Игровая технология. Организация дидактических игр
статья (младшая группа) по теме

Описание игровой технологии на примере организации дидактических игр в младшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая  технология.

Организация дидактических игр.

Струкова Е.А., воспитатель группы №3


Содержание

Введение.

Значение дидактических игр

Требования к проведению дидактических игр

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность

Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Все чаще ученные говорят о том, что большое значение в развитии сенсорного восприятия играют дидактические игры.

Значение дидактических игр в развитии сенсорики

Один из лучших способов обучения – это дидактические игры. Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. 

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение.

Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др.), а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Организованный характер занятий, выделение для них особого времени в режиме дня дают воспитателю возможность заранее продумать содержание, подбор детских игр, воздействовать на всех детей. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

Игровая форма обучения — ведущая на ступени раннего детства. Преднамеренный характер дидактических игр выдвигает необходимость определенной программы сведений, нужных детям, а также тех умений и качеств, которые должны быть у них сформированы.

Дидактические игры дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатели ясно представляют, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности организации этих занятий на ступени раннего детства.

Таким образом, роль дидактических игр в воспитании детей несомненна.

Чтобы постоянно поддерживать интерес детей к важным для их развития игрушкам и пособиям, необходимо периодически на некоторое время убирать их.

Для игры детям этого возраста можно давать разнообразные вкладыши: чашечки, формочки для песка, вкладные кубы, втулки, грибочки для втыкания в отверстия, шаробросы, пластмассовые кубики, кирпичики для накладывания друг на друга, а также куклы и другие образные игрушки, лоскуты ткани для завертывания их. Пирамидки, вкладыши, кубики и другие игровые пособия следует предлагать для самостоятельной игры только после того, как дети научатся правильно обращаться с этими предметами в процессе занятий с воспитателем, иначе малыши привыкнут использовать их не по назначению.

В обучении детей действиям Г. М. Лямина различает несколько этапов. Сначала используется метод пассивных движений. Воспитатель берет руки малыша в свои и проделывает с ним разучиваемые действия, например, открыть и закрыть матрешку. Затем взрослый побуждает ребенка выполнить действие по слову, сочетающемуся с показом действия. И наконец, ребенок начинает выполнять действие только по словесному указанию: открой матрешку, закрой матрешку.

В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Сначала по образцу, а потом и по слову ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать один требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины (резко контрастных) выбрать самую маленькую. Восприятие окружающего становится более точным. По предложению взрослого он может на ощупь вынуть знакомый предмет из мешочка.

 Требования к проведению дидактических игр

Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность .

Две задачи дидактическая и игровая отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.

Во время бодрствования детей дидактические игрушки нужно располагать на столах так, чтобы на каждом из них помещался один вид дидактической игры. Важно следить, чтобы за столами играли небольшие группы - по 2-3 ребенка, при этом каждому из них следует давать аналогичный комплект дидактических игрушек. Неумение детей этого возраста играть вместе и повышенный интерес к новизне может привести к конфликтам, если игровая ситуация не будет продумана воспитателем.

Существенное значение в проведении занятий имеет объяснение взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений, показ с использованием методов пассивных движений.

Постепенность в усложнении задач соблюдается и при ознакомлении детей с цветом. Вначале дается одноцветный материал, позже выбор из двух цветов (положить красные палочки в красный стаканчик, синие -в синий), потом предметы трех цветов. В два года дети должны уметь выбрать предмет нужного цвета из четырех разных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.

Организуя деятельность детей, надо следить за тем, чтобы они использовали игрушки по назначению, не отвлекались, доводили до конца начатую игру. Воспитатель принимает участие в детских играх, создает условия для активного участия в них всех.

Заключение

В педагогике накоплен значительный материал о содержании, методах, средствах развития сенсорных способностей детей, разработаны педагогические требования к дидактическим материалам, методика руководства играми и упражнениями.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что один из самых лучших способов развития сенсорики – это дидактические игры, т. к. в процессе этих игр совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве).

Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности, принцип добровольности, право самостоятельного выбора и самовыражение.  Если основываться на этих принципах, то  сенсорное развитие  ребенка будет проходить успешно и одновременно эти игры будут доставлять удовольствие детям.

Низкий же уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе, возникают трудности в обучении письму, чтению слуху.

Библиография

 Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. 3-е изд. М., 1981. – 361 с.

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. 4-е изд. М., 1985. – 259 с.

Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Наука, 1998. – 395 с.

Помощь родителям в воспитании детей / В. Я. Пилиповский. – М.: Наука, 1992. – 322 с.

Е.А. Янушко. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3). Методическое пособие для воспитателей и родителей. Мозаика синтез. 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРУШКИ «ЛОГО-ЛЯГУШКА» в работе с детьми с ОВЗ

Коррекционная работа над правильным произношением звуков предполагает отработку соответствующих артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения. Для того чтобы дети лучше запомнили описание артик...

Игровая технология ЛЭПБУК - современный подход к организации и проведению дидактических игр по развитию речи дошкольников с ОВЗ

Данная презентация отражает современные требования ФГОС ДО к организации и реализации такой игровой технологии, как ЛЭПБУК....

Игровые технологии:словесно-дидактические игры в подготовительной группе.

Картотека словесно-дидактичеких игр для детей подготовительной группы....

Статья «Использование игровой технологии В.В.Воскобовича в процессе организации интеллектуально-творческого развития ребенка на примере дидактического пособия «Кораблик Плюх-Плюх»

В своей работе я использую лично-ориентированные, игровые, проблемно-поисковые и развивающие технологии. Руководствуюсь принципом сохранения самоценности дошкольного детства в удовлетворении ребенком ...

Методическая разработка по использованию игровых технологий и дидактических игр в процессе ознакомления старших дошкольников с Санкт-Петербургом «Играем в Петербург»

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является актуальной проблемой дошкольного образования. Одним из направлений этой темы является краеведение, в случае Санкт-Петербурга – пе...

«Использование игровых технологий в дидактических играх при работе с детьми ОВЗ»

laquo;Использование игровых технологий в дидактических играх при работе с детьми ОВЗ» Педагогическая технология – это системная совокупность, порядок функционирования всех личностных...