Коррекционно –развивающее занятие по теме: «Песочный дворик» (дети 5 – 6 лет из семей группы «риска»)
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

оказание помощи детям из семей группы «риска» в  снятии эмоциональных и телесных зажимов; повышение эмоционального фона и двигательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_pesochnyy_dvorik.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением                                                                             деятельности по физическому   развитию детей «Лучик»

п. Коммунистический

                                                             

Коррекционно –развивающее занятие

по теме:        «Песочный дворик»

(дети 5 – 6 лет из семей группы «риска»)

Педагог-психолог: Сорокопудова Л.С.

п.Коммунистический

2013год.

 

 

 Вид: коррекционною – развивающей

Цель:  оказание помощи детям из семей группы «риска» в  снятии эмоциональных и телесных зажимов; повышение эмоционального фона и двигательной активности.

Задачи: 

Коррекционно-развивающая:

  1. Формировать моральные представления о семье;
  2. Учить детей распознавать эмоции по внешним сигналам, выражать свое настроение в ходе рисования песком;
  3. Упражнять  детей  в умении  снимать психомоторное и  эмоциональное напряжение;
  4. Закреплять у  детей навык регулирования своего  поведения с помощью игр;
  5. Развивать  у детей тактильную чувствительность и мелкую моторику;

Воспитательная:

  1. Воспитывать умения работать в коллективе, выслушивать друг друга, бесконфликтного взаимодействия

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, стимулировать к ответам на вопросы;

Виды детской деятельности и формы работы:

Виды  деятельности

Формы работы

Игровая

Музыкально -двигательная

Упражнение приветствие

Ритуал вхождения. в «Песочный дворик

 Игровая

Создание игровой   ситуации   «Чьи это следы в «Песочном дворике»?

 

Телесно-ориентированная терапия

Коммуникативная

Упражнение «Любопытные жители песочного  дворика» -  закрепление приемов саморегуляции.

Введение проблемы:  (указание проблемной ситуации с жителями песочного дворика).

Коррекционно-развивающая

Игровая

Двигательная

Поэтапное решение проблемы:

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Что спряталось на дне  песка?» -  развитие тактильной чувствительности

Игра "Отпечаток" - показ различных вариантов оставления следов на песке и их детализация    

Игровая

Коммуникативная

Решение проблемы:

Беседа о дружной семье «песочного дворика»

Коммуникативная

Двигательная

Рефлексия:

рисование своего настроения на «волшебном песке».

Ритуал прощания,

релаксация

Формы организации детей: минигруппа.

Место проведения: музыкальный зал.

Количество детей:  2 -4 человека.

Демонстрационный материал:  песочница

Раздаточный материал: листы бумаги для рисования песком, фигурки диких и домашних животных, деревья, камни, грабли (по количеству детей) макеты домиков или силуэты, палочки по количеству детей,  мячики для подарка.  

Оборудование: музыкальный центр

Репертуар:  песня композитора Новичкова М. «Песочный дворик».



Ход занятия:

Упражнение  приветствия.

Педагог – психолог,  дети встают в круг и приветствуют друг друга («Доброе утор!». После чего педагог – психолог подходит к каждому, говорит «Здравствуй …» и называет по имени. Дети повторяют.

Ритуал вхождения в «Песочный дворик» (песня):

Ярко солнышко сияет,                                  (руки кверху, показывая солнышко)

И детишек приглашает                                (руки вытянуть вперед, ладошками приглашая к себе)

Поиграть «Песочный дворик».                   ((ладошками лепить пирожки)

Желтый тепленький песочек                       (погладить рядом стоящего ребенка по руке)

С детства  - ласковый дружочек                  

Рассказать нам сказку хочет.                      (ладошки вперед - открываем и закрываем ладошки)

Это очень интересно,

Удивительно, чудесно,                                (грозим  пальчиком)

Посмотри,

Что из песочка получается.                        (Выставляем ладони вперед)

Это очень интересно,

Увлекательно, чудесно,                                (грозим  пальчиком)

Даже папа с мамой,                                      (повороты головы в стороны и пальчиками

Видишь -  улыбаются.                                      показываем  улыбку).

Во время исполнения песни можно водить хоровод вокруг стола с оборудованием для песочной терапии.

Педагог-психолог: Чьи это следы в «Песочном дворике»? К нам в гости пришли жители песочного  дворика, они очень любопытные, им все интересно, все хочется увидеть и услышать. Сейчас мы их изобразим.

Телесно-ориентированная терапия

Упражнение «Любопытные жители песочного  дворика» -  закрепление приемов саморегуляции.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.

Педагог-психолог: (Читает текст стихотворения и иллюстрирует его содержание подходящими по смыслу  движениями. Дети эти движения повторяют).

Любопытные жители песочного дворика смотрят влево,

                                                                    смотрят вправо.

А потом опять вперед – тут немного отдохнут.

Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох – выдох. Движение повторить по два раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.

А жители песочного дворика смотрят вверх, дольше всех

                                                                          И дальше всех!

Возвращаются обратно – расслабление приятно!

 

Поднять голову верх, посмотреть на потолок. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Медленно опустит голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.

Введение проблемы:  (указание проблемной ситуации с жителями песочного дворика).

Педагог-психолог: Дети, пока любопытные жители песочного дворика головой крутили, они потерялись. Как вы думаете, они расстроились? Как мы можем понять, что человек расстроился? (По выражению лица, глазам, плачет, говорит «ой-ой-ой» и т.д.). Давайте изобразим  расстройство. Чтобы расстройство улетело, мы его «продышим» вспоминаем, как?  

Дыхательная гимнастика:

Упражнение . «Ладошки»  И. п.: стоя. Станьте прямо, согните руки в локтях (локти опущены вниз) и «покажите ладони зрителю» — «поза экстрасенса». Обязательно (повторяем) делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (делая хватательные движения). Сделать подряд 4 резких, ритмичных вдоха носом (одним словом, «шмыгните» 4 раза). Затем опустите руки и сделайте перерыв на 3—4 секунды (пауза). Сделайте снова 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза. «Прошмыгать» носом надо 24 раза по 4 вдоха.

Педагог-психолог:

Дети, как вы думаете, можем ли мы помочь  жителям песочного дворика помочь?

(Дети высказывают  свои предположения).

Правильно, надо помочь жителям песочной страны собраться всем вместе. И мы с вами  поможем им в этом.

Упражнение «Что спряталось на дне  песка?» -  развитие тактильной чувствительности

- Теплый, мягкий, сыпучий:

-Конечно, теплый. Давайте проведем по песку своими руками, дадим ему еще  и частичку нашего тепла.

-А еще вы почувствовали, что он мягкий. Посмотрите, как он легко меняет свою форму, когда мы играем с ним.

-Песок сыпучий. Когда мы берем его в руку, посмотрите, как он струится у нас между пальцами. (Во время исследования песка поощряю высказывания детей. Если дети говорят самостоятельно и развернуто, то я свои высказывания сворачиваю).

- А вот у ….(имя ребенка) видно дно песочницы, и мне кажется, что на дне что-то  лежит. (Дети должны сами определить, что находиться на дне).

-Положите домики к краю песочницы, давайте посмотрим, что еще песок прячет от нас.

А что еще спряталось в песке? (Дети откапывают и называют инструменты)

- Я нашел грабли.

-А как вы думаете, зачем нам нужны грабли?

-Разравнивать землю, песок.

- Попробуем это сделать сами.

Давайте разровняем наш песок. (Дети граблями разравнивают поверхность. Обращаю внимание детей на то, что разравнивать песок надо не только в середине, а со всех сторон и в уголках, чтобы не было бугорков и ямок).

- А теперь грабли положите за  бортик,  они нам еще понадобятся.

Игра "Отпечаток" - показ различных вариантов оставления следов на песке и их детализация   

- Ах, какой у вас ровный песочек! (Индивидуальная похвала детей). Давайте положим наши руки на поверхность, при этом стараемся сильно не нажимать, чтобы остался отпечаток вашей руки. (Тем детям, которые нажимают сильнее или слабее, предлагаю изменить силу нажима. Во время выполнения задания беру стакан с палочками). Посмотрите, на что похож отпечаток, если сейчас его дорисовать?

