"Шахматы - средство интеллектуального развития детей"
статья (старшая группа) по теме

Куминова Надежда Тимофеевна

СТАТЬЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_shakhmatakh.doc700 КБ

Предварительный просмотр:

             

http://www.arhcity.ru/data/0/020-082553.jpg

        

«Шахматы – это пробный камень

человеческого     ума»

И. Гете

                                                                                                                                            

Пояснительная записка.

Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому увидеть  проблему одаренности детей-дошкольников, открывают  новые аспекты ее изучения и решения.

   Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями. Умственно одаренный ребенок дошкольного возраста отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. И самая главная задача педагога – не дать одаренности угаснуть, способствовать ее дальнейшему развитию.

Реализация Основной общеобразовательной программы дошкольного образования,  позволяет каждому педагогу,  творчески использовать вариативные дополнительные программы  с целью обогащения того или иного направления программы.

 Одним из таких методов развивающего образования и  развития интеллектуальной одаренности детей  являются – шахматы.

           

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры,  способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений. Учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результат своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость,  внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность.

              Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно, планировать и предвидеть результат своей деятельности, от развития его познавательных и коммуникативных способностей. Как обеспечить успешное выявление и развитие талантливых детей в дошкольном учреждении? Этот вопрос встал не только перед родителями, но и передо мной. И это возможно через игру. Ведь в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью детей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, но и средство развития всех его психических процессов, таких как память, внимание, мышление, речь и других. Роль взрослого – поддержать интерес к игре. Обучая детей игре, мы стремимся, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Такой игрой и являются - шахматы. Эта игра  формирует умение сосредотачиваться, развивает память, логическое мышление, расширяет кругозор, активизирует мыслительную деятельность, учит детей предвидеть результаты своей деятельности. Вырабатывает у детей настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах.

Подводя итоги актуальности  развития интеллектуальной одаренности детей и развивающего образования обозначенного в Федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, изучив и проанализировав литературу по обучению детей игре в шахматы, была определена цель программы.

Цель: 

развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре в шахматы как основы интеллектуальной одаренности.

Задачи:

  • Выявление детской одаренности.
  • Обучение воспитанников принципам шахматной игры.
  • Развитие  логического мышления детей старшего дошкольного возраста в ходе обучения игре в шахматы.
  • Воспитание у детей интереса и любви к  игре в шахматы и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития.
  • Создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества.

Система отбора детей в группу.

Программа "Шахматы – средство интеллектуального развития дошкольников" реализуется с детьми высокого уровня развития. В группу  отбирается не более 15 человек, что дает возможность обеспечить более успешную и продуктивную работу с детьми.  

Отбор детей в группу проходит, через :

  • Наблюдение за детьми;
  • Анкетирование взрослых (родителей и воспитателей тех групп, откуда приходят дети);
  • Групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик, оценивающих общий уровень развития;
  • Индивидуальное обследование, направленное на выявление способностей в сферах образного и логического мышления, воображения и познавательной активности

Приобщать детей к шахматной игре нужно постепенно.

 

1 этап:

     Знакомство с  историей возникновения и развития шахмат.

2 этап:

       Приобщение к самой игре

Шахматы должны стать продолжением детских игр и забав. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Знакомство с шахматной игрой было начато со знакомства с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

 После знакомства с шахматной доской , знакомство и обследование шахматных фигур, чтобы дети почувствовали их в руках, сравнили по форме, величине, цвету, дети обводили контуры фигур пальцами, слушали сказки о шахматных фигурах , знакомились с “домиком” и “адресом” шахматных фигур.

  Играть с шахматными фигурами можно даже тогда,   когда еще не известны все правила в игры шахматы. Так, при изучении ходов каждой отдельной фигуры предлагалось занимающимся детям, поиграть этой фигурой: сражения только пешками; пешками и королями; конями и пешками и т. д.. Один раз в месяц проводилась шахматная викторина по пройденному материалу, где дети демонстрировали знания о шахматах, решали несложные логические задачи, ребусы, головоломки на шахматных диаграммах.

   В группе для детей, которые занимаются шахматами,   были заведены индивидуальные папки, в которые дети складывали выполненные задания на шахматных диаграммах. Это удобно для контроля. Воспитатель, изучая материал папок, может понять на каком этапе ребенок, испытывает трудности и за тем провести индивидуальную работу с ним. Дети,   так же по желанию,   могли брать задания домой, и выполнять   его совместно с родителями. Таким образом, родители становились   невольными участниками процесса при обучении детей шахматной игре.

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты освоения программы «Шахматы – средство интеллектуального развития дошкольников»:

Дети  должны иметь представления:

  • о некоторых исторических сведениях, об истории возникновения и развития шахмат;
  • о шахматных терминах: белое и черное поле, горизонтали, вертикали,  диагонали, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
  • правильное название шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король)  и их ходы;
  • название и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;
  • о том, что такое шах, мат (детский мат), пат;
  • о способах защиты от шаха;
  • о  правилах  разыгрывания  дебюта;
  • о правилах хода, взятии каждой фигуры;
  • о простейших  тактических ударах: вилка,  двойной шах, открытый шах;
  • о  приемах  и способах линейного мата или мата двумя ладьями;
  • о  правилах  квадрата и ключевых полей;
  • о сравнительной  ценности  фигур;
  • о  шахматных часах;

Дети  должны  уметь: 

  • правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
  • хорошо ориентироваться на шахматной доске;
  • считать до 10 и более;
  • правильно делать рокировку;
  •  играть фигурами без нарушения правил;
  • читать и записывать шахматную нотацию (до 10  ходов);
  • видеть тактические удары;
  • разыгрывать несколько дебютов;
  •  решать простейшие задачи на мат и пат в 1 - 2 хода;
  • провести пешку на поле превращения;
  • взаимодействовать фигурами в игре;
  • ставить линейный мат, мат ферзем, мат ладьей, мат двумя слонами, с помощью пешек;
  • ставить шах  ферзем, слоном, ладьей, конем и пешкой;
  • рассчитывать варианты в уме;
  • планировать свои действия;
  • работать с диаграммами;
  • решать простые шахматные задачи;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;

Ожидаемые результаты сформированности интегративных качеств воспитанников:

  • Любознательный и активный;
  • Эмоционально отзывчивый;
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • Овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Шахматы – средство интеллектуального развития дошкольников».

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Дошкольное детство – первы...

«Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста....

Шахматы –средство интеллектуального развития дошкольников

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития....