Мини-музей в ДОУ как форма работы с родителями
методическая разработка
Семья и детский сад - одни из важных социальных институтов, каждый из которых по-своему формирует у ребенка социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного образования и воспитания ребенка дошкольного возраста.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по образованию и воспитанию ребенка. Это важное условие реализации образовательной программы определяет ФГОС ДО.
Организация образовательной среды не просто создает условия для общения с родителями, но и способствует проявлению их творческой активности, инициативы. Мини-музей как один из объектов предметно- развивающей среды является трудоемкой, но увлекательной формой взаимодействия ДОУ с семьей. Создание музея способствует установлению эмоциональной близости детско-родительских отношений.
Привлекая родителей к сбору экспонатов для музея необходимо учитывать принципы:
партнерство родителей и педагогов ДОУ;
единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
помощь, уважение и доверие со стороны родителей;
Мини-музей представляет практическую значимость в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. «Общение» с музеем детей старшего дошкольного возраста развивает наглядно-действенное мышление, любознательность, формирует представление о предметном мире. В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а в мини-музее группы не просто можно, но и нужно! Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци утверждал, что «в процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Залог хорошего мини -музея в детском саду - его интерактивность. Если детям разрешают рассмотреть вблизи, потрогать, обсуждать особенности экспоната, задавать и даже использовать для игр, - они начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.
При организации мини-музея следует учитывать, что внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, отличается кратковременностью и неустойчивостью. Поэтому эффективность работы зависит от удачного расположения экспонатов, степени привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: горизонтальных и вертикальных.
В старшей группе был организован мини-музей по теме «Моя родина-Россия». Цель: формирование у детей представлений о национальных традициях, истории и культуре России. Содержание материалов и название экспозиций учитывало национальные традиции и познавательные интересы детей:
«Традиция чаепития»
«Национальная одежда»
«Тряпичные куклы»
В экспозиции «Традиции чаепития» были собраны следующие экспонаты: различные самовары, заварочные чайники, разнообразные кружки и бочонки для меда, а также коллекция трав, коллекция буклетов о чае. В ходе пополнения экспонатов дети выступали в группе с сообщениями о том, какой бывает чай, как и где его выращивают, с какими травами пили чай на Руси. Интересным не только для детей, но и родителей оказалось выступление об истории создания самовара на Руси. Из коллекции трав были изготовлены «душистые» мешочки, которые дети использовали для совместных игр. Экспозиция кружек была самой разнообразной: от фарфорового сервиза до солдатской кружки и термоса. Пополнение экспонатов кружек сопровождалось рассказами детей. И конечно, самым интересным было использование самоваров для совместного с родителями чаепития с баранками и медом из блюдца в традициях чаепития в России.
В экспозиции «Национальная одежда» были представлены куклы в разнообразных одеждах для разных сезонов, коллекция тканей, материалы: лен, разные виды шерсти, веретено. Так кукольная одежда выполнена в соответствии с национальными традициями – валенки изготовлены в технике «валянье шерсти», пуховой платок и варежки связаны на спицах, сарафаны украшены вышитой тесьмой. Куклы и коллекция тканей и шерсти были использованы как в ходе проведения организованной образовательной деятельности с детьми, так и самостоятельной игровой деятельности.
Самой многочисленной была экспозиция «Тряпичные куклы», в которой насчитывалось 27 кукол. Это куклы-пеленашка, зерновушка, колокольчик, берегиня, мамка, богач. Дети не только познакомились с традицией тряпичных кукол, но вместе с бабушками и мамами изготовили куклу на одном из мастер-классов. С увлечением дети использовали куклы из музея для игры с макетом «Русская изба».
В подготовительной к школе группе был организован новый музей по теме «Школьные годы чудесные». Цель: формирование интереса к обучению в школе. Экспонаты данного музея самые старинные- принадлежали родителям, когда они ходили в школу. Были разделены по темам:
«Азбуки»
«Школьные принадлежности»
«Читаем сами»
Экспонаты «азбуки» – это книги, выпущенные в разные годы, включают азбуку для чтения слепых.
Книги из экспозиции «Читаем сами» дети активно используют в самостоятельной игровой деятельности.
«Школьные принадлежности» - это линейки, карандаши, ручки шариковые и чернильные, блокноты, тетради и портфель. Дети не только знакомятся с историей создания школьных принадлежностей, но и могут использовать в процессе познавательной деятельности. Пополнение данных экспонатов сопровождалось интересными рассказами родителей из своей школьной жизни.
Экспонаты мини-музея «Школьные годы чудесные» с интересом рассматривают не только дети, но и родители. Они помогают вспомнить веселые и трогательные моменты школьного обучения родителей. Украшением музея стали куклы учительницы и ученицы, изготовленные родителями вручную.
Экспонаты мини-музея группы являются интересными наглядным материалом при проведении организованной образовательной деятельности с детьми, выступлением детей с сообщениями, проведением мастер-классов для детей и родителей, игрового часа.
В рамках данного опыта организация мини-музея является эффективной формой взаимодействия ДОУ с семьей
Столяров Б.А. Музейная педагогика.История, теория, практика.-М 2004г.
Рыжова, Н.А. Мини-музей в детском саду [Текст] / Н.А. Рыжова, Л.В. Логинова, А.И. Данюкова; М.: Линка-Пресс, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нетрадиционная форма работы с родителями" мини - музеи
Совместная работа с родителями в организации развивающей среды, создание мини - музеев. Идея с мини – музеями мне очень понравилась, совместными усилиями с родителями, были созданы мини – ...
"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)
В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...
Консультация для воспитателей "Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями"
Консультация по книге Н.А. Рыжовой...
презентация Мини- музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями
Мини- музей – результат общения и совместной работы детей и их родителей...
Консультация «МИНИ – МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ. МИНИ – МУЗЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
Цель: Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Задачи: ·...
Проект Мини-музей «БОЕВОЙ СЛАВЫ», как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
Центром реализации такой системы становится создание мини-музея, который поможет решить задачи в патриотическом воспитании детей....
Мини-музей в ДОУ как форма работы с родителями
Семья и детский сад - одни из важных социальных институтов, каждый из которых по-своему формирует у ребенка социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхо...