Проект по обучению детей правилам дорожного движения "Ребенок и улица"
проект по теме
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания. Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагогов, родителей, детей в рамках работы МКДОУ, в которой пропагандируется осознанное соблюдение родителями ПДД и безопасного образа жизни, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rebenok_i_ulitsa.docx | 65.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Ребёнок и улица».
Улица полна неожиданностей и опасностей
Выходя на улицу,
Приготовь заранее,
Вежливость и сдержанность,
А главное, внимание!
Структура | Содержание |
Тема | Правила дорожного движения – нужно знать всем, без исключения! |
Адресация проекта | воспитателям дошкольных образовательных учреждений. |
Автор – разработчик, | Гулиян Диана Вячеславовна – старший воспитатель ДОУ. |
Руководитель проекта | Бобырь Елена Ивановна, воспитатель первой квалификационной категории |
Место проведения | МКДОУ № 4 (групповые комнаты, зал по ПДД). |
Участники проекта |
|
Возраст воспитанников | Старшая, подготовительная возрастные группы 5-7 лет |
Особенности проекта | По характеру продукта: творческо-исследовательский По количеству детей: межгрупповой. По продолжительности: краткосрочный (1 неделя). По профилю знаний: межпредметный (все образовательные области) По уровню контактов и масштаба организации: на уровне МКДОУ |
Цель проекта | Предупреждение детского дорожно–транспортного травматизма, посредством включения родителей воспитанников в образовательную деятельность на основе активного взаимодействия, направленного на расширение и закрепление знаний воспитанников и их родителей о правилах дорожного движения. |
Задачи проекта | 1.Активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей групп; 3.Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения; 4.Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения. 5. Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах 6. Воспитывать в детях грамотных пешеходов. |
Ресурсы проекта |
|
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Результат деятельности педагогов: 1.Создание оптимальных и необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей; 4.Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации; Результат деятельности детей: макет перекрёстка с дорожными знаками, модели машин из бросового материала, создание книги «Про специальный транспорт», стихотворения про сделанные модели, организация выставки моделей машин, книг об автомобилях. |
Аннотация | Мероприятия проводятся в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, викторин, наблюдений за движением транспорта, чтение художественной литературы, отгадывания загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, оформление уголка по «Правилам дорожного движения», а также дома с родителями. |
Этапы работы над проектом | I этап «Составление «Банка идей» II этап «Основной» III этап «Заключительный» |
Пояснительная записка
1. Актуальность проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагогов, родителей, детей в рамках работы МК ДОУ, в которой пропагандируется осознанное соблюдение родителями ПДД и безопасного образа жизни, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложения: методические разработки для педагогов ДОУ, консультации для родителей, каталог дидактических и подвижных игр, проведение анкетирования с родителями.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий, поэтому нами в тесном сотрудничестве с родителями был создан коллективный проект по теме: «Ребёнок и улица».
2. Инновация
В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь), эмоционально - волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.
Часть I. Теоретический анализ
основных условий и причин возникновения ДТП с дошкольниками
Условия:
- Самостоятельное (без взрослых) нахождение на улице и в жилой зоне, во дворах, на тротуарах, возле гаражей. Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых, попадают в ДТП по причине того, что они не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве и не осознают опасности транспортных средств.
- Халатное отношение взрослых, находящихся на улице с детьми (оставление без присмотра дошкольников, детских колясок с грудными детьми на тротуаре, проезжей части, возле магазинов и т.д.)
- Переход проезжей части взрослыми с детьми в неустановленном месте и другие нарушения правил дорожного движения
- Недержание детей за руку при переходе дороги и в местах, где имеется движение автомобилей (в жилой зоне, во дворах, на тротуарах и т.д.). В таких случаях ДТП может произойти на глазах у взрослых, которые предоставили детям самостоятельность.
- Причиной гибели и ранений детей – пассажиров в салоне автомобиля может стать нахождение ребёнка до 12 лет на переднем сидении, на руках у взрослых или отсутствие ремней безопасности, детских удерживающих устройств и другие нарушения ПДД, совершаемые взрослыми.
Причины:
- Самостоятельный переход проезжей части в неустановленном месте, т.е. вне пешеходного перехода. Это самая распространённая причина наездов на детей – пешеходов, которые переходят дорогу, не понимая опасности движущегося транспорта. Подавляющее большинство несчастных случаев с дошкольниками возникает в так называемых обманчивых ситуациях, когда им кажется, что опасности нет и они успеют перейти дорогу вне пешеходного перехода. Однако в силу возрастных и психофизиологических особенностей дети не могут этого сделать. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель видит его и успеет остановиться. Однако водитель может не увидеть ребёнка из-за маленького роста, либо не может остановить транспортное средство, которое при торможении продолжает двигаться по инерции, совершая наезд. Несчастные случаи происходят и по вине водителей, когда они не снижают скорость, видя бегущего ребёнка, и воспринимают его как «маленького взрослого», не понимая возрастных и психофизиологических особенностей его поведения на дороге.
- Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих транспортных средств, зелёных насаждений, и других препятствий, затрудняющих обзор. Закрытый обзор является одной из причин наезда на дошкольников, которых водители не видят и потому не ожидают их внезапного появления на дороге. Выбегая на дорогу, ребёнок видит, как правило, большие грузовые машины и не понимает, что за ними могут ехать легковые автомобили на большой скорости. Кроме того, нередко дети пропускают автомобили, приближающиеся слева, выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, идущих справа в противоположном направлении.
- Неподчинение сигналам светофора. Дошкольники переходят дорогу, не придавая значения сигналам светофора. Они считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости. Кроме того, дошкольники медленно реагируют на смену сигналов светофора. Не понимают значения мигающего зелёного сигнала, который горит всего 3 секунды. Видя зелёный мигающий сигнал, они переходят дорогу и попадают в ДТП.
- Движение детей по проезжей части при наличии тротуара. Дошкольники, увлёкшись разговорами, увидев на улице что-то интересное, могут, не думая об опасности, неожиданно оказаться на проезжей части или идти по ней вместо тротуара.
- Незнание правил перехода перекрёстка. Дошкольники не понимают, на какие светофоры следует смотреть. Часто не идут по пешеходному переходу, а перебегают дорогу по диагонали. Дошкольники не знают, что транспортные средства могут делать повороты на перекрёстках на зелёный сигнал светофора, который горит для пешеходов.
- Игры детей на проезжей части. В силу возрастных особенностей дошкольники не всегда понимают опасность игр вблизи проезжей части или на ней. Они увлекаются игрой, которая для них гораздо важнее приближающегося транспорта.
- Движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств. Дошкольники не знают правил движения по проезжей части, в местах, где нет тротуара или обочины. В результате они идут, как им удобно.
- Езда на велосипедах, роликах и других самокатных средствах по проезжей части дороги. Дошкольники катаются на велосипедах, роликах, самокатах там, где им удобно, нередко выезжая на проезжую часть.
- Неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта. ДТП достаточно часто происходят в зоне остановки маршрутного транспорта. Выйдя из него, дошкольники начинают обходить его спереди и попадают под движущийся за ним транспорт. Обходя транспорт сзади, дети не видят встречного транспорта и также попадают в ДТП. Даже находясь со взрослыми, ребёнок может вырваться и побежать на противоположную сторону дороги, где и происходит наезд.
- Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали. Стремясь успеть на остановку к подъезжающему маршрутному транспорту, дошкольники бегут по диагонали, смотрят при этом только вперёд, не замечая приближающегося транспорта.
Таким образом, анализ причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей дошкольного возраста, показывает, что виновными в этом являются водители, взрослые сопровождающие детей, которые не достаточно бдительны (не держат детей за руку или сами нарушают правила движения), а так же сами дети, в основном из-за возрастных и психофизических особенностей. Психофизиологическая система дошкольника находится в состоянии становления и ещё не достигла своего полного развития. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации. Дошкольники попадают в ДТП в основном из-за несформированности у них координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориентации в пространстве, в том числе ориентации, связанной с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.), и из-за других причин. Находясь на проезжей части, дошкольники не могут рассчитать свои возможности. Для них характерно стремление спастись от опасности в потоке движущегося транспорта. Они считают: чем быстрее будут бежать от транспортных средств, тем безопаснее. Однако при попадании в поток движущегося транспорта дети начинают метаться, могут внезапно побежать вперёд, а затем вдруг повернуть назад, чего не ожидают водители. Такие действия, как правило, заканчиваются ДТП со смертельным исходом. По сути, все причины и условия, способствующие возникновению ДТП, связаны с ошибками в поведении водителей, детей и взрослых на улицах и дорогах. На основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием дошкольников, должна быть построена профилактическая работа, воспитание и обучение дошкольников. Чувство опасности дороги и транспорта (но не страха перед ними), предвидение скрытой опасности могут быть привиты ребёнку путём организации в ДОУ специальной образовательной деятельности построенной на основе современных образовательных технологий, таких как проектная деятельность. Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают поисково-познавательную творческую работу. Принципиальной отличительной чертой проекта является период его реализации (длительность) и открывающиеся возможности. Проект (в отличие от прежних занятий в традиционной практике) может длиться столько дней, сколько:
- у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;
- взрослым удаётся поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы и пополнять развивающую среду раскрывающими её материалами;
-будет сохраняться творческая и методическая готовность взрослых поддерживать проект новыми идеями и ресурсами.
Благодаря продолжительности проекта дети получают возможность для реализации различных действий, раскрывающих выбранное содержание. При этом каждому ребёнку обеспечивается право и возможность выбора способа познания в соответствии с его особенностями и потребностями.
Часть II. Практическая работа по реализации этапов проекта
«Ребёнок и улица»
Содержание работы проекта.
Тема нашего проекта «выросла» сама - собой, в одном из разговоров между воспитанниками группы Максимом С. и Лёшей Н. я услышала, что дети свободно оперируют названиями марок автомобилей и хорошо знают их отличительные особенности. Обратив на это внимание остальных воспитанников группы, я увидела их желание узнать об автомобилях больше. Так и начался наш проект «Ребёнок и улица» цель, которого заключается в предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, посредством включения педагогов, воспитанников и родителей воспитанников в образовательную деятельность на основе активного взаимодействия, направленного на расширение и закрепление знаний воспитанников и их родителей о правилах дорожного движения.
Работа в рамках проекта «Ребёнок и улица» осуществлялась поэтапно.
Первый этап проекта - «Составление «Банка идей» с детьми был составлен план работы, на основе «модели трёх вопросов». Методика работы с «моделью трёх вопросов» такова. После того, как была определена интересующая нас тема, я включилась в разговор с детьми о том, что они знают или хотят узнать по предлагаемой им теме. Все идеи и высказывания детей записываются на специально подготовленном бланке, после каждой записанной идеи ставится имя её автора. Заполненную модель мы обсудили и дополнили своими идеями с остальными воспитателями групп: Галиной Дмитриевной Москвитиной и Верой Ивановной Кривцовой. Вывесили в приёмной для того, чтобы её могли видеть родители. Это подталкивает взрослых невольно продолжать разговоры с детьми. Помогает родителям включиться в образовательную работу группы.
«Банк идей» наглядно показывает, что мы знаем, что мы хотим узнать, что сделать, чтобы узнать. Исходя, из этого мы составили план работы нашего проекта на неделю.
Содержание деятельности | Ответственные | Результат |
Подготовительный этап
| ||
Воспитатели | - Создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей. - Пополнение уголка безопасности в группе новыми игрушками и пособиями | |
Первый этап «Составление «Банка идей»
| Воспитатели группы, администрация ДОУ, родители | |
Второй этап «Основной»
| Воспитатели, музыкальный руководитель, родители. | - Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД,
- Закрепление детьми и родителями знаний ПДД, - Воспитание у детей интереса к изучению правил дорожного движения, развитие творческих способностей, закрепление знаний ПДД |
Третий этап «Заключительный»
| Участники проекта, музыкальный руководитель Участники проекта, педагоги | - Закрепление знаний по правилам дорожного движения у детей. - Материалы по опыту работы по данному направлению |
Результатом нашего проекта стало то, что:
Дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни, а главное ставили перед собой задачи, находили пути их решения и воплощали свои задумки в жизнь. Были объединены усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерно и активно распространялись знания о правилах дорожного движения среди родителей. Разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего возраста, формирование у детей знания о культуре поведения на дороге, обучению умению использовать макет для моделирования ситуации в игровом пространстве, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей. Во время работы данного проекта были разработаны сценарии дня на тематическую неделю «Ребёнок и улица», Акция волонтёров «Стоп водитель – пешеход!» макет перекрестка, конспекты занятий (физкультурное занятие, познавательное занятие, картотека подвижных и дидактических игр.
Заключительное слово
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада. Известно, что многие родители слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение родителей правилам дорожного движения. Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Предложенный проект – попытка организовать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов. Мы убедились, что такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное в нашем проекте, то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой. В ходе реализации данного проекта дошкольники в доступной, занимательной, игровой форме ознакомились с правилами дорожного движения и безопасного поведения на дорогах. В процессе у детей развивается наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве. Дети учатся соблюдать элементарные правила организованного поведения на улице и в транспорте, понимать значение сигналов светофора, дорожных знаков. Наш проект может быть использован в других ДОУ, а также в начальных классах школы. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Список литературы
1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.
2.Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М., 2002.
3.Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2004.
4. Бутырина Н. М., Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. - М., 2004.
5.Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
6. Данилова Т.И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
7. Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. N5.
8.Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
9. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. - М., 2006.
10. Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М., 2000.
11. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
12. Лиханов А. А. Письма в защиту детства. Издание второе, дополненное. - М.: ОО «Издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2002.
13. Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным образовательным учреждением. 2008. N3.
14. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
15. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
16. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по обучению детей правилам дорожного движения "Изучаем улицу" ( средняя группа)
Если вы хотите познакомить детей с понятием улица, тогда воспользуйтесь этим конспектом....
"Знакомство с улицей" Целевая прогулка по обучению детей правилам дорожного движения
• знакомство с улицей и дорогой; • наблюдение за работой светофора;• наблюдение за автомобилем;• пешеходный переход....
Обучение дошкольников правилам дорожного движения на улице.
Консультация для родителей....
Конспект занятие по обучению детей правилам дорожного движения в средней группе "Изучаем улицу"
Воспитание уважительного отношения к правилам дорожного движения. Развитие памяти,наблюдательности. Расширение кругозора детей. Обогащение словарного запаса.Расширять и конкретизировать знания детей о...
Годовой план проекта по обучению детей правилам дорожного движения «Школа Светофорика»
Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Актуальность проблемы профилактики детского дор...
Педагогический проект по обучению детей правилам дорожного движения для детей группы общеразвивающей направленности 5-го, 6-го, 7-го и 8-го года жизни
Педагогический проект по обучению детей правилам дорожного движениядля детей группы общеразвивающей направленности5-го, 6-го, 7-го и 8-го года жизни «Формирование навыков безопасного ...
Конспект занятие по обучению детей правилам дорожного движения в средней группе «Изучаем улицу».
Расширить представления о правилах дорожного движения...