Консультация для воспитателей "Построения предметно-развивающей среды"
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения предметно-развивающей среды (в соответствии с приказом МО РФ № 655):
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
В групповых комнатах созданы условия для того, чтобы была возможность видеть глаза ребёнка: имеются разноуровневая мебель, напольный строитель, театральная ширма, мягкая мебель, книжный уголок.
2. Комфортность обстановки для ребенка и взрослого.
Планировка помещений групповых комнат такова, что каждый ребенок может найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния; имеются уголки уединения.
Наличие вещей в помещениях групп: альбомы с фотографиями: «Моя семья», «Сильный, смелый, ловкий» и др.; некоторые домашние предметы – детские игрушки и пр.; различные зеркала напоминают воспитанникам о доме, семье.
Специально организованы места для хранения «детских сокровищ» и детских коллекций, которые помещены в детских шкафчиках, небольших коробочках, оформленных родителями.
3. Безопасность.
Расположение мебели, игрового и прочего оборудования в групповых комнатах отвечает требованиям техники безопасности, позволяет воспитанникам свободно перемещаться в пространстве. Мебель и прочее оборудование отвечает санитарно – гигиеническим требованиям (соразмерно росту ребенка) и физиологии воспитанников (центры детской активности организованы так, что самим расположением развивающей среды определяется положение ребенка, он может располагаться в ней, сидя на стульчиках, на полу, стоя у мольберта и пр.) Соблюден световой режим в группах. Центр для организованной деятельности расположен у окон, где свет падает слева и сзади.
4. Комплексирование и гибкое зонирование.
Разнообразие предметной развивающей среды структурируется по видам детской деятельности, обеспечивает для воспитанников выбор по интересам и позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать самостоятельно, способствует созданию условий для развития способностей к творческому самовыражению, осознанию ребенком себя независимым субъектом активности, кооперации с равным, для свободного освоения способов, действий и умений, построения замысла и реализации собственных задач.
Во всех групповых пространствах дошкольного учреждения выделены три части: спокойная, двигательная и рабочая .
В групповых комнатах созданы функциональные центры, в которых материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагаются в разных пространствах. Трансформация группы обеспечена раздвижными лёгкими ширмами, перестановкой мебели. Созданные центры детской активности отражают различные виды деятельности, специфичные для возраста воспитанников. Материалы расположены в удобных и доступных для воспитанников местах. Учитывается равномерная наполняемость центров.
5. Условия активности, самостоятельности, творчества.
По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств. На специально выделенных полках воспитанники имеют возможность разместить продукты детской деятельности. Дошкольники создают в групповых комнатах игровые пространства; конструируют из разных материалов, используя при этом имеющиеся схемы, символическое обозначение последовательности действий, правил игры и пр. Для развития активности, самостоятельности и творчества воспитанников в центрах искусства расположены шумовые инструменты; в центрах двигательной активности - нестандартное оборудование; в центрах природы - инструменты для труда и наблюдений за ростом растений; в центрах изобразительной деятельности - раскраски и другие материалы для детского творчества; в познавательных центрах – дидактические и развивающие игры и пр.
6. Динамичность развивающей среды.
Принцип динамичности развивающей среды включает в себя отражение сезонных изменений. Согласно времени года в групповых комнатах выставляются картины с пейзажами, куклы в одежде, в книжном центре - книги по сезону. В развивающей среде находят отражение общественные события. Оформлены полки, на которых выставляются книги по теме, картины, альбомы и пр. В раздевалках созданы родительские уголки, уголки здоровья, выставки детских творческих работ и др.
7. Учёт половых и возрастных различий воспитанников.
Построение среды с учётом половых различий предоставляет возможность, как мальчикам, так и девочкам , проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности. В групповых комнатах имеются развивающие и дидактические игры, книги, подобранные с учетом половых различий, привлекательные по содержанию для девочек, и аналогично – для мальчиков. Девочки больше любят проводить время в центрах сюжетно – ролевой игры, уголках ряжения; мальчики – на коврах для машинок, в центрах двигательной активности.
8. Принцип открытости – закрытости.
Представлен, в нескольких аспектах:
1) Открытость природе. В групповых комнатах эстетично оформлены центры природы. Имеется достаточное количество комнатных растений, картотеки с названиями комнатных и садовых цветов.
2) Открытость культуре. В центрах искусства организованы выставки декоративно-прикладных промыслов. Выложены тематические раскраски для раскрашивания их воспитанниками в самостоятельной деятельности и трафареты; подобран необходимый для детского творчества материал. Всё это способствует формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней.
3) Открытость своего «Я» собственного мира. Имеющиеся в группах различные зеркала помогают воспитанникам сформировать образ своего «Я». В удобных местах организованы выставки детских работ.
9. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений, возможности для исследования.
В групповых комнатах имеются в наличии материалы для обследования с помощью различных анализаторов: зрительного, тактильного, слухового и пр.: наборы пуговиц, бусин, шнуровки, бросовый и природный материал (шишки, камешки, горох, бобы и пр.)
Материалы и оборудование для познавательно - исследовательской деятельности представлены материалами трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал.
Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени представлены различными искусственно созданными материалами для сенсорного развития (вкладыши – формы и т.п.).
Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойства и учатся различным способам их упорядочивания (коллекции минералов, плодов и семян растений и т.п.)
Группа образно-символического материала представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.
Группа нормативно-знакового материала включает разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.
10. Эстетика оформления группы
Оформление предметно – развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание воспитанников, побуждать к активному действию в ней.
В групповых комнатах выдержана цветовая гамма. Имеется детская и игровая мебель в соответствии с выбранным цветом .
Воспитатели стараются в разных стилях представлять воспитанникам одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни воспитанников, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда воспитанники смогут осваивать начала специфики жанров.
Все центры детской активности эстетически оформлены.
Перечисленные принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также программных задач, что способствует повышению уровня самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Таким образом, созданная в дошкольном учреждении предметно-развивающая среда удовлетворяет федеральным государственным требованиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: Предметно-развивающая среда групп старшего дошкольного возраста
Ребёнок- великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано для разнообразных видов активной деятель...
Консультация для воспитателей "Предметно-развивающая среда помогает воспитывать творческую личность"
Цель: Показать роль предметно-развивающей среды на воспитание творческой личности.В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками...
Консультация для воспитателей "Предметно-развивающая среда В ДОУ"
В консультации раскрывается понятие "Образовательная среда" и что должны учитывать воспитатели при организации предметной среды в групповом помещении в соответствии с возрастными особенностями детей....
Консультация для педагогов ДОУ "Построение предметно-развивающей эстетической среды"
Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность по...
Консультация для педагогов. Предметно - развивающая среда.
Значение предметно - развивающей среды группы....
Консультация для педагогов "Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста"
При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет нужно учитывать возрастные физиологические и психические особенности детей, повышенную двигательную активность и ярко выраженную позн...
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребёнка»
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребёнка»Для целостного и адекватного развития ребёнка необходима свобода в познании окружающего мира, эксперимент...