Программа "Поисково-познавательная деятельность дошкольника" (старший дошкольный возраст)
учебно-методический материал (старшая группа) по теме
Программа "Поисково-познавательная деятельность дошкольника" направлена на формирование у дезадаптированных детей старшего дошкольного возраста осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 119.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Республики Мордовия
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»
Программа
«Поисково-познавательная деятельность дошкольника»
(старший дошкольный возраст)
Составитель:
Лукина Любовь Борисовна
воспитатель государственного казенного
учреждения социального обслуживания РМ
«Социально-реабилитационного центра
для несовершеннолетних «Радуга»
Саранск 2014
Пояснительная записка
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуется не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, – это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.
Поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, находить проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Программа «Поисково-познавательная деятельность дошкольника» направлена на формирование у дезадаптированных детей старшего дошкольного возраста осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве; овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его активный рост или социализацию. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества.
Программа даст возможность всесторонне развивать индивидуальность каждого ребенка, умение действовать самостоятельно, творчески мыслить. Учебно-воспитательный процесс, базирующийся на данной модели, будет способствовать всестороннему развитию ребенка.
При составлении программы учитывались психофизиологические и возрастные особенности детей. Это особенно важно, так как в дошкольную группу реабилитационного центра «Радуга» поступают дети разного возраста. Они отстают от своих сверстников в развитии. У них не развиты умения и навыки.
Цель программы: формирование у старших дошкольников представлений о живой и неживой природе, их взаимосвязях, о человеке и его рукотворном мире через поисково-познавательную деятельность.
Задачи программы:
I. Образовательные задачи:
- Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
- Формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы.
- Систематизировать представления детей о жизни животных и растений в сообществах; о целостности и уникальности каждого сообщества, о разнообразии животных и растений на Земле.
- Расширять знания детей о человеке и его рукотворном мире.
- Систематизировать представления детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия, о сезонных изменениях в природе.
6. Формировать навыки экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
II. Развивающие задачи:
1. Развивать познавательные умения у детей дошкольного возраста.
2. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
III. Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей бережное, ответственное, эмоционально-
доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
Педагогическая целесообразность программы «Поисково-познавательная деятельность дошкольника»
Программа позволит выработать в воспитанниках Реабилитационного Центра стремление получить знания, практические навыки.
Реализация данной Программы позволит детям быть внимательными, ответственными к окружающей действительности.
Принципы реализации программы
1. Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
2. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
- Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
- Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия
взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который
отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью,
искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует
установку на разумное усвоение. - Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-
познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а
также индивидуальных особенностей и психического развития детей. - Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением
комплекса задач образовательной, развивающей и воспитательной
направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат. - Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
Организационно-методические указания к проведению НОД по поисково-познавательной деятельности
Программа «Поисково-познавательная деятельность дошкольника» рассчитана на один год обучения и адресована детям от 5 до 7 лет.
При разработке программы учитывались специфика учреждения и обслуживаемого контингента детей, а также ограниченные временные рамки нахождения детей в социально-реабилитационном центре и вероятность прерывания процесса реабилитации по разным причинам.
Организация поисково-познавательной работы с детьми дошкольного возраста распределена по трем взаимосвязанным разделам, каждое из которых представлено несколькими темами:
- Живая природа (многообразие живых организмов, характерные
особенности сезонов и т. д.).
Цель: формировать знания о целостности природы и основных признаках живых существ, научить детей воспринимать растения и животные как живые существа; воспитывать интерес и заботливое отношение к растительному миру.
- Неживая природа (вода, воздух, почва, свет, цвет и т. д.).
Цель: формировать представление о объектах и явлениях неживой природы; воспитывать способность видеть красоту родной земли, любовь, бережное отношение к ней.
- Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразования предметов и т. д.).
Цель: расширять представления детей о взаимосвязи природы и человека, иметь представление о человеческом организме, развивать познавательный интерес.
Количество непосредственно образовательной деятельности общее –36 ч., в неделю – 1 ч.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет не более 30 минут.
В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Поисково-познавательная деятельность может быть организована в следующих моделях: совместная деятельность воспитателя с детьми (викторины, беседы, целевые прогулки и экскурсии, опыты, чтение художественной литературы) и самостоятельная деятельность детей (игры, рассматривание иллюстраций, наблюдения, исследовательские действия). (по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т.д.). Полученные знания закрепляются у детей в режимные моменты (приемы пищи, одевания на прогулку, принятия гигиенических процедур…), а так же через дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Большое внимание, в рамках программы, уделяется индивидуальной работе с детьми. Дети в реабилитационный центр «Радуга» поступают в течение всего года, поэтому возникает необходимость индивидуальных занятий с ребенком, чтобы он достиг уровня знаний и умений детей своей возрастной группы.
Программа составлена с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет на организацию игрового взаимодействия ребенка со сверстниками, учит правильно выстраивать отношения в игровых ситуациях, самостоятельно или с помощью воспитателя организовывать трудовую деятельность и т.д.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Интеграция образовательных областей программы
(Федеральный государственный стандарт образования)
«Социально-коммуникативное развитие» – развитие поисково-познавательной деятельности в процессе общения со сверстниками и взрослыми; расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, окружающем мире природы.
«Познавательно-речевое развитие» – повышение уровня речевой и познавательной активности, обогащение словарного запаса на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о явлениях природы.
«Художественно-эстетическое развитие» – развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы.
«Физическое развитие» – в ходе проведения подвижных игр происходит расширение знаний детей о явлениях окружающей действительности и укрепление здоровья дошкольников.
Перспективное планирование по поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста
№ | Тема непосредственно образовательной деятельности | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1. | У цветочной клумбы - наблюдение |
- формировать представление о частях растения (стебель, листья, цветки);
|
2. | Овощи и фрукты | - закреплять знания детей об овощах и фруктах;
|
3. | Грибы | - продолжать знакомить детей с грибами (как называются, как растут), дать представление о «царстве грибов», - познакомить с правильным употреблением грибов в пищу. |
4. | Опыты с водой («Какая бывает вода?» «Уводы нет вкуса», «У воды нет запаха») | - выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. |
Октябрь | ||
1. | Листопад (маршрут в природу) |
|
2. | Транспорт (наземный, воздушный, водный) | - расширять знания детей о видах транспорта; - развивать познавательную активность; - воспитывать интерес к труду взрослых. |
3. | Свет. Цвет (Д/игры «Волшебные лучи», «Солнечные зайчики», «Разноцветные огоньки») | - понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; - научить детей пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом); - узнать, из каких цветов состоит солнечный луч. |
4. | Опыты с водой («Ходит капелька по кругу», «Очистка грязной воды», «Пар – тоже вода») | - познакомить детей с процессом конденсации; - дать детям представление об очистке воды; - воспитывать бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. |
Ноябрь | ||
1. | Труд людей осенью | -расширять и систематизировать знания детей об осенних работах людей на огороде и в саду; - развивать интерес к окружающей жизни; - воспитывать трудолюбие, уважение к людям разных профессий, желание помогать им. |
2. | Домашние животные |
|
3. | Песок. Глина. Камни | - расширять представления детей о свойствах песка, глины и камней; - уметь использовать материал в жизни, в быту; - воспитание бережного отношения к природным материалам и сделанным из них предметам. |
4. | Воздух. Опыты с воздухом («Что в пакете?», «Сухой из воды», «Загадочные пузырьки», «Живая змейка») | - выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды); - определить, что воздух занимает место; - выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз. |
Декабрь | ||
1. | Человек |
|
2. | Снег и его свойства. Опыты со снегом и льдом («Спичка-пленница») | - расширять представления детей о снеге; - помочь понять, почему снег изменяет свои свойства; - развивать способность наблюдать за неживой природой; - воспитывать любознательность. |
3. | Дикие животные | - уточнить и расширить представления детей об образе жизни ежа, белки, лося, зайца, медведя, способах их самозащиты от врагов; - учить замечать основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные»; - воспитывать интерес, добрые чувства к животным. |
4. | Свойства бумаги. Преобразование бумаги | - помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги; - развивать умение отличать и называть различные виды бумаги (писчая, картон, газетная); - воспитывать интерес к окружающему. |
Январь | ||
1. | Как звери в лесу зимуют | - познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; - воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. |
2. | Рукотворный мир человека. Свойства металла, пластмассы, резины, древесины. | - учить узнавать предметы из металла, резины, пластмассы и древесины, определять их качественные характеристики (структура поверхности, цвет, прочность) и свойства (теплопроводность, плотность…). |
3. | Свойства магнита («Волшебная рукавичка», «Два магнита», «Необычная скрепка») | - выявить способность магнита притягивать некоторые предметы; - выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. |
4. | Снег и лёд. Изготовление льдинок. | - учить детей проводить опыты со снегом и льдом; - закрепить знание свойств и качеств воды: превращаться в лёд (замерзать на холоде, принимать форму ёмкости, в которой находится). |
Февраль | ||
1. | Что мы знаем о рыбах? | - пополнить знания детей о внешнем виде рыб; о среде их обитания; - развивать умение видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение; - воспитывать желание ухаживать за рыбками. |
2. | Прогулка в зимний парк (маршрут в природу) | - уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят); - воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её. |
3. | Свойства стекла и керамики | - познакомить детей с рукотворными материалами – стеклом и керамикой; - учить сравнивать их качественные характеристики и свойства: твёрдость, хрупкость, водонепроницаемость… |
4. | Опыты со свечой | - продолжать знакомить детей с огнем посредством опытов; - развивать познавательный интерес; - воспитывать умение правильно обращаться с огнем. |
Март | ||
1. | Что мы знаем о птицах? | - активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц; - воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять. |
2. | Солнечные лучики. Облака | - дать детям понятие о роли солнца в жизни растений, животных, человека; - формировать у детей умение видеть красоту неба; - дать представление о том, как ветер формирует облака. |
3. | Опыты с водой («Вода нужна всем», «Спичечные бега», «Друзья – враги») | - расширять знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов; - воспитывать бережное отношение к воде. |
4. | Посадка лука в ящики | - уточнить представление о луковице (гладкая, круглая, желтая, есть верхушка и корешок, будет расти); - закреплять навыки посадки; - воспитывать интерес к выращиванию растений |
Апрель | ||
1. | Растения | - дать представление о дикорастущих и культурных растениях; - рассказать об их разнообразии; - воспитывать бережное отношение к растительному миру. |
2. | Почва | - расширять и систематизировать знания детей о земле; - формировать элементарные знания о планете Земля; о земле, на которой растут растения; - воспитывать интерес к живой и неживой природе. |
3. | Явление природы – радуга (Д/игры «Как получить радугу?», «Волшебный круг», «Раскрасим радугу») | - познакомить детей с явлением природы – радуга; - познакомить с цветами радуги; - познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей света. |
4. | Труд людей весной | - расширять представление детей о труде людей весной; - формировать желание помогать взрослым; - воспитывать уважение к труду взрослых. |
Май | ||
1. | Насекомые | - расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; - учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. |
2. | Солнышки на травке (маршрут в природу) | - познакомить детей с весенним цветком одуванчиком, сообщить его название, выделить характерные особенности (желтый, пушистый, стебель длинный, гладкий); - закреплять навыки исследования; - воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения. |
3. | Изготовление солнечных часов | - продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца; - расширять кругозор детей. |
4. | Опыты с воздухом («Реактивный шарик», «Вертушка», «Подводная лодка», фокус «Почему не выливается?») | - закреплять представления детей о свойствах воздуха; - обнаружить, что воздух легче воды; - обнаружить атмосферное давление; - выявить, что воздух обладает упругостью; - воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух. |
Тематическое планирование по поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста
№ | Тема | Количество непосредственно образовательной деятельности |
Живая природа | ||
1. | У цветочной клумбы - наблюдение | 1* |
2. | Овощи и фрукты | 1 |
3. | Грибы | 1 |
4. | Листопад (маршрут в природу) | 1* |
5. | Домашние животные | 1 |
6. | Дикие животные | 1 |
7. | Как звери в лесу зимуют | 1 |
8. | Прогулка в зимний парк (маршрут в природу) | 1* |
9. | Что мы знаем о рыбах? | 1 |
10. | Что мы знаем о птицах? | 1 |
11. | Посадка лука в ящики | 1 |
12. | Растения | 1 |
13. | Насекомые | 1 |
14. | Солнышки на травке (наблюдение за одуванчиками) | 1* |
Неживая природа | ||
1. | Опыты с водой («Какая бывает вода?» «Уводы нет вкуса», «У воды нет запаха») | 1 |
