КАРТОЧКА анализа занятия в ДОУ
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Карточка анализа занятия
Уровни оценок | ||||
Критерии анализа | Высокий | Средний | Низкий | |
1 | Соответствие программного содержания возрасту ребенка. | |||
2. | Наличие элементов нового, обеспечивающих некоторые усилия и | |||
3. | Воспитательное воздействие программного материала. | |||
4. | Выполняются ли гигиенические требования | |||
5. | Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования). | |||
6. | Необходимость, разнообразие, качество наглядных пособий. | |||
7. | Этапы занятий и их связь. | |||
8. | Длительность этапов. | |||
9. | Разнообразие методов и приемов, их взаимосвязь | |||
10. | Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет). | |||
11 | Приемы обеспечения | |||
12. | Приемы активизации | |||
13. | Приемы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания. | |||
14. | Доступность, логичность, | |||
15. | Индивидуальная работа с детьми. | |||
16. | Качество работы. | |||
17. | Поведение детей в | |||
18. | Оценка работы (воспитателями, детьми). | |||
19. | Качество анализа работ |
Карточка анализа формирования
первоначальных учебных навыков и умений
у детей старшего дошкольного возраста
Ф.И. ребенка________________________________________________
Дата________________________________________________________
Уровни оценок | ||||
Критерии анализа | Высокий | Средний | Низкий | |
1. | Умение слышать и принимать учебное задание. | |||
2. | Умение слышать объяснение воспитателя. | |||
3. | Умение выполнять задание по плану | |||
4. | Реакция на оценку воспитателя по ходу выполнения задания или в | |||
5. | Умение слышать ответы | |||
6. | Умение излагать свои мысли понятно для окружающих. | |||
7. | Умение адекватно оценивать собственную деятельность и ее результат. | |||
8. | Степень осознания ребенком учебной задачи (Что должен был сделать? Чему научиться? Чему научился?) | |||
9. | В чем проявлялось развитие познавательной самостоятельности детей? |
Выводы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка анализа занятия
(поведение ребенка на занятии)
Уровни оценок | ||||
Критерии анализа | Высокий | Средний | низкий | |
1. Особенности поведения | ||||
11.1. | Слушает воспитателя внимательно или отвлекается. | |||
11.2. | Выполняет задание рассеянно или | |||
2. Особенности процесса выполнения | ||||
2.1. | Самостоятелен от начала до конца. | |||
2.2. | Подражает соседу. | |||
2.3. | Работает быстро или медленно. | |||
2.4. | Увлечен заданием или нет. | |||
2.5. | Выполняет его старательно или небрежно. | |||
2.6. | Успевает закончить или | |||
2.7. | Как реагирует на пытается преодолеть, обращается к не обращается, но в | |||
3. Как оценивает полученный результат | ||||
3.1. | Любуется своей работой, | |||
3.2. | Огорчается, смущается |
Карточка анализа сенсорного развития детей
Критерии анализа | Уровни оценок | |||
Высокий | Средний | Низкий | ||
1. | Как дети владеют обследовательскими действиями при выполнении разных заданий? | |||
2. | Содержание и обобщенность сенсорных представлений, которыми владеют дети. | |||
3. | Как отражается в речи сенсорный опыт (название обследовательских действий, названия качеств и свойств предметов, понимание указаний взрослого)? | |||
4. | Как понимает и принимает ребенок задачу (собрать башенку, учитывая | |||
5. | Как ребенок начал выполнять задание: оценивает ли зрительную | |||
6. | Какие речевые реакции сопровождали деятельность? |
Карточка анализа организации
коллективного труда
Уровни оценок | ||||
Критерии анализа | высокий | средний | низкий | |
1. | Обязанности распределяются детьми или воспитателем? | |||
2. | Учитывается ли трудоемкость разных работ, с тем чтобы дети в одно и то же время | |||
3. | Организуется ли труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех операциях труда? | |||
4. | Продумана ли расстановка детей? | |||
5. | Учитываются ли индивидуальные | |||
6. | Обсуждается ли с детьми | |||
7. | Дается ли детям мотивировка | |||
8. | Перечисляется ли воспитателем весь объем предстоящего труда? | |||
9. | Вводятся ли правила, | |||
10. | Решаются ли правильно | |||
11. | Характер взаимодействия |
Карточка анализа руководства играми детей
Цель____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О.педагога_______________________________________________________________________возрастная группа____________________________________________________________________
