Ознакомление дошкольников с противопожарными требованиями, как часть основ безопасного поведения ребёнка .
план-конспект занятия на тему

Беляева Галина Викторовна

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имуще­ства, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социально­го и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными до­кументами или уполномоченным государственным органом.

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имуще­ства, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социально­го и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными до­кументами или уполномоченным государственным органом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного  занятия: «Наши помощники»

Программное содержание:

-знакомить с функциями пожарной службы;

-учить по плану и образцу составлять рассказ – сообщение в случае чрезвычайной ситуации;

-формировать знания и умения безопасного поведения в быту;

-обогащать  активный словарный запас специальными терминами для свободного общения в случае необходимости;

-воспитывать уважение к труду взрослых.

Методические приёмы: сюрпризный момент,  использование художественных произведений в стихотворной форме, загадок; применение демонстрационного и раздаточного  материала, объяснение, рассказывание, диалог, монолог, дидактические игры,  приёмы ТРИЗ.

Оборудование: «волшебный рюкзачок»,  конверта с                                  карточками с изображением бытовых приборов,  2 подставки   с условными обозначениями, индивидуальные карточки – лабиринты, карандаши по количеству детей, «тризовский паучок», схема для составления рассказа, магнитная доска.

Словарная работа: возгорание,  задымление.

Предварительная работа:  

- чтение художественных произведений Т.Фетисова «Куда спешат красные машины», Л.Толстого «Пожарные собаки», С. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», А.Шевченко «Как ловили уголька»;

- драматизация потешки «Кошкин дом»;

- рассматривание картин из серии «Кто как одет?», «Профессии»;

- встреча с инспектором пожарной службы;

- знакомство с обмундированием пожарного;

 - сюжетно-дидактические игры: «Кому это нужно?», «Специальный транспорт», «МЧС», «Что перепутал художник?».

Ход занятия:

Дети входят в группу,  рассаживаются  на подготовленные  для занятия места.  

Сюрпризный момент: появляется ребёнок из подготовительной к школе группы в форме пожарного, представляется помощником инспектора противопожарной безопасности и передаёт воспитателю конверт – предписание с пожеланием изучить содержание как можно скорее.

Воспитатель с озадаченным видом вскрывает конверт, а в нём «записка» - читает стихотворение:

Сообщение темы занятия:

-Как вы думаете, о чём  нам с вами сегодня  предстоит поговорить? (если дети не могут ответить сразу на проблемный вопрос, подсказывает, цитируя строки из стихотворения).

Обращает внимание детей, что в конверте ещё что – то лежит. Показывает детям карточки с изображением бытовых приборов, раздаёт произвольно, закрепляя навыки построения диалогической речи, напоминает, что это за предмет, для чего необходим, обговаривая особенности пользования (работает при помощи электричества или ручной).

- Что изображено на каточке? (Пылесос.)

- Для чего он необходим? ( Для уборки в квартире.)

-Для него нужно электричество? ( Нужно)

- Чем можно подмести пол в доме и не нужно электричество? (Веник)

- Что это за предмет? (Холодильник)

- Для чего человеку необходим холодильник? ( для сохранения продуктов).

- Как бы ты старался сохранить   продукты, если бы не было холодильника? ( Хранил  на  балконе, не готовил много).

Холодильник может быть не электрическим? (Нет)

Обобщая рассуждения детей воспитатель, обращает внимание детей на то, что всё это предметы бытовые, они облегчают труд человека, значит это наши помощники. Среди них есть электрические и  механические ( ручные)

-Как вы думаете, почему они так называются? ( Выслушивает рассуждения детей).

Мозговой штурм:

Воспитатель предлагает отгадать загадки о приборах, помогающих людям в жизни, но с условием быть очень внимательными, ведь ответом должна быть поднятая карточка с изображением предмета, о котором говорится в загадке.

Одинаковые ли эти предметы по способу использования? Обсуждает разницу и предлагает расположить карточки с изображением помощников на подставки.

Дидактическая игра «Наши помощники»

        Педагог объясняет условие игры, говорит, что на столе стоят две подставки с эмблемами: лампочка и рука.  Как вы думаете, что это обозначает? (Выслушивает детей) Повторяет: на подставке с лампочкой место электрическим приборам, на подставке с изображением руки – ручных.

Итог игры:

-Какие, по – вашему мнению, помощники применяются чаще всего сейчас: электрические или ручные? Почему?

Логические противоречия « Хорошо» - « Плохо».

