Эссе "Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ"
опыты и эксперименты по теме

Данный материал  знакомит с опытно -экспериментальной деятельностью в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно- следственных связей происходит успешнее  в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.   Выбрать данную тему и поразмышлять над ней  мне помогло вот что.   Как-то,  рассматривая    лук, Света   вдруг   произнесла такую фразу: « А лук может плакать!»  Я спросила Свету: « А ты видела, что лук плакал?»  И Света рассказала, что когда мама резала лук, «из него  слёзки бежали». «Это не слёзы, это сок!» Что тут началось!  Вопросы посыпались  от детей, как горох! «А что сок бывает горьким?» « А зачем луку столько  одёжки?»  Тут я вспомнила  сразу китайскую пословицу: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать -  и я пойму.»  И я предложила детям    отправится в   лабораторию  профессора Ума, который  проводит опыты и эксперименты, и  поможет нам ответить на все интересующие нас вопросы.  Вот и получается,  что наблюдать,  пробовать,  экспериментировать детям очень нравится. Они это любят. Их это увлекает. А моя  задача как педагога– помочь детям в проведении этих исследований.  Цель такого вида деятельности -  развивать познавательные интересы в самостоятельной  поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционального – чувственного опыта.  Эту цель можно реализовать при решении следующих задач: вызвать у детей интерес к поисковой деятельности, учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,  развивать личностные качества  - целеустремлённость, настойчивость, решительность. Для проведения    опытно – экспериментальной  деятельности   педагогу необходимо учитывать  ведущие принципы развития дошкольников: психологическая комфортность, природосообразность, дифференцированный подход, активная деятельность, творчество. И в первую очередь  для реализации поставленных задач  необходимо создать условия в предметно- развивающей среде группы. Примером такой развивающей среды становятся созданная в группе «Лаборатории природы». Одной из главных задач  этой лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Предметный материал   служит  стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников,  он помогает детям сформировать минимум знаний и способов действий, на которые ребенок мог бы опереться, кроме того, он должен быть  безопасен, мобилен и  доступен для детей. К такому предметному материалу  относятся приборы – помощники,  природный материал, утилизированный  материал, медицинские материалы. Одно из направлений детской опытно- экспериментальной деятельности, которое мы активно используем - опыты. Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производятся в специально организованных условиях. Мы  проводим их, как на занятиях, так  и в свободной самостоятельной, и совместной  с воспитателем деятельности. Постанова проблемы задачи, поиск путей решения проблемы проведение опытов, фиксация наблюдений, обсуждение результатов и формулирование выводов- этапы проведения опытов.    При проведении  опытов, экспериментов  необходимо придерживаться некоторых правил: познавательная задача  эксперимента должна быть  ясно и чётко  сформулирована;   тема должна быть интересна ребёнку, должна увлечь его, она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу.  В  ней необходим элемент неожиданности, необычности, любое занятие педагог  разрабатывает так, чтобы вопросы и задачи были точные, последовательность действия такая, чтобы  каждый ребёнок мог  действовать осмысленно, тема должна быть такой, работа могла быть выполнена быстро, стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов были задействован каждый ребёнок.  Опытно-экспериментальную деятельность можно распределить по тематическим направлениям: живая природа, неживая природа, человек, а может  тематическое планирование  объединить в курс «Четыре стихи мира»? А,  может быть, для детей организовать  «Путешествия в  музеи природы»? Это зависит от творчества воспитателя.  Ясно одно: технология опытно- экспериментальной деятельности  должна  предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Опытно-экспериментальную деятельность можно  проводить, используя разные формы  образовательной деятельности: занятия; беседы познавательно-эвристического характера; лабораторные работы; прослушивание аудиозаписей; дидактические и развивающие игры, упражнения;  сюжетно-ролевые игры; эксперименты и опыты; рассматривание картин; наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; экскурсии и целевые прогулки; работа в уголках природы; экологическая тропа; предметные недели; кружковая деятельность; конкурсы; праздники, развлечения, вечера досуга; театрализованная деятельность; Дни открытых дверей; диагностика развития детей. Концепция дошкольного воспитания нацеливает нас на использование нетрадиционных форм  организованной деятельности  с детьми. Это может быть   игра-  путешествие в…», КВН, “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Удивительный калейдоскоп”.   Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание окружающего мира сочетается с другими видами деятельности речевой, математической, музыкальной. Как правило,  в нашем ДОУ педагог использует эти формы работы, указывая их в   тематическом интегрированном плане, где он указывает не только формы работы,  но  и  интеграцию с другими образовательными областями. При  таком планировании я  использую проектную деятельность, дидактический смысл которой  заключается в том,  она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивают познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать   работать в коллективе.  Мною разработан проект двухнедельный проект «Мастерская Деда Мороза»,   в организационном – диагностическом этапе я  подобрала и изучила методическую литературу, провела небольшой мониторинг, разработала  перспективное  планирование с детьми и родителями и организовала  предметно – развивающую  среду. На втором этапе формирующем  - я реализовала перспективный план работы с детьми и родителями, и на заключительном провела сравнительный анализ результатов и наметила перспективы.  Таким образом, дети   в результате данного проекта расширили знания о свойствах воды ,  нашли  ответы на вопросы  «Могут ли игрушки новогодние быть из воды?» , «Можно ли с водой играть в прятки?»,  «Где в нашей группе живёт вода?», дети попали в царство воды, льда и пара, а на новогоднем празднике  показали Дедушке Морозу  фокусы с водой. А вопрос одной из воспитанниц «Почему  из камня в воде появляются пузырьки?» послужил толчком для  создания игры – опыта, в котором как и в дидактической игре есть два начала:- учебно – познавательное и игровое занимательное.   Ответить на вопрос помог доктор Ум, который пригласил детей в свою лабораторию. Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. На родительском собрании «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» показала мастер –класс  с элементами экспериментирования «Мы –  капельки». Через различные виды наглядной агитации убеждаю родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений. Мною были разработаны консультации «Почемучки и Любознайки», «От восприятия к исследованию». Благодаря проделанной работе родители с желанием откликнулись на участие в групповом проекте« Воздушные конструкции». Продолжая тему развития у детей познавательно-исследовательской активности,   предложила родителям консультации «Учите ребёнка наблюдать»,  «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,   предлагаю выполнить дома несложные, близкие по содержанию опыту дошкольников задания: можно ли кусок пластилина сделать коротким(длинным)?, прочитайте детям сказки, где есть превращения, что дома у вас твёрдое, а что жидкое, почему в  квартире может быть тепло, а может быть холодно, провожу анкетирование.  И  готовясь в очередной раз,   к   опытно- экспериментальной работе со своими детьми,   слова К.Е Тимирязева   «люди, научившиеся  наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы , оказываясь на более высоком умственном   и нравственном уровне  в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» я беру за основу.  
