- Птица, цветок, солнышко:

- Возьмите в руки палочку и дорисуйте свои ладошки и назовите, что у вас получилось.

- Сказочная птица, красивый цветок, яркое солнышко:

  Педагог-психолог: Есть домик, деревья, птицы, цветы, но где, же сами жители песочного дворика?
(Дети подходят к столу, где стоят фигурки, деревья, камни,   ищут   фигурки для создания семьи жителей песочного дворика).

Психолог: Вот вы ребята и помогли жителям песочного дворика найти друг друга. Они  вновь собрались  все вместе: близкие и любимые. Они одна семья.  Теперь давайте заглянем в окна и посмотрим, чем же занят каждый член этой семьи? Что делает мама, что делает папа?. А кто еще есть в этих домах? (рассказы детей).  О чем они мечтают, собравшись все вместе? А о чем любите мечтать вы?

(Ответы и рассуждения детей).

Педагог-психолог: Какая мечта была у жителей песочного дворика? (Ответы детей).

Жители песочной страны хотят вас отблагодарить за то, что вы осуществили их самую большую мечту. Помогли им найти друг друга, и предлагают вам нарисовать свое настроение на «волшебном песке».

Ритуал прощания.

 (Дети изображают из цветного песка на листе  бумаги  свое настроение – рисуют губы в улыбке или губы огорченного человека ).
Давайте встанем в круг.  Становятся в круг. Один из детей поворачивает голову в сторону соседа справа и улыбается ему, тот передает улыбку далее по кругу. (Если ребенок отказывается, то за него на первых занятиях это может сделать взрослый).

Релаксация:

Педагог-психолог: Дети, мы с вами молодцы, помогли жителям песочного дворика собраться вместе.

А жители песочного дворика хотят вас отблагодарить за то, что вы осуществили их самую большую мечту. Помогли им найти друг друга,  и дарят вам свои сказочные подарки – мячики. 

Информационное обеспечение:

Список рекомендуемой литературы

 1 Епанчинцева О.Е. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей   дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: Детство – Пресс, 2012. – 80 с.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

3.     Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.

4.    Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М. : Инт, 2010. – 94 с.

 5. Кузуб Н. В., Э. И. Осипук Э. И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. : Речь: М. : Сфера, 2011. - 61 с.

6. Методическое пособие «От замысла до результата. Песочная игротерапия.». \ Сост. Михайлова Л. Г., Иванова Е. Е., Карпова Н. А., педагогический коллектив ГБДОУ №19. Проект – СПб.: ГОУ ДППО ЦПКс В. О., печать. 2006. – 28с.

7. Сачкович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб. : Речь, 2008. - 176 с.

8. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб. : Речь, 2010. – 2008.

Аудиопродукция

9.– диск CD- R – песня «Песочный дворик», композитор Новичков М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие "Мои верные друзья" для детей старших групп (с использованием арт-терапевтической техники - оригами).

Данное занятие является частью авторской коррекционно-развивающей программы для детей старших групп "Сохранение психологического здоровья дошкольников средствами арт-терапии".Занятие направлено ...

Конспект коррекционно – развивающего занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР (подготовительная к школе группа).

Конспект коррекционно – развивающего занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР (подготовительная к школе группа)....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме «Звук и буква А» в средней группе для детей с ОНР с использованием ИКТ

В конспекте представлены игры и упражнения для знакомства со звуком и буквой А детей среднего дошкольного возраста с ОНР.  В презентации представлен доступный картинный материал для занятий по об...

Коррекционно-развивающее занятие по социально-личностному развитию детей подготовительной к школе группы с элементами кино-тренинга «Я учусь ошибаться»

Цель занятия: создание условий, направленных на формирование у воспитанников мотивации к преодолению трудностей...

Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»

Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...

Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»

Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...

Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»

Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...