2. | Свет. Цвет (Д/игры «Волшебные лучи», «Солнечные зайчики», «Разноцветные огоньки») | 1 |
3. | Опыты с водой («Ходит капелька по кругу», «Очистка грязной воды», «Пар – тоже вода») | 1 |
4. | Песок. Глина. Камни | 1 |
5. | Воздух. Опыты с воздухом («Что в пакете?», «Сухой из воды», «Загадочные пузырьки», «Живая змейка») | 1 |
6. | Снег и его свойства. Опыты со снегом и льдом («Спичка-пленница») | 1 |
7. | Снег и лёд. Изготовление льдинок. | 1 |
8. | Солнечные лучики. Облака | 1 |
9. | Опыты с водой («Вода нужна всем», «Спичечные бега», «Друзья – враги») | 1 |
10. | Явление природы – радуга (Д/игры «Как получить радугу?», «Волшебный круг», «Раскрасим радугу») | 1 |
11. | Почва | 1 |
12. | Изготовление солнечных часов | 1* |
13. | Опыты с воздухом («Реактивный шарик», «Вертушка», «Подводная лодка», фокус «Почему не выливается?») | 1 |
Человек. Рукотворный мир | ||
1. | Человек | 1 |
2. | Транспорт (наземный, воздушный, водный) | 1 |
3. | Труд людей осенью | 1* |
4. | Свойства бумаги. Преобразование бумаги | 1 |
5. | Рукотворный мир человека. Свойства металла, пластмассы, резины, древесины. | 1 |
6. | Свойства магнита («Волшебная рукавичка», «Два магнита», «Необычная скрепка»). | 1 |
7. | Свойства стекла и керамики | 1 |
8. | Опыты со свечой | 1 |
9. | Труд людей весной | 1* |
Итого | 36 |
Условные обозначения: * – Непосредственно образовательная деятельность проводится на прогулке.
Глоссарий
Вещество – то, из чего состоит физическое тело.
Бионадзор – руководство организацией экологоразвивающей среды в детском саду, создание необходимых и правильных с экологической точки зрения условий жизни для всех растений и животных в помещении и на участке дошкольного учреждения.
Добро – все положительное, хорошее, полезное.
Интерес – особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять.
Исследование – изучение какого-либо явления или предмета.
Конденсация – переход вещества из газообразного состояния в жидкое или кристаллическое.
Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
Лаборатория – новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения.
Листопад – опадание листьев у деревьев, кустарников.
Любознательность – стремление к приобретению новых знаний.
Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. Метод включает как способ деятельности (конкретный вид деятельности) обучающего, направленный на организацию и руководство деятельностью обучающегося, так и способ, вид деятельности обучающегося, стимулированной деятельностью взрослого».
Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.
Мониторинг окружающей среды – комплекс разных мероприятий, позволяющий определить характеристики и параметры воздуха, которым дышат дети и взрослые в помещении и на участке детского сада; воды, которую пьют; почвы, на которой выращивают фруктовые и овощные культуры; песка в песочницах, которым играют дети.
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Сущность наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Содержание наблюдений – то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации наблюдений педагогом.
Опыт – это целенаправленно организованное педагогом ознакомление детей со специфическими изменениями, которые происходят с объектами природы под влиянием определенных, искусственно созданных условий, путем их непосредственного наблюдения.
Организм – совокупность физических и духовных свойств человека.
Педагогическая диагностика – измерение и оценка результативности педагогической деятельности – основа продуктивного и творческого труда воспитателя. Педагогическая диагностика призвана оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка и возрастной группы детей в целом.
Природа – совокупность естественных условий на земле, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.
Радуга – оптическое атмосферное явление, возникающее вследствие преломления в водяных каплях солнечных лучей и имеющее вид разноцветной дуги на небосклоне.
Разнообразие – наличие несходных, неповторяющихся элементов.
Раствор – однородная смесь различных веществ.
Самозащита – защита собственными силами.
Свойство – отличительная особенность, черта, характерный признак кого-либо, чего-либо.
Среда обитания – совокупность природных условий жизнедеятельности какого-либо организма.
Стремление – настойчивое желание добиться чего-либо.
Трудолюбие – склонность, любовь к труду.
Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.
Элементарно-поисковая деятельность – совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира.
Приложение 1
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Учебный инвентарь: | Материалы для уголка экспериментирования |
Экранно-звуковые пособия: | Аудиозаписи, слайды Презентации по темам программы |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | Научно-популярная литература Справочные пособия (энциклопедии) Методическая литература Интернет-ресурсы |
Печатные пособия: | Иллюстрации, картинки с изображением животных, растений времен года… Настольно-печатные игры по темам программы Папки-раскладушки |
Технические средства обучения: | Телевизор, магнитофон Видеопроектор, экран |
Развивающая предметная среда | Игровой материал Наглядно-дидактический материал Природный материал |
Приложение 2
Тематическое планирование по поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста
№ | Тема | Содержание | Форма работы |
Сентябрь | |||
1. | У цветочной клумбы - наблюдение |
- формировать представление о частях растения (стебель, листья, цветки);
|
|
2. | Овощи и фрукты | - закреплять знания детей об овощах и фруктах;
|
чтение стихотворений |
3. | Грибы | - продолжать знакомить детей с грибами (как называются, как растут), дать представление о «царстве грибов», - познакомить с правильным употреблением грибов в пищу. |
|
4. | Опыты с водой («Какая бывает вода?» «Уводы нет вкуса», «У воды нет запаха») | - выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. | - беседа; -рассматривание иллюстраций; - исследовательские действия |
Октябрь | |||
1. | Листопад (маршрут в природу) |
|
п/и «Листочки и ветер» |
2. | Транспорт (наземный, воздушный, водный) | - расширять знания детей о видах транспорта; - развивать познавательную активность; - воспитывать интерес к труду взрослых. | - рассказ воспитателя о видах транспорта (показ картинок); - д/у «Для чего нужен транспорт?»; д/и «Летает – не летает» |
3. | Свет. Цвет (Д/игры «Волшебные лучи», «Солнечные зайчики», «Разноцветные огоньки») | - понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; - научить детей пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом); - узнать, из каких цветов состоит солнечный луч. | - беседа; - опыт |
4. | Опыты с водой («Ходит капелька по кругу», «Очистка грязной воды», «Пар – тоже вода») | - познакомить детей с процессом конденсации; - дать детям представление об очистке воды. | - беседа; - рассматривание иллюстраций; - исследовательские действия |
Ноябрь | |||
1. | Труд людей осенью | -расширять и систематизировать знания детей об осенних работах людей на огороде и в саду; - развивать интерес к окружающей жизни; - воспитывать трудолюбие, уважение к людям разных профессий, желание помогать им. | - рассказ воспитателя с показом иллюстраций о разных видах труда людей осенью; - вопросы; - чтение пословиц о труде |
2. | Домашние животные |
| - загадки о животных; - рассматривание иллюстраций; - беседа о жизни Домашних животных; - д/и «Кто как голос подает?» |
3. | Песок. Глина. Камни | - расширять представления детей о свойствах песка, глины и камней. | - беседа; - исследовательские действия |
4. | Воздух. Опыты с воздухом («Что в пакете?», «Сухой из воды», «Загадочные пузырьки», «Живая змейка») | - выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды); - определить, что воздух занимает место; - выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз. | - беседа; - вопросы; - опыт |
Декабрь | |||
1. | Человек |
|
|
2. | Снег и его свойства. Опыты со снегом и льдом («Спичка-пленница») | - расширять представления детей о снеге; - помочь понять, почему снег изменяет свои свойства; - развивать способность наблюдать за неживой природой; - воспитывать любознательность. | - рассматривание снега и льда; - рассматривание иллюстраций; - составление загадок о природных явлениях зимой |
3. | Дикие животные | - уточнить и расширить представления детей об образе жизни ежа, белки, лося, зайца, медведя, способах их самозащиты от врагов; - учить замечать основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные»; - воспитывать интерес, добрые чувства к животным. | - составление загадок о животных; - рассказ воспитателя о лесных обитателях; - рассматривание иллюстраций; - д/и «Кто где живет?» |
4. | Свойства бумаги. Преобразование бумаги | - помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги; - развивать умение отличать и называть различные виды бумаги (писчая, картон, газетная); - воспитывать интерес к окружающему. | - беседа; - рассматривание разных видов бумаги; - исследовательские действия; - д/игра «Из чего сделано?» |
Январь | |||
1. | Как звери в лесу зимуют | - познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; - воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому, что нас окружает. | - рассматривание картин; - кукольный театр; - д/и «Чудесный мешочек»; - д/и «Сложи открытку» |
2. | Рукотворный мир человека. Свойства металла, пластмассы, резины, древесины. | - учить узнавать предметы из металла, резины, пластмассы и древесины, определять их качественные характеристики (структура поверхности, цвет, прочность) и свойства (теплопроводность, плотность…). | - беседа; - рассматривание предметов из дерева, резины, пластмассы и металла; - исследовательские действия; - д/и «Из чего сделано?» |
3. | Свойства магнита («Волшебная рукавичка», «Два магнита», «Необычная скрепка») | - выявить способность магнита притягивать некоторые предметы; - выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. | - беседа; - исследовательские действия |
