Консультация на тему: "Формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками"
материал по теме

 

 

Человеческое дитя - здоровое… развитое…

Это не только идеал и абстрактная ценность,

но и практически достижимая норма жизни.

Дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Главная задача персонала дошкольных учреждений и родителей - выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства. Каждый ребенок должен понимать, как важно с детства  избегать  факторы  риска для здоровья, выбрать стиль поведения, не наносящий ущерб физическому и психическому состоянию.

ПРИНЦИПЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

С  моей  точки зрения, именно совместная творческая деятельность педагога и детей, протекающая в форме их живого насыщенного эмоционального контакта, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Отсюда первый принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми — это развитие творческого воображения — главного психологического завоевания дошкольного возраста. Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками…

Так, имитируя позу «кошечки», ребенок естественно «преображается». Не надо объяснять ему, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи черты. Они преломляются сквозь призму детского воображения, и вот уже ребенок пластично выгибает спинку, урчит, ползает на коленках. В этот момент «включаются» все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах.

Второй принцип оздоровительно-развивающей работы тесно связан с первым, это формирование осмысленной моторики. Выдающийся ученый А.В. Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.

Вот конкретный пример попыток сформировать такую бессмысленную моторику. В массовой практике физкультурно-оздоровительной работы обычно игнорируются те тонкие смысловые ориентировки, которые и определяют постановку у ребенка правильной осанки. Этап их формирования как бы «проскакивается», осанка «ставится» тренажерно-механическим способом в готовом виде. Взрослый постоянно подчеркивает, что сидеть прямо — значит сидеть красиво, но почему это так, для детей остается далеко не очевидным, если не сказать — бессмысленным.

Постановку осанки у ребенка должно предварять формирование ориентировки на позу, как выразительную характеристику положения тела в пространстве. Поэтому создание условий для освоения позы выступает необходимым моментом воспитания здоровой осанки. Это может быть сделано с помощью специальных игровых упражнений: «Стоп-кадр» (имитация фотографических изображений: лошадка перед прыжком, тяжелоатлет в рывке), «Скульптор и глина» (один ребенок создает скульптуру из первоначально неоформленной «глины», которую изображает другой ребенок), имитация и самостоятельное придумывание контрастных поз -«перевертышей» («собака на заборе», «кошка в мышиной норке», «пассажир в чемодане»).

Осмысленная моторика лежит в основе навыков рационального дыхания. Она, как уже отмечалось, связана с работой воображения. Поэтому особую ценность имеют дыхательные упражнения, выполнение которых предполагает его активизацию: рисование дыханием в воздухе воображаемых фигур и т.п.

Третий принцип оздоровительной работы — создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.

Например, на занятиях в старшей и подготовительной группах,   рационально использовать  игровое упражнение «Лепим умелую и уверенную руку». Ребенку предлагается побывать в роли скульптора, который воплощает в материале свои представления о таких человеческих качествах, как умелость и уверенность. «Материалом» же является рука самого ребенка. Другая рука выполняет «ваятельные»  функции. «Ваятель» разминает глину, добиваясь пластичности «материала» (руки). Затем, работая с каждым пальцем (разминая, разглаживая его), он придает ему особый «характер». Большой палец должен быть сильным и добрым, выступающим основой и опорой для всех остальных (это — папа). Указательный палец — строгий, следящий за порядком, контролирующий (это — мама). Средний палец — главный помощник родителей — «старший брат». Безымянный — кроткая, немногословная, но очень трудолюбивая «сестричка». Мизинец — маленький помощник всех остальных членов семьи, хотя иногда довольно непослушный (это — «младший братик»). Только такая крепкая семья может решать сложные задачи, уверенно преодолевать возникающие при этом трудности.

Данное упражнение одновременно способствует развитию осмысленной моторики мелких мышц руки, воображения и уверенности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного эмоционального настроя, эмпатии, чувства психологической защищенности , (благодаря актуализации «семейного контекста») и вместе с тем — активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке, путем ее своеобразного массажа, психомоторной релаксации и т.д.

Четвертый принципформирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

Пример. Делая массаж друг другу, дети обмениваются тактильными посланиями. Массаж становится формой невербального общения детей, где каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребенка к другому. Через тактильный контакт, который так редок или весьма формализован в  дошкольных учреждениях («Взялись за руки!»), ребенок выражает свое внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитывает получить «ответ» на свое обращение.

 

 

Для поддержки и стимулирования естественных защитных реакций организма применяем ароматерапию как целостной процесс, направленный на пробуждение внутренних способностей организма к самооздоровлению и достижению гармонии тела, эмоций и духа. Ароматерапия позволяет поддерживать здоровье детей, предупреждать болезни и помогает в воспитании и обучении. Прирожденная способность детского организма к самостоятельному оздоровлению позволяет ребенку очень быстро избавляться от токсинов. При серьезных заболеваниях ароматерапия не заменит врача, но она восстановит силы, облегчит состояние больного, ускорит выздоровление и укрепит естественные защитные силы организма, как у маленьких, так и у старших дошкольников. Я  считаю, необходимо  проводить   ароматерапию  в  детском  саду  - эфирными маслами пихты, сосны, лимона, эвкалипта, лаванды, можжевельника в осенне – весенний период, так как они обладают антивирусными свойствами. Для создания в группе положительной психоэмоциональной обстановки  можно   использовать  ароматические масла грейпфрута, апельсина, мандарина, лимона – эти масла прекрасно балансируют нервную систему, устраняют беспокойство, депрессию и приносят спокойствие и ясность, поднимают настроение у детей и взрослых

Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания малышей. Она помогает:

повышать общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям;

развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшать  кровообращение в легких.

Дыхательные упражнения в группе мы проводим с использованием природного материала (перьев, шерстяных ниток,  султанчиков,  пособий  изготовленных  для  дыхательной  гимнастики).

Элементы дыхательной гимнастики можно активно включать в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки.

С целью укрепления эмоционального развития детей используются игры, способствующие успокоению и организации. Данные игры полезны всем детям. Они сопровождаются музыкой спокойного характера, которая, с одной стороны, успокаивает, а с другой – тренирует эмоционально-волевую сферу у детей. К ним относятся этюды на тренировку отдельных групп мышц; на расслабление мышц; на выразительность жеста; на выражение удовольствия и радости.

Одним из эффективных методов оздоровления детей дошкольного возраста является  хождение  босиком. Не секрет, что биологически активные точки на ступне ног связаны со всеми органами, и надавливание на них стимулирует функцию определенных органов. Летом хорошо пробежаться по росе, пройтись по земле босиком. Для холодного времени года актуальными являются  массажные  «чудо-дорожки». Чтобы вызвать у детей интерес и желание заниматься процедурами закаливающего характера, мы   приобрели  дорожки с использованием разнообразной цветовой гаммы и   массажного  эффекта. В комплекс закаливающих процедур после дневного сна мы включаем    гимнастику  пробуждения  в  кроватках , обтирание  сухой   варежкой  .  Я  считаю ,  из  своей  практики, особую ценность представляет   хождение  босиком по мокрой дорожке из морской соли. Морская соль содержит большое количество микроэлементов, таких как медь, цинк, кобальт и др., отличается высоким содержанием ионов, имеющих большое значение, такой же состав имеют лимфа и кровь человека. Все микроэлементы находятся в устойчивом соединении, быстро впитываются и разносятся по всему организму, благоприятно воздействуют на него. Морская соль не имеет противопоказаний. Она способствует заживлению ран, улучшает кровоснабжение тканей, стимулирует дыхательные и защитные функции организма, повышает иммунитет. Соотношение соли и воды (50 граммов соли на один литр воды).  Из  моей  практики  эта  процедура  очень  укрепляет  организм ребенка.

 

Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников   может  включать в себя:

Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий

Комплексы по профилактике плоскостопия

Комплексы по профилактике нарушений осанки:  сон  без  подушек

Дыхательная гимнастика

Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)

Прогулки

Закаливание:

Ходьба босиком

Чистка зубов и полоскание полости рта

Обширное умывание

Хождение  по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости  рта  травяными настоями)

Оптимальный двигательный режим

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу физическое развитие. Подвижные игры и игровые движения - естественные спутники жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка. Мы применяем народные подвижные игры и игровые подражательные движения,  как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах; используем народные подвижные игры в дыхательной гимнастике, в  утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности.

Основные черты данного направления:

представления о здоровом ребенке, как идеальном  эталоне  и практически достижимой  норме  детского развития;

здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма;

оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей;

работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами. Эффективность применения последних возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами;

ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

В работе с детьми необходимо соблюдать следующее:

1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, и группе здоровья.

2. Необходимо сочетание двигательной активности  с  закаливающими  процедурами.

З. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз).

4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба).

Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день. Разнообразие форм проведения утренней  гимнастики  способствует формированию  интереса  детей  к  ней:

оздоровительный (дозированный)  бег;

дыхательная  гимнастика и игры;

упражнения на коррекцию осанки и стопы  и  народные подвижные игры;

гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;

гимнастика по интересам  и игры по желанию детей.

Особое значение в воспитании здорового ребенка,  необходимо  придавать  развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна (фронтальные,  подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на воздухе). Физкультурные занятия, сохраняя традиционную структуру, проводятся в сюжетной (игровой) форме и включают в себя такие элементы:

дыхательные упражнения, 

упражнения на коррекцию осанки и стопы,

веселый тренинг и элементы психогимнастики.

Причем в каждом  возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

малышам они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием;

в среднем возрасте  развить физические качества (скорость, выносливость, силу);

в старших группах - сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.

Чтобы физкультурные занятия были эффективны, при их проведении  необходимо  придерживаться следующих условий:

построение занятий в соответствии с задачами на данный период, уровнем подготовленности детей;

использование различных способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения двигательной активности;

распределение нагрузки на организм на протяжении всего занятия;

использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей.

Однако занятия становятся эффективными только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, реализацию его склонностей, интересов, а также учитываются индивидуальные различия детей.

Обеспечить эффективную физкультурно-оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики.  Эта работа имеет три этапа: подготовительный, интенсивной профилактики, восстановительный. На каждом из них используются свои специфические физиотерапевтические и общеукрепляющие процедуры.

Первый период готовит детей к самому неблагоприятному времени в сезоне.

Поэтому используется ультрафиолетовое облучение, массаж, курс приема элеутерококка.

Во втором периоде есть необходимость использовать систему мер для предупреждения ОРВИ. Дети полощут рот и горло лечебными растворами, им закладывают оксолиновую мазь в нос, используется  витаминизация третьего блюда.

В восстановительный период желательно укрепить защитные силы детей, вернувшихся после заболевания. Им предлагается травяной чай, витаминотерапия (витамин С), оздоровительные напитки. У этих детей несколько иной режим дня, снижаются физические нагрузки в двигательной деятельности, закаливающие процедуры строго индивидуализируются. Мероприятия комплексного плана лечебно-профилактической работы осуществляется медицинскими работниками.

В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон. В связи с этим   необходимо  использовать два правила:

- обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку. Исключить шумные игры за 30 минут до сна.

- проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры на 3-5 градусов.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по нескольким направлениям. Одно из направлений  программы  по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни – формирование культурно-гигиенических навыков  (полоскать рот после приема пищи; ежедневно мыть лицо, шею, руки до локтя; ежедневно бегать в медленном темпе, разминаться после пробуждения, уметь избегать опасности, мыть руки перед едой и после посещения туалета).

Взаимодействие с родителями.

формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;

обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (закаливания, дыхательной гимнастики, массажа, фитотерапии и т. д.).  Кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают  показы  праздников с использованием указанных техник, совместные занятия детей и родителей типа «Самая спортивная семья», « Веселые  старты »  и т.д.

Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности.

На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.

Возраст с 5 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Тема « Формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками»

Человеческое дитя - здоровое… развитое…

Это не только идеал и абстрактная ценность,

но и практически достижимая норма жизни.

Дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Главная задача персонала дошкольных учреждений и родителей - выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства. Каждый ребенок должен понимать, как важно с детства  избегать  факторы  риска для здоровья, выбрать стиль поведения, не наносящий ущерб физическому и психическому состоянию.

ПРИНЦИПЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

С  моей  точки зрения, именно совместная творческая деятельность педагога и детей, протекающая в форме их живого насыщенного эмоционального контакта, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Отсюда первый принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми — это развитие творческого воображения — главного психологического завоевания дошкольного возраста. Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками…

Так, имитируя позу «кошечки», ребенок естественно «преображается». Не надо объяснять ему, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи черты. Они преломляются сквозь призму детского воображения, и вот уже ребенок пластично выгибает спинку, урчит, ползает на коленках. В этот момент «включаются» все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах.

Второй принцип оздоровительно-развивающей работы тесно связан с первым, это формирование осмысленной моторики. Выдающийся ученый А.В. Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.

Вот конкретный пример попыток сформировать такую бессмысленную моторику. В массовой практике физкультурно-оздоровительной работы обычно игнорируются те тонкие смысловые ориентировки, которые и определяют постановку у ребенка правильной осанки. Этап их формирования как бы «проскакивается», осанка «ставится» тренажерно-механическим способом в готовом виде. Взрослый постоянно подчеркивает, что сидеть прямо — значит сидеть красиво, но почему это так, для детей остается далеко не очевидным, если не сказать — бессмысленным.

Постановку осанки у ребенка должно предварять формирование ориентировки на позу, как выразительную характеристику положения тела в пространстве. Поэтому создание условий для освоения позы выступает необходимым моментом воспитания здоровой осанки. Это может быть сделано с помощью специальных игровых упражнений: «Стоп-кадр» (имитация фотографических изображений: лошадка перед прыжком, тяжелоатлет в рывке), «Скульптор и глина» (один ребенок создает скульптуру из первоначально неоформленной «глины», которую изображает другой ребенок), имитация и самостоятельное придумывание контрастных поз -«перевертышей» («собака на заборе», «кошка в мышиной норке», «пассажир в чемодане»).

Осмысленная моторика лежит в основе навыков рационального дыхания. Она, как уже отмечалось, связана с работой воображения. Поэтому особую ценность имеют дыхательные упражнения, выполнение которых предполагает его активизацию: рисование дыханием в воздухе воображаемых фигур и т.п.

Третий принцип оздоровительной работы — создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.

Например, на занятиях в старшей и подготовительной группах,   рационально использовать  игровое упражнение «Лепим умелую и уверенную руку». Ребенку предлагается побывать в роли скульптора, который воплощает в материале свои представления о таких человеческих качествах, как умелость и уверенность. «Материалом» же является рука самого ребенка. Другая рука выполняет «ваятельные»  функции. «Ваятель» разминает глину, добиваясь пластичности «материала» (руки). Затем, работая с каждым пальцем (разминая, разглаживая его), он придает ему особый «характер». Большой палец должен быть сильным и добрым, выступающим основой и опорой для всех остальных (это — папа). Указательный палец — строгий, следящий за порядком, контролирующий (это — мама). Средний палец — главный помощник родителей — «старший брат». Безымянный — кроткая, немногословная, но очень трудолюбивая «сестричка». Мизинец — маленький помощник всех остальных членов семьи, хотя иногда довольно непослушный (это — «младший братик»). Только такая крепкая семья может решать сложные задачи, уверенно преодолевать возникающие при этом трудности.

Данное упражнение одновременно способствует развитию осмысленной моторики мелких мышц руки, воображения и уверенности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного эмоционального настроя, эмпатии, чувства психологической защищенности , (благодаря актуализации «семейного контекста») и вместе с тем — активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке, путем ее своеобразного массажа, психомоторной релаксации и т.д.

Четвертый принцип — формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

Пример. Делая массаж друг другу, дети обмениваются тактильными посланиями. Массаж становится формой невербального общения детей, где каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребенка к другому. Через тактильный контакт, который так редок или весьма формализован в  дошкольных учреждениях («Взялись за руки!»), ребенок выражает свое внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитывает получить «ответ» на свое обращение.


Для поддержки и стимулирования естественных защитных реакций организма применяем ароматерапию как целостной процесс, направленный на пробуждение внутренних способностей организма к самооздоровлению и достижению гармонии тела, эмоций и духа. Ароматерапия позволяет поддерживать здоровье детей, предупреждать болезни и помогает в воспитании и обучении. Прирожденная способность детского организма к самостоятельному оздоровлению позволяет ребенку очень быстро избавляться от токсинов. При серьезных заболеваниях ароматерапия не заменит врача, но она восстановит силы, облегчит состояние больного, ускорит выздоровление и укрепит естественные защитные силы организма, как у маленьких, так и у старших дошкольников. Я  считаю  , необходимо  проводить   ароматерапию  в  детском  саду  - эфирными маслами пихты, сосны, лимона, эвкалипта, лаванды, можжевельника в осенне – весенний период, так как они обладают антивирусными свойствами. Для создания в группе положительной психоэмоциональной обстановки  можно   использовать  ароматические масла грейпфрута, апельсина, мандарина, лимона – эти масла прекрасно балансируют нервную систему, устраняют беспокойство, депрессию и приносят спокойствие и ясность, поднимают настроение у детей и взрослых

Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания малышей. Она помогает:

повышать общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям;

развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшать  кровообращение в легких.

Дыхательные упражнения в группе мы проводим с использованием природного материала (перьев, шерстяных ниток,  султанчиков,  пособий  изготовленных  для  дыхательной  гимнастики).

Элементы дыхательной гимнастики можно активно включать в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки.

С целью укрепления эмоционального развития детей используются игры, способствующие успокоению и организации. Данные игры полезны всем детям. Они сопровождаются музыкой спокойного характера, которая, с одной стороны, успокаивает, а с другой – тренирует эмоционально-волевую сферу у детей. К ним относятся этюды на тренировку отдельных групп мышц; на расслабление мышц; на выразительность жеста; на выражение удовольствия и радости.

Одним из эффективных методов оздоровления детей дошкольного возраста является  хождение  босиком. Не секрет, что биологически активные точки на ступне ног связаны со всеми органами, и надавливание на них стимулирует функцию определенных органов. Летом хорошо пробежаться по росе, пройтись по земле босиком. Для холодного времени года актуальными являются  массажные  «чудо-дорожки». Чтобы вызвать у детей интерес и желание заниматься процедурами закаливающего характера, мы   приобрели  дорожки с использованием разнообразной цветовой гаммы и   массажного  эффекта. В комплекс закаливающих процедур после дневного сна мы включаем    гимнастику  пробуждения  в  кроватках , обтирание  сухой   варежкой  .  Я  считаю ,  из  своей  практики, особую ценность представляет   хождение  босиком по мокрой дорожке из морской соли. Морская соль содержит большое количество микроэлементов, таких как медь, цинк, кобальт и др., отличается высоким содержанием ионов, имеющих большое значение, такой же состав имеют лимфа и кровь человека. Все микроэлементы находятся в устойчивом соединении, быстро впитываются и разносятся по всему организму, благоприятно воздействуют на него. Морская соль не имеет противопоказаний. Она способствует заживлению ран, улучшает кровоснабжение тканей, стимулирует дыхательные и защитные функции организма, повышает иммунитет. Соотношение соли и воды (50 граммов соли на один литр воды).  Из  моей  практики  эта  процедура  очень  укрепляет  организм ребенка.

 

Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников   может  включать в себя:

Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий

Комплексы по профилактике плоскостопия

Комплексы по профилактике нарушений осанки:  сон  без  подушек

Дыхательная гимнастика

Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)

Прогулки

Закаливание:

Ходьба босиком

Чистка зубов и полоскание полости рта

Обширное умывание

Хождение  по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости  рта  травяными настоями)

Оптимальный двигательный режим

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу физическое развитие. Подвижные игры и игровые движения - естественные спутники жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка. Мы применяем народные подвижные игры и игровые подражательные движения,  как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах; используем народные подвижные игры в дыхательной гимнастике, в  утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности.

Основные черты данного направления:

представления о здоровом ребенке, как идеальном  эталоне  и практически достижимой  норме  детского развития;

здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма;

оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей;

работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами. Эффективность применения последних возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами;

ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

В работе с детьми необходимо соблюдать следующее:

1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, и группе здоровья.

