Образовательный проект на тему "Рождественские святки"
методическая разработка (старшая группа) по теме
В данном проекте представлен материал по ознакомлению детей с народным праздником Рождественские святки: приобщению детей к к старинным русским обычаям, традициям, фольклору и костюмам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rozhdestvenskie_svyatki.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
- Творческий познавательно-развлекательный проект «Рождественские Святки»
(Старший и подготовительный возраст)
Актуальность проекта.
Духовно-нравственное образование и воспитание имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Сегодня без преувеличения можно сказать, что эту задачу необходимо осмыслить как входящую в круг важнейших приоритетов национальной безопасности страны.
Актуализация проблем духовно-нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманном отношении, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.
У молодых людей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. Подрастающее поколение выходит в самостоятельную жизнь, лишенным патриотических чувств и ощущения своей ответственности перед семьей, обществом, государством и нацией. Искажения нравственного сознания; эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня не только у подростков, но и у детей младшего школьного и даже дошкольного возраста.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а Кубань, где на протяжении веков сосуществовали народы разных групп и традиций, можно считать уникальной территорией взаимодействий разных культур. А ведь культуры взаимодействуют не только на языке знания, сколько на языке традиций, праздников, обычаев.
С раннего детства ребенок живет в родной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре русского народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли глубокий духовно-нравственный смысл праздника, и в своей работе постарались использовать этот опыт. Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - еще в декабре. Проект был реализован в течение трёх недель.
Вид проекта «Рождественские Святки»: познавательно-развлекательный.
Продолжительность 3 недели.
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатель, родители воспитанников.
Цель проекта «Рождественские Святки»:
Познакомить детей с праздником «Рождество Христово» и следующим за ним праздником «Рождественские Святки», русскими народными традициями встречи и празднования и проведения этих праздников.
Задачи проекта на детей:
- Познакомить детей историей возникновения и традициями празднования на
Руси и, в частности на Кубани, праздника «Рождество Христово» и
«Рождественскими Святками».
- Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, их
обычаях, традициях, особенностями фольклора и национальных костюмах.
- Развивать в детях умение применять полученные знания, представления в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой, вокальной, артистической) .
Задачи проекта на родителей:
-Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления с народным праздником «Рождественские Святки».
- Повысить компетентность родителей в приобщении детей к старинным
русским обычаям, традициям, фольклору и костюму.
- Способствовать активному привлечению и участию родителей в организации
рождественской выставки поделок, подготовке и проведению праздника «К нам на Святки пришли колядки».
Задачи проекта на педагогов.
- Создание сценария праздника, подбор музыкального материала.
- Создание среды, способствующей формированию у детей знаний и представлений об обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.
- Пополнение предметно-развивающей среды продуктами художественно-
творческой деятельности детей.
- Оформление информационного стенда для родителей по теме: «Рождество
Христово», «Святки на Руси».
I этап Познавательный
Цель: сформировать у детей знания и представления о народном празднике «Рождество Христово», «Святки»
Задачи:
1. Сформировать знания и представления детей об истории возникновения, обычаях и традициях празднования на Руси праздника «Рождество Христово» и «Святки».
2. Сформировать знания и представления детей о разновидностях фольклора.
3. Сформировать знания и представления детей об особенностях традиционного русского народного костюма.
На протяжении первого периода мы читали сказку о рождении Иисуса, потом приглашали священника Александра, который познакомил детей с историей возникновения праздника «Рождество Христово», затем на вечерах развлечений дети знакомились со следующими за ним Святыми вечерами или как их ещё называют «Святки», узнавали традиции, песни-колядки, старинные детские игры, обряды, связанные с этим праздником. Мы рассказывали им, что Святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь.
Подготовительная работа
- Беседы на темы: «История праздника Рождество Христово»,
«Легенда о Рождественской ёлочке».
- Занятия на темы: «Рождество Христово», «Святая ночь».
- Продуктивная деятельность.
- Организация выставки «Рождественские ёлочки», «Рождественский подарок».
II этап Эмоционально-мотивационный
Цель: сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к празднику.
Задачи:
- Вызвать у детей желание изучать народные обычаи, традиции и фольклор.
- Вызвать у детей интерес к изучению национального костюма.
- Изготовление театрального реквизита: маски, костюмы ряженых.
- Привлечение родителей на открытые занятия, участие в беседе.
- Проведение Святочных Гуляний.
