Карта контроля «Коррекционный уголок в группе»
методическая разработка по теме
При организации предметно-развивающей среды в группе для детей с нарушениями зрения реализуется ее коррекционная направленность по следующим направлениям:
- создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;
- профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения;
- вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а так же в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.
Стены помещений групповых ячеек и оборудования окрашены матовыми красками светлых тонов. Окраска дверей и дверных наличников, мебели и оборудования контрастирует с окраской стен.
Много места для передвижения для развития двигательной активности.
Помещения групповых оборудуется комбинированной системой искусственного освещения.
Игрушки многофункциональные. Игрушек немного, подобраны в соответствии с целями и задачами.
Нет цветовой перенасыщенности – условия для расслабления глаз.
Мебель и оборудование
Групповые помещения комплектуются мебелью и оборудованием в соответствии с ростовыми особенностями и состоянием зрения детей.
- столы устанавливаются вдоль окон в один ряд так, чтобы свет падал слева
- столы для слабовидящих детей с остротой зрения до 0,1 независимо от их размера ставиться ближе к преподавателю и доске
Столов окрашены в цвета натуральной древесины, классная доска - темно - зелено цвета.
Во время занятий по рисованию используются мольберты.
В группах создана необходимая соответствующая предметно-развивающая среда. Развитие среды происходит с опорой на общедефектологические принципы, а также на дифференцированный подход, исходя из своеобразия психофизического развития детей с амблиопией и косоглазием. Среда решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения (Плаксина Л.И., Сековец Л.С.). Коррекционно-развивающая среда должна побуждать детей с нарушением зрения взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка (Наумкина Т.Н.).
1. Оформление стен групповых комнат и спален различными зрительными тренажёрами.
2. Подбор дидактических игр и игрушек для развития сенсорного восприятия дошкольников.
В группах созданы центры коррекции, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры. Кроме того, пособия по развитию цветового восприятия, тактильных ощущений и слухового восприятия находятся в центре искусств, а в центре математики размещены пособия по развитию формовосприятия и восприятия величины.
Дети с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии, а также имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами. Поэтому в группах и в саду созданы условия для полноценного физического развития дошкольников, для удовлетворения их физической активности.
Воспитатели сочетают создание физкультурного уголка со зрительным тренажёром и с дидактическим пособием по математике. Работа с этим пособием позволяет решать сразу несколько задач: закрепление цвета и форм геометрических фигур, упражнение в метании мяча по удалённой цели; тренировка мышц глаза; развитие внимания. Такие упражнения полезны при амблиопии и монокулярном характере зрения, т.к. дают возможность ребёнку оценить расстояние до удалённых предметов.
В дефектологической зоне имеется методический материал, изготовленный руками воспитателей и дефектолога, основываясь на методических рекомендациях Л.И. Плаксиной (зав. кафедрой коррекционной педагогики Российской академии образования)
Материал позволяет правильно организовать коррекционно – воспитательную работу, которая тесно связана с лечебно- восстановительной работой.
Большее количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Такие дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур. Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.
Заслонённые изображения предметов.
Изображения меняются в зависимости от темы изучаемого материала, что обеспечивает подвижность окружающей среды.
Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.
Исследования Селезнёвой показали, что в процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией без специального обучения полностью доверяются поступающей зрительной информации.
Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагога и воспитателей и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек для развития:
- зрительного восприятия;
- тактильного восприятия;
- слухового восприятия;
- обоняния.
Для упражнения детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей используются игры типа: скатывания шара с горки, «продвинь фигурку» и др.
Особое значение для детей с нарушениями зрения имеет развитие мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения. Поэтому в группе большое внимание обращается на наполнение игровых зон конструктивной и графо-моторной деятельности.
Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций мы применяем различные игровые средства: тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения. Дифференцированный подход в различных коррекционных приёмах: например, использование красного и жёлтого фона при амблиопии, выделение контуров изображения и рабочей поверхности при астигматизме, работа на подставках и на мольберте при сходящемся косоглазие способствуют закреплению успехов ортоптического лечения.
Для развития слухового внимания необходимо развивать чуткость детей к звукам окружающей среды. Для решения этой задачи на музыкальных занятиях используем детские музыкальные инструменты: трещётка, кастаньеты, коробочка, тон-блок, бубенцы, треугольник, ксилофон, металофон, маракас, бубен, колокольчики. Групповые музыкальные центры оснащены самодельными музыкальными инструментами и игрушками, изготовленными воспитателями, родителями, музыкальными руководителями. Обогащению представлений о звуках реального мира помогают аудиозаписи: «Звуки природы», «Звуки улицы».
Таким образом, коррекционно-развивающая среда, способствующая развитию сенсорного восприятия детей с учётом их особенностей в зависимости от заболевания, помогает успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_kontrolya_korrektsionnyy_ugolok_v_gruppe.docx | 15.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта контроля «Коррекционный уголок в группе»
Дата проведения контроля _________
Кто проводил контроль ____________
Возрастная группа ________________
Ф.И.О. воспитателя _______________
№ п/п | Сенсорный ряд | Отметка о выполнении | примечание |
1.Зрительная категория | |||
1.Игры и игровые средства для развития зрительного восприятия : *по цвету *по форме *по величине (с указанием зрительной нагрузки) | |||
2.Наличие ориентиров: *цветовых *световых | |||
3.Фланелеграф или ковролин (коврограф) * с наполнением | |||
4.Геометрический конструктор *мозаика | |||
5.Разрезные картинки *пазлы. | |||
6.Фломастеры, восковые мелки. *трафареты. *силуэты *контуры *калька | |||
7.Магнитные доски. | |||
8.Лупы *офтальмоприборы | |||
2.Слуховая категория. | |||
1.Игры и игровые средства на слуховую ориентировку *шумовые коробочки *муз. инструменты *звучащие игрушки (заместители) | |||
2.Кассеты *голоса природы *шум города *муз. инструменты (звучание). | |||
3.Приспособления для проведения сюрпризных моментов *чудесный мешочек *волшебная коробочка *ткань. | |||
3.Осязательная категория | |||
1.Каталоги *ткань *бумага *нитки *материалы (дерево, железо, пробка, резина и т.д.) | |||
2.Пазлы | |||
3.Индивидуальные пальчиковые бассейны с различными наполнителями *мелкие морские камни (галька) *бусы (крупные) *шарики | |||
4.Мозаика+схемы выкладывания узоров. *счетные палочки *пирамидки *прищепки *веревочки *шнуровка *игрушки-застежки *плетение (коврики) | |||
5.Массажные мячи | |||
6.Конструктор LEGO+схемы. | |||
7.Игры для развития осязания. | |||
4.Обонятельная категория | |||
1.Инструкция «Техника безопасности по использованию обонятельных баночек». | |||
2.Баночки для развития обоняния. | |||
3.Игры для развития обоняния. | |||
5.Вкусовая категория | |||
1.Инструкция «Техника безопасности по использованию вкусовых эталонов». | |||
2.Одноразовая посуда, ложки (упакованная) | |||
3.Игры на развитие вкусовой чувствительности. | |||
5.Пространственная ориентировка. | |||
1.Лабиринты *схемы *макеты | |||
2. Зеркало | |||
3.Игры на развитие ориентировки в пространстве (по возрастной группе) | |||
4. Цветная изолента. | |||
5. Шнуры, ленты различной длины. | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционный уголок в группе для детей с функциональными нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие)
Предметно-развивающая среда: коррекционный уголок "Чудо-обучайка". (Старший дошкольный возраст.)Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, осязания, полисенсорного восприятия. Материал по...
«Коррекционный уголок в группе, для детей с нарушением зрения»
Данная информация будет полезна воспитателям и специалистам, работающие с детьми с нарушением зрения....
"Коррекционный уголок логопедической группы в ДОУ»
Представлен материал по оформлению и наполнению коррекционного уголка в логопедической группе ДОУ....
Коррекционный уголок (старшая группа)
Коррекционный уголок для старшей группы....
Карта-контроля ведения документации в группах ДОО
Карта контроля ведения документации в группах ДОО...
Карта контроля организации питания в группе
Карта контроля организации питания в группе...