Конспект НОД ООЧтение х/л "Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки «ИЗИЙ» Александра Юзыкайна"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки "Изий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatie_respublika.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организации интегрированной
непосредственно образовательной деятельности
(ОО «Чтение художественной литературы»)
воспитателя II квалификационной категории Романовой Т.П.
в подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет)
г. Волжска РМЭ ДОУ №13 «Буратино» 2012 год
Тема: Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки «ИЗИЙ»
Александра Юзыкайна.
Вид непосредственно образовательной деятельности | Интегрированная |
Интегрируемые образовательные области | «Чтение художественной литературы» |
«Коммуникация» | |
«Социализация» | |
«Здоровье» | |
«Музыка» | |
Форма деятельности | Совместная деятельность взрослых и детей |
Виды деятельности | Игровая |
Коммуникативная | |
Чтение | |
Цель | Развивать интерес у детей к художественной литературе посредством марийской сказки «ИЗИЙ» А. Юзыкайна |
Программные задачи | |
Образовательные | Продолжать развивать интерес детей к марийским сказкам |
Пополнять литературный багаж детей марийскими сказками | |
Обучать приемам работы с тканью при изготовлении игрушки куколки | |
Развивающие | Развивать речевую активность (обогащать словарь детей) |
Развивать слуховое, зрительное внимание и воображение | |
Развивать мелкую и общую моторику | |
Раскрыть свое эмоциональное состояние цветом. | |
Воспитательные | Воспитание любви к родному краю и культурному наследию марийского народа. Приобщение к элементарным общепринятым моральным нормам: уважение и любовь к родителям и почитание их |
Словарная работа | Активизация словаря: добрые, щедрые, ласковые, отзывчивые, грустные, больные, одинокие, несчастные |
Обогащение пассивного словаря: великодушные | |
Форма проведения | Непосредственно образовательная деятельность с использованием культурного наследия марийского народа |
Материалы и оборудования | Звуковая запись инструмента «гусли», макет огня, коврики цветные, иллюстративный материал по сказке, марийский костюм, инструмент гусли, материал для изготовления сказочной куколки |
Предварительная работа с детьми | Чтение марийских сказок |
«Чтение художественной литературы» | Рассказывание сказки «ИЗИЙ» Александра Юзыкайна |
«Коммуникация» | Беседа о марийском крае, о нравственности по содержанию сказки |
«Социализация» | Динамическая миниатюра «Гусли древние запели» |
«Здоровье» | Психотренинг «Доброе утро» |
«Музыка» | Музыкальное сопровождение |
Создание условий для продуктивной самостоятельной деятельности | Изготовление сказочной куколки |
Взаимодействие с семьей | Использование сказочной куколки для самостоятельного рассказывания детьми дома марийской сказки «ИЗИЙ» |
Техническое сопровождение | Магнитофон, экран, компьютер |
Взаимодействие со специалистами | Музыкальное обеспечение (музыкальный руководитель). Литературное обеспечение (учитель – логопед). Психолого – педагогическое обеспечение (педагог – психолог). |
Описание непосредственно образовательной деятельности по теме: «Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки «ИЗИЙ» Александра Юзыкайна».
Психотренинг: «Доброе утро»
В круг скорее становитесь и добрее становитесь.
Доброе утро, как добрая птица,
Ласково, нежно в окно к нам стучится.
Ребята, приготовьте, пожалуйста, свои ладошки. Сейчас мы будем передавать друг другу «Доброе утро» и называть друг друга ласковыми именами: «Доброе утро, Танечка, и т.д». А теперь покружимся и пусть наша доброта разливается над городом Йошкар – Ола, над нашем марийским краем.
Предлагаю присесть.
Все внимание на экран (слайд - картина природы Республики Марий Эл с музыкальным сопровождением и применением устного творчества (поэзии)
Марийский край на карте не велик, (слайд карты)
Но дорог каждому, родившемуся здесь.
«Марий Чодра» - национальный парк, (слайд лесопарковой зоны «Марий Чодра»)
Хранитель леса, тайн и старины.
Здесь хвойный лес хранит народ мари, (слайд картины леса)
Здесь белые березки, трепеща ветвями,
Танцуют в вальсе с ночи до зари,
Качая в такт зелеными кудрями.
В лесах так много ягод и грибов
Вкусна вода из чистых родников (слайд родников)
Вокруг озер так много здесь (слайд озер)
О край озер! Любимый край.
Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о нашем родном крае и о тайнах старины глубокой – сказках родного края.
Вступление.
