В помощь психологу ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Уважаемые родители!
Я предлагаю вам на некоторое время стать психологом для своего ребёнка и постараться выяснить насколько он готов к школе, определить его сильные и слабые (если таковые имеются) стороны. Всё, что в «плюсе» будет являться источником уверенности и поможет компенсировать то, что в «минусе». А над «минусами» есть время поработать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В помощь психологу ДОУ | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Я предлагаю вам на некоторое время стать психологом для своего ребёнка и постараться выяснить насколько он готов к школе, определить его сильные и слабые (если таковые имеются) стороны. Всё, что в «плюсе» будет являться источником уверенности и поможет компенсировать то, что в «минусе». А над «минусами» есть время поработать.
Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет - что это?
Эти слова означают особенности восприятия и переработки информации людьми различного возраста.
Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.
Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух.
Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискрет - человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна.
Такие особенности психики проявляются уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживании контактов ребенка с окружающими, в успешности обучения, получения новых навыков и умений.
Как распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации? Часто достаточно понаблюдать!
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Малыш-визуал при восприятии информации больше полагается на зрительные ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. Дети-визуалы любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. Их занятия и игры включают в себя взаимодействие глаз и рук. Такие детки предпочитают рассматривать картинки в книжке, чем слушать сказку (например, на аудио кассете или в исполнении мамы). Для ребенка-визуала важно, что на нем одето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки; девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам. Малыш-визуал первым делом запомнит и расскажет, кто, в чем пришел сегодня в садик, у кого на площадке была самая яркая игрушка. Визуал довольно аккуратен (для своего возраста), он, например, не полезет в лужу, потому что ботинки будут грязными, некрасивыми. В общении со сверстниками ребенок-визуал сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт (совместную игру), может подолгу играть один. В воспитании малыша-визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации.
Дошкольник-аудиал познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Такие малыши любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры - обсуждать, доказывать. Придумывает различные сказки, игры. Умеет убеждать, уговаривать. Но в подвижных играх участвовать не любит. Дети-аудиалы очень общительны. Они могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.
Маленький кинестетик познает мир с помощью прикосновений, движений. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается, обычно рано начинает ходить. Такой малыш любит активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. Малыш-кинестетик любит все трогать, ощупывать; ему особенно важны тактильные ощущения, поэтому чаще ласкайте, прижимайте к себе, целуйте, старайтесь меньше употреблять любимую родителями фразу "Не трогай!"
Педагог-психолог: Бармак С.Ю.
с. Горки 2014г
Уровень развития
Слабый уровень, или субнорма. Свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов. Требует объединения усилий психолога, родителей и педагогов для оказания помощи ребёнку. Если абсолютное большинство рассматриваемых показателей не превышают данного уровня, то самостоятельно обучаться ребёнок не сможет. Поступление ребёнка в школу рекомендуется отложить на год, но при этом не следует ждать, что «всё созреет само», необходимо активно работать с ребёнком для того, чтобы наверстать упущенное.
Уровень развития
Средний уровень или норма. Типичен для детей, поступающих в школу, и достаточен для начала обучения по общеобразовательной программе. Если абсолютное большинство показателей не опускается ниже этого уровня, то делается заключение о готовности ребёнка к школе. Однако этот вывод не освобождает родителей от текущего контроля за обучением и от необходимости оказывать ребёнку помощь. Если ребёнок будет предоставлен сам себе («ты уже большой, ты – школьник»), то через какое-то время он может оказаться в числе неуспевающих.
Уровень развития
Хороший уровень. Превышает типичный уровень развития детей данного возраста, является необходимым и достаточным для обучения по гимназическим, усложнённым и расширенным программам, а также по программе Л.В. Занкова.
Слабые стороны (-)
Сильные стороны (+)
Визуальное линейное и структурное мышление
Значительные нарушения визуального мышления. Можно предположить, что нарушения зрительного анализа имеют органическую или функциональную природу. В данном случае необходима консультация невропатолога, дефектолога, окулиста.
Визуальное мышление ребёнка развито слабо. Попытки использовать рисунки, графики и другие вспомогательные наглядные материалы при объяснении уроков успеха иметь не будет.
Средний уровень развития визуального мышления. Ребёнок лучше усваивает и понимает материал, когда информация дополнительно представлена наглядно, однако самостоятельно пользоваться рисунками или схемами ещё не умеет.
