"Рабочая программа по коррекции фонетического недоразвития речи дошкольников 5-7 лет "
рабочая программа по логопедии по теме

Ханнанова Гульнара

 

 

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sayt.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по коррекции фонетического недоразвития речи  дошкольников 5-7 лет

Составитель: Ханнанова Гульнара Нурзадаевна

учитель- дефектолог

первой квалификационной категории

Пояснительная записка

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

        Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного воспитания человека. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

С учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования разработана инновационная общеобразовательная Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

Выдвинутая в Программе на первый план развивающая функция образования обеспечивает становление личности ребенка и ориентирует педагога прежде всего на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы. Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.  Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, фонематических процессов, грамматики, то могут возникнуть трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определённые изменения личности на пути развития «ребёнок- подросток -взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Существующая «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»  Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной предназначена для дошкольников старшего возраста групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Реализация в полном объеме данной программы в условиях логопедического пунктаДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения  представляется  достаточно сложным в связи с тем, что учебный план дошкольного учреждения компенсирующего вида значительно отличается от учебного плана учреждений, имеющих логопедические группы.

Данная программа составлена  с учётом  современных ФГОС,  на основе «Программы обучения и воспитания детей с ФФН старшего дошкольного возраста» Чиркиной Г.В, Филичевой Т.Б утверждённой Министерством образования РФ.

Программа охватывает возраст дошкольника от 5 до 7 лет. В программе определены задачи, которые надо решать при создании  единого коррекционного пространства, направленного на коррекцию речи детей. Эта программа – ориентир для педагогов в постановке целей и задач для достижения необходимого и достаточного уровня коррекционного образования и воспитания  детей  с ФФН старшего дошкольного возраста.

Цель программы: устранение  речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи и подготовка к освоению основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи:

- развивать навыки дифференцирования звуков, сходных по артикуляционно-акустическим характеристикам

- формировать практические умения и навыки пользования исправленной речью

- совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения

- развивать психические функции

- развитие общей и мелкой моторики

Под теоретическую  и методологическую основу программы заложены положения, разработанные в Л.С. Выготским,  Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским  и др.

  1. принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
  2. принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  3. принцип генетический, раскрывающий общие закономерности  развития  детской  речи  применительно  к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
  4. принцип  коррекции  и  компенсации,  позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
  5. деятельностный   принцип,   определяющий   ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи;
  6. принцип системного подхода, который предполагает анализ  взаимодействия различных  компонентов речи.

При разработке программы учитывалось, что процесс нормализации речи детей должен осуществляться с учётом общедидактических и специальных принципов:

  1.   Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
  2.    Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
  3.   Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
  4.   Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
  5.  Комплексность воздействия на ребенка.
  6.  Воздействие на все стороны речи.
  7.  Опора на сохранные звенья.
  8.  Учет закономерностей онтогенеза.
  9.  Учет ведущей деятельности.
  10.  Учет индивидуальных особенностей ребенка.
  11.  Воздействие на микросоциальное окружение.

При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.

Программа рассчитана на два занятия в неделю в индивидуальной форме. Возможны подгрупповые (не более двух-трех человек) занятия при условии совпадения коррекционных задач для данных детей.

Учебно-тематический план

Этапы работы

Тема

Количество часов

Подготовительный этап

2

Постановка звука

4

Автоматизация звуков

Автоматизация звука в слогах

3

Автоматизация звука в словах

4

Автоматизация звука в предложениях

3

Автоматизация звуков в связной речи

3

Дифференциация звуков

Дифференциация изолированных звуков

Работа проводится по необходимости

2

Дифференциация звуков в слогах

3

Дифференциация звуков в словах

4

Дифференциация звуков в предложениях

4

Дифференциация звуков в связной речи

4

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Календарные сроки

Фактические сроки

Планируемые результаты

1.

Подготовительный этап

2

Выработка необходимых артикуляционных позиций

2.

Постановка звука

4

Сформированность навыка произнесения изолированного звука

3.

Автоматизация звука в слогах

3

Закрепление звука в прямых, обратных, слогах и в слогах со стечением согласных

4.

Автоматизация звука в словах

4

Закрепление звука в словах с прямым слогом, с обратным слогом, со стечением согласных

5.

Автоматизация звука в предложениях

3

Автоматизация  звука в предложениях

6.

Автоматизация звука в связной речи

3

Закрепление звука в спонтанной речи

7.

Дифференциация изолированных звуков

2

Сформированность навыка  дифференциации звуков по артикуляционно- акустическим признакам

8.

Дифференциация звуков в слогах

3

Сформированность навыка  дифференциации звуков в слогах

9

Дифференциация звуков в словах

4

Сформированность навыка  дифференциации звуков в словах

10.

Дифференциация звуков в предложениях

4

Сформированность навыка  дифференциации звуков в предложениях

11.

