«Роль современных музыкальных технологий в музыкально – эстетическом развитии детей дошкольного возраста»
материал по теме
Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего чувства ребёнка. обогащает их, способствует развитию эмоциональной отзывчивости...
В процессе детского музыкального восприятия творчество рассмвтривается как индивидуальное вслушивание, реагирование и понимание музыкального образа ребёнком, а в процессе исполнительства - творчество проявляется в интерпритации музыкального образа ребёнком и его выражении в разных видах музыкальной деятельности (песне, танце, музыкальной импровизации, музыкальном спектакле и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dc6.doc | 58 КБ |
презентация | 1.81 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего чувства ребенка, обогащает их, способствует развитию эмоциональной отзывчивости. В ходе эстетического воспитания расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие и отношение, эстетическая оценка, образное мышление, творческое воображение. По мнению Б. Т. Лихачева, организация положительной эмоциональной обстановки (красочное оформление, радостная атмосфера детских праздников и развлечений), создает благоприятный климат для развития эмоционально-волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению с прекрасным, формируя культурные интересы и потребности.
Прямыми задачами эстетического воспитания являются развитие у каждого ребенка способности восприятия эстетических явлений в действительности и искусстве, формирование художественного вкуса, воспитание эстетического отношения к произведениям искусства, к объектам действительности и их эстетической оценки. Ребенок должен научиться видеть прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, понимать, чувствовать и в той или иной форме выражать свое отношение к этим явлениям.
В неразрывной связи с прямыми задачами решаются и косвенные - это задачи умственного, трудового, нравственного и физического воспитания. Поэтому так важно внимание педагога к произведениям искусства, отражающим представления народа о красоте и доброте и передающим эти представления из поколения в поколение.
Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием у детей таких качеств, как активность, самостоятельность, инициатива, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать.
Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста можно разделить на четыре группы
- К первой группе относятся задачи развития эстетической
восприимчивости, формирования запаса эстетических образцов, эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов.
- Во вторую группу включаются задачи формирования элементов эстетического сознания детей (представления и знания, эстетические суждения и оценки). Детей знакомят с элементами определения красивого и безобразного, комического и трагического в действительности и искусстве, вооружая их правильным отношением к окружающему, воспитывая понимание красоты. Это разнообразные эталоны: сенсорные (свойства и качества предметов - форма, цвет, звуки), эмоциональные (радость, грусть, горе, удивление, печаль), искусствоведческие (виды и жанры искусства, выразительные средства, произведения разных видов, имена некоторых художников и композиторов), эстетические (красивое, некрасивое, смешное, героическое).
- К третьей группе относятся задачи, позволяющие приобщить детей к активной эстетической и художественной деятельности:
а) развить эстетическое и художественное восприятие;
6) сформировать первичные умения и навыки исполнительской
художественной деятельности;
в) воспитать у детей потребность активно и творчески вносить
элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в
отношения с окружающими людьми и сформировать
соответствующие умения и навыки.
- К четвертой группе задач относится развитие у каждого ребенка общих и специальных художественно-творческих способностей. Общие способности - это сенсомоторное развитие, способность к эмоциональной отзывчивости, творческое воображение и др. К специальным способностям в области музыкальной деятельности ученые относят особую деятельность
творческого воображения, мелодический слух, ладовое чувство, чувство ритма и т.д.
Развитие эстетического восприятия, музыкальных способностей, музыкальной деятельности опирается на своевременное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок.
Среди задач эстетического воспитания детей на одно из первых мест ученые ставят задачу развития способности эстетического восприятия о6ъектов действительности и искусства – это лежит в основе формирования подлинно эстетических чувств, художественного вкуса, эстетического отношения и эстетической оценки.
Названные задачи эстетического воспитания детей взаимно обусловлены и тесно переплетаются между собой. На основе задач, конкретизированных для разных возрастных групп, разрабатываются содержание и методика эстетического воспитания дошкольников.
В процессе решения задач каждой группы используются следующие основные методы эстетического воспитания:
- наблюдение за окружающими предметами и явлениями, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание произведений изобразительного искусства, их сравнение или сопоставление (формируют эстетическую восприимчивость);
- беседы, рассказы, экскурсии, прогулки с наблюдениями, игровые методы и приемы (формируют элементы эстетического сознания);
- показ способа действия, образцов для обследования, тренировочные упражнения с целью освоения элементарных средств художественной выразительности в зависимости от вида искусства – музыки, пения, танца, рисования, лепки, аппликации, художественного слова (развивают умения и навыки художественного воспроизведения окружающих форм);
- создание ситуаций творческого поиска придумывания вариантов решений, дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей поощрение самостоятельных творческих решений (развивают эстетические и художественные способности, творческие умения и навыки, самостоятельность творческих действий).
Разнообразие задач требует разнообразия, как методов, так и форм организации эстетического воспитания в детском саду. В музыкальные занятия следует активно включать игровые ситуации, приемы, которые повышают интерес детей к деятельности и способствуют усвоению умений и навыков.
Эстетическое воспитание важно осуществлять с первых лет жизни ребенка. По мнению специалистов, этот период является оптимальным для закладки основ духовного развития личности.
Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально – культурные учреждения.
Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.
Роль детского сада проявляется через личностные и профессиональные качества педагога – музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия.
Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, можно выделить несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка (схема 1).
Элементы музыкально – эстетического сознания, проявляющиеся в дошкольном возрасте, носят пока еще ориентировочный характер и по содержанию не соответствуют полностью аналогичным элементам, которые характерны для музыкально – эстетического сознания взрослого человека. Кроме того, такие элементы сознания, как идеалы, взгляды, теории, недоступны детям дошкольного возраста.
Музыкально – эстетическое сознание на разных этапах жизни ребенка проявляется и развивается неравномерно. Компоненты его тесно связаны между собой внешними и внутренними связями и составляют единую систему.
Основой музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально – эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности.
С помощью музыкально – эстетического сознания (эстетического отношения к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение.
Для полноценного восприятия слушателю необходимо переживать музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые знания о музыке. Музыкальное сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на восприятие музыки, если произведение исполняется так, что затрагивает чувства, вызывает сопереживание музыки, если ребенок способен дать оценку прозвучавшему произведению, высказать свое, пусть пока элементарное суждение. Основное средство, при помощи которого формируется музыкально – эстетическое сознание и музыкальная культура в целом,- это сама музыка. Только она может вызвать (или не вызвать) эмоциональные реакции ребенка, являющиеся основой музыкально – эстетического сознания. Важно, чтобы содержание музыки (чувства, эмоции) было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик.
Каждому виду музыкальной деятельности присуще творческое начало. В связи с этим можно говорить о вариативных технологиях организации музыкальной деятельности дошкольников, которые инициируют и развивают субъектные проявления ребенка в музыкальном творчестве.
В процессе детского музыкального восприятия творчество рассматривается как индивидуальное вслушивание, реагирование и понимание музыкального образа ребенком, а в процессе исполнительства — творчество проявляется в интерпретации музыкального образа ребенком и его выражении в разных видах музыкальной деятельности и их продуктах (песне, танце, музыкальной импровизации, музыкальном спектакле и др.).
Результатом реализации таких технологий в педагогическом процессе детского сада станет самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников, что, по мнению Н. А. Ветлугиной, является апофеозом музыкального развития в дошкольном детстве, одним из показателей его успешности.
Теперь конкретизируем принципы, на которых базируются педагогические технологии организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности дошкольников.
1. Принцип гуманизации — ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе музыкально-творческой деятельности. Этот принцип свидетельствует о том, что развитие детского музыкального творчества — процесс интересный и увлекательный, прежде всего для самого ребенка, ведь создание чего-то нового — это большая ценность для детского сообщества. Для создания продукта деятельности необходимы знания, умения и определенное эмоционально-ценностное отношение.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, объясняющий необходимость использования первичной диагностики общих и музыкальных способностей дошкольников, и учитывающий новообразования возраста в ходе развивающей работы.
3. Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе музыкально-творческой деятельности, означающий учет в организации данного процесса музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта, поддержания этих качеств и свойств в данной деятельности.
4. Принцип субъектного взаимодействия в процессе, организации музыкально-творческой деятельности, означающий свободу ребенка в данной деятельности, проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по ее ходу и результатам, обращение к индивидуальному опыту. В процессе взаимодействия ребенок самостоятельно выбирает средства интерпретации воспринятого музыкального образа и виды музыкальной деятельности. При соблюдении этого принципа ребенок наряду со взрослым или автономно выступает инициатором музыкально-творческой деятельности.
5. Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе музыкально-творческой деятельности. Основной задачей для воспитателя становится решение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными, доступными конкретному ребенку способами и приемами. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и не комфортности. Данный принцип также подразумевает содействие в развитии музыкального творчества, становлении креативности каждого ребенка.
6. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности дошкольников, в целом всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Подразумевает этот принцип и тесное сотрудничество с семьей ребенка (в контексте проблем музыкального развития), со специалистами, работающими в детском саду.
7. Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки и исполнительства в развитии детского музыкального творчества, означающий, что именно эта цель преследуется воспитателем в процессе организации детского восприятия и исполнительской деятельности. В соответствии с данной целью педагог определяет этапы педагогической технологии, оснащает их адекватными методами и приемами, которые содействуют художественно-эмоциональному восприятию музыкального образа ребенком, пониманию (декодированию) его, деятельностному выражению эмоционального отношения ребенка к нему, интерпретации и созданию новых музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности.
8. Принцип отбора музыкальных произведений в процессе организации детской музыкально-творческой деятельности, означающий необходимость критериального отбора музыкальных произведений для развития детского музыкального творчества. Данные критерии, их вариативность представлены в предыдущем параграфе данного раздела.
9. Принцип продуктивности музыкально-творческой деятельности дошкольников, означающий, что данный процесс имеет некий творческий продукт — относительно новый музыкальный образ, воплощенный ребенком в художественной деятельности.
10. Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов и средств активизации и развития детского музыкального творчества в условиях педагогической технологии, а также объединение различных видов музыкальной деятельности дошкольников, позволяющее ребенку наиболее полно и самостоятельно понимать, отображать и создавать музыкальные образы.
11. Принцип систематичности, последовательности и взаимодополняемости в организации самостоятельной детской музыкально-творческой деятельности, предполагающий систематическую работу по развитию музыкального творчества дошкольников, постепенное усложнение задач развития, музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемых форм, средств и методов работы. Этот принцип означает и взаимодополняемость усилий, которые прикладывают воспитатель и музыкальный руководитель в развитии самостоятельной музыкально-творческой деятельности воспитанников.
Таким образом, современные музыкальные технологии направлены на формирование:
- процесса профессионального сотрудничества и сотворчества педагогического коллектива детского сада в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников
- целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду
- развивающей музыкально-образовательной среды детского сада, инициирующей процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка
- культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения — в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, процесса содружества с музыкально-культурными учреждениями города, района ДОУ
- процесса личностно-профессионального развития и саморазвития, образования и самообразования, наращивания профессиональной компетентности всех сотрудников педагогического коллектива через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Роль современных музыкальных технологий в музыкально – эстетическом развитии детей дошкольного возраста»
Задачи эстетического воспитания: Развитие эстетической восприимчивости Формирование элементов эстетического сознания детей Приобщение детей к активной эстетической и художественной деятельности Развитие у каждого ребенка общих и специальных художественно – творческих способностей
Методы эстетического воспитания : 1. «Рисую» музыку Подбери инструмент Колыбельная кукле «Три сосны» «Зимняя сказка» 2. Путешествие в осенний лес Времена года в цвете и музыке «Музыкальное лото» «Чудесный зоопарк» 3. Нарисуй песню Закончи мелодию «Отгадай, кто мы» «У зеркала» «Чудесные превращения» «Спой песенку мамы Козы» (как мама, как козлята, как волк)
Принципы организации самостоятельной музыкально – творческой деятельности дошкольников:
1. Гуманизации 2. Учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка 3. Учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка 4. Субъектного взаимодействия 5. Педагогической поддержки 6.Профессионального сотрудничества и сотворчества
7.Целенаправленности процесса восприятия музыки и исполнительства 8.Отбора музыкальных произведений 9. Продуктивности музыкально – творческой деятельности дошкольников 10. Синкретичности 11. Систематичности, последовательности и взаимодополняемости
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема: «Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста».
В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение инфомационн...
Использование инновационных технологий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны д...
Консультации для родителей«Здоровьесберегающие технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста посредством музыки»
От здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний....
ОПЫТ РАБОТЫ Один из современных подходов в области художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста
Материал полезен для воспитателей ДОУ. Он раскрывает современные подходы к проблеме художественно - эстетического развития дошкольников....
Проект: "Роль декоративно – прикладного искусства в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста"
Проект: "Роль декоративно – прикладного искусства в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста"...
Совет педагогов «Роль инновационно -педагогических технологий в логико – математическом развитии детей дошкольного возраста»
Совет педагогов «Роль инновационно -педагогических технологий в логико – математическом развитии детей дошкольного возраста»...
Использование информационно коммуникационных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
Изобразительное искусство – одно из средств художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.Изобразительная деятельность является для детей одним из любимых занятий, если он...