дата________________________________________________________________________________
Уровни оценок | ||||
Критерии анализа | Высокий | Средний | низкий | |
1. | Правильно ли воспитатель | |||
2. | Насколько полно использует игру в целях всестороннего развития | |||
3. | Как учитывается воспитателем уровень развития игровой деятельности? | |||
4. | Полно ли раскрыты в содержании игры те или иные события или явления, каков характер ролевых и товарищеских отношений между детьми, доиграли ли дети до конца? | |||
5. | Достаточно ли воспитатель | |||
6. | Оправдано ли педагогически внесение в игру той или иной игрушки, правильно ли она вносится? | |||
7. | Обсуждается ли с детьми прошедшая игра? Формируется ли у них | |||
8. | Достаточно ли хорошо оснащена игра | |||
9. | Доступен ли игровой материал для использования его детьми? |
Выводы___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка анализа вопросов, задаваемых воспитателем на занятии по развитию мыслительной деятельности детей
(В выбранной графе оценок напротив каждого вопроса
надо поставить какой-либо знак, например, крестик (+)).
Критерии анализа вопросов воспитателя | Уровни оценок | |||
высокий | средний | Низкий | ||
1. | Содержат ли вопросы конкретную и понятную | |||
2. | Активизируют ли восприятие ребенка, способствуя лучшему усвоению нового материала и связыванию его с имеющимся личным опытом? | |||
3. | Стимулируют ли развитие | |||
4. | Направляют ли внимание | |||
5. | Направляют ли внимание | |||
6. | Стимулируют ли образование доступных обобщений, усвоение навыков классификации? |
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РАБОТЫ
ВОСПИТАТЕЛЯ
(И. С. Морозова)
Фамилия, инициалы ________________________________________________________
Дата _______________________Предмет _______________________________________
1. Получение информации о запросах ребенка и его продвижении в обучении |
А) контролируются отдельные слабые \ сильные воспитанники Б) требуется ответ от конкретных воспитанников для оценивания В) воспитанники побуждаются оценивать свою собственную работу Г) ищутся причины трудностей и непонимания в работе каждого ребенка |
2. Способы организации педагогических воздействий воспитателя на ребенка | 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМЛЕМОГО ВЕРБАЛЬНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ: А) дикция способствует пониманию речи воспитателя Б) подача материала (объем \ скорость) нормальная В) устная речь правильная Г) произношение правильное 3. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВЛАДЕНИЯ ПРОГРАММОЙ А) демонстрация материала (информация) точна, своевременна Б) комментарии и реакции на вопросы детей точны, адекватны В) содержание материала предъявляется в логической последовательности Г) предоставляется возможность для разных уровней усвоения материала |
3. Организация времени занятия, предметно –развивающей среды | 4. УДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПРОГРАММНЫМ ЗАДАЧАМ А) привлекается внимание детей перед объяснением материала Б) используется игровая ситуация, сюрпризный момент В) дидактические пособия и средства обучения доступны для детей Г) эффективность работы группы стимулируется эмоционально 5. СОЗДАНИЕ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИХ ОБУЧЕНИЮ: А) групповая комната приведена в порядок, чиста Б) познавательная активность совместима с окружающими условиями В) дидактический материал соответствует программным задачам Г) пособия расположены упорядоченно с учетом возрастных особенностей |
4. Общение, взаимодействие воспитателя с детьми |
А) объяснения содержания ясны и даются с использованием подходящих слов и терминов Б) общение адекватно, ошибок в общении мало В) используемые игровые моменты оптимизируют усвоение материала Г) основные наиболее трудные моменты материала выделены
А) определение областей непонимания материала и повторное объяснение Б) стремление к устранению непонимания материала В) использование различных слов, примеров Г) разъяснения даются с учетом актуального уровня развития ребенка
А) пояснения (вопросы: примеры) запрашиваются у воспитанников Б) выясняются воспитанники, желающие дать пояснения В) реакции и идеи детей принимаются с благодарностью Г) идеи детей используются на занятии
А) вербальная похвала относительно результатов деятельности детей Б) невербальное поощрение успехов воспитанников В) особая обратная связь предоставляется воспитанникам при неадекватном выполнении работы Г) воспитанникам предоставляются предложения по улучшению выполнения работы |
