"Коррекционный уголок логопедической группы в ДОУ»
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Представлен материал по оформлению и наполнению коррекционного уголка в логопедической группе ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnyy_ugolok.pptx | 703.55 КБ |
2_dlya_prezentatsii.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предметно-развивающая среда в логопедической группе
Коррекционный уголок в логопедической группе В состав предметно-развивающей среды логопедической группы входит коррекционный уголок, представленный – речевым центром «Говори правильно». Это специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне; зеркало; игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
Наполняемость речевого центра « Говори правильно» должна осуществляться по разделам: артикуляционная гимнастика в картинках : картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах; мелкая моторика : волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы , трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т.п.; дыхание : вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т.п.; высшие психические функции : разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др… фонематический слух : игры на дифференциацию звуков – например: игры с парными карточками; звукопроизношение : альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко , С.В. Коноваленко ; пособия из серии « Говорю правильно» О. Е. Громовой, игровые упражнения Л.А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т.д.);
лексика : картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы , игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.; грамматический строй речи : игры «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.; связная речь : сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.; грамота : схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.
Центр чтения («Библиотека») Поскольку рядом с коррекционным центром рекомендуется располагать книжный уголок, то стол и стеллажи для книг мо- гут быть единым. В « Центре чтения » детям доступно большое количество книг: -познавательная и детская энциклопедическая литература; -сборники считалок, пословиц, поговорок, загадок; детские журналы; книги для чтения по слогам; альбомы фотографий родного города и т. д. В течении дня дети используют их как для самостоятель - ного рассматривания и чтения, так и чтения воспитателем. Книги и материалы для развития речи меняются в зависимости от темы. Здесь же есть пальчиковые игры, рассказы в картинках. Книги и дидактические пособия подобраны для стимулирования познавательного интереса, речи и мышления. Учитывая имеющиеся у детей речевые навыки, а также индивидуальные особенности произвольной деятельности каждого ребенка, организованная разговорная речь во всех режимных моментах основывается на вопросах воспитателя. Педагог также поощряет и инициативную речь детей.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
2 слайд.
Предметно-развивающая среда в логопедической группе.
Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.
Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (самостоятельная и под руководством педагога) наиболее продолжительна. В ходе этой деятельности воспитатели организуют индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы.
3 слайд.
Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.
4 слайд.
Коррекционный уголок в логопедической группе.
В состав предметно-развивающей среды логопедической группы входит коррекционный уголок, представленный – речевым центром «Говори правильно». Это специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне; зеркало; игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с педагогами не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии.
Дидактическое оснащение соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры подбираются в порядке нарастающей сложности, направлены на коррекцию речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы .
5 слайд.
Расположить речевой центр « Говори правильно» целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. Близость игровой зоны будет мешать проведению занятий в коррекционном уголке и отвлекать ребенка от выполнения заданий. Комплектование игрового и дидактического материала в коррекционном уголке по лексическим темам уже предполагает системность в работе. Но и его расположение может быть включено в систему. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами. Дети легко привыкают к этой системе. А помогает им в этом введение цветовых маркеров на конвертах и накопителях, содержащих игры. Мелкий игровой материал помещается в пластиковые, прозрачные контейнеры с легко снимающимися крышками.
6слайд.
Наполняемость речевого центра « Говори правильно» должна
осуществляться по разделам:
- артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах).
- мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т.п.;
- дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т.п.;
- высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др…
- фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – например: игры с парными карточками;
7 слайд.
- звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; пособия из серии « Говорю правильно» О. Е. Громовой, игровые упражнения Л.А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т.д.);
- лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.;
- грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;
- связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;
- грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.
Занятие в логопедическом уголке воспитатель проводит во второй половине дня по заданию логопеда. С детьми отрабатывается артикуляция звуков, автоматизация в словах на предметных картинках. Составляются предложения и небольшие рассказы с этими словами.
С группой детей может быть организована игра по дифференциации поставленных звуков или расширению словарного запаса.
Дети сами подходят к логопедическому уголку: делают гимнастику для язычка, дуют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы, называют картинки в звуковых альбомах, играют в логопеда.
8 слайд.
Центр чтения («Библиотека»).
Поскольку рядом с коррекционным центром рекомендуется располагать книжный уголок, то стол и стеллажи для книг могут быть единым. В «Центре чтения» детям доступно
- большое количество книг:
- познавательная и детская энциклопедическая литература;
- сборники считалок, пословиц, поговорок, загадок;
- детские журналы;
- книги для чтения по слогам;
- альбомы фотографий родного города и т. д.
В течении дня дети используют их как для самостоятельного рассматривания и чтения, так и чтения воспитателем. Книги и материалы для развития речи меняются в зависимости от темы. Здесь же есть пальчиковые игры, рассказы в картинках.
Книги и дидактические пособия подобраны для стимулирования познавательного интереса, речи и мышления. Учитывая имеющиеся у детей речевые навыки, а также индивидуальные особенности произвольной деятельности каждого ребенка, организованная разговорная речь во всех режимных моментах основывается на вопросах воспитателя. Педагог также поощряет и инициативную речь детей.
Одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок.