"Рабочая программа по коррекции фонетического недоразвития речи дошкольников 5-7 лет "
рабочая программа по логопедии по теме
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sayt.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по коррекции фонетического недоразвития речи дошкольников 5-7 лет
Составитель: Ханнанова Гульнара Нурзадаевна
учитель- дефектолог
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного воспитания человека. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.
С учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования разработана инновационная общеобразовательная Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).
Выдвинутая в Программе на первый план развивающая функция образования обеспечивает становление личности ребенка и ориентирует педагога прежде всего на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы. Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, фонематических процессов, грамматики, то могут возникнуть трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определённые изменения личности на пути развития «ребёнок- подросток -взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Существующая «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной предназначена для дошкольников старшего возраста групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Реализация в полном объеме данной программы в условиях логопедического пунктаДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения представляется достаточно сложным в связи с тем, что учебный план дошкольного учреждения компенсирующего вида значительно отличается от учебного плана учреждений, имеющих логопедические группы.
Данная программа составлена с учётом современных ФГОС, на основе «Программы обучения и воспитания детей с ФФН старшего дошкольного возраста» Чиркиной Г.В, Филичевой Т.Б утверждённой Министерством образования РФ.
Программа охватывает возраст дошкольника от 5 до 7 лет. В программе определены задачи, которые надо решать при создании единого коррекционного пространства, направленного на коррекцию речи детей. Эта программа – ориентир для педагогов в постановке целей и задач для достижения необходимого и достаточного уровня коррекционного образования и воспитания детей с ФФН старшего дошкольного возраста.
Цель программы: устранение речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и подготовка к освоению основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи:
- развивать навыки дифференцирования звуков, сходных по артикуляционно-акустическим характеристикам
- формировать практические умения и навыки пользования исправленной речью
- совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения
- развивать психические функции
- развитие общей и мелкой моторики
Под теоретическую и методологическую основу программы заложены положения, разработанные в Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским и др.
- принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
- принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи;
- принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.
При разработке программы учитывалось, что процесс нормализации речи детей должен осуществляться с учётом общедидактических и специальных принципов:
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
- Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
- Комплексность воздействия на ребенка.
- Воздействие на все стороны речи.
- Опора на сохранные звенья.
- Учет закономерностей онтогенеза.
- Учет ведущей деятельности.
- Учет индивидуальных особенностей ребенка.
- Воздействие на микросоциальное окружение.
При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.
Программа рассчитана на два занятия в неделю в индивидуальной форме. Возможны подгрупповые (не более двух-трех человек) занятия при условии совпадения коррекционных задач для данных детей.
Учебно-тематический план
№ | Этапы работы | Тема | Количество часов |
Подготовительный этап | 2 | ||
Постановка звука | 4 | ||
Автоматизация звуков | Автоматизация звука в слогах | 3 | |
Автоматизация звука в словах | 4 | ||
Автоматизация звука в предложениях | 3 | ||
Автоматизация звуков в связной речи | 3 | ||
Дифференциация звуков | Дифференциация изолированных звуков | Работа проводится по необходимости 2 | |
Дифференциация звуков в слогах | 3 | ||
Дифференциация звуков в словах | 4 | ||
Дифференциация звуков в предложениях | 4 | ||
Дифференциация звуков в связной речи | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Календарные сроки | Фактические сроки | Планируемые результаты |
1. | Подготовительный этап | 2 | Выработка необходимых артикуляционных позиций | ||
2. | Постановка звука | 4 | Сформированность навыка произнесения изолированного звука | ||
3. | Автоматизация звука в слогах | 3 | Закрепление звука в прямых, обратных, слогах и в слогах со стечением согласных | ||
4. | Автоматизация звука в словах | 4 | Закрепление звука в словах с прямым слогом, с обратным слогом, со стечением согласных | ||
5. | Автоматизация звука в предложениях | 3 | Автоматизация звука в предложениях | ||
6. | Автоматизация звука в связной речи | 3 | Закрепление звука в спонтанной речи | ||
7. | Дифференциация изолированных звуков | 2 | Сформированность навыка дифференциации звуков по артикуляционно- акустическим признакам | ||
8. | Дифференциация звуков в слогах | 3 | Сформированность навыка дифференциации звуков в слогах | ||
9 | Дифференциация звуков в словах | 4 | Сформированность навыка дифференциации звуков в словах | ||
10. | Дифференциация звуков в предложениях | 4 | Сформированность навыка дифференциации звуков в предложениях | ||
11. | Дифференциация звуков в связной речи | 4 | Сформированность навыка дифференциации звуков в спонтанной речи |
Содержание занятий
№ | Тема | Задачи |
1-2 | Подготовительный этап | Вызвать интерес к логопедическим занятиям Формировать и развивать артикуляционную моторику Формировать представление о звуках Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие Развивать мелкую и общую моторику |
3-6 | Постановка звука | Овладеть специальным комплексом артикуляционных упражнений Развивать целенаправленную воздушную струю Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие Формировать навык правильного произношения звука Характеризовать звук по артикуляционно-акустичкским признакам Развивать мелкую и общую моторику |
7-9 | Автоматизация звука в слогах:
| Воспроизводить слоговые ряды Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, просодические компоненты речи (ритма, интонация) Развивать мелкую и общую моторику |
10-13 | Автоматизация звука в словах:
| Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления Развивать слуховое внимание, память Овладеть звуко-слоговым анализом и синтезом слов Развивать мелкую и общую моторику |
14-16 | Автоматизация звука в предложениях | Формировать связность и четкость высказываний Составлять предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий Совершенствовать анализ и синтез словесного состава предложения Развивать мелкую и общую моторику |
17-19 | Автоматизация звука в связной речи | Пересказывать тексты с использованием мнемотаблиц Развивать воображение и творческую фантазию Развивать фонематическое восприятие Развивать мелкую и общую моторику |
20-21 | Дифференциация изолированных звуков | Характеризовать звуки по артикуляционно-акустичкским признакам Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, просодические компоненты речи (ритма, интонация) Развивать мелкую и общую моторику |
22-24 | Дифференциация звуков в слогах:
| Воспроизводить слоговые ряды Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие Развивать мелкую и общую моторику |
25-28 | Дифференциация звуков в словах
| Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления Развивать слуховое внимание, память Овладеть звуко-слоговым анализом и синтезом слов Развивать мелкую и общую моторику |
29-32 | Дифференциация звуков в предложениях | Формировать связность и четкость высказываний Составлять предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий Совершенствовать анализ и синтез словесного состава предложения Развивать мелкую и общую моторику |
33-36 | Дифференциация звуков в связной речи | Пересказывать тексты с использованием мнемотаблиц Развивать воображение и творческую фантазию Развивать фонематическое восприятие Развивать мелкую и общую моторику |
Как итог реализации данной программы предусмотрено проведение мониторинга образовательного процесса по методике В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Экспресс-обследование звукопроизношения»
Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Программа разработана в соответствии с Федеральными Государственными требованиями, с образовательной программой МБДОУ и направлена на ее реализацию.
Литература:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Е.А.Алифанова, Н.Е. Егорова «Логопедические упражнения в рифмах»
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей»
И.С. Лопухина «Логопедия»
Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учись говорить правильно»
Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха», «Развитие звуко-буквенного анализа»
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М: ООО «Гном-Пресс», 1999
Н.В. Новоторцева. Рабочие тетради по развитию речи ч, щ, л, л’, р, р’.
Т.А. Ткаченко «Логопедические упражнения», «Найди и обведи», «Найди и объясни», «Символы звуков»
«Игры в логопедической работе с детьми»/ под ред. В.И. Селиверстов.
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Москва «Просвещение» 2008
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 2008
Цвынтарный В.В. «Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем» М., 2004.
Медиаресурсы
Программа «Учимся говорить правильно»
Презентации по автоматизации звуков [с], [ш], [р], [л].
Магнитофон
Аудиокассеты: “Голоса животных и птиц”, “Из чего родилась музыка”, “Скороговорки”,
“Классические колыбельные”, “Класика для детей” ,“Звуки природы”
Дидактический материал
Альбом «Артикуляционная гимнастика»
«Сказка о веселом Язычке»
Дидактические игры: «Солнышко», «Логопедическое лото», «Собери слова в бутылочку», «Собери цветок», «Речевая тропинка», «Звонкий-глухой», «Напои куклу чаем»,«Украсим комнату флажками», «Узор из фонем», «Пиратские сокровища», «Ассорти», «Звуковая мозаика» «Шторки», «Ветер-ветерок», «Домики», «Делим слова на слоги» , «Составь рассказ по картинке», «Составь рассказ по серии картинок», «Мозаика», «Море волнуется раз», «Постройка», «Монгольская игра», «Шнурочки» выпуски 2,3,4,5,6,7; конструктор «Львенок», «Курочка», «Медведь»; «Найди свою чашку», «Найди свой цветок», «Разрезные картинки», «Четвертый лишний», «Подбери узор».
Раздаточный материал: «Определи место звука в слове», «Подбери слова к схеме»
Методическое пособие «Волшебный ветерок»
Картотека пальчиковых игр
Пальчиковый театр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.
Наша задача логопеда и воспитателей– привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в про...
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.
Наша задача учителя-логопеда и воспитателей– привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в процессе развития ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
Программа разработа в соответствии с ФГОС, предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта...
Рабочая программа логопеда: "Коррекция общего недоразвития речи первого уровня".
Рабочая программа логопеда Центра психолого-медико-социального сопровождения....
Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образован...