5. Демонстрация воспитателем соответствующих методов обучения |
А) каждый метод обучения соответствует программным задачам занятия Б) один из методов используется приемлемо В) два и больше методов используются приемлемо Г) каждый метод используется приемлемо
А) материал занятия соответствует возрастным особенностям детей Б) все воспитанники имеют возможность для реализации познавательных потребностей В) соответствующее время отводится для достижения программных целей Г) воспитатель использует индивидуальный подход к каждому
А) средства обучения соответствуют возрастным особенностям детей Б) средства обучения используются с учетом личностных особенностей В) дидактические материалы соответствуют возрастным особенностям детей Г) используемые дидактические материалы способствуют активизации познавательной активности воспитанников
А) занятие начинается со стимулирующего введения Б) устанавливается необходимая связь с пройденным материалом В) используются игровые моменты Г) занятие имеет логическое окончание |
6. Поддержка творческой атмосферы на занятии |
А) энтузиазм передается посредством зрительного контакта, мимики Б) энтузиазм передается посредством голосовых интонаций и модуляций В) энтузиазм передается энергичной позой Г) энтузиазм передается жестами
А) формулируется важность темы занятия Б) используются игровой, сюрпризный момент В) интерес стимулируется с помощью юмора Г) занятие персонализируется с помощью использования опыта детей
А) приятный тон голоса Б) имена детей используются в теплой, дружеской манере В) теплота, дружелюбие демонстрируется посредством юмора, улыбок Г) используется тактильный контакт с воспитанниками
А) речь воспитателя свободна от сарказма и насмешек Б) воспитатель относится с пониманием к любым высказываниям ребенка В) персонализированное поощрение за хорошую работу Г) персонализированное одобрение, поддержка при столкновении с трудностями в работе |
7. Поддержка воспитателем на занятии приемлемого поведения воспитанников | 18.ПОДДЕРЖАНИЕ ВКЛЮЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ЗАНЯТИЕ: А) варьирование стимуляции путем изменения голоса, жестов воспитателя Б) поиск активного включения в работу пассивных учащихся В) поощрение участия воспитанников в работе Г) плотность занятия соответствует программному содержанию
А) использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения этих воспитанников в работу на занятии Б) использование вербальных средств В) использование средств поддержки внимания и заинтересованности
А) управление поведением всей группы детей на занятии Б) дети редко нарушают течение занятия В) нарушители сталкиваются с быстрой реакцией воспитателя Г) детям предоставляется вербальная / невербальная связь относительно неприемлемого поведения |
КЛЮЧ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ
Наименование педагогических способностей | Номера индикаторов каждой педагогической способности | Полное количество индикаторов по каждой способности | Минимально необходимое количество индикаторов по каждой способности |
1. Получение информации о запросах ребенка и его продвижении в обучении | 1 | А, Б, В, Г ИТОГО – 4 | А + 1 = 2 ИТОГО – 2 |
2. Организация времени занятия, предметно –развивающей среды | 2 3 | А, Б, В, Г А, Б, В, Г ИТОГО – 8 | А, Б, В, Г А, Б, В ИТОГО – 7 |
3. Организация времени занятия, предметно –развивающей среды | 4 5 | А, Б, В, Г А, Б, В, Г ИТОГО – 8 | А, Б, В Любые три ИТОГО – 6 |
4. Общение, взаимодействие воспитателя с детьми | 6 7 8 9 | А, Б, В, Г А, Б, В, Г А, Б, В, Г А, Б, В, Г ИТОГО – 16 | А + 2 Б + 1 А, Б А, Б + 1 ИТОГО – 10 |
5. Демонстрация воспитателем соответствующих методов обучения | 10 11 12 13 | А, Б, В, Г А, Б, В, Г А, Б, В, Г А, Б, В, Г ИТОГО – 16 | А, Б + 1 А, Б + 1 А, В А, В + 1 ИТОГО – 11 |
6. Поддержка творческой атмосферы на занятии | 14 15 16 17 | А, Б, В, Г А, Б, В, Г А, Б, В, Г А, Б, В, Г ИТОГО – 16 | А, Б + 2 А, В + 1 А + 2 А + 1 ИТОГО – 11 |
7. Поддержка воспитателем на занятии приемлемого поведения воспитанников | 18 19 20 | А, Б, В, Г А, Б, Г А, Б, В, Г ИТОГО – 11 | Г + 2 В + 2 А, В, Г ИТОГО – 9 |
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА
(Л.М. Митина)
№ | Характеристики вербального и невербального поведения педагога | УРОВНИ | |||||
