"Шахматы - средство интеллектуального развития детей"
статья (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Шахматы – это пробный камень
человеческого ума»
И. Гете
Пояснительная записка.
Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому увидеть проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями. Умственно одаренный ребенок дошкольного возраста отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. И самая главная задача педагога – не дать одаренности угаснуть, способствовать ее дальнейшему развитию.
Реализация Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, позволяет каждому педагогу, творчески использовать вариативные дополнительные программы с целью обогащения того или иного направления программы.
Одним из таких методов развивающего образования и развития интеллектуальной одаренности детей являются – шахматы.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры, способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений. Учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результат своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность.
Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно, планировать и предвидеть результат своей деятельности, от развития его познавательных и коммуникативных способностей. Как обеспечить успешное выявление и развитие талантливых детей в дошкольном учреждении? Этот вопрос встал не только перед родителями, но и передо мной. И это возможно через игру. Ведь в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью детей.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, но и средство развития всех его психических процессов, таких как память, внимание, мышление, речь и других. Роль взрослого – поддержать интерес к игре. Обучая детей игре, мы стремимся, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Такой игрой и являются - шахматы. Эта игра формирует умение сосредотачиваться, развивает память, логическое мышление, расширяет кругозор, активизирует мыслительную деятельность, учит детей предвидеть результаты своей деятельности. Вырабатывает у детей настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах.
Подводя итоги актуальности развития интеллектуальной одаренности детей и развивающего образования обозначенного в Федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, изучив и проанализировав литературу по обучению детей игре в шахматы, была определена цель программы.
Цель:
развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре в шахматы как основы интеллектуальной одаренности.
Задачи:
- Выявление детской одаренности.
- Обучение воспитанников принципам шахматной игры.
- Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста в ходе обучения игре в шахматы.
- Воспитание у детей интереса и любви к игре в шахматы и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития.
- Создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества.
Система отбора детей в группу.
Программа "Шахматы – средство интеллектуального развития дошкольников" реализуется с детьми высокого уровня развития. В группу отбирается не более 15 человек, что дает возможность обеспечить более успешную и продуктивную работу с детьми.
Отбор детей в группу проходит, через :
- Наблюдение за детьми;
- Анкетирование взрослых (родителей и воспитателей тех групп, откуда приходят дети);
- Групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик, оценивающих общий уровень развития;
- Индивидуальное обследование, направленное на выявление способностей в сферах образного и логического мышления, воображения и познавательной активности
Приобщать детей к шахматной игре нужно постепенно.
1 этап:
Знакомство с историей возникновения и развития шахмат.
2 этап:
Приобщение к самой игре
Шахматы должны стать продолжением детских игр и забав. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Знакомство с шахматной игрой было начато со знакомства с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
После знакомства с шахматной доской , знакомство и обследование шахматных фигур, чтобы дети почувствовали их в руках, сравнили по форме, величине, цвету, дети обводили контуры фигур пальцами, слушали сказки о шахматных фигурах , знакомились с “домиком” и “адресом” шахматных фигур.
Играть с шахматными фигурами можно даже тогда, когда еще не известны все правила в игры шахматы. Так, при изучении ходов каждой отдельной фигуры предлагалось занимающимся детям, поиграть этой фигурой: сражения только пешками; пешками и королями; конями и пешками и т. д.. Один раз в месяц проводилась шахматная викторина по пройденному материалу, где дети демонстрировали знания о шахматах, решали несложные логические задачи, ребусы, головоломки на шахматных диаграммах.
В группе для детей, которые занимаются шахматами, были заведены индивидуальные папки, в которые дети складывали выполненные задания на шахматных диаграммах. Это удобно для контроля. Воспитатель, изучая материал папок, может понять на каком этапе ребенок, испытывает трудности и за тем провести индивидуальную работу с ним. Дети, так же по желанию, могли брать задания домой, и выполнять его совместно с родителями. Таким образом, родители становились невольными участниками процесса при обучении детей шахматной игре.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты освоения программы «Шахматы – средство интеллектуального развития дошкольников»:
Дети должны иметь представления:
- о некоторых исторических сведениях, об истории возникновения и развития шахмат;
- о шахматных терминах: белое и черное поле, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- правильное название шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король) и их ходы;
- название и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;
- о том, что такое шах, мат (детский мат), пат;
- о способах защиты от шаха;
- о правилах разыгрывания дебюта;
- о правилах хода, взятии каждой фигуры;
- о простейших тактических ударах: вилка, двойной шах, открытый шах;
- о приемах и способах линейного мата или мата двумя ладьями;
- о правилах квадрата и ключевых полей;
- о сравнительной ценности фигур;
- о шахматных часах;
Дети должны уметь:
- правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
- хорошо ориентироваться на шахматной доске;
- считать до 10 и более;
- правильно делать рокировку;
- играть фигурами без нарушения правил;
- читать и записывать шахматную нотацию (до 10 ходов);
- видеть тактические удары;
- разыгрывать несколько дебютов;
- решать простейшие задачи на мат и пат в 1 - 2 хода;
- провести пешку на поле превращения;
- взаимодействовать фигурами в игре;
- ставить линейный мат, мат ферзем, мат ладьей, мат двумя слонами, с помощью пешек;
- ставить шах ферзем, слоном, ладьей, конем и пешкой;
- рассчитывать варианты в уме;
- планировать свои действия;
- работать с диаграммами;
- решать простые шахматные задачи;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;
Ожидаемые результаты сформированности интегративных качеств воспитанников:
- Любознательный и активный;
- Эмоционально отзывчивый;
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- Овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Шахматы – средство интеллектуального развития дошкольников».
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Дошкольное детство – первы...
Из опыта работы "Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста"
Основные выдержки из опыта работы воспитателя...
«Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста....
Шахматы –средство интеллектуального развития дошкольников
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития....
Презентация "Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов...
Презентация "Игра в шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов...