Эссе "Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ"
опыты и эксперименты по теме
Данный материал знакомит с опытно -экспериментальной деятельностью в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno-_eksperimentalnaya_deyatelnost_v_doo.docx | 17.57 КБ |
opytno-_eksperimentalnaya_deyatelnost_v_doo.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно- следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Выбрать данную тему и поразмышлять над ней мне помогло вот что. Как-то, рассматривая лук, Света вдруг произнесла такую фразу: « А лук может плакать!» Я спросила Свету: « А ты видела, что лук плакал?» И Света рассказала, что когда мама резала лук, «из него слёзки бежали». «Это не слёзы, это сок!» Что тут началось! Вопросы посыпались от детей, как горох! «А что сок бывает горьким?» « А зачем луку столько одёжки?» Тут я вспомнила сразу китайскую пословицу: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать - и я пойму.» И я предложила детям отправится в лабораторию профессора Ума, который проводит опыты и эксперименты, и поможет нам ответить на все интересующие нас вопросы. Вот и получается, что наблюдать, пробовать, экспериментировать детям очень нравится. Они это любят. Их это увлекает. А моя задача как педагога– помочь детям в проведении этих исследований. Цель такого вида деятельности - развивать познавательные интересы в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционального – чувственного опыта. Эту цель можно реализовать при решении следующих задач: вызвать у детей интерес к поисковой деятельности, учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, развивать личностные качества - целеустремлённость, настойчивость, решительность. Для проведения опытно – экспериментальной деятельности педагогу необходимо учитывать ведущие принципы развития дошкольников: психологическая комфортность, природосообразность, дифференцированный подход, активная деятельность, творчество. И в первую очередь для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно- развивающей среде группы. Примером такой развивающей среды становятся созданная в группе «Лаборатории природы». Одной из главных задач этой лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Предметный материал служит стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, он помогает детям сформировать минимум знаний и способов действий, на которые ребенок мог бы опереться, кроме того, он должен быть безопасен, мобилен и доступен для детей. К такому предметному материалу относятся приборы – помощники, природный материал, утилизированный материал, медицинские материалы. Одно из направлений детской опытно- экспериментальной деятельности, которое мы активно используем - опыты. Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производятся в специально организованных условиях. Мы проводим их, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной, и совместной с воспитателем деятельности. Постанова проблемы задачи, поиск путей решения проблемы проведение опытов, фиксация наблюдений, обсуждение результатов и формулирование выводов- этапы проведения опытов. При проведении опытов, экспериментов необходимо придерживаться некоторых правил: познавательная задача эксперимента должна быть ясно и чётко сформулирована; тема должна быть интересна ребёнку, должна увлечь его, она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу. В ней необходим элемент неожиданности, необычности, любое занятие педагог разрабатывает так, чтобы вопросы и задачи были точные, последовательность действия такая, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно, тема должна быть такой, работа могла быть выполнена быстро, стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов были задействован каждый ребёнок. Опытно-экспериментальную деятельность можно распределить по тематическим направлениям: живая природа, неживая природа, человек, а может тематическое планирование объединить в курс «Четыре стихи мира»? А, может быть, для детей организовать «Путешествия в музеи природы»? Это зависит от творчества воспитателя. Ясно одно: технология опытно- экспериментальной деятельности должна предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Опытно-экспериментальную деятельность можно проводить, используя разные формы образовательной деятельности: занятия; беседы познавательно-эвристического характера; лабораторные работы; прослушивание аудиозаписей; дидактические и развивающие игры, упражнения; сюжетно-ролевые игры; эксперименты и опыты; рассматривание картин; наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; экскурсии и целевые прогулки; работа в уголках природы; экологическая тропа; предметные недели; кружковая деятельность; конкурсы; праздники, развлечения, вечера досуга; театрализованная деятельность; Дни открытых дверей; диагностика развития детей. Концепция дошкольного воспитания нацеливает нас на использование нетрадиционных форм организованной деятельности с детьми. Это может быть игра- путешествие в…», КВН, “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Удивительный калейдоскоп”. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание окружающего мира сочетается с другими видами деятельности речевой, математической, музыкальной. Как правило, в нашем ДОУ педагог использует эти формы работы, указывая их в тематическом интегрированном плане, где он указывает не только формы работы, но и интеграцию с другими образовательными областями. При таком планировании я использую проектную деятельность, дидактический смысл которой заключается в том, она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивают познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать работать в коллективе. Мною разработан проект двухнедельный проект «Мастерская Деда Мороза», в организационном – диагностическом этапе я подобрала и изучила методическую литературу, провела небольшой мониторинг, разработала перспективное планирование с детьми и родителями и организовала предметно – развивающую среду. На втором этапе формирующем - я реализовала перспективный план работы с детьми и родителями, и на заключительном провела сравнительный анализ результатов и наметила перспективы. Таким образом, дети в результате данного проекта расширили знания о свойствах воды , нашли ответы на вопросы «Могут ли игрушки новогодние быть из воды?» , «Можно ли с водой играть в прятки?», «Где в нашей группе живёт вода?», дети попали в царство воды, льда и пара, а на новогоднем празднике показали Дедушке Морозу фокусы с водой. А вопрос одной из воспитанниц «Почему из камня в воде появляются пузырьки?» послужил толчком для создания игры – опыта, в котором как и в дидактической игре есть два начала:- учебно – познавательное и игровое занимательное. Ответить на вопрос помог доктор Ум, который пригласил детей в свою лабораторию. Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. На родительском собрании «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» показала мастер –класс с элементами экспериментирования «Мы – капельки». Через различные виды наглядной агитации убеждаю родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений. Мною были разработаны консультации «Почемучки и Любознайки», «От восприятия к исследованию». Благодаря проделанной работе родители с желанием откликнулись на участие в групповом проекте« Воздушные конструкции». Продолжая тему развития у детей познавательно-исследовательской активности, предложила родителям консультации «Учите ребёнка наблюдать», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», предлагаю выполнить дома несложные, близкие по содержанию опыту дошкольников задания: можно ли кусок пластилина сделать коротким(длинным)?, прочитайте детям сказки, где есть превращения, что дома у вас твёрдое, а что жидкое, почему в квартире может быть тепло, а может быть холодно, провожу анкетирование. И готовясь в очередной раз, к опытно- экспериментальной работе со своими детьми, слова К.Е Тимирязева «люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы , оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» я беру за основу.
Предварительный просмотр:
Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно- следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Выбрать данную тему и поразмышлять над ней мне помогло вот что. Как-то, рассматривая лук, Света вдруг произнесла такую фразу: « А лук может плакать!» Я спросила Свету: « А ты видела, что лук плакал?» И Света рассказала, что когда мама резала лук, «из него слёзки бежали». «Это не слёзы, это сок!» Что тут началось! Вопросы посыпались от детей, как горох! «А что сок бывает горьким?» « А зачем луку столько одёжки?» Тут я вспомнила сразу китайскую пословицу: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать - и я пойму.» И я предложила детям отправится в лабораторию профессора Ума, который проводит опыты и эксперименты, и поможет нам ответить на все интересующие нас вопросы. Вот и получается, что наблюдать, пробовать, экспериментировать детям очень нравится. Они это любят. Их это увлекает. А моя задача как педагога– помочь детям в проведении этих исследований. Цель такого вида деятельности - развивать познавательные интересы в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционального – чувственного опыта. Эту цель можно реализовать при решении следующих задач: вызвать у детей интерес к поисковой деятельности, учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, развивать личностные качества - целеустремлённость, настойчивость, решительность. Для проведения опытно – экспериментальной деятельности педагогу необходимо учитывать ведущие принципы развития дошкольников: психологическая комфортность, природосообразность, дифференцированный подход, активная деятельность, творчество. И в первую очередь для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно- развивающей среде группы. Примером такой развивающей среды становятся созданная в группе «Лаборатории природы». Одной из главных задач этой лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Предметный материал служит стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, он помогает детям сформировать минимум знаний и способов действий, на которые ребенок мог бы опереться, кроме того, он должен быть безопасен, мобилен и доступен для детей. К такому предметному материалу относятся приборы – помощники, природный материал, утилизированный материал, медицинские материалы. Одно из направлений детской опытно- экспериментальной деятельности, которое мы активно используем - опыты. Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производятся в специально организованных условиях. Мы проводим их, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной, и совместной с воспитателем деятельности. Постанова проблемы задачи, поиск путей решения проблемы проведение опытов, фиксация наблюдений, обсуждение результатов и формулирование выводов- этапы проведения опытов. При проведении опытов, экспериментов необходимо придерживаться некоторых правил: познавательная задача эксперимента должна быть ясно и чётко сформулирована; тема должна быть интересна ребёнку, должна увлечь его, она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу. В ней необходим элемент неожиданности, необычности, любое занятие педагог разрабатывает так, чтобы вопросы и задачи были точные, последовательность действия такая, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно, тема должна быть такой, работа могла быть выполнена быстро, стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов были задействован каждый ребёнок. Опытно-экспериментальную деятельность можно распределить по тематическим направлениям: живая природа, неживая природа, человек, а может тематическое планирование объединить в курс «Четыре стихи мира»? А, может быть, для детей организовать «Путешествия в музеи природы»? Это зависит от творчества воспитателя. Ясно одно: технология опытно- экспериментальной деятельности должна предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Опытно-экспериментальную деятельность можно проводить, используя разные формы образовательной деятельности: занятия; беседы познавательно-эвристического характера; лабораторные работы; прослушивание аудиозаписей; дидактические и развивающие игры, упражнения; сюжетно-ролевые игры; эксперименты и опыты; рассматривание картин; наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; экскурсии и целевые прогулки; работа в уголках природы; экологическая тропа; предметные недели; кружковая деятельность; конкурсы; праздники, развлечения, вечера досуга; театрализованная деятельность; Дни открытых дверей; диагностика развития детей. Концепция дошкольного воспитания нацеливает нас на использование нетрадиционных форм организованной деятельности с детьми. Это может быть игра- путешествие в…», КВН, “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Удивительный калейдоскоп”. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание окружающего мира сочетается с другими видами деятельности речевой, математической, музыкальной. Как правило, в нашем ДОУ педагог использует эти формы работы, указывая их в тематическом интегрированном плане, где он указывает не только формы работы, но и интеграцию с другими образовательными областями. При таком планировании я использую проектную деятельность, дидактический смысл которой заключается в том, она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивают познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать работать в коллективе. Мною разработан проект двухнедельный проект «Мастерская Деда Мороза», в организационном – диагностическом этапе я подобрала и изучила методическую литературу, провела небольшой мониторинг, разработала перспективное планирование с детьми и родителями и организовала предметно – развивающую среду. На втором этапе формирующем - я реализовала перспективный план работы с детьми и родителями, и на заключительном провела сравнительный анализ результатов и наметила перспективы. Таким образом, дети в результате данного проекта расширили знания о свойствах воды , нашли ответы на вопросы «Могут ли игрушки новогодние быть из воды?» , «Можно ли с водой играть в прятки?», «Где в нашей группе живёт вода?», дети попали в царство воды, льда и пара, а на новогоднем празднике показали Дедушке Морозу фокусы с водой. А вопрос одной из воспитанниц «Почему из камня в воде появляются пузырьки?» послужил толчком для создания игры – опыта, в котором как и в дидактической игре есть два начала:- учебно – познавательное и игровое занимательное. Ответить на вопрос помог доктор Ум, который пригласил детей в свою лабораторию. Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. На родительском собрании «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» показала мастер –класс с элементами экспериментирования «Мы – капельки». Через различные виды наглядной агитации убеждаю родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений. Мною были разработаны консультации «Почемучки и Любознайки», «От восприятия к исследованию». Благодаря проделанной работе родители с желанием откликнулись на участие в групповом проекте« Воздушные конструкции». Продолжая тему развития у детей познавательно-исследовательской активности, предложила родителям консультации «Учите ребёнка наблюдать», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», предлагаю выполнить дома несложные, близкие по содержанию опыту дошкольников задания: можно ли кусок пластилина сделать коротким(длинным)?, прочитайте детям сказки, где есть превращения, что дома у вас твёрдое, а что жидкое, почему в квартире может быть тепло, а может быть холодно, провожу анкетирование. И готовясь в очередной раз, к опытно- экспериментальной работе со своими детьми, слова К.Е Тимирязева «люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы , оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» я беру за основу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..
Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...
Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Дети наблюдают как магнитные силы проходят через воду, бумагу, картон....
Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.
Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...
Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...