сообщение из опыта работы по ПДД
консультация (старшая группа) по теме

Семкина Галина Александровна

систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных методов работы в соответствии с ФГТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыты работы

«Формирование у старших дошкольников  безопасного поведения на улицах».

По городу, по улице не ходятпросто так:
Когда не знаешь, правила,легко попасть впросак.
Всё время будь внимательными помни наперёд:
Свои имеют правила шофёри пешеход.

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.Поэтому главная моя задача доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Проблемой формирования безопасного поведения дошкольников на улицах я занимаюсь не первый год. Изучив программу по ОБЖ авторов Стеркиной, Князевой  и другую соответствующую литературу, я  поставила следующие задачи:

  • Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
  • Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной         обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
  • Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения         детьми правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
  • Обогатить представление детей о здоровье.                

При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения я учитывала три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

  • Ребенок – пешеход;                                                                        
  • Ребенок – пассажир городского транспорта;                                        
  • Ребенок–водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:

  • организованная образовательная деятельность,
  • совместную деятельность взрослого и ребенка,
  • самостоятельную деятельность ребенка,
  • воспитание навыков поведения,
  • ознакомление с окружающим,
  • развитие речи,
  • художественную литературу,                        
  • конструирование,                                
  • изобразительное искусство,                        
  • игру.                                                        

Одной из самых удачных новых педагогических технологий считаю проектную деятельность. Для систематической работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения я разработала  проект «Светофор», рассчитанный на 2 года.

Цель проекта: Формирование основ безопасного поведения детей на улицах ,в транспорте.

В проекте определены: перспектива развития проекта, пути воздействия на привитие навыков безопасного поведения ребенка на дороге, показатели результативности, взаимодействия между участниками.

Для осуществления работы по данному направлению в группе создала необходимые условия: оформила уголок безопасности по правилам дорожного движения, в который вошел макет улицы города с представленным  обучающим материалом по пропаганде безопасности дорожного движения. Собрана коллекция разнообразного вида транспорта, накоплена библиотека художественной литературы по правилам дорожного движения для малышей.

На макете, прежде всего, мы с детьми изучаем свой район, составили его схему: детский сад, близлежащие улицы и дороги (их названия), жилые дома и общественные здания. Работу на макете усложняю по содержанию в соответствии с возрастом детей. Используя макет, провожу с детьми игры такие как:

  • «Наша улица» цель - расширить знания детей о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы, научить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
  • «Улица города» цель - уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Кроме этого в группе появились новые игры –  «Как правильно», «Не ошибись», которые тоже провожу на макете. В ходе этих игр дети закрепляют знания, учатся управлять куклами-пешеходами и машинками, учатся размышлять, рассуждать, преодолевать трудности, использовать на практике свои знания. Таким образом, целью  игр было не только закрепление правил дорожного движения, но и обучение ориентировке в пространстве, развитие монологической речи, развитие логического мышления.

В работе с детьми активно использую и другие игры, такие  как: «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором»; цель этих игр - обучить детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения, разрабатываем с детьми безопасный маршрут с опорой на схемы.

Например,игра «Дорога домой».

Цель. Дойти до дома из детского сада, соблюдая указанные повороты и переходы, не нарушая правил дорожного движения; четко и внятно изложить свои мысли.

Для облегчения составления связного рассказа я даю детям модели, схемы.

Схемы- перехода улицы, рассказа о улице - цель: опираясь на схему, учу составлять рассказ (улица, переход улицы).

Игру «Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов»  использую для ознакомления дошкольников с дорожными знаками (действиями пешеходов и водителей согласно знакам).

Для ознакомления детей с правилами дорожного движения использую различный методический инструментарий, игровые и дидактические пособия:

  • атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
  • транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
  • светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);
  • наборы картинок, кубики, мозаики;
  • плакаты;
  • сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);
  • дорожные знаки.

В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения использую настольно-печатные игры, например такие, « Расставь правильно»(ориентация на улицах), « Кто первый»(знание дорожных знаков).Для эффективной работы с детьми составила картотеки книг по правилам дорожного движения, а также картотеку подвижных, интеллектуальных и дидактических игр.

В начале и конце учебного года (сентябрь, май) я провожу диагностику знаний детьми правил дорожного движения. Исходя из полученных данных, корректирую дальнейшую свою работу, на что следует обратить больше внимания, какие задачи поставить, какие методы и приемы следует выбрать для успешного освоения детьми дорожной азбуки. (см. Приложение).

За время своей педагогической деятельности я пришла к выводу: в  процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры, я всегда обращаю внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).

Зимой обращаю внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров.

После таких экскурсий и прогулок я предлагаю детям нарисовать рисунки.

