Развитие логического мышления через игру в шахматы
статья (старшая группа) по теме

Огородникова Галина Ивановна

Занятие по интересам "Шахматная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shakhmaty.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие логического мышления через игру в шахматы».

Великий французский философ, писатель,  математик и физик Блез Паскаль утверждал: « Шахматы это гимнастика для мозгов». Не могу с ним, не согласится. Одной из главных причин, по которой я решила познакомить детей с этой древней и мудрой игрой является желание научить детей логически мыслить, подготовить их в дальнейшем к более успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математического цикла.

Цели и задачи кружка:

а) образовательная – активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание, расширять  кругозор;

б) воспитательная — вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.

Знакомство с шахматами ведётся в ходе увлекательной сказки В.Г.Гришина. Детей в путешествии по «Стране шахматных чудес» сопровождают их ровесники сказочные герои девочка Лена Слоникова и мальчик Алёша Ладейкин.  

Прежде всего, детей нужно познакомить с историей шахмат. Лучше в сказочной форме (например, через легенду «Мудрец»). После повторного чтения легенды желательно спросить детей, кто им понравился больше всех. Чаще всего дети называют Мудреца, мотивируя свой ответ тем, что он придумал шахматы, помирил королевичей, предотвратил войну, не взял никакой награды.

Воспитателю же следует знать, что на самом деле шахматная игра не изобретение одиночки, а плод коллективного разума нескольких поколений людей. Это величайшая из игр всех времен и народов, выдержавшая испытания в течение тысячелетий.

В начале нужно познакомить детей с шахматной доской, где развертываются увлекательные сражения, происходят удивительные приключения маленьких пешек и шахматных фигур.  Поупражнять в зарисовывании шахматной доски и проследить, чтобы шахматную доску дети нарисовали красиво, аккуратно, с помощью линейки.

Нужно что бы дети твёрдо усвоили, что угловая клеточка справа должна быть всегда  белая, а угловое поле слева — черного цвета. Пусть дети попытаются указать разницу между косыми и прямыми линиями доски. Каждая прямая линия состоит из восьми полей, у косых линий неодинаковое количество полей — от двух до восьми. Воспитателю следует поупражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Отмечать быстроту и правильность ответа (даже иногда засекать время выполнения задания по секундомеру, что оживляет занятие) Лучше проделывать это у демонстрационной доски.

С  шахматной доской детям необходимо ознакомиться основательно, не торопясь. Не следует проходить эту тему поспешно, стремительно.

Механическое запоминание не допустимо, необходима разумная, сознательная мотивировка.

Для закрепления знаний о шахматной доске можно провести игры «Шахматное лото», «Расставь на доске», «Составь доску», «Пройди и назови поле».

Для малыша дошкольного возраста увлекательней и доступней познакомиться сначала с пешкой. Детям надо объяснить, что пешка не именуется фигурой, просто пешка — и все.

Изучая ходы пешек, их взаимодействие друг с другом на доске, дошколята горят желанием немедленно вступить в сражение, а одними, например, ладьями или слонами боя не сотворишь. Пешек же много, по 8 штук у каждого юного «полководца». Уже одними пешками можно вступать в настоящее шахматное сражение с соперником. Во главе войска из пешек ребенок чувствует себя настоящим командиром. И это ему импонирует, нравится.

Мы часто проводим своеобразные эстафеты с бегом на правильную и быструю расстановку пешек на шахматных досках.

Затем идёт знакомство детей с фигурами. Рассказываем о каждой сказку, показываем на шахматной доске, где ее «домик», начинаем за ней охотиться - и ребенок быстро овладеет правилами передвижения фигуры. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Известны случаи, когда подобным образом шахматными правилами овладевали трехлетние дети.  

Большое значение для успешного обучения детей игре в шахматы имеют  «около шахматные» игры, типа лото, домино, пряток, «чудесный мешочек», «Что изменилось», «Чего не стало» и тому подобные, всем известные и давно уже ставшие классическими дидактические и настольные игры. Главное, чтобы все эти игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают. Детям очень нравятся шахматные эстафеты.

При игре с малышами встаёт  вопрос: «Как играть с ребенком?» Вопрос далеко не праздный. Можно сделать вид, что проиграл, но злоупотреблять этим не следует: дети могут привыкнуть к легким победам и проигрыши, даже своим товарищам, будут восприниматься ими весьма болезненно.

После игры следует разобрать с детьми их наиболее типичные ошибки: плохо развиты фигуры, не сделана вовремя рокировка, рано вывели в игру ферзя, делали ходы одной и той же фигурой несколько раз подряд без необходимости и т. п. Нужно стремиться приучать малышей из нескольких возможных в позиции ходов выбирать самый лучший.

Мы без особого ущерба для других занятий планируем знакомство с шахматами (как настольно-печатной игрой) в вечерний отрезок времени по 25— 30 мин.

 Важное значение при обучении детей игре в шахматы имеет Работа с родителями: Мы создали папку «Играйте вместе с нами», которую регулярно пополняем материалами, направленными на закрепление знаний детей. Родители занимаются с детьми дома, ищут вместе с ними правильное решение, и малыши, придя в детский сад, обмениваются мнениями, впечатлениями, интересными находками. Очень хорошо, когда кто-нибудь в семье может выполнять роль партнера в игре. А также мы намерены приглашать родителей на сеансы одновременной игры, разбирая, анализируя сыгранные партии.

Работу по обучению детей игре в шахматы мы только начали и планируем завершить курс шахматным карнавалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления через игру в шахматы

Основная идея работы: Логическое мышление -  это тип мышления, который осуществляется с помощью логических операций с понятиями. Оно формируется на протяжении длительного возрастного периода...

Мастер-класс на тему: «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Цель мастер - класса: Повышение профессионального умения педагогов в работе дошкольниками по развитию логического мышления в формировании математических представлений.Задачи мастер-класса: Познакомить...

Консультация для воспитателей «Развитие логического мышления через организацию игр в шахматы, шашки»

Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Как привить ребёнку  тягу к сам...

Игры на развитие логического мышления через блоки Дьенеша и палочки Кюизенера

Развитие логического мышления через блоки Дьенеша и палочки Кюизенера....

Роль аппликации в развитии мышления: развитие логического мышления через аппликативные образы

Роль аппликации в развитии мышления: развитие логического мышления через аппликативные образы...

Развитие логического мышления через организацию игр в шахматы, шашки

Развитие логического мышления через организацию игр в шахматы и шашки...

Конспект открытого занятия по развитию логического мышления через игры в старшей группе «В поисках сокровищ»

Конспект открытого занятия по развитию логического мышления через игры в старшей группе «В поисках сокровищ» Цель: формирование у детей логического мышления через логико-математически...