Дифференциация звуков в связной речи

4

Сформированность навыка  дифференциации звуков в спонтанной речи

Содержание занятий

Тема

Задачи

1-2

Подготовительный этап

Вызвать интерес к логопедическим занятиям

Формировать и развивать артикуляционную моторику

Формировать представление о звуках

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие

Развивать мелкую и общую моторику

3-6

Постановка звука

Овладеть специальным комплексом артикуляционных упражнений

Развивать целенаправленную воздушную струю

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие

Формировать навык правильного произношения звука

Характеризовать звук по артикуляционно-акустичкским признакам

Развивать мелкую и общую моторику

7-9

Автоматизация звука в слогах:

  1. прямых
  2. обратных
  3. со стечением согласных

Воспроизводить слоговые ряды

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, просодические компоненты речи (ритма, интонация)

Развивать мелкую и общую моторику

10-13

Автоматизация звука в словах:

  1. с прямым слогом
  2. с обратным слогом
  3. со стечением согласных

Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления

Развивать слуховое внимание, память

Овладеть звуко-слоговым анализом и синтезом слов

Развивать мелкую и общую моторику

14-16

Автоматизация звука в предложениях

Формировать связность и четкость высказываний

Составлять предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий

Совершенствовать анализ и синтез словесного состава предложения

Развивать мелкую и общую моторику

17-19

Автоматизация звука в связной речи

Пересказывать тексты с использованием мнемотаблиц

Развивать воображение и творческую фантазию

Развивать фонематическое восприятие

Развивать мелкую и общую моторику

20-21

Дифференциация изолированных звуков

Характеризовать звуки по артикуляционно-акустичкским признакам

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, просодические компоненты речи (ритма, интонация)

Развивать мелкую и общую моторику

22-24

Дифференциация звуков в слогах:

  1. прямых
  2. обратных
  3. со стечением согласных

Воспроизводить слоговые ряды

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие

Развивать мелкую и общую моторику

25-28

Дифференциация звуков в словах 

  1. с прямым слогом
  2. с обратным слогом
  3. со стечением согласных

Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления

Развивать слуховое внимание, память

Овладеть звуко-слоговым анализом и синтезом слов

Развивать мелкую и общую моторику

29-32

Дифференциация звуков в предложениях

Формировать связность и четкость высказываний

Составлять предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий

Совершенствовать анализ и синтез словесного состава предложения

Развивать мелкую и общую моторику

33-36

Дифференциация звуков в связной речи

Пересказывать тексты с использованием мнемотаблиц

Развивать воображение и творческую фантазию

Развивать фонематическое восприятие

Развивать мелкую и общую моторику

Как итог реализации данной программы предусмотрено проведение мониторинга образовательного процесса по методике В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Экспресс-обследование звукопроизношения»

Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Программа разработана в соответствии с Федеральными Государственными требованиями, с образовательной программой МБДОУ и направлена на ее реализацию.

Литература:

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Е.А.Алифанова, Н.Е. Егорова «Логопедические упражнения в рифмах»

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей»

И.С. Лопухина «Логопедия»

Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учись говорить правильно»

Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха», «Развитие звуко-буквенного анализа»

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М: ООО «Гном-Пресс», 1999

Н.В. Новоторцева. Рабочие тетради по развитию речи ч, щ, л, л’, р, р’.

Т.А. Ткаченко «Логопедические упражнения», «Найди и обведи», «Найди и объясни», «Символы звуков»

«Игры в логопедической работе с детьми»/ под ред. В.И. Селиверстов.

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Москва «Просвещение» 2008

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 2008

Цвынтарный В.В. «Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем» М., 2004.

Медиаресурсы

Программа «Учимся говорить правильно»

Презентации по автоматизации звуков [с], [ш], [р], [л].

Магнитофон

Аудиокассеты:   “Голоса животных и птиц”, “Из чего родилась музыка”, “Скороговорки”,

“Классические колыбельные”, “Класика для детей” ,“Звуки природы”

Дидактический материал

Альбом «Артикуляционная гимнастика»

«Сказка о веселом Язычке»

Дидактические игры: «Солнышко», «Логопедическое лото», «Собери слова в бутылочку», «Собери цветок», «Речевая тропинка», «Звонкий-глухой», «Напои куклу чаем»,«Украсим комнату флажками»,  «Узор из фонем», «Пиратские сокровища», «Ассорти», «Звуковая мозаика» «Шторки», «Ветер-ветерок», «Домики», «Делим слова на слоги» , «Составь рассказ по картинке», «Составь рассказ по серии картинок», «Мозаика», «Море волнуется раз», «Постройка», «Монгольская игра», «Шнурочки» выпуски 2,3,4,5,6,7; конструктор «Львенок», «Курочка», «Медведь»;  «Найди свою чашку», «Найди свой цветок», «Разрезные картинки», «Четвертый  лишний», «Подбери узор».

Раздаточный материал: «Определи место звука в слове», «Подбери слова к схеме»

Методическое пособие «Волшебный ветерок»

Картотека пальчиковых игр

Пальчиковый театр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.

        Наша  задача  логопеда  и воспитателей– привлечь  родителей  к  активному сотрудничеству, помочь  им  уяснить свою роль в про...

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.

Наша  задача  учителя-логопеда  и воспитателей– привлечь  родителей  к  активному сотрудничеству, помочь  им  уяснить свою роль в процессе  развития ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

Программа разработа в соответствии с ФГОС, предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта...

Рабочая программа логопеда: "Коррекция общего недоразвития речи первого уровня".

Рабочая программа логопеда Центра психолого-медико-социального сопровождения....

Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образован...