Консультация для воспитателей "Выдумываем сказку"
консультация по теме

Еськова Светлана Геннадьевна

Автором представлен материал для воспитателей по художественно - эстетическому и речевому развитию дошкольников на материале сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vydumyvaem_skazku.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ВЫДУМЫВАЕМ СКАЗКУ»

(консультация для воспитателей).

Последнее десятилетие характеризуется противоречивым отношением к сказке. С одной стороны, считается, что сказка не отражает жизнь, так как дети должны быть в курсе современных событий, развития науки и техники, особенностей человеческих отношений. С другой стороны, наблюдается небывалый рост сказочной продукции в виде книг, пластинок, фильмов, а также активизация деятельности исследователей по изучению сказок.

А как к этому относятся дети? Они так же, как когда-то их бабушки и дедушки, с восторгом рассматривают иллюстрации к сказкам, с замиранием сердца слушают небывалые истории, всем своим существом сопереживают их героям. Каковы же истоки привязанности детей к сказкам?

Описание чудес, необычайных и не всегда понятных событий оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка, заставляет задуматься: «Есть ли вокруг меня какие-нибудь еще добрые силы, кроме родителей? А что может произойти со мной?». И это очень важные для ребенка вопросы – он думает о собственной защите в этом мире, о смысле жизни. Сказки не только заставляют ребенка задуматься над важными жизненными вопросами, но и помогают найти на них ответы.

Ребенок легко входит в сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Королевича или Белоснежку, и так же свободно переключается на прозаическую повседневность. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло бы происходить и в действительности.

Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому возрасту присуща еще одна потребность. Ребенок хочет подражать окружающим его сильным, смелым, ловким, умным взрослым, но ему это не всегда удается. В сказке же возможно выйти победителем из любых испытаний, например, перелететь за тридевять земель в тридесятое царство и сразиться с драконом о трех головах. Мечты ребенка осуществляются в сказке, когда он слушает ее или придумывает собственный вариант. Таким образом, ребенок как бы реализует неосознанный желания, не всегда выполнимые в жизни.

Эстетическое воспитание детей на материале сказки – важная проблема. Ее решение требует серьезной, продуманной работы. Педагог вправе избрать для этого один метод или прибегнуть к сочетанию разных методов в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.

  • Целенаправленное наблюдение.

- Определение средств, с помощью которых автор добивается соответствую-щего впечатления (картины природы, описание героев). Пересказ детьми прочитанного текста или эпизодов вносит необходимые акценты в суть переживаемого.

- Словесное рисование характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.

- Рисование иллюстраций к прочитанному тексту и последующие рассказы при рассматривании готовых работ.

- Лепка сказочных персонажей из доступных материалов, изготовление масок, костюмов и других атрибутов. Обсуждение поделок.

  • Сравнение.

- Сказочных персонажей, предметов, явлений.

- Иллюстраций различных художников к одному и тому же тексту.

- Сравнение прочитанного с целью актуализации читательского опыта.

  • Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей.

- Узнавание автора по стилю. Дети смогут это сделать после прочтения нескольких сказок одного автора.

- Узнавание иллюстраций к ранее прочитанной книге или узнавание текста в книге, к которому относится показанная иллюстрация, что дает возможность почувствовать стиль автора.

- Драматизация – разыгрывание сценок из сказки. Зрители могут отгадывать, какого персонажа они видят и из какой он сказки.

  • Эксперимент с художественным образом.

- Рассказывание сказки от имени одного из ее персонажей с учетом особенностей его характера, взаимоотношений с другими персонажами.

- «Герои среди нас» - персонажи сказок переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами.

- Домысливание – это задание предполагает развитие идеи автора, домысливание дальнейшей деятельности героя в рамках тех обстоятельств, которые описаны в книге.

  • Оценка и суждение.

- «Мой любимый герой» - даже младшие дошкольники могут аргументировано доказать достоинства любимого героя и убедить в этом слушателей.

- «Любимая сказка» - умение выделить любимую сказку из числа прочитанных и ее автора – принципиально важный шаг в развитии читательской культуры.

- Тематическая беседа (индивидуальная или коллективная) о прочитанном.

- Беседа о литературных героях, о жанре, об авторе.

Педагог может обратиться к книге известного писателя и педагога Джанни Родари «Грамматика фантазии». Основное содержание книги составляют вопросы разностороннего воспитания ребенка, формирования его неповторимой индивидуальности. Автора интересует проблема развития творческого начала у детей, в частности феномена фантазии. В своей книге Дж. Родари рассказывает, как научить детей сочинять сказки.

После такой предварительной подготовки каждый педагог может приступить к обучению дошкольников сочинению сказок и их использованию во всех видах  творческой деятельности.

Старший воспитатель: Еськова С.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сказка как фольклорный элемент"

Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам.Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-р...

Консультация для родителей. Сказка в жизни ребенка.

Материал поможет родителям в правильном выборе литературной сказки для детей....

консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....

Консультация для педагогов" Сказки на кончиках пальцев"

Выдающийся педагог В.А Сухомлинский говорил, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Предлагаемые пальчиковые игры можно использовать при проведении хороводов после чтения сказок....

Консультация для родителей." Сказки, которые мы читаем детям" Семейный куб: «В гостях у сказки»

Консультация для родителей."Сказки, которые мы читаем детям".Семейный куб: «В гостях у сказки»...

Консультация для воспитателей: СКАЗКА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ. « Формирование интереса к словесному искусству через СКАЗКИ»

Сегодня мы будем говорить о русской народной сказке, о её роли в нравственном воспитании детей. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себе л...