Визуальное мышление ребёнка развито хорошо. Ребёнок может самостоятельно и спонтанно использовать наглядный вспомогательный материал и сознательно прибегает к этому при возникновении, каких – либо трудностей. Эти дети легко обучаются по программе Н.А. Зайцева.
Зрительно - моторная координация
Значительные нарушения зрительно-моторной координации. Рисунки грубо не соответствуют образцам. Обязательно требуется консультации невропатолога.
Зрительно-моторная координация развита слабо. Рисунки, в общем, похожи на образцы, но хотя бы один из них имеет серьёзный дефект изображения, который не может быть объяснен просто неразвитостью графических навыков ребёнка.
Средний уровень развития зрительно-моторной координации. У всех рисунков есть общее сходство с образцами , положение рисунков на листе относительно друг друга и их размеры не учитываются.
Зрительно-моторная координация развита хорошо. Все рисунки выполнены почти идентично образцу (в рисунках допускаются только незначительные отклонения от образца). Допускается неполное совпадение пространственного расположения рисунков относительно друг друга.
Тревожность
Средний уровень тревожности. Скорее всего, причин для беспокойства нет.
Повышенная тревожность. Свидетельствует о постоянном присутствии какого-то беспокоящего фактора, которому ребёнок вынужден противостоять. Действие беспокоящего фактора пока ограничено и ещё не определяет общего самочувствия ребёнка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых раньше он хорошо себя чувствовал.
Высокая тревожность. Свидетельствует о том, ребёнок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации.
Настроение
Слабый уровень-преобладание отрицательных эмоций. У ребёнка доминирует плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выяснить. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые он не может преодолеть самостоятельно.
Средний уровень – эмоциональное состояние в норме. Ребёнок может и радоваться, и печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает, в целом нормально.
Хороший уровень – преобладание положительных эмоций. Ребёнок весел, счастлив, настроен оптимистично.
Энергия
Слабый уровень-хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность.
Нагрузки непосильны для ребёнка, требуется их существенное снижение. Обычно постоянное переутомление связано с наличием (и обострением) хронических заболеваний (почечной, сердечной, лёгочной недостаточности и др.). Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям.
Средний уровень –компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха ребёнка.
Хорошая работоспособность-оптимальная работоспособность. Ребёнок отличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют его возможностям. Образ жизни ребёнка позволяют ему полностью восстанавливать затраченную энергию.
Высокий уровень – перевозбуждение. Чаще всего, является результатом работы ребёнка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном для ребёнка режиме, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок.
Известно, что в состоянии хронического переутомления не могут полноценно функционировать память, внимание, мышление, нарушается адекватность реагирования, снижается способность к самоуправлению. Все это, естественно, отрицательно сказывается на школьных успехах. Но чем больше времени ребёнок начинает уделять урокам и меньше - отдыху, тем плачевнее бывают общие результаты: к слабой успеваемости добавляется и потеря здоровья. При хроническом переутомлении в первую очередь требуется снижение нагрузок.
Кратковременная зрительная память
Слабый уровень-зрительная память практически не развита. Наличие наглядной информации не будет улучшать запоминание материала,, напротив, её изобилие без достаточных речевых разъяснений может осложнять процессы восприятие и запоминание информации.
Средний уровень развития зрительной памяти - зрительная память все ещё характеризуется как простая, ассоциативная, она не может компенсировать недостатки кратковременной речевой памяти.
Хороший и высокий уровень развития зрительной памяти. Можно говорить о наличии структурной зрительной памяти, то есть о её кочественно более высоком уровне развития.
Кратковременная речевая память
Слабый уровень кратковременной речевой памяти свидетельствует о том, что ребёнок будет не сразу понимать объяснения учителя или обращённые к нему вопросы, если каждую фразу ему не повторят 2-3 раза. Особые сложности ребёнок будет испытывать при восприятии нового материала. Низкий уровень развития кратковременной речевой памяти может быть обусловлен следующими причинами:
- Функциональными нарушениями в работе мозга (ММД).
- Слабым речевым развитием, небольшим словарным запасом, связанными с низким уровнем общей культуры и социально-педагогической запущенностью.
- Абсолютным доминированием кинестетической или визульной репрезентативных систем.
- Высоким уровнем личностной тревожности.
- Сочетанием общей инфантильности ребёнка с высокой беспечностью.
Возможно одновременное сочетание нескольких причин.
Если у ребёнка ослаблена кратковременная речевая память, тем не менее, не рекомендуется заниматься с ним, используя традиционные формы тренировки памяти: заучивание стихов, придумывание ассоциативных цепочек.
Средний уровень развития кратковременной речевой памяти повода для беспокойства нет.
Речевое развитие
+! – Задержка речевого развития. В основе могут лежать осложнения неврологического или физиологического характера. Обязательно необходимы консультации невропатолога, логопеда и дефектолога.
Слабый уровень речевого развития. Свидетельствует о наличии проблем в речевом развитии, причину которых необходимо определить.
Среднее речевое развитие. Достаточно для обучения по общеобразовательной программе.
Наиболее вероятные причины:
- социально педагогическая запущенность;
- ребёнок относится к крайним визуалам или кинестетикам; (Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.
Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений). - высокий уровень тревожности;
- ребёнок ригидный, с замедленной врабатываемостью;
- слабая речевая память;
- наличие ММД особенно по ригидному (жёсткому, твёрдому) или астеничному типу (нервно психическая слабость проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, неустойчивости настроения, нарушении сна. Возникает в результате различных заболеваний, а также при чрезмерном умственном и физическом напряжении);
- ребёнок с элементами аутизма (утрата контакта с окружающими уход от действительности в свой внутренний мир, в свои переживания. Аутизм проявляется отсутствием эмоционального контакта с окружающими, отгороженностью от внешнего мира) в поведении;
- необщительный, замкнутый ребёнок.
Во всех случаях определённую пользу приносит интенсификация доброжелательного общения с ребёнком, а также обучение его чтению.
Среднее речевое развитие. Достаточно для обучения по общеобразовательной программе.
Мышление
Понятийное интуитивное
Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребёнка и, соответственно, связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Это необходимо, как база, для усвоения школьных знаний. Благодаря этому типу мышления школьные знания не остаются формальными и поверхностными, а «входят» в личный опыт ребёнка, находят применение в его жизни, помогают формировать представление об окружающем мире и осмысливать его.
+! – Понятийное интуитивное мышление не превышает слабый уровень развития.
Ребёнок не способен самостоятельно разобраться в каких-либо научных построениях школьной программы. Он может выучить материал, но не способен понять его суть и использовать школьные знания в своем личном опыте. Если учебная деятельность ребёнка пока успешна, то только за счет памяти и усидчивости. Если при этом и понятийное логическое мышление развито слабо, то проблемы могут возникнуть довольно быстро.
Средний уровень развития понятийного интуитивного мышления. Свидетельствует о том, что необходимые зачатки для развития полноценного понятийного мышления имеются, но прогноз является неопределенным. само по себе мышление не развивается. Для развития полноценного понятийного мышления в данном случае ребёнку необходима помощь. Взрослые должны постоянно контролировать, чтобы ребёнок не просто вызубривал и повторял заданный материал, но и правильно понимал его.
Хороший и высокий уровни развития понятийного интуитивного мышления.
Ребёнок способен понимать и вписывать в свой личный опыт школьные знания, прогноз для развития полноценного понятийного мышления благоприятный.
Понятийное логическое мышление
(Мышление по аналогии) характеризует способность ребёнка учиться. Благодаря этому типу мышления ребёнок понимает суть правил, законов формул, видит зону их применения и может использовать их на практике, то есть может действовать в соответствии с заложенным в них алгоритмом.
+! Понятийное логическое мышление не превышает слабый уровень развития. Ребёнок фактически не умеет работать по правилу. Он может его вызубрить, но не умеет применять и делает ошибки. Он может использовать правило только на том материале, на котором оно объяснялось, и не способен выполнить аналогичные задания. Либо ребёнок не понимает, какова зона применения правила, и использует его там, где оно не работает. Например, выучив правило: «жи», «ши» пишется через букву «И», некоторые дети пишут «инженер», «кушить», «заморожинный». В этом случае суть правила – никогда не писать букву «и» после букв «ж» и «ш». Естественно, у них будет масса ошибок при написании суффиксов, глагольных окончаний, а также словарных слов.
