Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением
методическая разработка по теме
Предлагаемая система упражнений основана на применении разнообразных приемов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук, и принципе постепенного усложнения действий и речевого материала способствует закреплению сенсорных навыков и пространственных представлений, развитию коммуникативной функции речи, воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki_s_rechevym_soprovozhdeniem.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением
Исходное положение для каждого упражнения: согнутая в локте рука стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице.
Лиса
Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста.
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Ротик открывает, зайчиков пугает.
Крокодил
В зоопарке воробей пообедал у зверей.
А зубастый крокодил чуть его не проглотил.
Гусь
- Га-га-га, — гогочет гусь,
- Я семьей своей горжусь!
Аист
Аист крылья расправляет,
Аист клювик раскрывает.
Птичка
Локоть на столе. Водить прищепкой вправо-влево. Открытая прищепка наклоняется к поверхности стола и закрывается (повторить несколько раз). Рука возвращается в исходное положение.
Птичка клювом повела,
Птичка зернышки нашла.
Птичка зернышки склевала,
Птичка вновь защебетала.
Черепашка
Прищепка при произнесении последней строчки стихотворения «кусает» за палец левой руки.
Ах, обжора-черепашка!
Панцирь — вот ее рубашка.
Поплывет — и цапнет рыбку,
Съест с довольною улыбкой.
Отдохнет она немножко,
На обед поймает мошку.
Если ужинать пора,
Цап — и схватит комара.
Но еды ей не хватило:
Цап! Меня за пальчик схватила!
И. Лопухина
Угостим Жучку
Оборудование: прищепки, вырезанные из картона косточки не менее 15 см длиной (по количеству детей), миска.
Детям предлагается взять из миски по одной косточке левой рукой.
В правой руке у каждого ребенка прищепка-«Жучка». Правая рука подносится к левой, прищепка захватывает косточку.
После ужина убрались,
В миске косточки остались.
Косточки мы соберем И собачке отнесем.
Жучка косточку схватила,
В уголочек утащила.
Глупая ворона
Оборудование: прищепки темного цвета, сложенные в виде конфет фантики (по количеству детей).
Перед каждым ребенком на столе лежит фантик. Взрослый наклоняет кисть руки к столу и захватывает прищепкой фантик. Затем кисть руки возвращается в исходное положение.
Увидела бумагу —
Да как ее ухватит.
Думала конфета,
Оказалось.., фантик!
Собаки
В следующих упражнениях задействованы обе руки взрослого, которые ритмично открывают и закрывают прищепки по ходу проговаривания текста.
Две собаки лают,
Друг друга не кусают.
Только голос подают.
Видно, зубы берегут.
Грачата
Двое маленьких грачат
Целый день в гнезде кричат.
Открывают рты грачата:
Очень есть они хотят.
Зайчики
- Глазки мыли?
- Мыли.
- Ушки мыли?
- Мыли.
- Лапки мыли?
- Мыли.
- Хвостик мыли?
- Нет, забыли.
Интересный разговор
Лягушонок: «Квак-квак!»
А утенок: «Кряк-кряк!»
Все сказали, все спросили.
Хорошо поговорили!
Б. Липанович
Зайчик и собака
Указательный и средний пальцы левой руки подняты вверх, остальные сжаты. Указательный и большой пальцы правой руки открывают и закрывают прищепку.
Во время произнесения последней строчки стихотворения левая рука прячется за спину.
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает
И собаку выпускает.
Собака злая лает,
Зайчик убегает.
Сенсорные игровые упражнения с использованием прищепок
Коробочки
Цель: обучать детей сличению предметов по цвету.
Оборудование: четыре картонные коробочки с приклеенными на дно кружками красного, желтого, зеленого и синего цвета, четыре прищепки такого же цвета.
- вариант (для индивидуальной работы )
Ребенок самостоятельно выбирает и прикрепляет прищепки на край одной из коробок, распределяя их соответственно цвету приклеенного на дно кружка.
- вариант (для подгрупповой работы)
Четверо детей выполняют инструкцию взрослого. Каждый ребенок выбирает и прикрепляет к краю соответствующей коробки прищепку того цвета, который ему назвал педагог.
На донышке коробки Огонек горит.
Какие брать прищепки,
Он нам говорит.
Ты выбирай, не путай,
Внимательно смотри,
Такую же по цвету Прищепку прикрепи.
Зубастики
Цель: упражнять детей в сличении предметов по цвету, закрепить названия основных цветов.
Оборудование: четыре прищепки основных цветов, силуэты помидора, груши, сливы, огурца, вырезанные из цветного картона.
- Жили-были разноцветные зубастики. Ребята, назовите, какого они цвета? (Красного, желтого, зеленого и синего.) Зубастики любили все грызть. Но каждый зубастик выбирал предметы только своего цвета:
Красный зубастик ест помидор.
Желтый за грушей полез на забор.
Синий ест сливу: вот молодец!
Зеленый зубастик ест огурец.
Каждый ребенок «угощает» зубастиков овощами и фруктами, озвучивая свои действия.
Разноцветный заборчик
Цель: закрепить названия основных цветов, тренировать ориентацию на плоскости (верх — низ).
Оборудование: полоски картона 5x15 см, комплекты по 8— 10 прищепок двух цветов (по количеству детей).
Каждому из ребят раздаются комплекты по 8—10 прищепок двух цветов. Дети должны построить «заборчик»: чередуя прищепки по цвету, прикрепить их к верхней стороне полоски картона (другой вариант — к нижней).
Гномики
Цель: упражнять детей в сличении предметов по цвету, закрепить названия основных цветов.
Оборудование: пять картонных коробочек красного, желтого, зеленого, синего и белого цвета, прищепки аналогичного цвета.
Перед детьми ставятся на стол пять коробок красного, желтого, зеленого, синего и белого цвета с прищепками.
Жили веселые гномики.
Каждый в своем домике.
Педагог высыпает из коробочек все прищепки и перемешивает их со словами:
Пошли гулять гномики
И перепутали домики.
Вы им скорей помогите,
В домики их проводите.
Дети прикрепляют прищепки к краям коробок, соотнося их по цвету.
Платочки
Цель: закрепить понятия большой — маленький, большая — поменьше (прищепка).
Оборудование: комплекты (по количеству детей) из двух картонных квадратов (платочки) разного размера и 12 маленьких и больших прищепок.
к к к
Каждому ребенку взрослый дает по два квадрата разного размера и на подносе по шесть маленьких и больших прищепок. Детям предлагается подобрать и прикрепить к большому «платочку» большие «кисти» (прищепки), а к маленькому — маленькие.
Шаль с бахромой
Цель: закрепить понятия большой — маленький.
Оборудование: комплекты (по количеству детей) из картонного квадрата 10x10 см (шаль), маленькие и большие прищепки.
Каждому ребенку взрослый дает по квадрату и на подносе маленькие и большие прищепки.
Детям предлагается украсить «шаль» «бахромой», чередуя большие и маленькие прищепки.
Развитие творческого воображения дошкольников в играх с прищепками
Для проведения данных игр нужно предварительно вырезать из картона фигурки, к которым в дальнейшем будут прикрепляться прищепки. Малышу будет интереснее не просто манипулировать с предметами по образцу, а проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную.
В процессе конструирования различных предметов и объектов можно разучивать с ребенком стихотворения (автор Г.А. Пичугина) что, безусловно, будет способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию его памяти и внимания.
Зайчик
Мерзнет зайка на опушке,
Спрятал лапки, спрятал ушки.
Зайка, зайка, не дрожи,
Лапки, ушки покажи.
Ежик
Ежик, ежик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорей к нам, ежик. Мы сейчас тебе поможем.
Солнышко
Солнышко утром рано встает.
Лучики тянет — тепло нам дает.
Самолет
Самолет, самолет.
Отправляется в полет.
Но без крыльев и хвоста
Не взлетит он никогда.
Птичка
Клювик, крылышки и хвостик — Прилетела птичка в гости.
Дом
Дом сломался — вот беда.
Где крылечко? Где труба?
Мы умеем мастерить,
Можем домик починить.
Жучок
Очень наш жучок устал —
Бегал по дорожке.
Ночью спал, а утром встал, Показал нам ножки.
Цветок
Лепесточки и листок — Распустился наш цветок.
Рыбка
Рыбка, рыбка, что грустишь?
Не видать улыбки?
Без хвоста и плавников
Не бывает рыбки.
Тучка и дождь
Тучка по небу гуляла —
Все дождинки растеряла.
Ель
Елочка наша вдруг загрустила,
Лапы еловые вниз опустила.
Береза
Белоствольная береза
В холода весну ждала.
В мае листья распустила,
Ветки к солнцу подняла.
Овощи (морковь, свекла, репа)
Урожай мы убирали
И ботву всю оборвали.
Мы листочки прикрепляем —
Сразу овощи узнаем.
Бабочка
Тельце, крылышки, усы —
Вот и бабочка, смотри!
Платье
Платье шил портной из ситца,
А быть может, изо льна.
Видно, очень торопился —
Позабыл про рукава.
Он приладил рукава,
Но лениться не привык.
И пришил оборку, пояс
И красивый воротник!
Использование прищепок при расширении и активизации словаря по теме «Домашние животные»
Эта серия упражнений рассчитана на детей как младшего дошкольного возраста (работа над закреплением в речи звукоподражательных слов), так и более старших дошкольников (работа по словообразованию существительных, обозначающих детенышей домашних животных, и закреплению в речи звукоподражательных глаголов). Взрослый читает стихотворение, ребенок в соответствии с его ритмическим рисунком «открывает» и «закрывает» прищепки, имитируя тем самым диалог стихотворных персонажей.
Собака и щенок
- Гав-гав-гав,— собака лает,
- Мой сыночек подрастает.
- Гав-гав-гав, — щенок сказал
И за котенком побежал.
Кошка и котенок
- Мяу-мяу, где мой крошка?
- Кто мяукает так? — Кошка.
А котенок ей в ответ:
- Мяу, мама, где обед?
Корова и теленок
- Му-му-му, — мычит корова,
- Я теленка потеряла.
- Му-му-му, — в ответ теленок,
- За меня не бойся, мама,
Я гуляю на лугу, никуда не убегу!
Лошадь и жеребенок
- Иго-го, — лошадка ржет,
- Жеребеночка зовет.
- Иго-го, — жеребенок заржал
- И за мамой скорей поскакал.
Свинья и поросенок
Хрюкает свинья: — хрю-хрю,
Очень сына я люблю!
- Хрю-хрю-хрю, — кричит ребенок.
- Кто сынок тот? — Поросенок.
Коза и козленок
Мекает коза: — Ме-ме!
Мой сынок, иди ко мне!
Прискакал козленок сразу.
- Ме-ме-ме! — пропел три раза.
Курица и цыплята
Кудахчет курица: — Ко-ко!
Зачем ушли вы далеко?
- Пи-пи-пи, — пищат цыплятки,
- Очень в поле клевер сладкий!
Утка и утенок
На дворе у нас с утра
Утка крякает: — Кря-кря!
И малыш ее, утенок,
- Кря-кря-кря! — кричит спросонок.
Игры-драматизации с детьми старшего дошкольного возраста
Прищепки можно также успешно использовать в разыгрывании различных сценок с детьми старшего дошкольного возраста. Двое дошкольников передают диалог персонажей с помощью «говорящих» прищепок. В этой работе можно использовать следующие тексты.
Лисица и утка
- Уважаемая утка!
Я люблю Вас просто жутко!
Прилетайте же ко мне!
Посидим наедине!
- Ах, спасибо Вам, лисица,
Но мне что-то не сидится!
М. Дружинина
Кошка и курица
- Хорошо на улице, —
Сказала кошка курице.
- А я и не заметила, —
Курица ответила.
В. Кротов
Петушок и собака
- Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!
Всем давно пора вставать!
- Петя-Петя-петушок.
Не буди меня, дружок!
Спать я ночью не могу,
Дом я ночью стерегу.
В. Орлов
Кто кого обидел первый?
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил.
- Ия дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- Ия забыл.
В. Орлов
Кот-хвастун
- Кто нитку прядет?
- Кто-кто — кот!
- А кто ткань ткет?
- Кто, кто — кот!
- А кто куртку шьет?
- Кто, кто — кот!
- А кто из кладовки сметану крадет? Молчит кот.
Только облизывает рот...
И. Лопухина
Лиса и крот
- Славный домик, милый крот, Только больно узкий вход!
- Вход, Лисичка, в самый раз:
Он не впустит в домик Вас!
Б. Заходер
Воробей
- Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь.
- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
А. Тараскин
Медведь
- Ты куда идешь, медведь?
- В город елку поглядеть.
- Да на что тебе она?
- Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты ее?
- В лес возьму, в свое жилье.
- Что ж не вырубил в лесу?
- Жалко. Лучше принесу.
Г. Виеру
Разговор старой ивы с дождем
- Восемь — у дороги,
Девять — на лугу...
- Что ты, дождь, считаешь?
- Может, помогу?
- Две — под старой елью,
Возле стога — шесть...
- Что ты, дождь, считаешь,
Что не можешь счесть?
- Тороплюсь ромашки
- Все пересчитать,
Десять — на опушке,
Под осиной — пять...
Ну как просчитаюсь,
Долго ль до беды!
Вдруг на всех не хватит
У меня воды!
И. Токмакова
Следующие тексты познакомят детей с повадками разных животных, а также будут способствовать развитию интонационной выразительности речи.
Дразнилка
Сидит на суку Ворона и каркает.
А Заяц сидит на пеньке и Ворону дразнит. Ворона говорит:
- Кар...
- Тошка! — прибавляет Заяц.
- Кар...
- Тина! — быстро выкрикивает Заяц.
- Кар...
- Зина! — хохочет длинноухий.
- Кар-кар... — закричала рассерженная Ворона на Зайца и клювом его, клювом!
- ...Аул, аул! — завопил Заяц. — Караул! — и от Вороны во весь дух!
С. Иванов
Лис и мышонок
- Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
- Землю копал.
- Для чего землю копал.
- Норку делал.
- Для чего норку делал?
- От тебя, Лис, прятаться.
- Мышонок, мышонок, я тебя подстерегу.
- А у меня в норке спаленка.
- Кушать захочешь — вылезешь.
- А у меня в норке кладовочка.
- Мышонок, мышонок, а ведь я твою норку разрою.
- А я от тебя в отнорочек — и был таков!
В. Бианки
Белка и Енот
- Белка — неряха! Белка — грязнуля! Мыться не хочет, мочалку из гнезда выкинула!
- Бестолковый ты, Енотик... У меня мочало не для мытья.
- А для чего?
- Для спанья. Загрязнился матрасик, я его выбросила. А теперь новой мочалы нащипаю, свежую постельку постелю. Какая же я неряха, какая же я грязнуля?
Заяц и Ежик
- Ай, шум какой! Ай, треск какой!
- Не иначе — волки бегут или медведи бредут...
- Не бойся... Это я, Ежик.
- Чего же ты, бессовестный, такой шум поднял?!
- Да разве я виноват? Это листья опавшие под ногами шуршат.
- Никак тихо не пройдешь. Я шаг шагнул — и сам от страха трясусь!
Воробей и Лягуха
- Лягуха, Лягуха, ты куда скачешь?
- Ку-а-ку-а! Купаться! А ты куда?
- Ия купаться! А ты где, Лягуха, купаешься?
- Где, где... В канаве!
- Да кто же в канаве купается?
- А где же купаться-то?
- В песочке, на сухом местечке, на пригорочке!
Э. Шим из цикла «Лесные разговоры»
Сорока и Медведь
- Эй, Медведь, ты днем что делаешь?
- Я-то? Да ем.
- А ночью?
- И ночью ем.
- А утром?
- И утром.
- А вечером?
- И вечером ем.
- Когда же ты тогда не ешь?
- Когда сыт бываю.
- А когда же ты сытым бываешь?
- Да никогда...
Сорока и Заяц
- Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!
- Э-э, Сорока, все равно плохо...
- Вот бы тебе, Серый, да волчьи ноги!
- Э-э, Сорока, невелико счастье...
- Вот бы тебе, Косой, да рысьи когти!
- Э-э, Сорока, что мне клыки да когти?
Душа-то у меня все равно заячья...
Кто как спит
- Ты, Заяц, как спишь?
- Как положено — лежа.
- А ты, Тетерка, как?
- А я сидя.
- А ты, Цапля?
- А я стоя.
- Выходит, друзья, что я, Летучая Мышь, ловчее всех вас сплю, удобнее всех отдыхаю!
- А как же ты, Летучая Мышь, спишь-отдыхаешь?
- Да вниз головой...
Лисица и Еж
- Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!
- А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
- Да не то чтоб некрасивый...
- Может, я с колючками неуклюжий?
- Да не то чтоб неуклюжий!
- Ну так какой же я такой с колючками-то?!
- Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный...
Н. Сладкое из цикла «Лесные шорохи»
Использование прищепок при усвоении детьми пространственных проставлений
Довольно часто дошкольники испытывают затруднения при овладении пространственными представлениями. Некоторые дети (особенно леворукие) плохо ориентируются как в схеме собственного тела, так и на плоскости. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий (JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), умственное развитие, усвоение знаний, навыков, умений осуществляются как поэтапный переход «материальной» (внешней) деятельности во внутренний, умственный план.
Как показала практика, при ознакомлении со схемой собственного тела эффективно использование прищепок в качестве «материальной опоры», обозначающей такие абстрактные понятия, как «право — лево».
Каждому ребенку предлагается яркая прищепка, которая прикрепляется им к правому рукаву своей одежды. Эта прищепка служит для дошкольника зрительным напоминанием при выполнении заданий, требующих определения правой и левой стороны собственного тела, а позже — правой и левой стороны листа бумаги (плоскости):
У тебя на рукаве огонек горит —
Это ПРАВАЯ рука, он нам говорит!
В исследованиях педагогов и психологов отмечается несомненная важность работы по развитию пространственных дифференциаций для преодоления нарушений письменной речи у школьников, а также для предупреждения дисграфии у дошкольников. Так, в ряде работ, посвященных коррекции нарушений письма учащихся общеобразовательных школ, И.Н. Садовникова предлагает такую последовательность освоения детьми пространственных представлений:
- определение схемы собственного тела;
- правого и левого направлений в пространстве по отношению к себе;
- пространственных взаимоотношений объектов по зависимой и независимой точке отсчета;
- схемы тела человека, стоящего напротив;
- последовательности предметного ряда;
- овладение пространственными ориентировками на плоскости;
- усвоение предлогов пространственного значения.
Следующие дидактические игры с использованием прищепок окажут неоценимую помощь учителю-логопеду (педагогу-психологу, воспитателю) в данном направлении коррекционной работы.
Слон или собака?
Цель: формировать пространственные представления «право — лево».
Оборудование: две крупные игрушки, прищепки (по количеству детей).
Взрослый прикрепляет одной половине детей прищепку к правому рукаву одежды, другой половине — к левому.
Затем он сажает на два стула крупные игрушки (например, слона и собаку) и сообщает ребятам, что слон собирает в свою команду тех, у кого прищепка на правом рукаве, а собака — тех, у кого прищепка на левом.
По сигналу взрослого (это может быть звон колокольчика или удар в бубен) дети встают друг за другом к стульям с игрушками, затем слон и собака «проверяют», не перепутал ли кто из ребят колонну.
Найди пару
Цель: развивать пространственную дифференциацию, тренировать умение определять схему тела человека, стоящего напротив.
Оборудование: прищепки (по количеству детей).
Взрослый прикрепляет одной половине детей прищепку к правому рукаву одежды, другой половине — к левому (если количество детей нечетное, взрослый также становится участником игры).
Дети по просьбе взрослого встают в круг и поворачиваются спиной к его центру.
Взявшись за руки, ребята идут по кругу, а педагог произносит четверостишье:
Хоровод, хоровод,
Не смотрели мы вперед.
Хоровод мы разобьем,
Себе пары мы найдем!
С последней фразой дети поворачиваются лицом к центру круга и ищут себе пару по принципу: у кого прищепка на правом (левом) рукаве, тот берет за руки того, у кого прищепка на том же правом (левом) рукаве.
Кто быстрее?
Цель: развивать пространственную дифференциацию.
Оборудование: две коробки с прищепками.
Группа детей делится на две команды, каждая из которых выбирает капитана. По сигналу педагога капитаны берут из коробок прищепки и прикрепляют их на рукава одежды детей из своих команд. Капитан одной команды должен прикрепить прищепки к правым рукавам детей, другой — к левым.
В ходе игры члены команды могут помогать своим капитанам, указывая на нужную руку.
Выигрывает та команда, чей капитан быстро и правильно прикрепит прищепки.
Сказочная улица
Цель: тренировать умение определять линейную последовательность предметов.
Оборудование: картонные полоски и наборы прищепок основных цветов (по количеству детей).
Дети сидят за столами. У каждого из них по пять прищепок (красного, желтого, зеленого, синего, белого цвета) и полоска бумаги.
Взрослый просит детей положить перед собой бумажную полоску.
Педагог. Ребята, приглашаю вас в сказочный город. У каждого из вас есть полоска. Это будет улица. А на этой улице мы построим дома из прищепок. Начало улицы слева. Покажите левый край полоски. (Дети показывают.) Дома на нашей сказочной улице будут разноцветными. Первый дом — красный. (Дети прикрепляют к полоске красную прищепку.) Следующий дом — синий. Дальше идут желтый, белый, зеленый.
Мы с вами дошли до конца улицы. Теперь давайте повернем назад и назовем цвета домов в обратном направлении — справа налево.
Взрослый еще раз просит детей назвать цвета домов слева направо (с начала «улицы») и справа налево (с конца «улицы»).
Невидимки на сказочной улице
Цель: тренировать умение находить один предмет в ряду однородных.
Оборудование: картонные полоски, наборы прищепок основных цветов (по количеству детей).
Данная игра может служить продолжением предыдущей.
Педагог. В сказочный город пробрались невидимки. Они большие шалуны. Один в красный дом зайдет, там поиграет, а игрушки за собой не уберет. Другой в зеленый дом незаметно проникнет и там все конфеты съест. И так везде. Нужно их поймать, но сделать это очень трудно — их много и они невидимые.
Далее взрослый называет местонахождение невидимок. К примеру, первый дом слева, второй дом справа и т.п. А дети находят дом, в котором спрятался невидимка, и называют его цвет.
Педагог также может использовать прищепки в упражнениях по закреплению пространственных отношений на плоскости. Например, прищепки по инструкции взрослого крепятся в правом верхнем углу листа картона, в нижних углах и т.п.
Клоун
Цель: закреплять в активной речи предлоги ка и с, выражающие пространственное значение.
Оборудование: игрушечный клоун, прищепки (по количеству детей).
Дети располагаются вокруг взрослого, который держит в руках игрушечного клоуна и коробку с прищепками. Взрослый прикрепляет по одной прищепке к одежде клоуна; дети комментируют, куда крепится прищепка (на рукав, брюки, колпак, волосы, воротник, пояс, рубашку и т.д.).
Затем взрослый предлагает детям отцепить от клоуна прищепки, передавая игрушку по кругу. Каждый из детей при этом снимает с клоуна одну прищепку и говорит, откуда он ее снял. К примеру: «Я отцепил прищепку с рукава».
Вместо клоуна можно использовать любую мягкую игрушку, тогда дети снимают прищепки с лап, хвоста, уха, головы и т.п.
Взрослый еще раз просит детей назвать цвета домов слева направо (с начала «улицы») и справа налево (с конца «улицы»).
Невидимки на сказочной улице
Цель: тренировать умение находить один предмет в ряду однородных.
Оборудование: картонные полоски, наборы прищепок основных цветов (по количеству детей).
Данная игра может служить продолжением предыдущей.
Педагог. В сказочный город пробрались невидимки. Они большие шалуны. Один в красный дом зайдет, там поиграет, а игрушки за собой не уберет. Другой в зеленый дом незаметно проникнет и там все конфеты съест. И так везде. Нужно их поймать, но сделать это очень трудно — их много и они невидимые.
Далее взрослый называет местонахождение невидимок. К примеру, первый дом слева, второй дом справа и т.п. А дети находят дом, в котором спрятался невидимка, и называют его цвет.
Педагог также может использовать прищепки в упражнениях по закреплению пространственных отношений на плоскости. Например, прищепки по инструкции взрослого крепятся в правом верхнем углу листа картона, в нижних углах и т.п.
Клоун
Цель: закреплять в активной речи предлоги на и с, выражающие пространственное значение.
Оборудование: игрушечный клоун, прищепки (по количеству детей).
Дети располагаются вокруг взрослого, который держит в руках игрушечного клоуна и коробку с прищепками. Взрослый прикрепляет по одной прищепке к одежде клоуна; дети комментируют, куда крепится прищепка (на рукав, брюки, колпак, волосы, воротник, пояс, рубашку и т.д.).
Затем взрослый предлагает детям отцепить от клоуна прищепки, передавая игрушку по кругу. Каждый из детей при этом снимает с клоуна одну прищепку и говорит, откуда он ее снял. К примеру: «Я отцепил прищепку с рукава».
Вместо клоуна можно использовать любую мягкую игрушку, тогда дети снимают прищепки с лап, хвоста, уха, головы и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает руку к осознанным, точным движениям....
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением
Исходное положение для каждого упражнения: согнутая в локте рука стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице....
Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.
Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения....
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....
Картотека упражнений по развитию мелкой моторики со стихотворным сопровождением.
Развитие речи и мелкой моторики рук детей, посредством пальчиковых игр....
Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...