Перспективный план работы с детьми по экологическму воспитанию
рабочая программа (младшая группа) по теме
Перспективный план разработан для детей II младшей и средней групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_s_detmi.docx | 47.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 17 «ОГОНЁК»
Перспективный план работы с детьми по экологическому воспитанию
СЕНТЯБРЬ | |||||
НЕДЕЛЯ | ТЕМА | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ФОРМЫ РАБОТЫ | ||
Младшая группа | Средняя группа | Младшая группа | Средняя группа | ||
I | Прогулка по участку детского сада. Листопад | Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету. | Формировать представления о сезонных изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее). Учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях. Накапливать представления о ярких осенних явлениях в природе. Воспитывать любовь к природе. Учить замечать красоту деревьев и кустарников, вызывать радостные переживания при восприятии красоты осеннего пейзажа. Продолжить знакомить детей с листопадом | Наблюдения | |
Беседа о том, что такое листопад. Дидактическая игра с природным материалом: «Выложи фигуру». Чтение произведения Пришвина «Листопад». | Загадывание загадок. Дидактическая игра: «Когда это бывает». Стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко» | ||||
Подвижные игры: «Принеси мяч», «Найди себе пару» | |||||
II | Цветы на участках нашего детского сада | Уточнить представление детей о том, что кроме деревьев и кустарников на территории детского сада растут цветы. Все они разные, красивые, некоторые из них имеют приятный запах. Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к цветам. | Формировать представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются. Прививать любовь к окружающему на детском участке, бережное и чуткое отношение к миру природы. | Наблюдения, беседа с детьми на тему: «Красота вокруг нас» | |
Дидактическая игра: «Назови по описанию» | Дидактическая игра «Угадай по запаху» | ||||
Подвижная игра: «Найди свой цвет» Пальчиковая гимнастика «Цветы» | |||||
III | Солнышко лучистое | Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце. | Установить, что солнце светит в это время года уже не так жарко, что она очень важно для жизни человека. | Наблюдения, опыт по выявлению свойств солнечных лучей. | |
Дидактическая игра «Игра в слова» | Разучивание стихотворения Г. Бойко «Солнышко» | ||||
Подвижная игра «Солнышко и дождик» | |||||
III | «Овощи» | Познакомить детей с овощами. Уточнить представление детей о овощах; их названиях, форме, цвете, вкусе, запахе. Рассказать о некоторых способах употребления овощей в пищу. Развивать речь, сенсорные способности. | Закрепить знания детей об овощах. Учить классифицировать овощи, правильно называть и различать их; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. | Занятие | |
IV | Сезонные явления природы | Учить детей наблюдать за изменением неба, солнца, погоды, делать выводы. Замечать связь между погодой и тем как люди одеваются, Уметь одеваться по погоде. Учить выявлять и перечислять особенности осенней погоды. | Продолжить знакомить детей с некоторыми природными явлениями. Учить устанавливать причинно-следственную связь: дует ветер – облака плывут. Продолжить учить детей правильно одеваться по погоде. Продолжить учить различать и характеризовать приметы ранней осени. | Наблюдения, беседа о том, как необходимо одеваться. | |
Дидактическая игра «Подбери признаки». | Дидактическая игра «Когда это бывает?» | ||||
Сюжетно-ролевая игра «Собираемся на прогулку». Подвижная игра «Принеси мяч» | |||||
IV | «Фрукты» | Познакомить детей с фруктами. Уточнить представление детей о фруктах; их названиях, форме, цвете, вкусе, запахе. Рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу. Развивать речь, сенсорные способности. | Закрепить знания детей о фруктах. Учить классифицировать фрукты, правильно называть и различать их; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. | Занятие | |
ОКТЯБРЬ | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы | ||
Младшая группа | Средняя группа | Младшая группа | Средняя группа | ||
I | Знакомство с деревьями | Познакомить детей с деревьями (береза, рябина, клен), где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень. | Накапливать впечатления детей о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, рябина). | Наблюдения за деревьями, беседа о деревьях. | |
Дидактическая игра «Чьи детки с ветки?» | Дидактическая игра «Соедини листья с плодами» | ||||
Загадывание загадок, чтение стихотворения С. Есенина «Береза». Подвижная игра «Цветные автомобили» | |||||