Составляя рассказ по своему рисунку, дети объясняют, что в этой ситуацииопасно на дороге. Большую трудность представляет переход перекрестков, как регулируемых, так и нерегулируемых. После неоднократных наблюдений я в группе смоделировала и обсудила с детьми опасные ситуации на перекрестке. При обсуждении дорожных ситуаций постоянно упражняю детей в приобретении сенсорных, мыслительных и двигательных навыков. Рассказы детей записываю:

- Как поступил бы ты? Что могло произойти? Одновременно решаются и речевые задачи (т.к. группа логопедическая).

Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Для этих целей использую различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые,подвижные игры. Выбор игры зависит от возможностей, но наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные иролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения, цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. Это, например, такие сюжетно-ролевые игры как: «Научим Незнайку переходить улицу»; « Поездка в автобусе»и т.д.  При этом следует стремиться максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

Дети моей группы — это старшие дошкольники, а значит будущие первоклассники, которым придется вскоре самостоятельно переходить улицу. Поэтому очень важно, чтобы знания, полученные детьми на занятиях, прогулках и экскурсиях, стали прочными и успешно применялись будущими школьниками.

Опираясь на полученные детьми знания,составляюконспекты театрализованных постановок, развлечений,предлагаю воспитанникам творческие задания, например,сочинить сказку « В гости к Светофору». Проводили с детьми КВН, соревновались в знаниях ПДД.

Как я уже отмечала, деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, ее нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье, поэтому я тесно сотрудничаю с ними по данному вопросу. Довожу до сведения родителей учебную программу, даю рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения.

Для родителей своей группы организовала уголок безопасности. Цель: совместными усилиями педагога и родителей воспитывать у детей культуру дорожного движения. Привлекаю родителей к участию в различных конкурсах и выставках, например, нарисовать плакат вместе с ребенком с призывом о соблюдении ПДД, изготовить различные атрибуты к играм и т.д.   Для родителей показываю открытые занятия, провожу анкетирование, даю консультации.

На родительских собраниях я довожу до сведения родителей содержание учебной программы,касающейся мероприятий по предупреждению детского травматизма на улице, во дворах. Обращаю внимание родителей на особо опасные участки во дворе, на улице, рекомендую выбирать определенные места для игр детей. Провожу соответствующие инструктажи с родителями.

Молодым родителям советую составлять схему двора с указанием опасных мест. Это помогает детям быстрее ориентироваться и избежать несчастных случаев. По этим схемам можно предложить детям рассказать, как они будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч, бадминтон и другие игры. И наоборот, дети должны рассказать, где им запрещено играть; это стоянки автомобилей, гаражи, площадка для мусорныхконтейнеров, различные строения. Все это дисциплинирует детей, они быстрее понимают, что можно, а чего нельзя делать и почему.

Ежедневно общаясь с родителями, я информирую их о том, как ребенок ведет себя на прогулках, в группе, и даю им необходимые рекомендации, например:

  • прочитать стихотворение;
  • купить ребенку (или сделать с ним вместе) игрушечные автомобили, светофоры, фигурки пешеходов;
  • организовать игру, создавая различныедорожные ситуации.

Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и улицах, организуя просмотр и дальнейшее обсуждение мультфильмов, слайдов.

Во время прогулок с детьми я рекомендую родителям следующее:

  • понаблюдать за работой светофора, обратить внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;
  • показать знаки дорожного движения, рассказать об их назначении и порядке действий пешеходов и водителей.

Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.

В пропаганде правил дорожного движения для родителей широко использую наглядность: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками. В течение года в папках-передвижках помещаю материал о правилах дорожного движения, который должен быть усвоен детьми, перечень литературы для взрослых и детей о правилах поведения на улице, переченьхудожественной литературы, задания по закреплению у детей правил поведения на улице.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает высокий уровень усвоения детьми программного материала по данному разделу.

И в заключении хочу сказать, что каждому педагогу, которому доверено воспитание детей, необходимо работу по ПДД проводить регулярно, используя новейшие педагогические технологии и рекомендации работников ГИБДД, тем самым внося свою лепту в уменьшение числа дорожно–транспортных происшествий с участием детей.


                                      Используемая  литература:


  Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е, Комаровой И.С., Васильевой М.А.; М. «Мозаика-Синтез», 2010.

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  2. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - N 5.
  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
  4. Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007.
  5. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост.Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Фетодова.; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
  6. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф.  Дошкольникам о правилах дорожного движения.- М. : Просвещение, 2005.
  7. Хромцева Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

8.Петерсон,Абдуллина,Богуславская:Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "Мир открытий".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"

Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....

Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"

Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка.  Важной  задачей воспитания дошкольн...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»

Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....


 

Комментарии

Семкина Галина Александровна

спасибо