Рабочая программа по коррекции эмоциональной сферы "Уроки добра"
рабочая программа (старшая группа) по теме
Рабочая программа педагога-психолога по коррекции эмоциональной сферы и формировании эмпатийного поведения детей 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uroki_dobra.docx | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 115»
Заводского района г. Саратова
Рабочая программа
по коррекции эмоциональной сферы
и формировании эмпатийного поведения детей 5-6 лет
«Уроки добра»
педагога-психолога Андреевой В. П.
г. Саратов
2013 г.
Пояснительная записка
В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Взрослые порой просто не знают, как побороть всевозрастающую детскую жестокость, враждебность. Гнев, злоба, месть как форма проявления агрессивности разрушают общество. Само понятие «агрессия» происходит от латинского слова «aggressio» - нападение. В психологическом словаре агрессия определяется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам, установленным в обществе, и наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. (Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М. 1997.)
Признаки агрессивности могут проявляться уже в детстве. В качестве основных причин агрессивности у детей можно выделить следующие:
- Демонстрация насилия по телевидению;
- Экономическое неблагополучие семьи;
- Социальная нестабильность в обществе;
- Недостатки воспитания;
- Неблагополучная семейная обстановка;
- Низкий уровень эмоционально-волевой сферы;
- Негативное отношение педагога к ребенку;
- Несформированность механизмов саморегуляции поведения.
У детей в возрасте 5-6 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно.
Детская агрессивность рассматривается как социальное явление, поэтому взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения.
Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи детям 5-6 лет по определению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения является реализация коррекционно-развивающей программы «Уроки добра».
Содержание программы
Цель программы: коррекция эмоциональной сферы и формирование эмпатийного поведения детей.
Задачи программы:
- раскрывать сущность полярных понятий – «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;
- знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
- учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнеся его с конкретной ситуацией;
- развивать эмоциональную произвольность;
- учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, решать конфликтные ситуации).
Структура программы: В соответствии с поставленными задачами непосредственно-образовательная деятельность строится в интересной, занимательной для детей форме. В качестве основных методов и приемов используются:
- имитационные игры;
- социально-поведенческий тренинг;
- психогимнастика;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделирование новых версий;
- дискуссии;
- диагностика эмоционального состояния, отношение ребенка к обсуждаемой проблеме;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.
Обработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях, под которыми понимается система методов, приемов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей, проявляющих признаки агрессивности.
Рекомендуемая продолжительность НОД – 25 минут 1 раз в неделю. Всю серию непосредственно-образовательной деятельности условно можно разделить на три группы:
- первая группа НОД предусматривает формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека и способах управления им. Взрослый создает ситуации для применения полученных знаний, побуждает детей к оказыванию помощи сказочным персонажам, близким, сверстникам;
- вторая группа НОД направлена на формирование у детей доброжелательного поведения: взрослый создает различные проблемные ситуации, участвуя в которых дети приобретают необходимые умения управления негативными эмоциями. Большое внимание уделяется обучению детей конструктивным способам решения конфликтных ситуаций, развитию способности сопереживать, сочувствовать;
- в третьей группе НОД акцент сделан на формирование осозного отношения детей к социальным нормам поведения. Взрослый побуждает детей проявлять доброжелательность в повседневной жизни.
Для самовыражения ребенка каждая НОД предусматривает использование рисуночных методик, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущении удовольствия. Каждую непосредственно-образовательную деятельность рекомендуется заканчивать слушанием приятной музыки или использованием веселых детских песен, что, в свою очередь, способствует фиксации положительных эмоций и поддерживанию интереса к НОД.
Ожидаемые результаты:
- исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;
- преобладание положительных эмоций;
- способность сдерживать нежелательные эмоции или применении приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);
- изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).