Важным этапом была подготовка костюмов к гуляниям. Традиционные костюмы ряженых - волк, лисичка, кошка, мышка, мехоноша (тот, кто будет нести мешок, мальчик со звездой, русские костюмы. Народный костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой (прапра-дедушкой). Всё это приобщает детей к истории, традициям своего народа, его корням. На протяжении всего учебного года дети знакомятся с русским народным костюмом, учатся видеть в современной одежде элементы старинных костюмов, фрагменты орнаментов, украшений.
Дети участвовали в подборе различных шумовых инструментов: погремушек, трещёток, деревянных ложек, бубнов. Затем, на репетициях, дети учились исполнению песен-колядок без музыкального сопровождения, используя эти инструменты.
Следующим этапом было проведение Святочных гуляний. Это мероприятие совпало с традиционным проведением народного праздника на Руси – под старый Новый год (13 января). Очень важно, что такие праздники включают в себя фольклор: заклички, песни-колядки, старинные православные детские игры. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.
Вместе с нами, педагогами, ребята одевались в костюмы ряженых, а затем с удовольствием заходили в группы нашего ДОУ, приветствуя воспитателей и детей традиционными песнями-колядками, исполняли роли различных героев, интонацией передавая характер героя.
III этап Театрализованная деятельность.
Цель: формирование интереса к театральной деятельности.
Задачи:
- Знакомить детей со старинными народными детскими играми.
- Формировать у детей умение организовывать и принимать участие в народных играх.
- Знакомить детей с шумовыми народными музыкальными инструментами.
- Развивать творческие способности детей: дикцию, учить строить диалоги.
- Отработка диалогов, разучивание музыкальных номеров.
- Ритмопластика (движения под музыку). Русская народная песня «Как на
тоненький ледок», подвижная игра: "Курочки и петушки"
- Разучивание стихов, песен – колядок.
- Индивидуальная работа: показ и отработка движений разных персонажей.
- Игровые обучающие ситуации, диалоги между персонажами.
- Репетиции.
- Приглашение священника Александра и воспитанников православной воскресной школы с показом музыкально- театрализованным представлением «Рождество Христово».
- Проведение праздничного представления «Рождественские святки»
Конечной частью проекта стало проведение красочного музыкального театрализованного детского праздника «Рождественские святки» для родителей и гостей нашего ДОУ, подготовленного воспитанниками. Этот праздник напомнил о том, как на Руси и, в частности, на Кубани наши предки встречали и праздновали «Рождество Христово» и следующие за ним Святки. Дети поздравляют родителей и гостей праздника с Рождеством Христовым
Кульминация праздника – священник Александр поздравляет гостей с праздником и раздаёт детям подарки!
В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор, обогатился словарный запас, с помощью музыкально – эстетической деятельности у детей появилось чувство ритма, артистизм, они увидели и почувствовали красоту народной музыки.
При реализации деятельности по подготовке и проведению музыкальных праздников, развлечений, посиделок отмечена её универсальность, что позволяет использовать её при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по теме "Святки-Колядки"
Данный материал будет интересен воспитателям, музыкальным руководителям в целях приобщения старших дошкольников к истории и культуре русского народа...
ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ ИДУТ ПО ДОРОГЕ»
ВВЕДЕНИЕПроблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией...
Образовательный проект «Овощи» во второй младшей группе №12 краткосрочный (одна неделя) Участники проекта: Дети группы №12; Родители. Руководитель проекта: Воспитатель:Семенова С. П. 2019
Образовательный проект «Овощи&raq...
Краткосрочный групповой образовательный проект, с заданным результатом для детей 3-4 лет Продолжение проекта 1 месяц. Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели. «Овощи»
Что же такое овощи?Как объяснить малышу, что овощи являются одним из основных и традиционных компонентов питания? Некоторые овощи, такие как огурцы, помидоры, морковь, свёкла присутствуют ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Эффективная система наставничества образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Настоящий образовательный проект раскрывает особенности создания условий и реализации модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении....
Взаимодействие с родителями по образованию детей при непосредственном вовлечении их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных и
Пример плана работы с родителями в группе старшего дошкольного возраста...
Образовательный проект наставничества «Наставничество педагогов в образовательном пространстве по методу проектов»
Образовательный проект наставничества, в том числе реверсивного, разработан воспитателем-наставником с целью становления наставляемого педагога, как личности владеющего умением теоретически обос...