Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "Путешествие в марийский фольклор".
план-конспект занятия (старшая группа)

Александрова Светлана Мадиевна

В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице, малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Поэтому актуальной сегодня является задача привить детям любовь к родной культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект 37.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Изи шушпык» д.Староваськино муниципального района

Мишкинский район Республики Башкортостан

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по нравственно-патриотическому воспитанию

для детей старшей группы.

На тему:

«Путешествие в марийский фольклор »

Подготовила и провела:

Александрова Светлана Мадиевна,

воспитатель старшей

разновозрастной группы «Ромашка».

д.Староваськино

2016 г.

Цель:

Привитие любви к марийскому народу и к марийскому фольклору,

Повторение с детьми изученных марийских слов.

Задачи:

  1. Создать доброжелательную атмосферу для развивающей деятельности.
  2. Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.

Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к марийской народной музыке.

Развивать чувство взаимопонимания и взаимопомощи.

  1. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям

Воспитывать любовь к родному краю и культурному наследию марийского народа.

Материалы и оборудование:

  • Названия станций
  • Рисунки овощей, птиц и животных
  • Лапоть (из музея), платочек
  • Маски героев сказки «Курочка Ряба», яйцо (киндер).

Ход мероприятия:

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Салам лийже!

Дети: Салам лийже!

Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?

Дети: Да

Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю отправиться в путь по станциям марийского фольклора. А вы знаете, что такое фольклор?

Дети:

Воспитатель: Фольклор – это народное творчество, чаще всего устное. Это предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, загадки, танцы, игры. Как у русского народа, так и у марийского народа есть свой фольклор.

Давайте, отправимся в путешествие в страну марийского фольклора. А поедем мы с вами на паровозе. Ребята, встаньте все друг за другом и … поехали. (звучит музыка, дети идут друг за другом).

Вот мы и приехали на 1 станцию. А называется она станция стихов.

Ребята, садитесь на свои места. Скажите, какие самые первые стихи вы учили?

Дети: Мишка, зайка, бычок.

Воспитатель: А чьи это стихи?

Дети: А. Барто.

Воспитатель: Правильно! У марийского народа, тоже очень много стихов, но сегодня нам дети расскажут стихи Агнии Барто, переведённый на марийский язык. (Рассказывают стихи)

Имне (Дарина Байрамалова)

Мый имнемым йоратем,

Вуй воктечше ниялтем.

Почшым сайынак шерам,

Вара кушкыжын шинчам.

Моткоч писын кудалам,

Унала миен толам.

Меран. (Кристина Ахмадеева)

Удыр модышым монеден,

тенгылеш шынден коден.

Меранна, озам вучен,

Кас йуреш норен пытен.

Пырыс. (Полина Мурзабаева)

Пырыс, пырыс, тол-ян тыш,

Машинашке кузен шич,

Машина трук сумырла,

Пырыс лудын чымыкта.

Маска. (Владик Аспаев)

Маскам улыко шуэныт,

Кидшым курлын кудалтеныт,

Маскам ден садак модам,

Тудо пеш келша мылам.

Каза. (Яна Байдимирова)

Мыйын уло ош казам,

Тудлан шудым нумалам.

Эрден эрак садышкем,

Казам дене ошкедем.

А кунам шудеш йомеш,

Мыланем муаш кулеш.

Таня (Арина Александрова)

Танюшем чотак шортеш,

Мече вудышто иеш.

Чукаем, Танюш, лыплане,

Вуд йымак мечет ок кае.

Воспитатель: Спасибо деточки, садитесь на свои места.

На этой станции мы отдохнули, поехали дальше. Встали все опять друг за другом. (Звучит музыка).

Приехали на станцию «Загадки». Сели на свои места. Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да.

Воспитатель: Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы должны сказать на марийском языке. Слушайте внимательно.

  1. Семьдесят одёжек,

И все без застёжек.

(Капуста - ковышта)

  1. Красная девица,

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(морковь - кешыр)

  1. Круглое, румяное,
    Я расту на ветке.
    Любят меня взрослые,
    И маленькие детки.

(яблоко - олма)

  1. Кругла, рассыпчата, бела
    На стол она с полей пришла.
    Ты посоли ее немножко
    Ведь правда вкусная...
    (Картошка - паренге)
  2. Сидит дед во сто шуб одет,
    Кто его раздевает,
    Тот слезы проливает.
    (Лук - шоган).

Воспитатель: А теперь, ребятки я хочу вам загадать загадки про животных. Слушайте первую загадку

#1042;перевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.
((Медведь - маска)

2. Быстрый, рыжий Огонёк
Между ёлок прыг да скок.
Дубы грибами наряжает.
Детвору он обожает.
С ветки на ветку -
Просит конфетку.
(Белка - ур)

#1054;н любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой?
(Заяц меран)

#1056;ыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса – рывыж)

#1044;аже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (Кошка - пырыс)

6. Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков -
Дом хранить от чужаков.

(собака - пий)

#1059; меня большая грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка,
Кто же я?... (лошадка - имне)

#1057;позаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети?
(петушок - агытан)

#1042;сё кудахчет эта птица,
Ищет, чем бы подкрепиться.
Нет, она не хмурится.
Просто это – … (Курица - чыве)

#1052;ожет плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? (утка - лудо)

#1069;то что за птицы
Плавают в водице ?
Крылья крапчатые,
Ножки лапчатые.
В песенке весёлой
Их пасут бабуси.
Догадались, кто это ?
Ну, конечно, … (Гуси - комбо) !

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы умеете отгадывать загадки и знаете отгадки на марийском языке. А нам пора отправляться в путь. Встаём друг за другом. Поехали… (звучит музыка). Следующая станция называется «Игра». Ребята, вы любите играть?

Дети: Да…

Воспитатель: Давайте встанем в круг и поиграем в знакомую нам игру «Йондал - лапоть».

(Воспитатель или старший ребёнок крутит лапоть – другие подпрыгивают. Кто не успел подпрыгнуть и ему попало лаптем по ноге – выходит из игры. Последний прыгун - победитель.)

А теперь поиграем в новую игру «Колялук».

(Дети встают в круг и передают платочек по марийскую мелодию. Музыка обрывается – у кого остался платочек исполняет желание ведущего: рассказать марийский стишок, отгадать загадку, сосчитать до 10 на марийском языке, перевести слова мама, папа, брат, сестра и др.)

Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли.

Вот мы отдохнули на этой станции, отправляемся дальше (звучит мелодия).

Ребята, мы приехали на станцию «Сказка». Скажите, а вы любите смотреть и слушать сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: А какие самые первые ваши сказки, которые читали вам дома и в садике?

Дети: Колобок, Теремок, Курочка Ряба.

Воспитатель: Марийский народ перевёл одну из ваших первых и любимых сказок на марийский язык, и эта сказка называется Ола чыве, что в переводе означает Курочка Ряба. Вы все помните о чём эта сказка?

Дети:

Воспитатель: Ребята покажут нам эту сказку на марийском языке.

(инсценировка сказки)

Иленыт кова ден коча. Нунын ола чыве лийын. Икана чыве муным мунчен.

Жили-были дед и баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко.

Курочка: Кыдет-кыт-кыт, кыдет-кыт-кыт,

Мыят муным мунченам.

Кова-лек, коча-лек,

Муным мунченам.

Воспитатель: Кова ден коча лектыт.

Выходят дедушка и бабушка.

Бабушка: Кушто муно?

Дедушка: Кушто муно?

Курочка: Теве муно.

Бабушка: Ой-ой-ой, муно тыглай огыл, а шортньо.

Дедушка: ой-ой-ой, муно тыглая огыл, а шортньо.

Вместе: Айста муным чучен ончена.

Бабушка: Мый чучем. Муным ом керт пудыртен.

Дедушка: Мый чучем. Муным ом керт пудыртен.

Вместе: Молан огына керт пудыртен?

Воспитатель: Тиде жапыште коля кудал пура.

В это время вбегает мышка.

Муным поч ден шукалеш,

Вара шылын кудалеш

Хвостиком махнула, яйцо сломала и убежала.

Вместе: (плачут)Ой-ой-ой,мом ыштена?

Пудырген вет мунына.

Воспитатель: Чыве толеш да кыдетла.

Заходит курочка и кудахчет.

Курочка: Ко-ко-ко, кова ит шорт,

Ко-ко-ко, коча ит шорт.

Мый адак муным мунчем.

Воспитатель: Понравилась вам сказка? Ну тогда отправляемся дальше в путь. (звучит музыка) Станция называется «Песня».

Воспитатель: Ребята, а скажите, пожалуйста, кто в доме вам всего дороже, милее и ласковее?

Дети: Мама – ава.

Воспитатель: В народе говорят: Ава воктен пиал - Рядом с мамой счастье. У марийского народа есть такая песня про маму, там поётся про то, что рядом с мамой всегда хорошо. Давайте послушаем эту песню (исполнение песни «Авием»).

Воспитатель: Вот мы с вами и попутешествовали по фольклору марийского народа. Понравилось вам ребята?

Дети:

Воспитатель: Марийский народ очень любит петь и танцевать, давайте мы с вами отдохнём и потанцуем под марийскую мелодию (Танец «Тывырдык»).

Молодцы ребята, всем огромное спасибо за участие.

Используемая литература.

  1. Йочасадыште марий йылмым туныктышо-влаклан полыш. – Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш,1996.
  2. Федорова С.Н.,Павлова С.П. Содержательный материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с марийским народом. – Йошкар-Ола: Информационный издательский центр Госкомстата РМЭ, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию во II младшей группе «Не надо ссориться, друзья»

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию. Цель занятия – развитие чувства эмпатии у детей, а также социализация детей в условиях детского коллектива....

Конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию "Большая и малая - Родина"

Программное содержание:Расширять представление детей о Родине, его животном мире, о главных природных богатствах родного края.Развивать способности действовать по образцу и самостоятельно;Воспит...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России».

Конспект занятия по  нравственно-патриотическому воспитанию детей  старшей группы на  тему:  «Животный мир  средней  полосы России» расширяет  представлен...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "Патриотическое воспитание ребёнка, как основа формирования будущего гражданина."

Патриотическое воспитание ребенка - это основа формирования будущего гражданина.Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искрен...

Конспект музыкального занятия по нравственно -патриотическому воспитанию "Путешествие в страну " Фольклорию".

Цель: формировать представление о народной музыке.Задачи: -прививать любовь к народной песне, танцам, играм;- воспитывать уважение к обычаям старины ,к русскому фольклору, истории русского народа....