Воспитатель : «Да, конечно, в настоящее время много приборов, которые облегчают труд хозяйки дома: стирать и гладить бельё, готовить пищу на плите или в микроволновой печи, поддерживать порядок. Окружающая нас бытовая техника это телевизор, магнитофоны, компьютеры – без которых мы уже не можем жить.

Вы совсем скоро пойдёте в школу, да и сейчас, наверное, нередко остаётесь одни.

Какими бытовыми приборами вам разрешают пользоваться?

По вашему мнению, хорошо или плохо, что есть такие предметы?

Я предлагаю поспорить,  по поводу того, что электрическая  плита – это хорошо или плохо, с помощью паучка-умника (попарно 2 ребёнка):

Напоминаю правила: белое поле – хорошо, красное поле – плохо. Один ребёнок считает, что электрическая плита – это хорошо, другой  считает, что электрическая плита – это плохо.  Каждый довод отмечается чёрным кружочком. У кого больше кружочков – тот побеждает в споре. Мы все внимательно следим и решаем принять утверждение или нет.

                Хорошо:                                                          Плохо:

              можно варить еду                                    можно обжечься

              подогревать                                               что - то   подгорит

              кипятить воду                                                может быть пожар

              печь булочки

Если дети будут активны, можно взять, как объект обсуждения, стиральную машину, утюг и другие приборы.

Подводя итог работы по заданию остановиться на отмеченной всеми опасности возникновения пожара.

Решение проблемных ситуаций:

 - Перед вами лабиринты-предупреждения. Рассмотрите их и определите при использовании, какого прибора может случиться чрезвычайная ситуация – возгорание.

- Обратите внимание, я сказала новое для вас слово – возгорание. Это слово часто употребляют  в своей речи люди, чья работа связана с защитой населения от пожаров, гибели детей в результате не внимательного отношения  с бытовыми приборами. Постарайтесь запомнить   слово возгорание, обозначающее место, где что – то начинает гореть.

Представьте себе, что вы находитесь дома без родителей. В квартире работает телевизор, холодильник, электроплита  и ещё вам захотелось попить чаю. Но вдруг вы почувствовали неприятный запах, что – то горит.

С помощью выполнения задания лабиринта, найдите, где чрезвычайная ситуация. Воспитатель следит за выполнением задания.

Итог: все правильно определили, откуда идёт опасность.

Составление рассказа по схеме.

- Что же необходимо делать, если ребёнок один дома смотрит телевизор и вдруг – пожар. Как вы думаете? (высказывания детей 1,2,3).

Да каждый из вас предлагает верные варианты действий. Я научу вас, как правильно действовать в случае возникновения пожара по причине возгорания бытовых приборов. Для этого предлагаю помощника-схему из картинок (детям такие схемы знакомы со средней группы по составлению описательных рассказов по другим темам).

Воспитатель показывает пример составления рассказа.

- Если вдруг в вашей квартире случилась беда и она грозит пожаром необходимо срочно позвонить по телефону, набрав № 01 и сообщить собеседнику следующее: я живу с мамой и папой, но сейчас нахожусь дома один, мой адрес микрорайон Жукова, дом 33, квартира 23, я нахожусь в спальне, квартира расположена на втором этаже, горит  кастрюля на электрической плите на кухне, в квартире много дыма, что делать? Сообщив это, жди указаний, внимательно слушай и чётко выполняй инструкцию.

 Предложить 2-3  детям составить пробные рассказы.

Воспитатель подводит итог и  говорит, что эта схема будет расположена вместе с атрибутами сюжетно-ролевой игры «Служба спасения» для запоминания.

Рефлексия.

Воспитатель повторяет стихотворение завязки и спрашивает детей:

- О чём очень серьёзном и важном мы сегодня с вами говорили?

-Что больше всего запомнилось, понравилось?

-Что вы считаете надо обязательно знать ребёнку, когда он остаётся один дома?

Приложение №3

 Конспект  сюжетно – дидактического занятия на тему «Кошкин дом»

Программное содержание:

-познакомить детей с профессией пожарного;

-закреплять знания детей о профессиях: врач, повар;

-совершенствовать навыки составления изображения из нескольких частей;

-развивать у детей логическое мышление, речевую активность, актерские способности, навыки драматизации.

Ход занятия

В начале занятия слышится стук в дверь
Воспитатель:
Ой, ребята, кто-то  к нам на занятие пришел                        (открывает дверь и берет посылку). Посмотрите, нам кто-то прислал посылку. Читает адрес, написанный на посылке. Давайте откроем посылку и посмотрим что же нам прислала Мурка. (Из посылки воспитатель вынимает конверт.На конверте эмблема: телефон и цифры «01»).

Ребята, а конверт не простой, что нарисовано на конверте?
Ответы детей:
Из конверта воспитатель вынимает письмо и читает:
«Здравствуйте, ребята!
В нашем городе участились случаи пожаров, происходят несчастные случаи с детьми. И я хочу предупредить вас о необходимости осторожного обращения с огнем.
Я приготовила для вас несколько заданий. Если вы выполните их, то я буду за вас спокойна.
                     Ваша кошка Мурка!»

Воспитатель достает конверты с заданием для детей.
Ребята. Откройте свои конверты и посмотрите, что лежит в ваших конвертах.

Беседа с детьми о том, что лежит  в их конвертах.
Ребята, посмотрите на доску. Кто нарисован на этих карточках?

Ответы детей

Воспитатель:
Ребята, а вы знаете какое оборудование использует
повар и врач в своей работе? (ответы детей)

Далее проводиться дидактическая игра «Кому что нужно?»

Воспитатель:                                                                 
Ребята, а сегодня мы с вами познакомимся еще с одной профессией – пожарного. Пожарные спасают в пожаре людей, животных, имущество и т.д. Пожарному для работы тоже нужно необходимое оборудование.

Дети выкладывают на доске оборудование, необходимое для работы пожарному.

Воспитатель:
Молодцы, ребята! Вы помогли врачу, повару найти необходимые им в работе инструменты.
Теперь давайте с вами немножко поиграем.

Физкультминутка.
Воспитатель из посылки достает волшебную палочку и «превращает» всех детей в бабочек.

Что сделала бабочка при пожаре
Повторяйте за мной
Тут бабочка прилетела
Крылышками помахала
Стало море потухать
И потухло
Вот обрадовались звери
Засмеялись и запели
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом
Кошка выскочила, глаза выпучила
Кошка: Пожар! Пожар Помогите, пожар скорее тушите.

Воспитатель:

  • Бежит Курочка с ведром
    Заливает кошкин дом

(Ребенок – курица берет ведро с водой и заливает огонь)

  • А за нею во весь дух
    За песком бежит петух!

(Ребенок – Петух берет ведро с «песком» и засыпает огонь песком)

  • А соседушка – Свинья
    вслед за ним с лопатою

(Свинья берет лопату и имитирует как «засыпает» огонь землей)

  • За свиньей бежит Кот и огнетушитель он несет:

(Ребенок –Кот берет огнетушитель и тушит огонь)

Затем выходят все дети-персонажи:

Дружно раз,
Дружно раз.
И огонь погас.

Кошка:
Ой спасибо гости
Дом спасли от пламени
Завтра будет новоселье!
На всю улицу веселье.

Воспитатель:
        А давайте еще раз посмотрим в посылку от кошки.
Никита, посмотри, что там в нашей посылке.
(Дети достают угощенье)

Затем дети садятся за столы и проводиться дидактическая игра «Собери картинку»

Воспитатель:
Дети, мы с вами помогли пожарному найти необходимое оборудование для работы. А как вы думаете, на чем он должен все это привезти на пожар?
(ответы детей)

Да, ребята, вы правы, конечно на пожарной машине. Но понимаете в чем у пожарного проблема. Машина сломалась. Давайте поможем пожарному и отремонтируем машину. У вас на тарелочках лежат необходимые запчасти.
(Дети собирают картинку пожарной машины)

Воспитатель:
        А давайте посмотрим осталось ли еще что-нибудь в посылке.
Посмотри Олег.
(Ребенок достает книжку «Кошкин дом»)

Дети рассматривают книгу и говорят о названии, авторе и действующих лицах.

Воспитатель:
        А сейчас про чей-то дом

Разговор мы поведем.

В нем богатая хозяйка

Припеваючи жила,

Но беда пришла нежданно

Этот дом сгорел дотла.

Должен был сгореть дотла,

Но ребята нам расскажут

Как беду смогли отвесть.

(Воспитатель из посылки достает маски и раздает детям)

Воспитатель:

Тили-бом, тили-бом!

Загорелся кошкин дом!


                                                                               

Приложение №4


Руководство сюжетно-ролевой игры «Смелые пожарные»

Задачи:

Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем. Расширять знания о пожарной безопасности, о том, как избежать пожароопасных ситуаций. Учить диалогической речи. Формировать умение выполнять взятую на себя роль, закреплять знания о работе пожарных, врачей скорой помощи, диспетчера. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство товарищества и взаимопомощи.

Методические приёмы:

Словесный (художественное слово, вопросы, беседа, рассказ), игровой, наглядный.

Оборудование и материалы:

Карточки «Противопожарная безопасность», светофорчики красного и зелёного цвета, форма пожарных, врачей, рация, телефоны, аптечка, огнетушитель, лопаты, топоры, ведра.

Ход игры – занятия.

Воспитатель: Ребята, я загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать:

Он друг ребят,

 Но когда с ним шалят,

Он становится врагом

              И сжигает всё кругом. (Огонь)

- Верно, это огонь (показывает символ огня).

А сейчас я расскажу вам сказку про огонь - «Огонь – друг, огонь-враг»:

        Жил был огонь. Был он очень весёлый и горячий. Гулял огонь, где хотел – по лесам, домам, деревьям. Никого не щадил огонь на своём пути и был злейшим врагом всего живого. Как вы думаете, почему?

Ответы детей - (он сжигал всё подряд).

Воспитатель: И вот однажды повстречался на его пути человек и сказал: «Давай, огонь, померяемся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе человек, со мной мериться». А человек настаивает на своём, огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился огонь: «Не туши меня, человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел человек, заставил служить себе. Вот так и начал огонь служить человеку и стал его другом.

Воспитатель:  - Скажите, для чего нужен огонь человеку?

Дети: - Согреться, приготовить еду, осветить, зажечь свечу, плавить металл.

Воспитатель: - Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. Полыхает огонь и на заводах в печах, он плавит металл, в других печах огонь варит стекло. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляя яркий хвост пламени – это сгорает ракетное топливо. Но, когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго огонь может превратиться в огнедышащего  дракона.

Скажите, от чего может произойти пожар?

Дети: - От спички, сигареты, не выключенной плиты, электроприборов.

Воспитатель: - Что может загореться дома? В лесу?

Дети: -

Воспитатель: - Чем можно потушить пожар?

Дети: - Огнетушителем, водой, песком, землёй, одеялом.

Воспитатель: И нужно обязательно знать правила, как вести себя во время пожара. Их мы закрепим в игре «Разрешается – запрещается».

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Смелые пожарные». Как вы думаете, какие профессии нам нужны в этой игре?

Дети: - Пожарные, диспетчеры, врачи.

Воспитатель: - Давайте распределим роли. Кто будет выполнять роль пожарного, врача, медсестры, диспетчера?

Чаще всего пожары происходят в доме, семье. Кто будет мамой? Дочкой?

Начнем игру.

Дети расходятся по игровым уголкам, готовят оборудование, переодеваются.

Сюжет игры.

Мама с дочкой одни дома. Мама занята своими делами, дочь играет, затем балуется со спичками, начался пожар. Мама вызывает пожарных по телефону 01. Приезжают пожарные, скорая помощь. Пожарные тушат огонь, врачи оказывают помощь. В конце игры все участники собираются в телестудии и рассказывают о произошедшем пожаре.

Приложение №5

Конспект тематического занятия «Осторожно, огонь!»

 

Цель: сформировать навыки безопасного поведения с огнем и действий в случае возникновения пожара.

Задачи:

  • учить правилам поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • закрепить знания детей об использовании огня человеком;
  • углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожара;
  • формировать у детей основы безопасного поведения с электроприборами;
  • развивать логическое мышление, внимание;
  • воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь других людей.

Материал: подсвечник со свечой, таблица «Огонь – помощник человека»; письмо от старухи Шапокляк с советами по пожарной безопасности; плакат «Правила поведения при пожаре»; сигнал пожарной машины; карточки «Последовательность действий при пожаре»; средства пожаротушения (огнетушитель, емкости с водой и песком, плотная ткань); карточки с игровыми заданиями, памятка.

Ход занятия

        Воспитатель зажигает свечу.

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

Воспитатель. Как вы думаете, о чем эта загадка. (об огне)

На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далеких предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. Они его «приручили» и «поселили» в своем жилище.

Огонь стал могучим помощником человека в борьбе за существование: на огне варили пищу, он отпугивал хищников, спасал от холода.

        Огню поклонялись, как божеству, о нем рассказывали легенды.

Сила огня очень велика.

Как сейчас используется огонь человеком?

На столах у детей карточки «Огонь – помощник человека». Дети называют значение огня (согревает;  заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу).

Воспитатель. Но огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей.

Чтение стихотворения:

Человеку друг огонь.

Только зря его не тронь!

Если будешь баловать,

То беды не миновать,

От огня несдобровать.

Знайте, в гневе он сердит,

Ничего не пощадит.

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом,

И у дома все кругом,

И, взметнувшись до небес,

Перекинуться на лес.

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда.

Это помните всегда!

Сюрпризный момент. Появление письма от старухи Шапокляк. С советами о пожарной безопасности на основе стихотворения Г. Остера «Вредные советы» (отрывки о пожаре).

Спички – лучшая игрушка

Для скучающих детей.

Папин галстук, мамин паспорт –

Вот и маленький костер.

Если тапочки подкинуть

Или веник положить

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке сварить уху.

Если взрослые куда-то

Спички спрятали от вас,

Объясните им, что спички

Для пожара вам нужны.

Воспитатель. Странные советы дает Шапокляк. Ребята, что может произойти, если мы с вами будем им следовать? (пожар)

Так и случилось с детьми Таней и Ваней, когда они остались дома одни.

Показ плаката «Правила поведения при пожаре». Кто из детей поступил правильно?

Таня (Позвонила по телефону 01 и вызвала пожарных. Убежала из квартиры и закрыла за собой дверь. Позвала на помощь соседей. Сообщила пожарным о том, есть ли кто-то еще в квартире)

Не правильно?

Ваня (Стал прятаться. Забежал в лифт. Заливал электроприбор водой. Открыл окно)

Физкультминутка

«Это я, это я и со мной мои друзья»

- Кто, почуяв запах гари,

Сообщает о пожаре?

- Кто из вас, заметив дым

Говорит: «Пожар! Горим!»

- Кто из вас шалит огнем

Утром, вечером и днем?

- Кто свечей не зажигает

И другим не разрешает?

- Красный отблеск побежал

Кто со спичками играл?

- Дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил утюг?

- Кто костров не разжигает

И другим не разрешает?

- Правила все точно знают

И всегда их соблюдают.

Дидактическая игра «Последовательность действий при пожаре» (алгоритм)

Дети «цепочкой» раскладывают карточки.

Позвонить по телефону 01  сообщить, если дома взрослые, назвать фамилию, имя, номер своего телефона указать точный адрес → сказать в какой комнате пожар → что горит → есть ли огонь, огонь с дымом, дым.

Звучит пожарный сигнал.

Воспитатель. Вы узнали это сигнал? К нам приехали пожарные. (дети) Они нам расскажут о средствах пожаротушения, в каких случаях их используют? (макет огнетушителя, песок, вода, плотная ткань)

Воспитатель. А сейчас мы проведем занимательную викторину.

Игровые задания

1. «Горит – не горит»

Из предложенных предметов выбрать подверженные горению и не горящие (стекло, пластмасса, фарфор, дерево, ткань, резина, металл).

2. Из каких произведений строки:

«Часто бывает, что при пожаре в многоэтажных домах остаются дети, и их трудно освободить, потому что они от испуга прячутся и молчат, а из-за дыма их нельзя рассмотреть. В этой ситуации в Лондоне используют специально обученных собак. Собаки эти живут с пожарными, и, когда загорится дом, пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей, ее звали Боб. (А. Толстой «Пожарные собаки»)

«Приоткрыла дверцу Лена –

Соскочил огонь с полена,

Перед печкой выжег пол

Влез со скатерти на стол».

                        (С. Маршак «Пожар»)

«А лисички взяли спички

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите:

Помогите, помогите»

3. «Опасные соседи»

Соедините стрелками огонь и предметы, при неправильном обращении с которыми, может произойти пожар (спички, посуда, газовая плита, электроприборы).

4. Лабиринт «Узнай неисправный прибор»

Воспитатель. Молодцы, ребята. Все вы очень старались. Давайте назовем правила, которые вы должны навсегда запомнить и знакомить с ними других:

  • Не балуйтесь со спичками и зажигалками (от неосторожного обращения могут загореться вещи мебель).
  • Не пользуйтесь электроприборами в отсутствии взрослых.
  • Не зажигайте свечи, бенгальские огни без взрослых.
  • Не подходите близко к огню (может вспыхнуть одежда).
  • Не сушите вещи над плитой (они могут загореться).

Раздача памяток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности «Надо знать с рождения правила движения» - итоговая интегрированная НОД по формированию основ безопасного поведения на улицах и проезжей части среди детей старшего дошкольного возраста.

Необходимость создания сценария совместной деятельности возникла из объективного состояния детского дорожно-транспортного травматизма в городе Санкт-Петербурге. Данное мероприятие направлено на профил...

«Формирование основ безопасного поведения ребёнка-дошкольника»

Консультация для педагогов«Формирование основ безопасного поведения ребёнка-дошкольника»...

Интерактивная игра как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения.

Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Интерактивная игра как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения»....