Марийцы издавна жили в лесном краю. Жизнь простого марийца была тяжела. Многие годы народ мечтал о справедливости и доброте и эту заветную мечту он высказывал в сказках. Кто слышал марийские народные сказки, тот знает, какая радость слушать их. А кто еще не слышал, тот может услышать сегодня. Но перед тем, как приступить к сказке, я предлагаю вам вспомнить старинный обычай.
Приглашаю на полянку, сядьте как вам удобно (дети рассаживаются на «полянке»)
Возьмитесь за руки друзья,
Закроем мы сейчас глаза.
Скажем дружно мы слова: (запись)
Гусли, гусли заиграйте (по одной струне)
Гусли, гусли поиграйте (провести по всем струнам)
Гусли, гусли зазвените (мелодия)
В сказку нас вы позовите (дети открывают глаза).
Сюрпризный момент: перевоплощение воспитателя в марийскую сказочницу – сказительницу.
- Салам лийже, здравствуйте. Я сказительница Чукай Тачана (сидит на пеньке с гуслями)
В сказках много выдумки, но выдумка эта особенная.
Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.
Расскажу вам сказку я, слушайте внимательно, друзья. Сказка называется «ИЗИЙ», сочинил ее Александр Юзыкайн.
- Рассказывание сказки (иллюстративное сопровождение).
- Беседа о нравственности по содержанию сказки.
Интересная сказка? Она не только интересная, но и поучительная. Сказка – выдумка, но в ней поученье для людей.
Как вы думаете, за что белочка наказала двух дочерей, превратив их в лягушку и паучиху? (они были злыми, ленивыми, недобрыми, не уважали и не заботились о старших).
Почему надо заботиться о своих родителях?
Так и в сказке говориться:
Кто забыл про долг и стыд
и отца и мать не чтит,
а печется о своем благе –
схож он с пауком
иль лягушкой,
и презрен среди людей.
Что бывает с теми людьми, о ком не заботятся?
(они одинокие, несчастные, грустные, больные).
Одних людей забывают сразу, а другие надолго остаются в мудрой памяти людской. Как вы думаете, почему? (добрые, щедрые, ласковые, отзывчивые, великодушные)
Кто в сказке обладал этими качествами?
Сейчас я вам напомню, как об этом говорится в сказке.
Тот, кто добр и щедр душой,
В мудрой памяти людской
как цветок весной цветет,
людям свет живой несет.
Вот поэтому об ИЗИЙ помнят до сих пор, слагают сказки.
И вы, ребята, старайтесь вести себя так, что бы о вас говорили только хорошее, и вам не было стыдно за свои поступки. Ведь не зря говорится в поговорке «Кто как себя ведет, такая слава и пойдет».
Сейчас отдохнем ребята.
Динамическая миниатюра (2 раза) «Гусли древние запели»
Гусли древние запели
И для всех нас зазвенели (игра на инструменте)
А теперь пора сплясать нашу удаль показать (слова воспитателя, запись мелодии)
Движение волны (перед собой)
Притопы на месте
Движение волны в стороны (руки в стороны)
Притопы и поворот вокруг себя
Хлопки (повтори ритмический рисунок)
Отдохнули мы друзья поработать нам пора, приглашаю за столы.
Работа за столами:
Продуктивная деятельность: «Рисунок добра и зла».
Цель: создание рисунков выражающих свое отношение к добру и злу.
Задача:
Раскрыть свое эмоциональное состояние цветом.
Результат: создание рисунка.
Способы работы:
Сказка «Изий» Александра Юзыкайна показала, что есть люди добрые и злые. А вы знаете , что добро и зло можно нарисовать цветом. Каким цветом можно изобразить «добро», «зло».
У каждого из вас по 2 листа бумаги и разноцветные мелки. С помощью их попытайтесь нарисовать на одном листе зло, на другом добро. (дети нарисовали)
А теперь разместите на доске свои листы с одной стороны «зло», с другой «добро».
Подумайте и скажите каким бывает зло «темное», «черное», «тяжелое», «колючее», «злое» и т.д.
Каким бывает добро «светлым», «добрым», «ярким», «радостным», «мягким» и т.д.
Какой рисунок вам больше нравится?
Да, ребята, вы правы. Добро – это свет, это тепло, это красота, это жизнь.
Добро всегда побеждает в жизни зло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД ООЧтение х/л"Играем со сказками"
Играем со сказками...
Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки «ИЗИЙ» Александра Юзыкайна.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Развивать интерес у детей к художественной литературе посредством марийской сказки «ИЗИЙ» А. Юзыкайна...
Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы
Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "Путешествие в марийский фольклор".
В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице, малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Поэтому актуальной сегодня я...