Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек , чтобы его определяли как женщину или мужчину .
Образовательные задачи полового гендерного воспитания и разнополого воспитания в детском саду:
-воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы осознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;
- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением;
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
- закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;
- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой и гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.
Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик. И так будет всегда. Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Актуальность гендерного воспитания. Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе. Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола. Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы. Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию. Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.
Практическая часть С учетом гендерного воспитания в группе выстроена развивающая среда. Создано разное пространство для игр девочек и мальчиков, и игрушек с учетом их полового признака. Для гендерного воспитания, мы использовали такие формы работы: - Сюжетно – ролевая игра "Семья";
- Беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы;
- Проблемные ситуации с этическим содержанием;
- Изготовление подарков для мам, пап, сверстников;
- Дидактические игры: "Кто чем любит заниматься?, "Что кому?", "Я расту", "Что общего, чем отличаемся?", "Я такой, потому, что…", "Кем быть?", "Одень мальчика, одень девочку".
Проводилась работа с родителями: - Вовлечение их в детскую деятельность как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, праздники) Так например, доброй традицией в нашем детском саду стало проведение праздников 1 апреля, День защитника Отечества, в которых принимают участие не только сами дети, но и их родители. дедушки и бабушки.
- Беседы с родителями на тему "Мы такие разные мальчики и девочки"
- Родительские собрания " Гендерное воспитание ребенка в семье".
- Консультации "О мужественности и женственности", "Игры мальчиков, игры девочек".
Выводы: Наша работа по созданию условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам.
Анкета для родителей. Уважаемые родители! Анкетирование проводится с целью подготовки к родительскому собранию в нашей группе. собранная информация конфиденциальна и разглашению не подлежит. просим Вас искренне ответить на вопросы: 1.Как Вы считаете, в чем заключается роль семьи в воспитании мужских и женских качеств в ребенке? 2.Какова роль матери в полоролевом воспитании ребенка? 3.Как отец влияет на полоролевое развитие ребенка7 4.Что Вы делаете в семье, чтобы воспитать достойных мужчину/женщину как полноценного члена общества? 5.Как Вы поступаете, если поведение ребенка не соответствует нормам и правилам поведения мужчины/женщины в социуме (плаксивость мальчика, агрессивность девочки...) 6.Что бы вы хотели узнать о полоролевом воспитании мальчиков и девочек?
Памятка для родителей 1.Помогите ребенку осознать его истинное половое "Я". 2.Учите мальчика быть мальчиком, а девочку - девочкой. 3.Стремитесь к собственному совершенству, чтобы ребенок, подражая, перенял только ваши лучшие черты. Так как воспитывают не словом. а делом. 4. Надо помнить, что как сильно не любил вас ребенок, больше всего в любви нуждается он сам. приложите максимум усилий, чтобы любовь была взаимной. 5.Проанализируйте стиль отношений в семье и не делите любовь ребенка между собой. не решайте свои взрослые проблемы за счет ребенка. Ваш ребенок не должен быть "орудием" в борьбе друг с другом. 6.Договоритесь между собой как вы будете воспитывать ребенка и выдвинете единые требования к нему. Иначе ребенок не сможет усвоить, что можно, а что нельзя. Он будет разрываться между вами, а это может привести к неврозу или антисоциальному поведению. 7.Помните, что отец - это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность. дисциплинированность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость. 8.мать - это любовь. доброта. уют, хороший эмоциональный климат в семье. Мать дает ребенку эмоциональное благополучие. душевное спокойствие, равновесие и уверенность в своих силах.
|