2. Необходимо сочетание двигательной активности  с  закаливающими  процедурами.

З. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз).

4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба).

Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день. Разнообразие форм проведения утренней  гимнастики  способствует формированию  интереса  детей  к  ней:

оздоровительный (дозированный)  бег;

дыхательная  гимнастика и игры;

упражнения на коррекцию осанки и стопы  и  народные подвижные игры;

гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;

гимнастика по интересам  и игры по желанию детей.

Особое значение в воспитании здорового ребенка,  необходимо  придавать  развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна (фронтальные,  подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на воздухе). Физкультурные занятия, сохраняя традиционную структуру, проводятся в сюжетной (игровой) форме и включают в себя такие элементы:

дыхательные упражнения,  

упражнения на коррекцию осанки и стопы,

веселый тренинг и элементы психогимнастики.

Причем в каждом  возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

малышам они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием;

в среднем возрасте  развить физические качества (скорость, выносливость, силу);

в старших группах - сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.

Чтобы физкультурные занятия были эффективны, при их проведении  необходимо  придерживаться следующих условий:

построение занятий в соответствии с задачами на данный период, уровнем подготовленности детей;

использование различных способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения двигательной активности;

распределение нагрузки на организм на протяжении всего занятия;

использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей.

Однако занятия становятся эффективными только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, реализацию его склонностей, интересов, а также учитываются индивидуальные различия детей.

Обеспечить эффективную физкультурно-оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики.  Эта работа имеет три этапа: подготовительный, интенсивной профилактики, восстановительный. На каждом из них используются свои специфические физиотерапевтические и общеукрепляющие процедуры.

Первый период готовит детей к самому неблагоприятному времени в сезоне.

Поэтому используется ультрафиолетовое облучение, массаж, курс приема элеутерококка.

Во втором периоде есть необходимость использовать систему мер для предупреждения ОРВИ. Дети полощут рот и горло лечебными растворами, им закладывают оксолиновую мазь в нос, используется  витаминизация третьего блюда.

В восстановительный период желательно укрепить защитные силы детей, вернувшихся после заболевания. Им предлагается травяной чай, витаминотерапия (витамин С), оздоровительные напитки. У этих детей несколько иной режим дня, снижаются физические нагрузки в двигательной деятельности, закаливающие процедуры строго индивидуализируются. Мероприятия комплексного плана лечебно-профилактической работы осуществляется медицинскими работниками.

В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон. В связи с этим   необходимо  использовать два правила:

- обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку. Исключить шумные игры за 30 минут до сна.

- проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры на 3-5 градусов.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по нескольким направлениям. Одно из направлений  программы  по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни – формирование культурно-гигиенических навыков  (полоскать рот после приема пищи; ежедневно мыть лицо, шею, руки до локтя; ежедневно бегать в медленном темпе, разминаться после пробуждения, уметь избегать опасности, мыть руки перед едой и после посещения туалета).

Взаимодействие с родителями.

формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;

обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (закаливания, дыхательной гимнастики, массажа, фитотерапии и т. д.).  Кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают  показы  праздников с использованием указанных техник, совместные занятия детей и родителей типа «Самая спортивная семья», « Веселые  старты »  и т.д.

Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности.

На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.

Возраст с 5 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей «СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

"система физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учреждении"...

Консультация на тему: «Совместная физкультурно- оздоровительная работа ДОУ и семьи»

Совместная деятельность родителей и инструктора по физкультуре Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым — желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед педагогами ДОУ. С...

Консультация для родителей "Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"

Познакомить родителей с основными видами деятельности по физическому развитию детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов ДОУ «Физкультурно-оздоровительное направление в работе с дошкольниками».

Консультация для педагогов ДОУ «Физкультурно-оздоровительное направление в работе с дошкольниками»....

Консультация для родителей «Формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками»

Дошкольный возраст — самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным ...

Консультация Инновационные технологи в физкультурно-оздоровительной работе

Консультация Инновационные технологи в физкультурно-оздоровительной работе...