Тематический план
по программе «Уроки добра»
№ | Название НОД | Содержание НОД | Цель НОД | Сроки реализации |
1 | «Знакомство» | 1. Приветствие. 2. Знакомство со сказочными персонажами. 3. Игровая ситуация 4. Беседа о добрых и злых людях 5. Тренинг эмоций 6. Рисование на тему: «Добрый и злой» в сопровождении песенки В. Шаинского «Улыбка» | Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. | Ноябрь |
2 | «Наше настроение» | 1. Диагностика настроения детей 2. Упражнение «Волшебный мешочек» 3. Упражнение «Расскажи о своем настроении» 4. Художественное чтение 5. Рисование на тему «Мое настроение» 6. Слушание песни «Песенка бременских музыкантов» | Познакомить детей с понятием настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей. | |
3 | «Хорошо ли быть злым?» | 1. Беседа 2. Игра «Цветик-семицветик» 3. Игра «Гневная гиена» 4. Упражнение «Придумывание историй» 5. Чтение отрывка из сказки «Заяц, лиса и петух» 6. Игра «Кляксы» 7. Слушание песни В. Шаинского «По секрету» | Продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло»; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых, побуждать к оказанию помощи; учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости. | |
4 | «Учимся справляться с гневом» | 1. Выставка «картин» цветных клякс 2. Психогимнастика 3. Игра «Жужа» 4. Упражнение «Выпустить из себя злого дракона» 5. Упражнение-тренинг 6. Рисование на тему «Злость» 7. Слушание песни В. Шаинского «В мире много сказок» | Продолжить учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими. | |
5 | «Что делать, если ты злишься?» | 1. Рассматривание рисунков на тему «Злость» 2. Закрепление знаний о способах саморегуляции 3. Чтение отрывка из книги Э. Крейри «Я злюсь» 4. Тренинг 5. Раскрашивание рисунков 6. Танец польки «Старый добрый жук» (из кинофильма «Золушка») | Продолжать знакомить детей со способами снятия напряжения. Учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций) | Декабрь |
6 | «Настроение Бабы-Яги» | 1. Знакомство с Бабой-Ягой 2. Тренинг эмоций 3. Придумывание историй 4. Упражнение «Угадай настроение Бабы-Яги» 5. Рисование Бабы-Яги 6. Слушание частушек Бабок-Ёжик из мультфильма | Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний (веселый-грустный); учить дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку | |
7 | «Поговорим о доброте» | 1. Игра «Угадай настроение по рисунку» 2. Упражнение «Помоги волшебнику» 3. Упражнение «Выручи из беды» 4. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Старик сажал яблони» 5. Игра «Чунга-чанга» 6. Упражнение «Рисуем музыку» | Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; учить предавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я» | |
8 | «Ссора» | 1. «Волшебная тарелочка» 2. Тренинг эмоций 3. Упражнение «Дружба начинается с улыбки» 4. Проблемная ситуация 5. Рисование бабочек 6. Слушание песни «Голубой вагон» из мультфильма | Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении | |
9 | «Как справиться с упрямством?» | 1. Чтение сказки «Упрямые козы» 2. Тренинг эмоций 3. Игра «Сказка наоборот» 4. Игра «Два барана» 5. Чтение истории про ребят 6. Знакомство с правилами доброжелательного поведения 7. Смешной рисунок в сопровождении музыки А. Лядова «Музыкальная табакерка» | Учить детей анализировать свое эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций | |
10 | «Чувства одинокого человека» | 1. Цветопись настроения 2. Правила доброжелательного поведения 3. Просмотр мультфильма «Первый раз» 4. Игра «Тень» 5. Игра «Закончи предложение» 6. Тренинг эмоций в сопровождении песни «А мне летать охота» | Учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания; закреплять знание правил доброжелательного поведения; формировать внимательное отношение к другим людям; во время игр снимать негативные эмоции у детей | Январь |
11 | «Знакомство с понятием «физическая и эмоциональная боль»» | 1. Беседа 2. Историю про лягушонка 3. Тренинг эмоций 4. Какая бывает боль 5. Тренинг эмоций 6.Рисование на тему «Медвежонок выздоровел» в сопровождении музыки В. Адигезалова «Мне очень весело» | Познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль | |
12 | «Учимся понимать чувства других людей» | 1. Беседа 2. Поведенческий тренинг 3. Определение причины эмоций 4. Упражнение «Негаданная радость» 5. Рисование на тему «Волшебные цветы» в сопровождении музыки П. И. Чайковского «Фея сирени» | Закрепить понятия «физическая и эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения | Февраль |
13 | «Учимся доброжелательности» | 1. Просмотр мультфильма «Варежка» 2. Беседа по содержанию мультфильма 3. Чтение стихотворения 4. Беседа 5. Тренинг эмоций 6. Сочинение историй 7. Рисование на тему «Мой верный друг собака» в сопровождении музыки В. Шаинского «Пропала собака» | Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении; развивать положительную самооценку | |
14 | «Животные – наши друзья» | 1. Загадки 2. Игра «Мышь и мышеловка» 3. Придумывание истории 4. Беседа 5. Разыгрывание сценки парами 6. Рисование на тему «Мой котенок» 7. Хоровод | Развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других; формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга | Февраль |
15 | «Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации» | 1. Знакомство 2. Тренинг эмоций 3. Анализ конфликтных ситуаций 4. Чтение рассказа 5. Игра «Угадай настроение» 6. Рисование на тему «Мое настроение» 7. Песня «Антошка» | Учить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки; развивать умение снимать эмоциональное напряжение | |
16 | «Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях» | 1. Антошкина история 2. Дискуссия с детьми 3. Чтение рассказа В. Осеевой «Отомстила» 4. Поведенческий тренинг 5. Игра «Падающая башня» 6. Рисование «Дерево радости» 7. Песня «Пусть падают листья» | Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики | Март |
17 | «Добрые и злые поступки» | 1. Стихотворение «Доброта» 2. Рассматривание иллюстрации 3. Тренинг эмоций 4. Упражнение «Добрый - злой» 5. Игра «По кочкам» 6. Рисование «Дорисуй картину» 7. Упражнение «Танец» | Продолжить учить детей управлять своими в конфликтных ситуациях; знакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни | |
18 | «Ссора и примирение» | 1. Просмотр фрагмента мультфильма «Ну, погоди!» 2. Тренинг эмоций 3. Сочинение новой серии «Ну, погоди!» 4. Поведенческий тренинг 5. Анализ собственных поступков 6. Игра «Хорошо-плохо» 7. Рисование «Графическая музыка» | Учить детей анализировать собственное поведение и поступки других; формировать позицию ненасилия; развивать воображение и снимать эмоциональное напряжение путем рисуночной терапии | |
19 | «Знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослых» | 1. Гость Антошка 2. Тренинг 3. История В. Осеева «Кто наказал его?» 4. Упражнение 5. Тренинг эмоций 6. Рисование на тему «Какой я» | Закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; развивать эмоциональную произвольность, эмпатию; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, положительный образ «Я» | |
20 | «Дружба-неприязнь» | 1. Мультфильм «Трям, здравствуйте!» 2. Беседа 3. Тренинг эмоций 4. Поведенческий тренинг № 1 5. Поведенческий тренинг № 2 6. Рисование 7. Песенка В. Шаинского «Облака» из мультфильма | Учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека; закреплять знания правил доброжелательного проведения; развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых они читали в книжках | Апрель |
21 | «Наши мечты» | 1. Сказка «Лиса и заяц» 2. Моделирование сцены примирения 3. Мультфильм «Осенние корабли» 4. Беседа 5. Игра «Цветик-семицветик» 6. Рисование на тему «Моя мечта» 7. Танец «Танец утят» | Продолжить закреплять знания о поведении в конфликтных ситуациях; учить сознательно управлять своими эмоциями (обидами); формировать дружелюбное отношение к окружающим; способствовать формированию адекватной самооценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рабочая программа по коррекции фонетического недоразвития речи дошкольников 5-7 лет "
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неу...
Программа по коррекции эмоционального выгорания и развития навыков саморегуляции у педагогов «Я ПОЗНАЮ МИР ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ СЕБЯ»
Актуальность проблемы эмоционального выгорания педагогов очевидна и обуславливается теми объективными факторами, которые возникают не только в связи с определенной спецификой педагогической деятельнос...
Рабочая программа для коррекции и развития познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием песочной терапии "В гостях у Песочной Феи"
Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обра...
Рабочая программа по коррекции и развитию познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием телесно - ориентированной терапии
Телесно-ориентированная психотерапия с помощью специальных упражнений, направленных на достижение определенной цели, аккуратно влияет на состояние человека. Она обходит многие барьеры и сопротивление ...
Модифицированная программа по коррекции эмоционально-аффективной сферы детей 5-7 лет с помощью метода Арт-терапии.
Коррекционно-развивающая программа предназначена для улучшения психологического здоровья дошкольников....
Программа по коррекции эмоционально-волевой сферы
quot;Непоседы"Вопросами эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста занимались многие зарубежные и отечественные ученые. Раскрыты многие причины и механизмы возникновения эмоциона...
Конспект занятия по коррекции эмоциональной сферы «Добрые волшебники».
Возраст: дети старшего дошкольного возрастаЦель: снижение страхов и тревожности....