"Экологические сказки"
статья (подготовительная группа) по теме

Доронина Елена Анатольевна

Способы использования природоведческой сказки

 в экологическом воспитании дошкольников.

          Сказка – произведение народного творчества, содержащее рассказ о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил. В экологическом воспитании дошкольников большую роль играет сказка природоведческого содержания. Много сказок  о природе для детей написаны либо учеными-биологами, либо авторами с глубоким знанием природы, таким как В.Бианки.  

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki.docx15.15 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог I квалификационной категории

Е.А.Доронина, МДОБУ «Детский сад №25 «Сибирячок»

Способы использования природоведческой сказки

 в экологическом воспитании дошкольников.

          Сказка – произведение народного творчества, содержащее рассказ о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил. В экологическом воспитании дошкольников большую роль играет сказка природоведческого содержания. Много сказок  о природе для детей написаны либо учеными-биологами, либо авторами с глубоким знанием природы, таким как В.Бианки.  Увлекательные  и в то же время простые художественные произведения в форме сказок созданы Н.Сладковым.

         Произведения этих авторов представляют собой уникальную энциклопедию, составленную с творческим мастерством художников, хорошо понимающих особенности восприятия природоведческого материала маленькими читателями (слушателями).  Они показывают  сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе  с тем в занимательной, высокохудожественной форме. Содержание их научно достоверно, оно помогает детям познать природу во всем её многообразии, учит внимательно всматриваться в жизнь растений, животных, явления неживой природы, учит понимать природу, поэтически мыслить и чувствовать.

       Научно-популярные, познавательные, художественные экологические сказки создают основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к природе. Они вводят ребенка в мир словесного искусства, показывая особенности сказки как жанра, вызывают общий интерес к книге.. в каждой природоведческой сказке заложена идея ответственности человека за сохранение природы, призыв к маленькому читателю беречь, защищать  и изучать её.

       Как показал анализ психолого-педагогических трудов таких авторов, как Д.Б.Эльконин, А.К.Запорожец, Л.В.Обухова и других, дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития основ творческого восприятия художественной литературы. У детей старшего дошкольного возраста высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения. Ребенок приобретает способность понимать текст, глубже проникать в переживания, чувства, мысли. Появляется  необходимость знакомить детей с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений природоведческого содержания: сказкой, рассказом, малыми фольклорными формами.

  В ходе чтения и обсуждения сказки или рассказа ребенку дошкольного возраста полезнее предлагать  не одну реалистическую иллюстрацию, а показывать различные направления: абстрактные, комические, схематические и т.д.. модели и схемы помогают детям не только развивать воображение, но и легче переходить от конкретики к абстрагированию, поэтому их надо активно внедрять в работу со сказками.

     Надо заметить, что при выборе сказки (рассказа) природоведческого содержания педагог должен учитывать, какой познавательный материал в них заложен, вызовет ли он у ребенка интерес к наблюдениям, любознательность, заставит ли присматриваться к окружающей природе, будет ли воздействовать на его чувства, можно ли его использовать в воспитательных целях.

     Сказок сейчас создается и издается много. Но не всегда эти произведения отличаются художественными достоинствами и несут полновесную педагогическую идею.

     Дошкольники, стремящиеся к познанию окружающей нас природы, находятся в том возрасте, который благоприятен для формирования экологических понятий.  На экскурсиях, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается  красота родного края. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на  окружающую среду. Для того чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, нужно использовать экологические сказки (рассказы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

Консультация для воспитателей «Экологическая сказка в экологическом образовании ребенка»

Экологическое образование в широком смысле процесс (или результат) освоения определенного обществом уровня экологической культуры и связанный с ней уровень индивидуального развития (экологическая...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...