Доклад на тему: современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в разновозрастной группе
статья

Фатеева Светлана Александровна

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в разновозрастной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Алгачинской средней общеобразовательной школы Зейского района Амурской области

Доклад

на тему: современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в разновозрастной группе

Составила: старший воспитатель группы дошкольного образования п.Алгач Фатеева Светлана Александровна

2019г.

Для начала хотелось бы рассказать вам, что же такое разновозрастная группа. Иногда не каждый понимает смысл этого слова.

Разновозрастная группа – это группа детей внутри образовательного учреждения или какого-нибудь досугового центра, которые отличаются друг от друга возрастом, а так же, как правило, уровнем предшествующей подготовки и интеллектуального развития. Если мы обратимся к истории, то увидим, что первоначально, когда педагоги начинали работать с разновозрастными группами, причина для этого была одна – экономическая. В маленьких городах или селах, где сложно собрать полноценную одновозрастную группу, намного легче объединить несколько одновозрастных мини-групп в одну большую, но разновозрастную. Внутри таких групп один педагог отдельно работал с каждой мини-группой, происходило разновозрастное общение, но не было разновозрастного обучения.

Разновозрастное обучение – образовательная система, при которой программа строится таким образом, что разновозрастные дети изучают один и тот же материал, но старшие дети – более углубленно. Разновозрастное обучение также предполагает делегирование старшим детям некоторых педагогических задач: самостоятельно объясняя какие-то вещи младшим товарищам, старшие дети получают возможность «закрепить» изученный материал. Именно разновозрастное обучение лежит в основе современных разновозрастных групп.

Сейчас многие передовые педагоги транслируют противоположные взгляды на этот вопрос, а щедрую порцию масла в огонь споров подливают наследники советских принципов воспитания.  Вот мы и оказываемся в таком бурлящем пространстве идей, где кто-то кричит одно, кто-то – другое. Поэтому, отвечая на этот вопрос, кто-то скажет, что обучаться малыш должен только в группе одногодок. А кто-то уверен, что разновозрастная группа – это самое плодородное поле для взращивания самых красивых цветов, а также для других смелых экспериментов.

Какие же преимущества  у разновозрастных дошкольных групп? Единственного верного ответа на вопрос о том, какое устройство детского коллектива выигрышнее, нет. Просто нет. Под руководством чуткого и вдумчивого педагога в одновозрастной группе дошколята могут получить максимум и даже больше. При этом взрослому очевидно легче выстроить работу именно в такой группе: в помощь и одинаковый уровень развития детей, и мировой педагогический опыт, описанный во многих книгах. В разновозрастной группе педагогу предстоит столкнуться с определенными трудностями, но и преимуществ у этого формата – вагон и маленькая тележка. Например, в разновозрастной группе младшие дети будут развиваться быстрее, ориентируясь на успехи старших участников. Старшие дети в разновозрастной группе могут учиться ответственности, помогая младшим. Участники такой группы  получают ценный опыт общения с детьми, которые на три-четыре года старше или младше их самих. Этот опыт, часто недоступный для детей, у которых, например, нет братьев и сестер, очень важен для развития эмпатии и эмоционального интеллекта. Разновозрастная группа – живая модель социального организма, в котором естественным образом происходит распределение ролей. Такое пространство может стать очень благоприятным для развития лидерских качеств в детях уже этого возраста, если, конечно, ведущий группы вовремя проведет грамотный анализ и работу.

Кроме того, от педагога работа в разновозрастной группе требует неформального подхода, живого ума, чуткого сердца и быстрой реакции. А поэтому, если педагог успешно справляется с работой в разновозрастной группе, ему можно доверить многое. Вот только по-настоящему справляются далеко не все.

Грамотная теория не всегда переходит в практику

Самые «модные» образовательные стратегии, которые предполагают работу в разновозрастных группах, – это, пожалуй, Вальдорфская педагогика и педагогика Монтессори. Популярные принципы этих методик – индивидуальный подход, поощрение естественного развития, уважение свободы и выбора ребенка – косвенно оказали влияние даже на тех воспитателей, которые никогда не работали в Вальдорфских садиках, или на тех преподавателей, которые никогда не работали в школе Монтессори.  

Но как прекрасна ни была бы теория, она не всегда переходит в столь же прекрасную практику. Поэтому, пообщавшись с разными людьми, которые своими глазами видели, как проходит день в условном садике Монтессори, вы услышите как восторженные отзывы, так и критические замечания. К примеру, от критиков порой приходится  слышать, что мягкий, «либеральный» подход оборачивается отсутствием в занятиях какого-либо подобия порядка, дисциплины и, как следствие, результатов для детей. А ведь они достойны самых лучших результатов. 