Средний и высокий уровни развития понятийного логического мышления. Ребёнок способен чувствовать (понимать, осознавать) смысл, суть закономерностей, с которыми он имеет дело, и правильно применять их на практике.
Абстрактное мышление
Развитию абстрактного мышления способствуют занятия математикой, обучение устному счёту, обучение решения задач в общем виде (с буквами без чисел).
Скорость переработки информации (III-Vуровень)
Внимательность- IV-Vуровни то, никаких поводов для беспокойств нет. Однако при этом следует помнить, что если ребенок всё же будет допускать ошибки, их уже нельзя считать случайными по невнимательности. Как раз с внимательностью у такого ребёнка всё в порядке. Следовательно, причина ошибок – в незнании или непонимании материала.
Скорость переработки информации и внимательность III зона,
то ещё достаточно часто ребёнок может допускать ошибки по невнимательности и его надо обучать методам речевого самоконтроля. Сначала ребёнок должен рассказывать то, что он будет делать, а только потом приступать к выполнению задания. Кроме того, в процессе выполнения задания ему необходимо параллельно с написанием проговаривать буквы, слова, операции, то есть осуществлять действие под самодиктовку. При этом на первых парах лучше, чтобы ребёнок выполнял операции списывания и срисовывания поэлементно. Например, произносил и писал не целое слово, а слово, расчленённое по буквам.
Визуальное линейное и структурное мышление
+! Значительные нарушения визуального мышления
можно предположить, что нарушения зрительного анализатора имеют органическую или функциональную природу. В данном случае необходимы консультации невропатолога, дефектолога, окулиста.
Визуальное мышление ребёнка развито слабо
попытки использовать рисунки, графики и другие вспомогательные наглядные материалы при объяснении уроков успеха иметь не будут.
Средний уровень развития визуального мышления
ребёнок лучше усваивает и понимает материал, когда информация дополнительно представлена наглядно, однако самостоятельно пользоваться рисунками или схемами ещё не умеет.
Визуальное мышление развито хорошо
ребёнок может сам самостоятельно и спонтанно использовать наглядный вспомогательный материал и сознательно прибегает к этому при возникновении каких-либо трудностей. Эти дети легко обучаются по программе Н.А. Зайцева
Сравнение уровней развития понятийно речевого и понятийного образного мышления проводится для того, чтобы выяснить репрезентативную систему ребёнка. Если развито лучше речевое мышление, то ребёнок лучше понимает и воспринимает информацию на слух, т.е. когда слушает объяснения, когда рассуждает самостоятельно или обсуждает что-то с другими людьми. Попытки использовать схемы, рисунки и иллюстрации могут только отвлечь и запутать такого ребёнка.
Если у ребёнка лучше развито образное мышление, а речевое развитие развито слабо, Ребёнку важно увидеть. Он лучше понимает, когда есть схемы, иллюстрации, таблицы, когда ему просто показывают, как надо действовать, и мало говорят. Такие дети не все понимают на уроке, если учитель в большей степени использует словесные объяснения (больше рассказывает), но легко соображают дома, когда родители им показывают то, что учитель пытался объяснить словами. Однако понимание со слуха абсолютно необходимо при обучении в школе. И его можно и нужно развивать. Для этого ребёнок должен проговаривать вслух все свои действия, объясняя, почему он делает так, а не иначе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
компьютерные технологии в помощь психологу: организационно-методическая работа.
Одна из важных составляющий частей деятельности педагога-психолога - это работа с документацией. В организационно-методическую работу психолога входят: разработка и оформление психологических программ...
В помощь психологу ДОУ
Презентация на тему: "Обобщение"....
В помощь психологу ДОУ
Кроссворд для детей старшей и подготовительной группы по теме: "Дни недели"....
В помощь психологу ДОУ
Загадки-кроссворд для дошкольников....
В помощь психологу
Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению...
Информационный буклет для родителей "Требуется ли вашему ребенку помощь психолога?"
Ориентиром того, что вашему ребенку требуется помощь психолога, поможет следующая схема наблюдения за ситуационно-личностными реакциями расстройств поведения и эмоций....
Игры в помощь психологу
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия, реципроктной координации, мелкой моторики. Учить повторять позы и движения по карточкам, по подражанию, по словесной инструкции....