Образовательный проект на тему "Рождественские святки"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Кныш Светлана Михайловна

В данном проекте представлен материал по ознакомлению детей с народным праздником Рождественские святки: приобщению детей к к старинным русским обычаям, традициям, фольклору и костюмам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_rozhdestvenskie_svyatki.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Творческий познавательно-развлекательный проект «Рождественские Святки»

(Старший и подготовительный возраст)

Актуальность проекта.

Духовно-нравственное образование и воспитание имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Сегодня без преувеличения можно сказать, что эту задачу необходимо осмыслить как входящую в круг важнейших приоритетов национальной безопасности страны.

Актуализация проблем духовно-нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманном отношении, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.

У молодых людей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. Подрастающее поколение выходит в самостоятельную жизнь, лишенным патриотических чувств и ощущения своей ответственности перед семьей, обществом, государством и нацией. Искажения нравственного сознания; эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня не только у подростков, но и у детей младшего школьного и даже дошкольного возраста.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а Кубань, где на протяжении веков сосуществовали народы разных групп и традиций, можно считать уникальной территорией взаимодействий разных культур. А ведь культуры взаимодействуют не только на языке знания, сколько на языке традиций, праздников, обычаев.

С раннего детства ребенок живет в родной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре русского народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли глубокий духовно-нравственный смысл праздника, и в своей работе постарались использовать этот опыт. Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - еще в декабре. Проект был реализован в течение трёх недель.

Вид проекта «Рождественские Святки»: познавательно-развлекательный.

Продолжительность 3 недели.

Участники проекта:  музыкальный руководитель, воспитатель, родители воспитанников.

Цель проекта «Рождественские Святки»:

Познакомить детей с праздником «Рождество Христово» и следующим за ним праздником «Рождественские Святки», русскими народными традициями встречи и празднования и проведения этих праздников.

Задачи проекта на детей:

- Познакомить детей историей возникновения и традициями празднования на

Руси и, в частности на Кубани, праздника «Рождество Христово» и

«Рождественскими Святками».

- Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, их

обычаях, традициях, особенностями фольклора и национальных костюмах.

- Развивать в детях умение применять полученные знания, представления в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой, вокальной, артистической) .

Задачи проекта на родителей:

-Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления с народным праздником «Рождественские Святки».

- Повысить компетентность родителей в приобщении детей к старинным

русским обычаям, традициям, фольклору и костюму.

- Способствовать активному привлечению и участию родителей в организации

рождественской выставки поделок, подготовке и проведению праздника «К нам на Святки пришли колядки».

Задачи проекта на педагогов.

- Создание сценария праздника, подбор музыкального материала.

- Создание среды, способствующей формированию у детей знаний и представлений об обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.

- Пополнение предметно-развивающей среды продуктами художественно-

творческой деятельности детей.

- Оформление информационного стенда для родителей по теме: «Рождество

Христово», «Святки на Руси».

I этап Познавательный

Цель: сформировать у детей знания и представления о народном празднике «Рождество Христово», «Святки»

Задачи:

1. Сформировать знания и представления детей об истории возникновения, обычаях и традициях празднования на Руси праздника «Рождество Христово» и «Святки».

2. Сформировать знания и представления детей о разновидностях фольклора.

3. Сформировать знания и представления детей об особенностях традиционного русского народного костюма.

На протяжении первого периода мы читали сказку о рождении Иисуса, потом приглашали священника Александра, который познакомил детей  с историей возникновения праздника «Рождество Христово», затем на вечерах развлечений дети знакомились со следующими за ним Святыми вечерами или как их ещё называют «Святки», узнавали традиции, песни-колядки, старинные детские игры, обряды, связанные с этим праздником. Мы рассказывали им, что Святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь.

Подготовительная работа

- Беседы на темы: «История праздника Рождество Христово»,

«Легенда о Рождественской ёлочке».

- Занятия на темы: «Рождество Христово», «Святая ночь».

- Продуктивная деятельность.

- Организация выставки «Рождественские ёлочки», «Рождественский подарок».

II этап Эмоционально-мотивационный

Цель: сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к празднику.

Задачи:

- Вызвать у детей желание изучать народные обычаи, традиции и фольклор.