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Высший | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | РЕЧЬ (педагог говорит грамотно, убедительно, содержательно, использует яркие, необычные примеры, факты, идеи, проблемные вопросы, основываясь на личном опыте детей, пользуется юмором) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2 | ГОЛОС (с помощью голосовых интонаций и модуляций педагог проявляет эмпатию, искренность, доверие, оптимизм к ребенку) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3 | ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (педагог использует широкий спектр жестов, поз, мимических реакций для проявления доброжелательного отношения ко всем детям группы и облегчения усвоения материала «помогающее поведение») | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4 | ДВИЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ГРУППЫ (в течение занятия педагог передвигается по группе вправо, влево, вперед и назад, оказывается перед детьми, за их спиной, стоит или сидит рядом с детьми и т.д.) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5 | ЭМОЦИИ (проявление личного энтузиазма и положительных эмоций помогает педагогу «заражать» группу, вовлекать детей в общий процесс творчества, стимулировать их интерес к познанию нового) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
6 | ВОЗДЕЙСТВИЯ (педагог изобретательно использует вербальные и невербальные средства воздействия на основные системы переработки информации детьми – оптическую, акустическую, кинестетическую) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ (педагог постоянно видит и слышит каждого ребенка группы, замечает и грамотно реагирует на малейшие изменения во внешнем облике и внутреннем состоянии детей) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
8 | ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ (педагог гармонично сочетает вербальную и невербальную формы поведения, стараясь ограничивать вербальную, чтобы дети могли больше говорить на занятии сами, высказывать свои мысли и идеи, обмениваться взглядами) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
9 | ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (педагог использует разные виды взаимодействия на занятии): А) педагог-группа: педагог объясняет материал всей группе, задает вопросы, отвечает на вопросы детей; Б) педагог-ребенок: педагог объясняет что-либо одному ребенку, спрашивает его, отвечает на его вопросы; В) ребенок-ребенок: педагог просит одного ребенка объяснить что-либо другому ребенку или организует кооперативную работу детей в малых группах; Г) педагог - дети: дети работают самостоятельно, а педагог наблюдает за тем, когда и кому помощь нужна | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
10 | ПАУЗЫ (педагог организует короткие перерывы в работе детей (физкультминутки) для снятия напряжения, усталости) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Показатели стиля поведения педагога
(Е.А. Панько)
Демократический | Авторитарный |
1. Характерна тенденция разрешать, запрет выражается редко, преимущественно косвенным путем | 1. Характерно большое число ограничений в отношении детей (преимущественно прямым путем: запрет, угроза и т.п.) |
2. Вводимые правила стремится разъяснить, убеждает в необходимости, целесообразности из выполнения | 2. Требует безоговорочного выполнения вводимых правил без из разъяснения, не стремится убедить детей в необходимости, целесообразности их выполнения |
3. Проявляет тенденцию к личностно-ориентированному общению. Стремится учесть индивидуальные особенности и личный опыт ребенка, его активность, потребности. | 3. Исходит из усредненного представления о ребенке, из абстрактных требований, не учитывает индивидуальные особенности. |
4. Часто вступает в сотрудничество, сотворчество с детьми как с полноценными партнерами. | 4. Характерен диктат, командование, демонстрация собственного превосходства. |
5. Стимулирует инициативу, самостоятельность, допускает выражение собственного мнения. | 5. Подавляет самостоятельность, инициативу, не терпит возражений. |
6. Характерны личностно-ориентированные указания в воздействии. | 6. Характерен функционально-деловой, организационно-дисциплинирующий подход. |
7. Не избирателен в контактах и не субъективен. | 7. Избирателен и субъективен в контактах. |
8. Не имеет и не проявляет негативных установок. | 8. Проявляет резко выраженные установки. |
9. Проявляет сочувствие, внимание к ребенку (его заявлениям, жалобам), создает у него ощущение, что его понимают. | 9. Не проявляет сочувствия к ребенку. Отрицательно реагирует на его жалобы и просьбы и заявления. |