Предварительный просмотр:

Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно- следственных связей происходит успешнее  в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.   Выбрать данную тему и поразмышлять над ней  мне помогло вот что.   Как-то,  рассматривая    лук, Света   вдруг   произнесла такую фразу: « А лук может плакать!»  Я спросила Свету: « А ты видела, что лук плакал?»  И Света рассказала, что когда мама резала лук, «из него  слёзки бежали». «Это не слёзы, это сок!» Что тут началось!  Вопросы посыпались  от детей, как горох! «А что сок бывает горьким?» « А зачем луку столько  одёжки?»  Тут я вспомнила  сразу китайскую пословицу: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать -  и я пойму.»  И я предложила детям    отправится в   лабораторию  профессора Ума, который  проводит опыты и эксперименты, и  поможет нам ответить на все интересующие нас вопросы.  Вот и получается,  что наблюдать,  пробовать,  экспериментировать детям очень нравится. Они это любят. Их это увлекает. А моя  задача как педагога– помочь детям в проведении этих исследований.  Цель такого вида деятельности -  развивать познавательные интересы в самостоятельной  поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционального – чувственного опыта.  Эту цель можно реализовать при решении следующих задач: вызвать у детей интерес к поисковой деятельности, учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,  развивать личностные качества  - целеустремлённость, настойчивость, решительность. Для проведения    опытно – экспериментальной  деятельности   педагогу необходимо учитывать  ведущие принципы развития дошкольников: психологическая комфортность, природосообразность, дифференцированный подход, активная деятельность, творчество. И в первую очередь  для реализации поставленных задач  необходимо создать условия в предметно- развивающей среде группы. Примером такой развивающей среды становятся созданная в группе «Лаборатории природы». Одной из главных задач  этой лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Предметный материал   служит  стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников,  он помогает детям сформировать минимум знаний и способов действий, на которые ребенок мог бы опереться, кроме того, он должен быть  безопасен, мобилен и  доступен для детей. К такому предметному материалу  относятся приборы – помощники,  природный материал, утилизированный  материал, медицинские материалы. Одно из направлений детской опытно- экспериментальной деятельности, которое мы активно используем - опыты. Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производятся в специально организованных условиях. Мы  проводим их, как на занятиях, так  и в свободной самостоятельной, и совместной  с воспитателем деятельности. Постанова проблемы задачи, поиск путей решения проблемы проведение опытов, фиксация наблюдений, обсуждение результатов и формулирование выводов- этапы проведения опытов.    При проведении  опытов, экспериментов  необходимо придерживаться некоторых правил: познавательная задача  эксперимента должна быть  ясно и чётко  сформулирована;   тема должна быть интересна ребёнку, должна увлечь его, она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу.  В  ней необходим элемент неожиданности, необычности, любое занятие педагог  разрабатывает так, чтобы вопросы и задачи были точные, последовательность действия такая, чтобы  каждый ребёнок мог  действовать осмысленно, тема должна быть такой, работа могла быть выполнена быстро, стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов были задействован каждый ребёнок.  Опытно-экспериментальную деятельность можно распределить по тематическим направлениям: живая природа, неживая природа, человек, а может  тематическое планирование  объединить в курс «Четыре стихи мира»? А,  может быть, для детей организовать  «Путешествия в  музеи природы»? Это зависит от творчества воспитателя.  Ясно одно: технология опытно- экспериментальной деятельности  должна  предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Опытно-экспериментальную деятельность можно  проводить, используя разные формы  образовательной деятельности: занятия; беседы познавательно-эвристического характера; лабораторные работы; прослушивание аудиозаписей; дидактические и развивающие игры, упражнения;  сюжетно-ролевые игры; эксперименты и опыты; рассматривание картин; наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; экскурсии и целевые прогулки; работа в уголках природы; экологическая тропа; предметные недели; кружковая деятельность; конкурсы; праздники, развлечения, вечера досуга; театрализованная деятельность; Дни открытых дверей; диагностика развития детей. Концепция дошкольного воспитания нацеливает нас на использование нетрадиционных форм  организованной деятельности  с детьми. Это может быть   игра-  путешествие в…», КВН, “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Удивительный калейдоскоп”.   Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание окружающего мира сочетается с другими видами деятельности речевой, математической, музыкальной. Как правило,  в нашем ДОУ педагог использует эти формы работы, указывая их в   тематическом интегрированном плане, где он указывает не только формы работы,  но  и  интеграцию с другими образовательными областями. При  таком планировании я  использую проектную деятельность, дидактический смысл которой  заключается в том,  она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивают познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать   работать в коллективе.  Мною разработан проект двухнедельный проект «Мастерская Деда Мороза»,   в организационном – диагностическом этапе я  подобрала и изучила методическую литературу, провела небольшой мониторинг, разработала  перспективное  планирование с детьми и родителями и организовала  предметно – развивающую  среду. На втором этапе формирующем  - я реализовала перспективный план работы с детьми и родителями, и на заключительном провела сравнительный анализ результатов и наметила перспективы.  Таким образом, дети   в результате данного проекта расширили знания о свойствах воды ,  нашли  ответы на вопросы  «Могут ли игрушки новогодние быть из воды?» , «Можно ли с водой играть в прятки?»,  «Где в нашей группе живёт вода?», дети попали в царство воды, льда и пара, а на новогоднем празднике  показали Дедушке Морозу  фокусы с водой. А вопрос одной из воспитанниц «Почему  из камня в воде появляются пузырьки?» послужил толчком для  создания игры – опыта, в котором как и в дидактической игре есть два начала:- учебно – познавательное и игровое занимательное.   Ответить на вопрос помог доктор Ум, который пригласил детей в свою лабораторию. Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. На родительском собрании «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» показала мастер –класс  с элементами экспериментирования «Мы –  капельки». Через различные виды наглядной агитации убеждаю родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений. Мною были разработаны консультации «Почемучки и Любознайки», «От восприятия к исследованию». Благодаря проделанной работе родители с желанием откликнулись на участие в групповом проекте« Воздушные конструкции». Продолжая тему развития у детей познавательно-исследовательской активности,   предложила родителям консультации «Учите ребёнка наблюдать»,  «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,   предлагаю выполнить дома несложные, близкие по содержанию опыту дошкольников задания: можно ли кусок пластилина сделать коротким(длинным)?, прочитайте детям сказки, где есть превращения, что дома у вас твёрдое, а что жидкое, почему в  квартире может быть тепло, а может быть холодно, провожу анкетирование.  И  готовясь в очередной раз,   к   опытно- экспериментальной работе со своими детьми,   слова К.Е Тимирязева   «люди, научившиеся  наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы , оказываясь на более высоком умственном   и нравственном уровне  в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» я беру за основу.  















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..

Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...