II | «Наш зелёный уголок» | Формировать представления детей о комнатных растениях, их строении, условиях роста и развития (свет, вода, тепло). Воспитать навыки ухода за растениями зеленого уголка, бережное отношение к растительному миру. Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи: неполитые растения - засохнут, на холоде –погибнут. | Продолжать знакомить детей с тем, что комнатные растения - живые существа. Формировать навыки по уходу за комнатными растениями (рыхление, мытье поддонов, полив). Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Наблюдение, выполнение трудовых поручений. Дидактические игры «Угадай растение по описанию», «Опишите, я отгадаю». Загадывание загадок. | |
III | «Домашние животные» | Формировать у детей представление о домашних животных и их детенышах. Познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных. Побуждать детей узнавать и называть домашних животных и их детенышей по голосам | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. | Занятие | |
III | Грустная осень | Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми; дать понятие, что для роста растений необходимы почва, вода, тепло, свет, воздух. | Продолжить знакомство детей с сезонными изменениями природы. Обратить внимание детей на то, как изменилась природа. Учить сравнивать природные явления. Развивать наблюдательность. | Наблюдения за состоянием погоды. Экскурсия по участку. | |
Знакомство с приметами осени. | Разучивание примет об осени. Чтение стихотворения Ерикеева «Осень». | ||||
Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Найди себе пару». | |||||
IV | «Дикие животные» | Дать первоначальные сведения о лесе, о том, кто живет в лесу (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Расширять представление детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида. Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. | Занятие | |
IV | Наблюдение за облаками | Познакомить детей с природным явлением : облако. Показать разнообразие состояния воды в окружающей среде. Рассмотреть особенности облаков в осеннем небе. Развивать фантазию и воображение. | Продолжить знакомство детей с природным явлением: облако. Рассмотреть особенности облаков в осеннем небе. Продолжить учить различать, на что похожи облака. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать чувство прекрасного. | Наблюдения за облаками. Беседа об облаках. Подвижная игра «Троллейбус». | |
НОЯБРЬ | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы | ||
Младшая группа | Средняя группа | Младшая группа | Средняя группа | ||
I | «Золотая осень» | Расширять знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Продолжить учить детей определять и называть состояние погоды. | Продолжить формировать представление детей о сезонных изменениях природы. Развивать наблюдательность, учить анализировать и делать выводы. Знакомство с приметами поздней осени. | Наблюдения за природными изменениями. Беседа об осени. Загадывание загадок. | |
Чтение стихотворения М Ивенсена «Осень» | Знакомство и изучение примет поздней осени. | ||||
Сюжетно-ролевая игра «Собираемся на прогулку». Дидактическая игра «Когда это бывает». | |||||
II | «Куда улетели птицы» | Укрепить знания детей о птицах, об особенностях их жизни. Развивать любознательность, наблюдательность. Учить устанавливать простейшие взаимосвязи: почему птиц стало меньше. Воспитывать в детях чувство жалости и сострадания к зимующим птицам. | Продолжить знакомство с птицами. Ввести новое понятие – перелётные птицы. Учить видеть изменения в живой природе (птицы, которые питались насекомыми, улетают). Воспитывать у детей чувство жалости к зимующим птицам. | Наблюдения за птицами. Загадывание загадок. Чтение стихотворений Н. Рубцова. Подвижная игра «Птички и птенчики». | |
III | Знакомство со свойствами дерева и металла | Познакомить детей с особенностями дерева и металла, их свойствами, а также предметами, изготовленными из них. Развивать эстетическое восприятие мира неживой природы. | Продолжать знакомить детей со свойствами дерева и металла, развивать умение изучать их опытным путём: деревянные предметы плавают в воде, а металлические тонут. Учить детей выделять противоположные признаки объектов. Развивать логическое мышление, наблюдательность, воображение. | Занятие | |
III | Наблюдение за дождем | Показать, что осенний дождь холодный, простейшие связи между явлениями в природе (небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь). | Продолжить знакомство с природными явлениями. Познакомить с осенним дождём. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать эстетическое чувство восприятия природы. | Наблюдение за природным явлением : дождь. Беседа с детьми о дожде. Заучивание потешки «Дождик, дождик, веселее…» Подвижные игры «Бегите ко мне», «Через ручеек». | |
IV | Растения: деревья, кусты, цветы | Познакомить детей с основными частями растений, с их характерными особенностями и названиями. Развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление. | Закрепить представление детей о названии и об основных частях растений; учить видеть их характерные особенности; ввести название растений в активный словарь; развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление. | Занятие | |
IV | Наблюдение за сорокой | Развивать общие представления о сороке, замечая ее забавные повадки - скачет, смешно выбрасывая вперед одну ножку, шумно перепархивает, покачивает длинным хвостом. Воспитывать ласковое, дружелюбное отношение к живым существам, выражая его в словах "сорока-белобока". | Формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках. Воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах. Расширить представление о птицах, прилетающих на участок. | Наблюдения за сорокой. | |
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | Дидактическая игра «Расскажи о птице» | ||||
Подвижная игра «Птички и птенчики». «Троллейбус». Отгадывание загадок. | |||||
ДЕКАБРЬ | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы | ||
Младшая группа | Средняя группа | Младшая группа | Средняя группа | ||
I | Наблюдение за первым снегом | Развивать у детей общие представления о снеге (холодный, падает с неба, из тучки, много-много снежинок летят, тают на ладошке). Активизировать словарный запас - снег, снежинка, кружиться. Учить восхищаться красотой снегопада, запорошенных снегом аллей. Познакомить с приметами зимы. | Формировать представление детей о зиме. Познакомить со свойствами снега и сезонным явлением – снегопадом. Полюбоваться спокойна падающим снегом, рассмотреть снежинку, упавшую на руку. Выучить приметы о зиме. | Наблюдения за снегом, за погодой на участке. Чтение произведения Воронковой Л. «Снег идет», заучивание стихотворения Берестова В. «Снегопад». Загадки о зиме, приметы. Подвижная игра «Пузырь». | |
I | Беседа о зиме | Формировать общее представление детей о зиме и характерных её признаках, способствовать самостоятельному нахождению этих признаков. Развивать навыки и умение наблюдать за природными явлениями и объектами. Вызывать эмоциональный отклик на красоту зимней природы. Познакомить детей с названиями зимней одежды и обуви. | Расширить и углубить знания детей о зимнем времени года. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу. Учить высказываться о природе зимой. Активизировать в речи слова «снеговик», «снежинка», «зимушка-зима», «снег», «волшебница зима». Закрепить знания детей о зимней одежде и обуви. | Занятие | |
II | «Опыты со снегом» | Активизировать поисковую деятельность детей, закрепить представления о свойствах снега. Принести снег в помещение – он тает, образует талую воду (рассмотреть её), талая вода вынесенная на мороз - затвердевает, превращаясь в лед. Учить развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы, вызвать радость от открытий, полученных из опытов. | Активизировать поисковую деятельность детей. | Опыты: «Снег в комнате тает», «Таяние снега». | Опыты: «Где быстрее», «Как согреть руки». |
Опыт: «Свойства снега» | |||||
III | Зимующие птицы | Познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, синицами, снегирями, воронами, голубями; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Дать понятие о том, какую пользу приносят птицы (поедают вредных насекомых). Наблюдать, как птицы прилетают на кормушку, если человек подкармливает их зернышками и крошками. | Закрепить знания детей о зимующих птицах: воробьях, синицах, снегирях, воронах, голубях; особенностях их поведения. Учить узнавать птиц. Формировать желание заботиться о зимующих птицах. Наблюдать, как птицы прилетают на кормушку, если человек подкармливает их зернышками и крошками. | Наблюдения за птицами на участке детского сада. Беседа на тему: «Чем питаются птицы зимой?». | |
Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой». | Дидактическая игра «Расскажи о птице» | ||||
Дидактическая игра «Узнай птицу по силуэту». Вешание кормушек для птиц. | |||||
IV | «Ёлочка» | Расширять представления о деревьях, упражнять в умении отыскивать знакомые деревья по характерным признакам. Показать особенности ели: ветви покрыты зелёными иголками, имеют пирамидальное строение. Обратить внимание на красоту деревьев в снежном убранстве. | Закреплять умение детей отыскивать Знакомые деревья по характерным признакам. Закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев. | Наблюдения за деревьями на участке. Беседа на тему «Еловый лес». Чтение стихотворений о ели: Е. Ильиной «Наша елка», К. Чуковский «Ёлка». Встряхивание снега с веток ели. Хоровод возле ёлки. Подвижная игра «Пузырь» | |
IV | Коллективное изготовление альбома «Ёлочка» | Уточнить представление детей о бумаге и изделиях из неё ( книги, альбомы, салфетки и др.). Бумага бывает разного цвета, тонкая и жесткая, на ней можно рисовать, из неё делают игрушки. Бумагу изготавливают из дерева, она очень нужна людям, её нужно беречь. Выполнение аппликации. | Продолжить развивать навыки работы с бумагой. Расширить представление детей о свойствах бумаги и изделиях из нее. Выполнение аппликации. | Занятие | |
ЯНВАРЬ | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы | ||
Младшая группа | Средняя группа | Младшая группа | Средняя группа | ||
I | ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ | ||||
II | «В январе, в январе много снега на дворе….» | Уточнить знания о зимних явлениях природы (снег идет, намело сугробы, мороз на улице, лед на реке). Снег очень нужен природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. | Продолжить знакомить с зимними явлениями природы. (Снег согревает почву от промерзания). Обратить внимание детей на природу зимой: большие сугробы снега, блестящие на солнце днем и при фонаре вечером. Посмотреть на оттенки снега в зависимости от освещения. | Наблюдения за снегом | |
Чтение стихотворения А. Фета о зиме. Дидактическая игра «Что изменилось?» | Чтение стихотворения Я. Акима «Первый снег». Дидактическая игра «Найди, о чем расскажу». | ||||
Отгадывание загадок. Подвижная игра «Поезд» | |||||
II | «Воздух вокруг нас» | Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. | Продолжить формировать у детей представление о таком явлении, как воздух, его признаках, свойствах, для чего он нужен. | Занятие | |
III | «Следы на снегу» | Развивать у детей интерес и наблюдательность, умение определять: кому могут принадлежать следы. Уточнить представление о том, что следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на утоптанном снегу следов не видно. | Дать детям представления о жизни и охране животных в зимнее время. Учить по следам узнавать животных, людей и т.д. Воспитывать любовь к природе, животным. | Наблюдения за следами на снегу, рассмотреть следы животных, детей и взрослых и т.д. | |
Подвижные игры «Лиса в курятнике» | |||||
IV | «Мир комнатных растений» | Познакомить детей с комнатными растениями, рассказать об их пользе и строении. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, умение заботиться о них. Развивать воображение, мышление. | Расширить представление детей о комнатных растениях: об их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду. Развивать мышление, воображение в процессе наблюдения, исследования за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, умение заботиться о них. | Занятие | |
IV | «Лед» | Познакомить детей со свойствами льда: твердый, хрупкий, гладкий, скользкий. Познакомить с сезонным явлением - гололедица. Показать превращение воды в лед и обратный процесс. Рассмотреть на ветках деревьев тонкий слой льда, который образуется после оттепели. Веточки качаются от ветра, задевают друг друга, и слышится тихий мелодичный звон. | Продолжить знакомить детей со свойствами льда. Рассмотреть сосульку – твердая, холодная, хрупкая, прозрачная. Обратить внимание детей на деревья, когда после оттепели ударяет мороз, на ветках образуется тонкий слой льда. Веточки качаются от ветра, задевают друг друга, и слышится тихий мелодичный звон. Показать превращение воды в лед и обратный процесс и закрепить представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры. | Наблюдения. Беседа на тему: «Гололедица». Дидактическая игра «Где снежинки?». | |
Чтение стихотворения Берестова «Гололедица». | Загадывание загадок | ||||
Подвижная игра «Догоните меня». Дидактическая игра «Я знаю» | |||||
ФЕВРАЛЬ | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы | ||
Младшая группа | Старшая группа | Младшая группа | Средняя группа | ||
I | «Мы посадим лук» | Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным. | Учить детей сажать лук, ежедневно ухаживать за ним. Уточнить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц. Рассказать о том, что лук полезен. Воспитывать желание трудиться в коллективе. | Занятие Опыт: «Посадка лука». | |
I | Наблюдение за снегопадом | Формировать представление о разнообразии и состоянии воды. Познакомить с природным явлением снегопад. | Продолжить углублять представление о разнообразии и свойствах воды. Продолжить знакомить детей со снегопадом. | Наблюдение за снегопадом на участке детского сада. | |
Дидактическая игра «Когда это бывает?» | Дидактическая игра «Где снежинки» | ||||
Подвижная игра «Беги к флажку». Загадывание загадок | |||||
II | «Ветер, ветер, ты могуч….» | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью ветра в природе и в жизни человека. Разнообразить приемы наблюдения, используя ветряки, ленточки. | Продолжить знакомство детей с таким природным явлением как ветер. Учить определять наличие и направление ветра. При наблюдении использовать ветряки, ленточки. | Наблюдения за ветром. Чтение стихотворений о ветре. Игры с султанчиками, бег с ленточками. Вспомнить приметы зимы. | |
III | «Шишки» | Познакомить детей со строением шишки (удлиненная форма, чешуйки, их расположение), с семенами ели. Показать особенности шишки: пахнет смолой, на дереве висит в закрытом виде, в тепле раскрывает чешуйки, из которых выпадают семена. | Продолжить знакомить детей со строением шишки и особенностями ее строения. | Наблюдение. Беседа о строении шишек, их особенностях. | |
Дидактическая игра «Чьи детки с ветки» | Дидактическая игра «Когда это бывает» | ||||
Подвижная игра «Лиса в курятнике" | |||||
IV | «Поможем Незнайке» | Расширять представления детей о комнатных растениях. Познакомить с бальзамином. Закреплять умение поливать растение из лейки. Воспитывать желание ухаживать за растениями, радоваться их хорошему виду. | Продолжить расширять и углублять знания детей о комнатных растениях. Закрепить знания детей о комнатном растении бальзамине. Закрепить умение детей ухаживать за растениями: поливать их из лейки, рыхлить и т.д. Воспитывать желание ухаживать за растениями, радоваться их хорошему виду. | Занятие | |
IV | Сколько крыльев у птиц и как они летают | Познакомить детей со строением птицы. Рассказать детям сколько крыльев у птиц и для чего они им нужны. Развивать и воспитывать бережное отношение к птицам. | Учить различать детей основные части тела птицы. Продолжить формировать представление детей о том, для чего птицам нужны крылья. Воспитывать доброе отношение к пернатым. | Наблюдение за птицами на участке детского сада. Беседа на тему : «Сколько крыльев у птицы и для чего они им нужны». | |
Загадки о птицах | Дидактическая игра «Опишите, я отгадаю» | ||||
Подвижная игра Поезд». | |||||
МАРТ | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы | ||
Младшая группа | Средняя группа | Младшая группа | Средняя группа | ||
I | «Здравствуй звонкая весна» | Развивать обобщенное представление детей о весне, расширять знания о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно. Способствовать пониманию простых взаимосвязей между погодными явлениями и их последствиями. Обратить внимание на одежду людей. | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | Наблюдения за весенними изменениями на участке детского сада. Приметы весны. | |
Чтение стихотворения С. Маршака «Весенняя песенка». Дидактическая игра «Когда это бывает» | Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» Дидактическая игра «Когда это бывает» | ||||
Подвижные игры «Бегите к флажку», «Догоните меня». | |||||
II | «К деревьям в гости» | Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки — домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года. | Помочь постепенно вспомнит названия деревьев , которые находятся на участке детского сада. Продолжить учить находить отличительные признаки, называть отдельные части деревьев. Развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе. | Наблюдение за деревьями на участке детского сада. Наблюдение за появлением почек, первых листочков на деревьях. Чтение произведения М. Пришвина «Разговор деревьев» | |
Дидактическая игра «Чьи детки с ветки» | Дидактическая игра «Кто быстрее найдет березу, ель, рябину» | ||||
Подвижная игра «Попади мешочком в круг» | |||||
II | Неживая природа (знакомство с песком) | Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека и животных. Воспитывать интерес к неживой природе. | Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру | Занятие | |
III | Наблюдение за голубем | Продолжить знакомить детей с птицей голубь. Рассказать о том, чем питаются голуби, где живут и т.д. Воспитывать бережное отношение к птицам. | Закрепить знания детей о голубях. Формировать желание заботиться о них. Воспитывать бережное отношение к птицам. | Наблюдение за голубем на участке детского сада. Загадки о птицах. | |
Загадывание загадок | Дидактическая игра «Расскажи о птице» | ||||
Подвижная игра «Птички и кошка» | |||||