10. Мягок в общении с детьми, использует ласковые обращения к ним. | 10. Проявляет жестокость, холодность, официальность в обращении к детям. |
11. В общении с ребенком преобладает улыбка, мягкий тон, ласковые жесты. Характерно устойчивое проявление положительных чувств, сдерживание отрицательных реакций. | 11. В общении с детьми неустойчив, не последователен; легко переходит от ровного к гневному тону, не сдерживает отрицательные эмоции. |
12. Тяготеет к диадному общению, взаимодействию с небольшой группой детей. | 12. Предпочитает фронтальное взаимодействие диадному и с небольшой группой детей. |
13. Стремится не оставить без внимания каждый вопрос своих воспитанников, дать исчерпывающий ответ, создает возможность получить ответ на вопрос самостоятельно. | 13. Вопросы детей нередко остаются без внимания педагога либо пресекаются; даваемые ответы сжаты, кратки, формальны, подавляют желание к дальнейшим расспросам. |
АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ
Виды (компоненты) деятельности | Содержание деятельности | Показатели оценки каждого компонента содержания деятельности | Баллы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Диагностический | 1. Выбор цели и задачи диагностики |
| ||||
2. Отбор форм и методов диагностики |
| |||||
3. Сбор и обработка информации диагностирования |
| |||||
2. Проектировочно-целевой | 1. Целеполагание |
| ||||
2. Планирование урока, определение методической структуры урока |
| |||||
3. Отбор методов и средств обучения, определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся |
| |||||
3. Организационный | 1. Организация труда учащихся |
| ||||
2. Создание организационных связей |
| |||||
3. Формирование организационных отношений |
| |||||
4. Коммуникативно-стимулирующий | 1. Отбор содержания для сообщения |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2. Формирование коммуникативных связей |
| |||||
3. Отбор приемов сообщения |
| |||||
5. Контрольно-оценочный | 1. Сбор и обработка информации |
| ||||
2. Аналитическая оценка информации |
| |||||
3. Организация деятельности |
| |||||
6. Содержательный | 1. Отбор содержания |
| ||||
2. Формирование коммуникативных связей |
| |||||
3. Отбор приемов сообщения |
| |||||
7. Научно-методический | 1. Сбор и обработка информации |
| ||||
2. Аналитическая оценка информации |
| |||||
3. Организация деятельности |
|
ТЕХНИКА САМОМЕНЕДЖМЕНТА
(Л. Зайверт)
Функция | Рабочие приемы, методы | Достигаемый результат (выигрыш во времени за счет…) |
целей | Определение цели, ситуационный анализ, целевые стратегии и методы достижения успеха, формулирование цели | Мотивация, устранение слабых сторон, распознавание преимуществ, концентрация усилий на узких местах, фиксация сроков и ближайших шагов |
| Годовое, месячное планирование, декадное планирование, планирование дня, принципы временного менеджмента, менеджмент с помощью дневника времени | Подготовка к реализации цели, оптимальное распределение и использование времени, сокращение сроков исполнения |
решений | Установка приоритетов, принцип Парето (соотношение 80:20), АБВ-анализ, принцип Эйзенхауэра, делегирование дел (переучение) | Приводящая к успеху организация труда, первоочередное решение жизненно важных проблем, упорядочение дел по их важности, избавление от «тирании», продуктивность трудовых затрат |
4. Реализация и организация | Распорядок дня, график продуктивности, биоритм, самопроявление, дневной рабочий план | Применение самоменеджмента, концентрация на значительных задачах, использование пика производительности, учет периодических колебаний, становление индивидуального рабочего плана |
5. Контроль | Контролирование процесса Работы, итогов, достижения поставленных целей, промежуточных результатов, обзор итогов истекшего дня (самоконтроль) | Обеспечение запланированных результатов, позитивное воздействие на течение жизни
|
6. Информация и коммуникации | Рациональное: чтение, совещания, ведение беседы, использование телефона, ведение корреспонденции, листки-памятки и формуляры | Быстрое чтение, лучшая организация времени для собеседований, отгораживание от возможных помех, меньше отвлечений. |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА САМООЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ
И. Ю. Соколова
Для заполнения диагностической карты мы предлагаем воспользоваться следующей шкалой.
При оценке развитости нижеперечисленных качеств имейте в виду:
- балл «5» означает, что данная черта, качество проявляется зримо, характерно, типично для личности, постоянно;
- «4» – качество проявляется в большинстве случаев;
- «3» – качество не выражено достаточно определенно, оно может проявляться и не проявляться;
- «2» – качество проявляется эпизодично, очень редко;
- «1» – качество не проявляется совсем.
По каждому параметру в шкале оценок проставляется соответствующий балл.
Свойства личности | Шкала оценок |
I. Активная педагогическая позиция | |
| |
2. Активность в защите интересов детей и оказания им помощи | |
3. Способность самостоятельно принимать решения в различных ситуациях обучения, воспитания, жизни детей и нести за них ответственность | |
II. Профессионально-личностные качества педагога 1. Профессионально-педагогическая направленность личности | |
1. Интерес к профессии педагога, потребность в работе с детьми | |
2. Убежденность в необходимости передавать детям социальный опыт | |
3. Отношение к ребенку как главной ценности | |
4. Потребность в достижении воспитательных целей | |
5. Стремление быть эталоном человека культуры, мерилом добра и гуманности | |
6. Социальная активность, гражданственность | |
| |
1. Отношение к педагогическому труду как главному смыслу жизни | |
2. Добросовестное, ответственное отношение к труду | |
3. Способность к самоотдаче в педагогической работе | |
4. Увлеченность и удовлетворенность собственной педагогической деятельностью | |
3. Интересы и духовные потребности | |
1. Познавательная активность | |
2. Разносторонность интересов и духовных потребностей (интерес к музыке, искусству, литературе, истории и т. д., потребность в постоянном общении с детьми) | |
3. Потребность в красоте | |
4. Наличие любимого творческого дела | |
5. Автономия внутреннего мира, цельность | |
4. Профессионально-нравственные качества | |
1. Милосердие, доброта в отношении к детям | |
2. Способность к состраданию, сопереживанию | |
3. Готовность оказывать помощь детям и взрослым | |
4. Стремление защищать и охранять детство | |
5. Понимание ценности человеческой жизни | |
6. Общительность | |
7. Справедливость | |
8. Требовательность | |
9. Принципиальность | |
10. Объективность | |
5. Личностно- педагогическая саморегуляция | |
1. Самоконтроль, самодисциплина | |
2. Самокритичность | |
3. Самоограничение | |
4. Оптимизм, чувство юмора, хорошее настроение | |
5. Педагогический такт, выдержка, терпение | |
6. Культура внешнего вида | |
7.Профессионально-педагогическое самосовершенствование и самовоспитание | |
8. Культура поведения |
III. Профессиональные знания и умения
Для изучения и самооценки профессиональных знаний и умений используйте шкалу:
- балл «5» ставится, если знания и умения проявляются постоянно, типичны для данной личности, имеют высокий уровень развития, используются для решения учебных и практических задач;
- «4»-–знания и умения проявляются не постоянно, не всегда применяются при решении задач;
- «3» – знания и умения достигают необходимого уровня, не представляют из себя систему;
- «2» – знания и умения выражены слабо;
- «1» – знания и умения отсутствуют.
Знания и умения | Шкала оценок |
1. Методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) | |
2. Теоретические (знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка) | |
3. Методологические (знание основ методики обучения и воспитания) | |
4. Технологические (знание способов и приемов обучения и воспитания) | |
Профессиональные умения 1. Информационные умения | |
1. Умение отобрать содержание необходимой информации | |
2. Умение творчески переработать необходимую информацию | |
3. Умение выразительно показать собственные чувства и отношение к тому, о чем идет речь | |
4. Умение излагать материал логично, доступно, образно, выразительно | |
5. Умение вызывать интерес слушателей к предлагаемой информации | |
6. Умение видеть главное | |
7. Умение излагать материал проблемно, побуждая слушателей к дискуссии | |
8. Умение учитывать в ходе изложения особенности усвоения, восприятия, понимания информации слушающими и корректировать процесс изложения | |
9. Умение сочетать изложение информации с руководством познавательной деятельностью слушающих по ее усвоению | |
2. Умения постановки цели, планирования учебно-воспитательной деятельности | |
1. Умение определять конкретные учебно-воспитательные задачи, исходя из общей цели с учетом: | |
а) возрастных и индивидуальных особенностей детей; | |
б) уровня воспитанности коллектива и отдельных детей; | |
в) конкретной социально-педагогической ситуации, сложившейся в коллективе; | |
г) условий семейного воспитания. | |
2. Умение проектировать конечный результат учебно-воспитательной работы на полугодие, год | |
3. Умение определять способы достижения конечного результата | |
4. Умение планировать этапы и средства педагогической деятельности по достижению конечного результата | |
5. Умение планировать индивидуальную работу с детьми в коллективе | |
6. Умение планировать дифферинцированный подход к учащимся | |
| |
1. Умение организовать себя | |
2. Умение организовать отдельные виды учебно-воспитательной работы | |
3. Умение организовать жизнедеятельность детей | |
4. Умение организовать работу с родителями | |
5. Умение организовать свой труд и труд детей в соответствии с основными принципами НОТ | |
6. Умение координировать свою деятельность с деятельностью педагогов-предметников, воспитателей, администрации | |
4. Коммуникативные умения | |
1. Умение конструировать предстоящее общение с детьми | |
2. Умение сотрудничать с детьми, вступать в деловой контакт с каждым ребенком и подгруппой детей | |
3. Умение вызывать доверие у детей, формировать чувство сопереживания и сопричастности к современной деятельности | |
4. Умение создавать зону успеха каждому ребенку | |
5. Умение слушать ребенка | |
6. Умение отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию | |
7. Умение верно воспринимать индивидуальность ребенка | |
8. Умение целенаправленно влиять на ребенка | |
9. Умение управлять инициативой в общении | |
10. Умение выявить свой индивидуальный стиль в общении | |
11. Умение организовать общение не «от себя», а «от детей» | |
5.Умения анализа и самоонализа | |
1. Умение изучать коллектив и личность | |
2. Умение осуществлять диагностику состояния воспитанности детей | |
3. Умение анализировать конкретные педагогические ситуации | |
4. Умение верно оценивать деятельность детей | |
5. Умение подходить с педагогических позиций к анализу явлений жизни ДОУ | |
6. Умение анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными | |
7. Умение анализировать опыт других педагогов с целью общения и переноса эффективных форм, методов и приемов в практику своей работы | |
8. Умение на основе анализа достигнутых результатов выдвигать и обосновывать новые педагогические задачи | |
9. Умение выявлять эффективность воспитательных дел и мероприятий | |
10. Умение обучать учащихся анализу и самоонализу своей деятельности | |
6. Умения морально-волевой саморегуляции | |
1. Умение быть всегда терпеливым | |
2. Умение всегда владеть собой в любой ситуации | |
3. Умение всегда управлять своими эмоциями | |
4. Умение постоянно контролировать себя | |
5. Умение быть деликатным и предупредительным в общении с людьми | |
6. Умение владеть своим настроением | |
7. Умение бороться с несправедливостью, нечестными поступками | |
8. Умение проявлять к себе повышенную требовательность | |
9. Умение поступиться своими интересами, потребностями ради других людей | |
10. Умение правильно воспринимать и учитывать критику | |
11. Умение быть корректным во взаимоотношениях с коллегами, администрацией | |
7. Умения педагогической техники | |
1. Умение анализировать ситуацию с позиции ребенка и принимать решение в его пользу | |
2. Умение предъявлять разумные требования к ребенку и обеспечивать условия их осуществления | |
3. Умение заинтересовать, вдохновить | |
4. Умение стимулировать положительные проявления в поступках детей | |
5. Умение применять поощрение и наказание в их разумном сочетании | |
6. Умение правильного речевого дыхания и артикуляции | |
7. Умение владеть голосом, придавать ему различные интонации | |
8. Умение владеть мимикой, жестами, придавать своему лицу необходимое выражение | |
9. Умение транслировать собственную расположенность к детям, дружественность | |
10. Умение создавать обстановку комфортности своим воспитанникам | |
11. Умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в среде детей, каждого отдельного ребенка | |
8. Прикладные умения | |
1. Умения художественного творчества: пение, танец, музицирование, рисование, вязание, фотографирование, киносъемка | |
2. Умения технического творчества: конструирование и моделирование, радиотехника | |
3. Умения сельскохозяйственного опытничества: садоводство, птицеводство, пчеловодство и т.п. | |
4. Спортивные умения (по видам спорта) | |
5. Военно-прикладные умения: вождение автомобиля, мотоцикла, стрельба и т.д. |
IV. Творческие умения
1. Умение самостоятельно, оригинально осмысливать педагогические проблемы и решать педагогические задачи | |
2. Умение создавать в учебно-воспитательном процессе ситуации, способствующие развитию ребенка (ставить перед ним творческую цель, побуждать к ее решению и т.д. | |
3. Умение создавать в учебно-воспитательном процессе ситуации реальной ответственности ребенка к получению знаний, побуждать их к жизнетворчеству | |
4. Умение разрабатывать и осуществлять средства, способы и приемы обучения и воспитания, отличные от традиционных |
После того как вы ознакомитесь и заполните карту, суммируйте полученные данные по каждому отдельному компоненту и разделите на количество оценок (5). Полученный результат позволит вам определить уровень педагогической культуры.
- - высокий уровень, на котором сформированы все компоненты педагогической культуры и ярко выражена потребность в дальнейшем ее совершенствовании:
2,5-4 – средний уровень, на котором заметны проявления одних компонентов педагогической культуры и недостаточная сформированность других:
1-2,5 - низкий уровень, на котором проявляется отсутствие отдельных компонентов педкультуры, а также потребность в их формировании и профессиональном совершенствовании
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа - Анализ занятий и игровой деятельности, схема и карточки анализа занятий
Уважаемые гости, читая записи, мы всегда размышляем! Прошу оставлять свои мысли в комментариях!Методическая работа.Анализ занятий и игровой деятельности, схема и карточки анализа занятий.Организ...
Карты для проверки воспитательно - образовательной работы: анализ занятия, анализ прогулки.
Карты для фиксации результатов проверки , контроля занятий, прогулки с детьми раннего возраста. Данный материал может быть полезен в работе старшего воспитателя, методиста и т. п....
«Использование схем-карточек на занятиях по физической культуре»
Цель: Формировать у детей способность самостоятельно организовать и выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках....
Карточка анализа
Анализ освоения социальных навыков у детей дошкольного возраста....
Карточка анализа открытого просмотра занятия в детском саду
Критерии анализа эффективности проведения открытого занятия ДОУ...
Карта анализа педагогической деятельности «Анализ занятия в группах раннего возраста
Карта анализа педагогической деятельности«Анализ занятия в группах раннего возраста...