило, самые трудные и несчастные.

И напоследок хочу напомнить, что каждый человек имеет столько прав, сколько хочет их иметь.



Предварительный просмотр:

«ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ»

Цель:   Познакомить детей на право получения информации  и образования.

Способствовать пониманию, что знания приносят человеку пользу, помочь прийти к выводу о необходимости получения знаний.

Закрепить знания об источниках информации и об учреждениях образования.

Ввести понятия «информация», «образование».

Материал к занятию:  Иллюстрации с изображением детского сада, школы, института, музыкальной, спортивной школы. Иллюстрации с изображением разных источников информации.

Предварительная работа:  Вместе с родителями отыскать интересную информацию и придумать способ ее передачи.

Ход:  

Просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»

-Как Вовка попал в сказку?

-Кому смог помочь Вовка?

-Почему у него сначала ничего не получалось?

-Когда Вовка понял, что всему надо учиться?

Дидактическая игра «Где можно учиться?» ( При помощи картинок дети выстраивают цепочку возможного получения знаний в зависимости от возраста.)

Игра-эстафета «Как можно получить информацию?» (Дети делятся на две команды и по сигналу добегают до стола , выбирают картинку с изображением источника информации. Побеждает та команда, которая принесет больше картинок и не ошибется).

Игра «Сообщи что-то интересное» (Дети делятся  интересной информацией.)



Предварительный просмотр:

УЧИСЬ ЛАДИТЬ С РЕБЯТАМИ.

Раньше маленький Пингвин

Был совсем-совсем один,

Он с другими не играл

И поэтому скучал.

 

Но теперь он изменился.

Он со всеми подружился,

Веселиться и хохочет,

Уходить домой не хочет.

 

Ведь с друзьями интересно -

Это каждому известно!

 

РЕШАЙ СПОРЫ СЛОВАМИ, А НЕ КУЛАКАМИ.

Играть с Енотом не любили.

Не раз Еноту говорили,

Что в споре кулаки мешают:

Они проблемы не решают!

 

Енот понять и не пытался.

Чуть что - он сразу с кем-то дрался.

И вот теперь один сидит,

Вздыхает тяжко и грустит.

 

Никто с ним больше не играет,

К себе его не приглашает.

Все просто, если разобраться:

Не надо вам с друзьями драться!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по правовому воспитанию дошкольников

Занятие по ознакомлению дошкольников с правами детей....

Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников "О правах играя"

Данное  занятие  разработано  в  рамках  работы  с  дошкольниками  по  правовому  воспитанию  Содержит  множетсво  интересных  игр...

Комплексное занятие по правовому воспитанию дошкольников «О правах - играя»

Комплексное  занятие по правовому воспитанию  дошкольников«О правах - играя» (IV ГОД ОБУЧЕНИЯ)Цели:  - знакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами п...

Разработка занятий по правовому воспитанию дошкольников

Цикл занятий по правам ребёнка (Конвенция ООН по правам ребёнка. Статьи- 7,8 тема: "Что в имени моём", "Имя украшает человека. а-человек имя"....

Занятия по правовому воспитанию дошкольников

Человеческое достоинство – это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребёнок – личность с инди...

Занятие по правовому воспитанию дошкольников "В стране эльфов"

НОД по правовому воспитанию для подгот. к школе группы...

Цикл занятий по правовому воспитанию дошкольников.

Цикл занятий по правовому воспитанию дошкольников....