Но, как мы уже говорили, единственного правильного ответа нет. Это значит, что нет одного подхода, одной педагогики. Но каждый преподаватель, каждый воспитатель должен сам найти путь, следуя по которому, его или ее подопечные, достигнут самых лучших результатов.  А чтобы не заблудиться в процессе поисков, все-таки нужно уметь ориентироваться в дорожных знаках, то есть понимать, какие вещи обязательно должны осуществляться на практике, чтобы работа не завела в тупик.   

Педагогу, который только начинает работать с разновозрастной группой, предстоит хорошенько подумать об обустройстве среды, в которой проходят занятия, и о режиме дня. Впрочем, второе относится только к детским садам и другим местам, в которых дети проводят большую часть дня.  С первым пунктом все понятно: в комнате для занятий должна быть мебель, которая подходит детям разных представленных в группе возрастов. Необходима комфортная и безопасная среда. Но что делать, если в одной детсадовской группе находятся дети с разными потребностями, которые привыкли к разному распорядку дня? Что если младшим детям требуется больше времени на еду и сон? В продумывании расписания внутригрупповых активностей нужно соблюдать баланс затраченного времени. Если младшим детям требуется больше времени на прием пищи, пусть они первыми отправляются на обед, в то время как старшие, обладая большими ресурсами усидчивости и внимательности, могут задержаться на 10-15 минут и продолжить заниматься. Если младшим детям нужно больше времени на дневной сон, возможно, первыми будить стоит старших. 

Продумывая расписание, можно прибегать к разным стратегиям балансировки затраченного времени. Определите своеобразную «сердцевину» каждого занятия, его основную смысловую часть. Ориентируйтесь на эту сердцевину – это именно та часть программы, на которой должны присутствовать все дети всех возрастов. В остальное время вы можете прибегать к принципу вариативности, заботясь о самочувствии и потребностях своих подопечных. 

На практике происходит именно так, мы делим группу на подгруппы 

Неважно, сколько детей в группе. Важно, чтобы половину общего времени они проводили в подгруппах, состоящих из 3-5 человек. Причем состав этих групп желательно постоянно менять, придерживаясь лишь одного правила: в каждой группе должны оказаться разновозрастные дети. Почему? Представьте себе комнату, а в комнате – 20 детей дошкольного возраста, которым дали полную свободу, не привлекая их ни к какой организованной активности. Что они станут делать? Каждый будет играть в одиночестве, или вся маленькая двадцатка быстро приступит к одной игре? Очевидно, ни то и ни другое. Вполне естественно, что некоторые дети вообще не пожелают взаимодействовать с другими, а все остальные разделятся на небольшие группки. Но по какому принципу они разделятся? Часто дети без опыта взаимодействия со старшими или младшими друзьями выбирают в напарники по игре сверстников. А разновозрастная группа – это очень ценная возможность получить опыт совершенно другого взаимодействия. При регулярном делении большой группы на мини-группы у ведущих-педагогов будет возможность посмотреть, как каждый ребенок проявляет себя в разных компаниях, в разных ситуациях.  

Педагог всегда должен на протяжении года  в игровой форме напоминать детям, что каждый из них – маленькая частичка большой команды.  Придумывая простые игровые ритуалы, которые с удовольствием будут выполнять дети, и регулярно возвращаться к ним. К примеру, дети только что закончили художественную деятельность в  подгруппе, и всей группе необходимо вместе переместиться в соседнюю комнату для игры. Для этого мы можем сделать минутную паузу, во время которой малыши вместе повторят простое стихотворение или совершат несколько хорошо знакомых всем физических упражнений. Такой простой прием поможет создать дисциплину и привнести в расписание упорядоченность.

Как бы ни были распределены роли внутри детского коллектива, главным лидером группы всегда остается взрослый ведущий. Поэтому катастрофически важно, чтобы каждый ребенок каждый раз получал порцию индивидуального и искреннего внимания. Опытный педагог всегда держит в голове, с кем из детей он уже пообщался лично, а с кем – еще нет. При этом речь вовсе не о длинных беседах тет-а-тет, а о маленьких деталях, из которых строится прочная связь наставника и ученика: о личных вопросах, о словах поощрения, об улыбке, о разных мимолетных формах вербального и невербального контакта.  

