Тема: «Вижу, действую, познаю»
консультация по теме
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult.dlya_v-ley_vizhu_deystvuyu_poznayu.docx | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Тема: «Вижу, действую, познаю»
Из опыта работы МБДОУ №76 «Капелька»
Г.Сургут, Тюменская область
Подготовила и провела: воспитатель Галушко Л.С.
Л.С Выготский в своих исследованиях доказывает, что восприятие является основной психической функцией детей раннего и младшего дошкольного возраста. Всякое восприятие в этом возрасте отличается двумя особенностями.
Аффективный характер – так Выготский определяет первую особенность, отражающую яркость (страстность) и эмоциональную окрашенность всего воспринимаемого ребенком. Вторая особенность определяется тем, что именно на основе восприятия развиваются остальные психические функции ребенка: внимание, речь, мышление, воображение. В активном восприятии окружающего мира на основе узнавания развивается память как продолжение восприятия.
Мышление младшего дошкольника проявляется в наглядно- действенной форме как умение восстанавливать ранее воспринятые связи, но в конкретной наглядной ситуации. Выготский подчеркивает, что в этом возрасте « все сознание работает на пользу восприятия». Следовательно, для обеспечения гармоничного развития детей 3-4 лет педагогам, прежде всего, необходимо создать благоприятные условия для развития детского восприятия. А благоприятными они будут в том случае, когда педагог организует эмоционально окрашенное восприятие детьми предметов и явлений окружающей действительности, переходящей в действие, сопровождаемое словесными комментариями взрослого. Тогда основной принцип организации обучения детей этой возрастной группы можно обозначить так: что вижу, с чем действую, то и познаю!
В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются смутностью и нечеткостью. Дети 3 -4 лет при восприятии изображения незнакомого объекта выхватывают из него какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь предмет. Например, впервые увидев изображение морской свинки, дети нередко называют ее «киса» по аналогии с другим, знакомым им животным. Такое, по одной детали, осмысления предмета в целом является природной особенностью детского восприятия и носит название «синкретизм».
Опираясь на результаты исследований Н.А. Коротковой особенностей развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, я считаю, что игры-занятия познавательного характера с детьми 2-4 лет целесообразно строить на основе организации практических действий с предметами и игрушками и игровых упражнений с образно-символическими материалами: разного рода картинками, настольно-печатными материалами, кубиками с предметными картинками.
Познавательное развитие осуществляется в процессе различных видов детской деятельности: игровой (сюжетные игры и игры с правилами), продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование), восприятия художественной литературы, музицирования, - организуемых взрослыми вокруг тем, близких по своему содержанию детям. Оно будет носить целостный характер, базирующийся на целостном восприятии детьми окружающего мира.
При таком подходе к организации совместной деятельности взрослого с детьми хорошо использовать единый игровой сюжет (игра в козлят, зайчиков, прогулка в осенний лес) или внесение и обыгрывание привлекательной игрушки-персонажа (куклы, мишки, игрушки театра бибабо). Кто-либо из персонажей приходит в гости к ребятам и предлагает поиграть вместе с ним. Организация занятий в форме упражнений игрового характера позволяет обеспечить целостность образовательного процесса, наилучшим образом соответствует интересам воспитанников.
Вплетение в сюжетное обрамление игр на развитие интеллектуальной и физической компетенции позволяет поддерживать интерес детей к совместной деятельности с педагогом на протяжении всего периода партнерской деятельности.
Основными приемами, которые можно использовать при организации игр-занятий с детьми младшего дошкольного возраста, могут стать:
Сюрпризные моменты, связанные с внезапным появлением или исчезновением игрушек и предметов.
Использование зрительных (картинки, иллюстрации, книги, предметы и игрушки), слуховых (музыка, речь, шумы, записанные на магнитофонную ленту или СД) и тактильных (предметы и игрушки разной фактуры и текстуры) приемов в сочетании с сопровождением действий ребенка комментариями взрослого или небольшими литературными текстами.
Приход в гости к детям игрушек или персонажей театра кукол бибабо с просьбой помочь им в чем-то.
Побуждение малышей к подражательным действиям («Давайте поскачем, как кузнечики, полетаем, как бабочки» и т.д.).
Образно-выразительное предъявление предметного материала («Ой, что это тут на подносе стоит?» - воспитатель приподнимает один конец салфетки, которой накрыты игрушки, стоящие воспитатель приподнимает один конец салфетки, которой накрыты игрушки, стоящие на подносе; удивляется и опускает салфетку: «Вот это чудеса! Ребята, знаете, кто к вам в гости пришел? К вам в гости зверята пришли. Вот они». Снимает салфетку, демонстрирует игрушечных животных).
Использование загадок, потешек, чтение произведений художественной литературы как привлекательного момента, позволяющего побудить к познавательной или продуктивной деятельности. Например, чтение рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок» позволяет обсудить с детьми свойства снега.
Про снежный колобок
Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки - сделал глаза, нашел палочки -сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.
Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, легли после обеда спать, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана- кап, кап, кап, кап- вода капает.
Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка.
Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.
Смотрит Алеша на всех, спрашивает:
- Где мой колобок?
А колобок где? Как вы думаете?
Прием «психологического поглаживания», когда воспитатель называет ребенка по имени, делает комплимент в его адрес, чем дополнительно мотивирует к общению и взаимодействию.
Вместе с тем доминирующим приемом, позволяющим организовывать содержательную партнерскую деятельность взрослого с детьми, на наш взгляд, является заинтересованное участие воспитателя в предлагаемой деятельности. Воспитатель привлекает детей не только как демонстратор содержания предлагаемой деятельности, но и как заинтересованный участник, который в ходе совместного действия учитывает желания и умения партнеров, эмоционально откликается на успехи и неудачи детей, принимает во внимание их рассуждения. Профессионально подготовленный взрослый помогает снизить напряжение, тревожность в общении, создать доброжелательный микроклимат в детском коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАНЯТИЕ В ГРУППЕ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ВИЖУ, СЛЫШУ, ВДЫХАЮ».
ЦЕЛЬ: формировать элементарные представления о роли органов чувств в жизни человека; продолжать формировать интерес к познанию своего тела; воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организ...
Выступление на педагогическом часе. Тема: "Стимулирующее действие физических упражнений на функцию движения у детей с нарушенной осанкой"
На начальной стадии нарушений осанки (круглая, плоская спина, сутулость) у дошкольников при помощи специальных физических упражнений можно исправить эти дефекты....
Конспект НОД тема: «Слова-действия»
Цели: 1. Формировать понятие о слове, обозначающем действие (слово - действие). 2. Учить задавать вопросы к словам-действиям. 3. Учить точно отвечать на поставленный вопрос одним словом. 4. Формир...
Конспект логопедического занятия на тему: "Слово-действие"
Конспект занятия для детей старшей логопедической группы....
Конспект НОД по теме "Слова-действия"
Слова-действия...
Конспект НОД по развитию сенсорных способностей у детей старшей группы Интеллектуальная игра на тему: «Вижу, слышу, чувствую»
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосыл...