Картотека упражнений по развитию мелкой моторики со стихотворным сопровождением.
материал по логопедии
Развитие речи и мелкой моторики рук детей, посредством пальчиковых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr.docx | 207.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области – Центр психологической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования»
Картотека упражнений по развитию мелкой моторики со стихотворным сопровождением
Выполнила учитель-логопед
Купинского филиала ГБУ НСО «ОЦДК»
Лысенко Любовь Владимировна
Купино 2020г.
Цели и задачи использования пальчиковых игр со стихотворным сопровождением
Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей, посредством пальчиковых игр.
Задачи:
- развивать речь детей, расширять словарный запас;
- развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
- развивать умение подражать взрослому;
- развивать воображение и память;
- тренировать память ребёнка;
- создать благоприятный эмоциональный фон;
- учить слушать и понимать речь взрослого.
Рекомендации при проведении пальчиковых игр с проговариванием:
- при проведении игр соблюдай те временной регламент, чтобы не вызвать у детей переутомления;
- учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, темп развития, его возможности;
- ребёнок может быть пассивным слушателем, затем, когда движения совершенствуются, можно начинать выполнять движения более активно;
- не ставьте перед детьми несколько задач одновременно (показывать движение и произносить стихотворение) так как объем внимания у детей младшего возраста ограничен, и сложная задача может отбить желание играть;
- стихи следует читать наизусть, произносить то, повышая голос, то понижая, делая паузы, выделять те или иные слова;
- движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Обращайте внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук;
- выучите с детьми два, три упражнения, постепенно заменяйте их новыми, особо понравившиеся оставьте, к ним можно возвращаться по желанию детей. Не забывайте, что дети воспринимают движения зеркально: произнося команду «влево», вы должны показывать движение «вправо» и наоборот.
Упражнение 1
Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение).
Утюг
Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ежику и мишке.
_____________________________________________________________________________________________
Упражнение 2
Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки («прямолинейное» движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.
Пила
Пили, пила, пили, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!
_____________________________________________________________________________________________
Упражнение 3
Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.
Тесто
Тесто месим, тесто мнем,
Пирогов мы напечем.
И с капустой, и с грибами.
Угостить вас пирогами?
Упражнение 4
Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или колене, дети сидят. Поглаживание.
Мама
По головке мама гладит
Сына-малолеточку.
Так нежна ее ладонь,
Словно вербы веточка.
- Подрастай, сыночек милый,
Добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы
И меня не позабудь!
_________________________________________________________________________________________
Упражнение 5
Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейное» движение).
Терка
Дружно маме помогаем,
Теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи,
- Ты вкуснее поищи!
_____________________________________________________________________________________________
Упражнение 6
Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.
Дрель
Папа в руки дрель берет,
А она жужжит, поет,
Будто мышка-непоседа
В стенке дырочку грызет.
Упражнение 7
Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. «Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним (большим и указательным) пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение).
Клещи
Ухватили клещи гвоздь,
Выдернуть пытаются.
Может, что-нибудь и выйдет,
Если постараются!
___________________________________________________________________________________________
Упражнение 8
Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение).
Барашки
На лугах пасутся «бяшки»,
Раскудрявые барашки.
Целый день всё: «Бе да бе»,
Носят шубы на себе.
Шубы в кудрях, погляди,
«Бяшки» спали в бигуди,
Утром сняли бигуди,
Попробуй гладкую найди.
Все кудрявы, до одной,
Бегут кудрявою толпой.
Уж такая у них мода,
У бараньего народа.
___________________________________________________________________________________________
Упражнение 9
Движения, как при растирании замерзших рук.
Морозко
Заморозил нас Морозко,
Влез под теплый воротник,
Как воришка, осторожно
В наши валенки проник.
У него свои заботы –
Знай морозь, да посильней!
Не балуй, Мороз, ну что ты
Так не жалуешь людей?!
_____________________________________________________________________________________________
Упражнение 10
Мячик
Я мячом круги катаю, взад вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку, а затем сожму немножко.
(Движения выполняются по тексту).
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
(Каждый пальчик на руке нажимает на мяч).
А теперь последний трюк мяч летает между рук.
(Подбрасывание мяча вверх и поймать двумя руками).
_______________________________________________________________________________________
Упражнение 11
Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:
Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда!
____________________________________________________________________________________
Упражнение 12
Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.
Футбол
Поиграем мы в футбол
И забьем в ворота гол!
Палец большой
За ворота – горой!
Указательный – смельчак,
Забивает гол – вот так!
Средний – точно уж герой,
Забивает головой!
Безымянный вдруг споткнулся
И с досады промахнулся!
Малыш-мизинец – молодец,
Гол забил – игре конец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека упражнений по развитию мелкой моторики
Доступная для всех педагогов картотека, собранная из различных источников. Удобна тем, что упражнения подобраны к лексическим темам...
Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением
Предлагаемая система упражнений основана на применении разнообразных приемов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук, и принципе постепенного усложнения действий и речевого материа...
Картотека упражнений на развитие мелкой моторики
Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше р...
Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением
Исходное положение для каждого упражнения: согнутая в локте рука стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице....
Картотека упражнений для развития мелкой моторики
Веселые и забавные упражения в стихотворной форме помогут в развитии мелккой моторики а так же развиваем у ребёнка интелект и совершенствуем точность его движений....
Картотека упражнений для развития мелкой моторики
Всем известно, что развитие речи и развитие мелкой моторики неразрывно связано. Чем лучше развита мелкая моторика рук, тем лучше развита речь. В данной картотеке представлены эффективные упражнения дл...
Картотека упражнений по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста Т.А.Ткаченко
Упражнения направленны на развитие мелкой моторики....