IV | «Жизнь лесных зверей весной» | Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде взрослых животных и их детенышах (заяц, медведь, белка, лиса, волк), некоторых особенностях их образа жизни весной и летом; познакомить с двумя-тремя правилами поведения в лесу; формировать бережное отношение к лесным обитателям, выполнять правила поведения в лесу. | Продолжить формировать знания детей о внешнем виде взрослых животных и их детёнышах (заяц, медведь, белка, лиса, волк), особенностях их образа жизни весной и летом. Продолжить знакомство детей с правилами поведения в лесу. Закрепить признаки весны. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты. | Занятие | |
IV | «Как стали одеваться люди весной?» | Учить детей правильно одеваться по погоде. Обратить внимание детей на то, что изменилось в одежде с приходом весны. | Продолжить формировать представление детей о сезонной одежде. Обратить внимание детей на одежду прохожих, детей. Уточнить, какая это одежда, по сезону теплая или нет. | Наблюдение за одеждой прохожих, детей. | |
Загадывание загадок | Дидактическая игра «Когда это бывает» | ||||
Сюжетно-ролевая игра «Собираемся на прогулку». Подвижная игра «Солнышко и дождик». | |||||
АПРЕЛЬ | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы | ||
Младшая группа | Средняя группа | Младшая группа | Средняя группа | ||
I | «Здравствуйте травушка-муравушка и золотой одуванчик» | Уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья), об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Продолжить знакомить детей с весенними изменениями. Продолжить формировать представление детей о весенней траве и об одуванчике: его признаках и свойствах. Учить выделять причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к природе. | Наблюдение за изменениями природы. Беседа на тему: «Здравствуйте травушка-муравушка и золотой одуванчик» | |
Стихотворение А. Плещеева «Травка зеленеет…….» | Стихотворения А. Плещеева «Травка зеленеет….» | ||||
Подвижная игра «Бегите к флажку». Дидактическая игра «Опишите, я отгадаю». | |||||
II | «Птицы прилетели» | Расширить представление детей о пернатых. Учить видеть взаимосвязь живой и неживой природы, понимать роль птиц в нашей жизни. Радоваться встречи с перелетными птицами. | Продолжить знакомить детей с перелетными птицами. Продолжить учить называть птиц, различать их по внешнему виду. Воспитывать бережное отношение к птицам. | Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада, их поведением. | |
Дидактическая игра «Четвертый лишний» | Дидактическая игра «Расскажи о птице» | ||||
Подвижная игра «Птички и птенчики», «птички и кошка». Загадки о птицах. | |||||
III | «Знакомство с песком» | Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека и животных. Воспитывать интерес к неживой природе. | Продолжить знакомить детей со свойствами песка. Вспомнить какие постройки делали из песка, и, вообще, что можно делать из песка и где он применяется. | Занятие | |
III | «Сравнение дерева и кустарника» | Формировать представления о том, что дерево и кустарник-это растения, у них общие признаки(корень, стебель, лист) , но есть различия( у дерева 1 стебель-ствол, а у кустарника много стеблей). | Учить замечать изменения в природе. Обобщить представление детей о существенных признаках строения деревьев и кустарников и их различиях. | Наблюдения за кустарниками и деревьями на участке детского сада. Беседа о сходствах и различиях деревьев и кустарников. Загадывание загадок. Дидактическая игра «Где что растет». Подвижная игра «Бегите к флажку». | |
IV | «День Земли» | Дать детям знания о планете Земля (что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала); прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле. | Продолжить знакомить детей с планетой Земля; прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле | Занятие | |
IV | Как встречают весну домашние животные | Продолжить знакомство детей с домашними животными . Посмотреть, что меняется у домашних животных с приходом весны на примере кошки и собаки. | Продолжить формировать представление детей о домашних животных. Рассмотреть на примере кошки и собаки особенности изменения их поведения и внешнего вида с приходом весны. | Наблюдение за кошкой и собакой. Беседа на тему: «Что изменилось?» | |
Дидактическая игра «Наши друзья» | Дидактическая игра «Кто, где живёт» | ||||
Чтение стихотворений о домашних животных. Загадки о животных. | |||||
МАЙ | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы | ||
Младшая группа | Средняя группа | Младшая группа | Средняя группа | ||
I | «Насекомые» | Развивать в детях экологическую культуру путем познания окружающего мира. Познакомить детей с насекомыми, встречающимися на участке, о пользе, которую они приносят. Приобщать к охране окружающей среды. | Уточнить знания детей о насекомых. Научить сравнивать их по существенным общим признакам. Продолжить приобщать детей к охране окружающей среды. | Наблюдения за насекомыми на участке детского сада. Загадки о насекомых. Разучивание считалочки (средняя группа). Чтение стихотворений о насекомых. Дидактическая игра «Игра в слова». Подвижная игра «Попади мешочком в круг». | |
II | «Встреча со старичком-лесовичком» | Познакомить детей с основными нормами поведения в лесу; способствовать пониманию последствий экологически неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, муравейников). Формировать умения предвидеть последствия отрицательного вмешательства в природу. | Продолжить знакомить детей с основными нормами поведения в лесу; способствовать понимаю последствий экологически неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, муравейников). Продолжить учить предвидеть последствия негативного вмешательства в природу. | Занятие | |
II | «Украсим землю цветами» | Приобщить детей к посильной деятельности, высадке рассады в цветник. Продолжить знакомство с условиями для жизни и роста растений в открытом грунте. | Закреплять знания о цветнике. Подготовить её к посадке рассады цветов. Воспитывать желание ухаживать за клумбой. | Наблюдение за цветником на участке детского сада. Беседа о комнатных растениях и растениях на улице. Знакомство с семенами, обследование семян. Рассказ воспитателя о последовательности посева семян (с помощью моделей). Загадки о цветах. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (младшая группа), «Угадай по запаху» (средняя группа). Подвижная игра «Троллейбус». | |
III | «Игрушки из бумаги и ткани» | Познакомить со свойством и качеством бумаги и ткани. | Продолжить знакомство детей со свойствами бумаги и ткани | Занятие | |
III | «Наблюдение за дождем и радугой» | Учить устанавливать простейшие связи: идет дождь — на земле лужи. Дождь нужен всему живому и растениям и животным. Без воды растения погибнут. Воспитывать умение радоваться дождю, любоваться радугой. | Продолжить учить формировать причинно-следственные связи в природе. Продолжить знакомить с природными явлениями: дождём и радугой. Воспитывать умение радоваться дождю, любоваться радугой. | Наблюдение, беседа | |
Загадки о весне. Чтение стихотворения о радуге В. Степанова | Чтение закличек: «Дождик, дождик пуще…», «Радуга-дуга». Чтение стихотворения С. Маршака о радуге. | ||||
Дидактическая игра «Найди, о чем расскажу». Подвижная игра «Через ручеек». | |||||
IV | «Наблюдение за козой» | Продолжить знакомство с домашними животными. Познакомить детей с козой: с особенностями ее питания и поведения. | Продолжить знакомство с домашним животным: коза. Расширить представления детей о особенностях ее питания и поведения. | Наблюдение за козой. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Подвижные игры «Кто бросит дальше мешочек», «Найди свой цвет». | |
IV | «Зоопарк» Экологическая игра | Продолжать знакомить детей с дикими и домашними животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне). | Расширить представление детей о диких и домашних животных, продолжить изучать места обитания животных в зависимости от климатических условий. | Экологическая игра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию.
План работы с детьми по месяцам...
Перспективный план работы с детьми старшей группы по воспитанию звуковой культуры речи Сифонова С.И.
план работы с детьми старшей группы по воспитанию звуковой культуры речи...
Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному воспитанию на 2013-2014 учебный год.
Описание игр, наблюдений, упражнений и т.д., которые запланированы мною на год по сенсорному воспитанию....
Перспективный план работы с детьми 2-3 лет по теме: «Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2 – 3 лет»
Дети в раннем возрасте нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. В освоении навыков самообслуживания, режимные моменты (гигиенические процедуры, кормление, сборы на пр...
Перспективный план работы с детьми средней группы по теме «Воспитание основ безопасности»
Перспетивный план работы расчитан на детей среднего возраста....
Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе
Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...
Перспективный план работы с детьми по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Перспективный план работы с детьми по воспитанию культуры поведенияу детей старшего дошкольного возраста. Составила: учитель – логопед« МБДОУ № 42 г. Чебоксары»...