4. | Снег и лёд. Изготовление льдинок. | - учить детей проводить опыты со снегом и льдом; - закрепить знание свойств и качеств воды: превращаться в лёд (замерзать на холоде, принимать форму ёмкости, в которой находится). | - загадки о зиме и её признаках: - рассматривание снега и льда; - опыты со снегом и льдом; - изготовление цветных льдинок |
Февраль | |||
1. | Что мы знаем о рыбах? | - пополнить знания детей о внешнем виде рыб; о среде их обитания; - развивать умение видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение; - воспитывать желание ухаживать за рыбками. | - наблюдение за рыбами в аквариуме; - рассказ воспитателя с использованием иллюстраций; - д/и «Где чей дом?» |
2. | Прогулка в зимний парк (маршрут в природу) | - уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят); - воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её. | -наблюдение за объектами; - вопросы; - составление загадок о зимних явлениях; - чтение стихов о зиме |
3. | Свойства стекла и керамики | - познакомить детей с рукотворными материалами – стеклом и керамикой; - учить сравнивать их качественные характеристики и свойства: твёрдость, хрупкость, водонепроницаемость… | - беседа; - вопросы по уточнению знаний; - рассматривание предметов из стекла и керамики; - исследовательские действия |
4. | Опыты со свечой | - продолжать знакомить детей с огнем посредством опытов; - развивать познавательный интерес; - воспитывать умение правильно обращаться с огнем. | - рассказ воспитателя об огне с показом опытов; - вопросы детям |
1. | Что мы знаем о птицах? | - активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц; - воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять. | - загадки о птицах; - рассказ воспитателя с показом картинок; - д/и «Зимующие и перелетные птицы», «Летает - не летает»; - аудиозаписи «Голоса птиц» |
Март | |||
2. | Солнечные лучики. Облака | - дать детям понятие о роли солнца в жизни растений, животных, человека; - формировать у детей умение видеть красоту неба; - дать представление о том, как ветер формирует облака. | - беседа; - загадка о солнце и облаках; - вопросы; - чтение стихотворений; - рисование |
3. | Опыты с водой («Вода нужна всем», «Спичечные бега», «Друзья – враги») | - расширять знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов; - воспитывать бережное отношение к воде. | - беседа; - исследовательские действия; - загадки о различных агрегатных состояниях воды |
4. | Посадка лука в ящики | - уточнить представление о луковице (гладкая, круглая, желтая, есть верхушка и корешок, будет расти); - закреплять навыки посадки; - воспитывать интерес к выращиванию растений | - загадка о луке; - рассматривание луковицы; - наблюдения детей за действиями воспитателя; - вопросы; - посадка лука детьми |
Апрель | |||
1. | Растения | - дать представление о дикорастущих и культурных растениях; - рассказать об их разнообразии; - воспитывать бережное отношение к растительному миру. | - беседа о растениях; - рассматривание иллюстраций; - д/игра «Что где растёт?»; - загадки о растениях |
2. | Почва | - расширять и систематизировать знания детей о земле; - формировать элементарные знания о планете Земля; о земле, на которой растут растения; - воспитывать интерес к живой и неживой природе. | - рассматривание почвы в баночке; - рассказ воспитателя; - вопросы; - д/и «Вода, земля, суша» |
3. | Явление природы – радуга (Д/игры «Как получить радугу?», «Волшебный круг», «Раскрасим радугу») | - познакомить детей с явлением природы – радуга; - познакомить с цветами радуги; - познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей света. | - беседа; - рассматривание иллюстраций; - чтение стихов о радуге; - исследовательские действия |
4. | Труд людей весной | - расширять представление детей о труде людей весной; - формировать желание помогать взрослым; - воспитывать уважение к труду взрослых. | - рассказ о труде людей, связанном с природой; - рассматривание картинок; - вопросы; - труд на природе |
Май | |||
1. | Насекомые | - расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; - учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. | - беседа о насекомых; - рассматривание иллюстраций; - загадки о насекомых; - вопросы по теме |
2. | Солнышки на травке (маршрут в природу) | - познакомить детей с весенним цветком одуванчиком, сообщить его название, выделить характерные особенности (желтый, пушистый, стебель длинный, гладкий); - закреплять навыки исследования; - воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения. | - чтение стихотворения о одуванчике; - рассматривание одуванчика; - исследовательские действия - вопросы детям |
3. | Изготовление солнечных часов | - продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца; - расширять кругозор детей. | - беседа; - исследовательские действия |
4. | Опыты с воздухом («Реактивный шарик», «Вертушка», «Подводная лодка», фокус «Почему не выливается?») | - закреплять представления детей о свойствах воздуха; - обнаружить, что воздух легче воды; - обнаружить атмосферное давление; - выявить, что воздух обладает упругостью. | - беседа; - загадка о воздухе; - исследовательские действия |
Список использованной литературы
- Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 160 с. (Программа развития).
2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 2003. – 304 с.
3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез. 2010. – 224 с.
- Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста / О.А. Воронкевич. – СПб. : Детство-Пресс, 2008. – 496 с.
5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
6. Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом:
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ
«Сфера», 2002. – 192 с.
7. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд:
тематическое планирование занятий / авт.-сост. В. Ю. Дьяченко и др. –
Волгоград: Учитель, 2007. – 271 с.
8. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / – М.: Сфера, 2007. – 56 с.
9. Иванова А.И. Сезонные наблюдения в детском саду : метод. пособие / А. И. Иванова. – М.: Сфера, 2010. – 80 с.
10. Козлова С.А. Я – человек: Программа социального развития ребёнка / С.А. Козлова. – Москва: Школьная Пресса, 2012. – 64 с.
11.Малашенкова, Е.А. Прогулка в детском саду: организация и планирование к разделам «Человек и общество», «Человек и рукотоворный мир» / Е. А. Малашенкова. – Мозырь : Содействие, 2011. – 48 с.
12.Маленькие шаги в большом мир: занятия со старшими дошкольникам по окружающему миру / авт.-сост. В. Ю. Дьяченко, О. П. Власенко. – Волгорад: Учитель, 2008. – 138 с.
13.Малыш в мире природы : метод. пособие для воспитателей и родителей/ М.В. Коробова, Р.Ю. Белоусова. – М.: Просвещение, 2006. – 94 с.
14. Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филипенко. – М. : Учитель, 2012. – 232 с.
15. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: «Академия развития», 2002. – 192 с.
16. Мир природы и ребенок (методика экологического воспитания дошкольников) : учеб. пособие для пед. училищ по спец. «Дошкольное образование» / под. ред. Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 2003. – 319 с.
17. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез. 2004. – 128 с.
18. Развитие социальной уверенности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М.: «Владос», 2003 с.
19. Рыжова, Н.А. Лаборатория в детском саду и дома : метод. пособие / Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 176 с.
20. Рыжова Н.А. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа». – М. 2001г.
21. Хабарова, Т. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности : метод. пособие для педагогов / Т. В. Хабарова, Н. В. Шафигуллина. – СПб. : Детство-Пресс, 2011. – 128 с.
22.Шалаева, Г. Окружающий мир : пособие для детей от 3 до 7 лет / Г. Шалаева. − М. : АСТ, Слово, 2010. – 176 с.
23. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – «Детство-Пресс», 2003. – 384с.
Интернет-источники:
http://festival.1september.ru/ - «Первое сентября»
Содержание
- Пояснительная записка …………………………………………… 2
- Перспективное планирование……………………………………... 7
- Тематическое планирование……………………………………… . 11
- Глоссарий…………………………………………………………… 13
- Приложение 1………………………………………………………. 16
- Приложение 2……………………………………………………... .. 17
- Список использованной литературы………………………………. 23
Уровень усвоения детьми дошкольной группы знаний
по поисково-познавательной деятельности (2013г.)
Живая природа
Неживая природа
Человек. Рукотворный мир
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

"Формирование речемыслительной деятельности дошкольников старшего возраста с ОНР III уровень речевого развития посредством народных сказок"
В настоящее время изучению проблемы развития связной речи дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Уровень сформированности связной речи являе...

«Развитие поисковой, экспериментальной деятельности дошкольников старшего возраста с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО» (из опыта работы).
Данная статья повествует о развитии поисковой, экспериментальной деятельности дошкольников старшего возраста с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО. В статье уделяется внимание познавательно-исследовательс...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...