- Вызвать у детей интерес к изучению национального костюма.

- Изготовление театрального реквизита: маски, костюмы ряженых.

- Привлечение родителей на открытые занятия, участие в беседе.

- Проведение Святочных Гуляний.

Важным этапом была подготовка костюмов к гуляниям. Традиционные костюмы ряженых - волк, лисичка, кошка, мышка, мехоноша (тот, кто будет нести мешок, мальчик со звездой, русские костюмы. Народный костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой (прапра-дедушкой). Всё это приобщает детей к истории, традициям своего народа, его корням. На протяжении всего учебного года дети знакомятся с русским народным костюмом, учатся видеть в современной одежде элементы старинных костюмов, фрагменты орнаментов, украшений.

Дети участвовали в подборе различных шумовых инструментов: погремушек, трещёток, деревянных ложек, бубнов. Затем, на репетициях, дети учились исполнению песен-колядок без музыкального сопровождения, используя эти инструменты.

Следующим этапом было проведение Святочных гуляний. Это мероприятие совпало с традиционным проведением народного праздника на Руси – под старый Новый год (13 января). Очень важно, что такие праздники включают в себя фольклор: заклички, песни-колядки, старинные православные детские игры. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Вместе с нами, педагогами, ребята одевались в костюмы ряженых, а затем с удовольствием заходили в группы нашего ДОУ, приветствуя воспитателей и детей традиционными песнями-колядками, исполняли роли различных героев, интонацией передавая характер героя.

III этап Театрализованная деятельность.

Цель: формирование интереса к театральной деятельности.

Задачи:

- Знакомить детей со старинными народными детскими играми.

- Формировать у детей умение организовывать и принимать участие в народных играх.

- Знакомить детей с шумовыми народными музыкальными инструментами.

- Развивать творческие способности детей: дикцию, учить строить диалоги.

- Отработка диалогов, разучивание музыкальных номеров.

- Ритмопластика (движения под музыку). Русская народная песня «Как на

тоненький ледок», подвижная игра: "Курочки и петушки"

- Разучивание стихов, песен – колядок.

- Индивидуальная работа: показ и отработка движений разных персонажей.

- Игровые обучающие ситуации, диалоги между персонажами.

- Репетиции.

- Приглашение  священника Александра и воспитанников православной воскресной школы с показом музыкально- театрализованным представлением  «Рождество Христово».

- Проведение праздничного представления «Рождественские святки»

Конечной частью проекта стало проведение красочного музыкального театрализованного детского праздника «Рождественские святки» для родителей и гостей нашего ДОУ, подготовленного воспитанниками. Этот праздник напомнил о том, как на Руси и, в частности, на Кубани наши предки встречали и праздновали «Рождество Христово» и следующие за ним Святки. Дети поздравляют родителей и гостей праздника с Рождеством Христовым

 Кульминация праздника – священник Александр поздравляет гостей с праздником и  раздаёт детям подарки!

В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор, обогатился словарный запас, с помощью музыкально – эстетической деятельности у детей появилось чувство ритма, артистизм, они увидели и почувствовали красоту народной музыки.

При реализации деятельности по подготовке и проведению музыкальных праздников, развлечений, посиделок отмечена её универсальность, что позволяет использовать её при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Святки-Колядки"

Данный материал будет интересен воспитателям, музыкальным руководителям в целях приобщения старших дошкольников к истории и культуре русского народа...

ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ ИДУТ ПО ДОРОГЕ»

ВВЕДЕНИЕПроблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией...

Краткосрочный групповой образовательный проект, с заданным результатом для детей 3-4 лет Продолжение проекта 1 месяц. Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели. «Овощи»

Что же такое овощи?Как объяснить малышу, что овощи являются одним из  основных и традиционных компонентов питания?  Некоторые овощи, такие как огурцы, помидоры, морковь, свёкла присутствуют ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Эффективная система наставничества образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»

Настоящий образовательный проект раскрывает особенности создания условий и реализации модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении....

Образовательный проект наставничества «Наставничество педагогов в образовательном пространстве по методу проектов»

Образовательный проект наставничества, в том числе реверсивного, разработан воспитателем-наставником с целью становления наставляемого педагога, как личности владеющего умением теоретически обос...