Главная цель абсолютно любых дошкольных занятий – развитие в детях внимательности,  усидчивости и стремления к познанию. Мало кто не согласится, что идеальное обучение – это приятное, интересное, игровое, ненасильственное обучение. Дети дошкольного возраста могут сохранять внимание на одном объекте или занятии в течение разного времени. В разновозрастной группе нужно учитывать возможности всех детей и на каждую отдельную форму деятельности выделять средний показатель комфортного времени. Допустим, в одной группе занимаются дети четырех лет, которые могут заниматься чем-то одним в течение двадцати минут, и шестилетки, которые сохраняют внимание более получаса. В таком случае ведущему группы стоит проконтролировать, чтобы участники занимались чем-то одним не дольше двадцати пять минут, а после этого переходили к другой форме. 

Всё о чем мы с вами проговорили, это поможет начинающим преподавателям организовать работу с детьми. Но стоит помнить, что любая практика всегда идет дальше теории, поэтому многие опытные преподаватели воплощают в своей работе и другие эффективные принципы, которых очень и очень много. 

Самое главное – это любовь к детям  и постараться понять и услышать каждого.

В нашей работе в такой разновозрастной группе обязательна работа с родителями, законными представителями дошкольников. Работа в таких группах строится на доверии, уважении и профессиональной консультации и во многом зависит от единства с семьей. Все мы знаем также, что семья - это ближайшее окружение ребенка и его эмоциональный тыл. Вроде бы и то, что для каждого родителя его ребенок самый-самый понятно и тем не менее тыл порою бывает далеко ненадежен, а ближайшее окружение не так уж и близко. В такой ситуации ребенку сложно, в такой семье ребенку несладко. К счастью не везде так. Немало семей где, как говорят, совет да любовь, счастье и покой, поэтому я обозначила для себя работу в 2-х направлениях: в первом случае – постараться повернуть семью лицом к ребенку и вызвать расположение и симпатию родителей к себе и во втором случае – установить партнерские отношения с семьей.

И для обеих категорий родителей нужно объединить усилия для развития, воспитания детей и создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Понятно, что добиться поставленных целей возможно лишь при доверительных, теплых отношениях с родителями.

Я остановлюсь на интерактивных формах взаимодействия с семьей, которые нам удалось осуществить в работе по принципу: "воспитатель - ребенок - родитель".

Во-первых, все мероприятия, которые мы проводим, были направлены на взаимодействие ребенка и родителей, тщательно продумывались, начиная от расстановки стульев, и до сюрпризных моментов, которыми мы обычно заканчивали встречи.

На нашей практике мы проводим один раза в триместр и не требовали большой подготовки со стороны родителей. Каждую встречу мы тщательно продумываем, чтобы у родителей всегда осталось приятное впечатление и захотелось собраться еще, раз и добиваемся, чтобы родители наших детей вносили свои корректировки  и предложения в наши планы. Этим самым мы даём понять, что родители имеют полную взаимосвязь с нами и принимают активное участие в жизни детского сада.

Так же в годовой план мы включаем совместные мероприятия спортивного характера и развлекательного. Стараемся всегда участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, спартакиадах, где большую роль играет помощь и отзывчивость родителей, которые сами заинтересованы в продвижении своего ребёнка.

 На наши собрания  мы иногда приглашаем детей для совместных мероприятий: мини спектакли, мини выступления и т.д.

 Используя эту форму привлечения родителей в орбиту воспитательно-образовательной работы группы, мы преследуем задачу: помочь им в игре стать "равными" ребенку, и таким образом, постичь технологию сотрудничества родителя с ребенком.  

Один раз в год у нас состоится собрание за круглым столом «За чашкой чая», где родители могут чувствовать себя как дома и озвучить и проработать над проблемами.

Развитие детско-родительских отношений успешно идет через участие в организуемых нами выставках рисунков и поделок, такая работа объединяет ту и другую сторону и мы убеждаемся каждый раз, что в "связке", в сотворчестве с папой и мамой ребенок, ощущая поддержку, становится уверенным и с гордостью демонстрирует свои работы.

В маленьких посёлках, как наш, нам коллективу, состоящему из двух педагогов очень трудно приходится в работе, потому,  что в независимости от того,  какой детский сад и сколько групп, мы должны выполнять полный объем работы в организации, в благоустройстве,  в развитии  предметно-развивающей среды и различных мероприятий – нам без родителей, конечно же, не справиться. Наш девиз совместный: «Мы одна большая и дружная семья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС

           Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и с...

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО...

«Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Эффективные пути сотрудничества семьи и ДОУ»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является - партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совме...

Обобщение опыта работы воспитателя на тему: «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи»

Обобщение опыта работы воспитателя на тему:«Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи»...

Педагогический совет «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»

Использование эффективных форм сотрудничества с родителями в вопросах развития и образования  детей дошкольного возраста....

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в старшей группе

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в старшей группе.В ФГОС ДО говорится, что взаимодействие с родителями должно иметь дифференцированный подход, должно ...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...