Перспективный план работы с детьми по экологическму воспитанию
рабочая программа (младшая группа) по теме
Перспективный план разработан для детей II младшей и средней групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 17 «ОГОНЁК»
Перспективный план работы с детьми по экологическому воспитанию
СЕНТЯБРЬ | |||||
НЕДЕЛЯ | ТЕМА | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ФОРМЫ РАБОТЫ | ||
Младшая группа | Средняя группа | Младшая группа | Средняя группа | ||
I | Прогулка по участку детского сада. Листопад | Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету. | Формировать представления о сезонных изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее). Учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях. Накапливать представления о ярких осенних явлениях в природе. Воспитывать любовь к природе. Учить замечать красоту деревьев и кустарников, вызывать радостные переживания при восприятии красоты осеннего пейзажа. Продолжить знакомить детей с листопадом | Наблюдения | |
Беседа о том, что такое листопад. Дидактическая игра с природным материалом: «Выложи фигуру». Чтение произведения Пришвина «Листопад». | Загадывание загадок. Дидактическая игра: «Когда это бывает». Стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко» | ||||
Подвижные игры: «Принеси мяч», «Найди себе пару» | |||||
II | Цветы на участках нашего детского сада | Уточнить представление детей о том, что кроме деревьев и кустарников на территории детского сада растут цветы. Все они разные, красивые, некоторые из них имеют приятный запах. Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к цветам. | Формировать представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются. Прививать любовь к окружающему на детском участке, бережное и чуткое отношение к миру природы. | Наблюдения, беседа с детьми на тему: «Красота вокруг нас» | |
Дидактическая игра: «Назови по описанию» | Дидактическая игра «Угадай по запаху» | ||||
Подвижная игра: «Найди свой цвет» Пальчиковая гимнастика «Цветы» | |||||
III | Солнышко лучистое | Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце. | Установить, что солнце светит в это время года уже не так жарко, что она очень важно для жизни человека. | Наблюдения, опыт по выявлению свойств солнечных лучей. | |
Дидактическая игра «Игра в слова» | Разучивание стихотворения Г. Бойко «Солнышко» | ||||
Подвижная игра «Солнышко и дождик» | |||||
III | «Овощи» | Познакомить детей с овощами. Уточнить представление детей о овощах; их названиях, форме, цвете, вкусе, запахе. Рассказать о некоторых способах употребления овощей в пищу. Развивать речь, сенсорные способности. | Закрепить знания детей об овощах. Учить классифицировать овощи, правильно называть и различать их; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. | Занятие | |
IV | Сезонные явления природы | Учить детей наблюдать за изменением неба, солнца, погоды, делать выводы. Замечать связь между погодой и тем как люди одеваются, Уметь одеваться по погоде. Учить выявлять и перечислять особенности осенней погоды. | Продолжить знакомить детей с некоторыми природными явлениями. Учить устанавливать причинно-следственную связь: дует ветер – облака плывут. Продолжить учить детей правильно одеваться по погоде. Продолжить учить различать и характеризовать приметы ранней осени. | Наблюдения, беседа о том, как необходимо одеваться. | |
Дидактическая игра «Подбери признаки». | Дидактическая игра «Когда это бывает?» | ||||
Сюжетно-ролевая игра «Собираемся на прогулку». Подвижная игра «Принеси мяч» | |||||
IV | «Фрукты» | Познакомить детей с фруктами. Уточнить представление детей о фруктах; их названиях, форме, цвете, вкусе, запахе. Рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу. Развивать речь, сенсорные способности. | Закрепить знания детей о фруктах. Учить классифицировать фрукты, правильно называть и различать их; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. | Занятие | |
ОКТЯБРЬ | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы | ||
Младшая группа | Средняя группа | Младшая группа | Средняя группа | ||
I | Знакомство с деревьями | Познакомить детей с деревьями (береза, рябина, клен), где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень. | Накапливать впечатления детей о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, рябина). | Наблюдения за деревьями, беседа о деревьях. | |
Дидактическая игра «Чьи детки с ветки?» | Дидактическая игра «Соедини листья с плодами» | ||||
Загадывание загадок, чтение стихотворения С. Есенина «Береза». Подвижная игра «Цветные автомобили» | |||||
II | «Наш зелёный уголок» | Формировать представления детей о комнатных растениях, их строении, условиях роста и развития (свет, вода, тепло). Воспитать навыки ухода за растениями зеленого уголка, бережное отношение к растительному миру. Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи: неполитые растения - засохнут, на холоде –погибнут. | Продолжать знакомить детей с тем, что комнатные растения - живые существа. Формировать навыки по уходу за комнатными растениями (рыхление, мытье поддонов, полив). Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Наблюдение, выполнение трудовых поручений. Дидактические игры «Угадай растение по описанию», «Опишите, я отгадаю». Загадывание загадок. | |
III | «Домашние животные» | Формировать у детей представление о домашних животных и их детенышах. Познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных. Побуждать детей узнавать и называть домашних животных и их детенышей по голосам | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. | Занятие | |
III | Грустная осень | Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми; дать понятие, что для роста растений необходимы почва, вода, тепло, свет, воздух. | Продолжить знакомство детей с сезонными изменениями природы. Обратить внимание детей на то, как изменилась природа. Учить сравнивать природные явления. Развивать наблюдательность. | Наблюдения за состоянием погоды. Экскурсия по участку. | |
Знакомство с приметами осени. | Разучивание примет об осени. Чтение стихотворения Ерикеева «Осень». | ||||
Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Найди себе пару». | |||||
IV | «Дикие животные» | Дать первоначальные сведения о лесе, о том, кто живет в лесу (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Расширять представление детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида. Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. | Занятие | |
IV | Наблюдение за облаками | Познакомить детей с природным явлением : облако. Показать разнообразие состояния воды в окружающей среде. Рассмотреть особенности облаков в осеннем небе. Развивать фантазию и воображение. | Продолжить знакомство детей с природным явлением: облако. Рассмотреть особенности облаков в осеннем небе. Продолжить учить различать, на что похожи облака. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать чувство прекрасного. | Наблюдения за облаками. Беседа об облаках. Подвижная игра «Троллейбус». | |
НОЯБРЬ | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы | ||
Младшая группа | Средняя группа | Младшая группа | Средняя группа | ||
I | «Золотая осень» | Расширять знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Продолжить учить детей определять и называть состояние погоды. | Продолжить формировать представление детей о сезонных изменениях природы. Развивать наблюдательность, учить анализировать и делать выводы. Знакомство с приметами поздней осени. | Наблюдения за природными изменениями. Беседа об осени. Загадывание загадок. | |
Чтение стихотворения М Ивенсена «Осень» | Знакомство и изучение примет поздней осени. | ||||
Сюжетно-ролевая игра «Собираемся на прогулку». Дидактическая игра «Когда это бывает». | |||||
II | «Куда улетели птицы» | Укрепить знания детей о птицах, об особенностях их жизни. Развивать любознательность, наблюдательность. Учить устанавливать простейшие взаимосвязи: почему птиц стало меньше. Воспитывать в детях чувство жалости и сострадания к зимующим птицам. | Продолжить знакомство с птицами. Ввести новое понятие – перелётные птицы. Учить видеть изменения в живой природе (птицы, которые питались насекомыми, улетают). Воспитывать у детей чувство жалости к зимующим птицам. | Наблюдения за птицами. Загадывание загадок. Чтение стихотворений Н. Рубцова. Подвижная игра «Птички и птенчики». | |
III | Знакомство со свойствами дерева и металла | Познакомить детей с особенностями дерева и металла, их свойствами, а также предметами, изготовленными из них. Развивать эстетическое восприятие мира неживой природы. | Продолжать знакомить детей со свойствами дерева и металла, развивать умение изучать их опытным путём: деревянные предметы плавают в воде, а металлические тонут. Учить детей выделять противоположные признаки объектов. Развивать логическое мышление, наблюдательность, воображение. | Занятие | |
III | Наблюдение за дождем | Показать, что осенний дождь холодный, простейшие связи между явлениями в природе (небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь). | Продолжить знакомство с природными явлениями. Познакомить с осенним дождём. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать эстетическое чувство восприятия природы. | Наблюдение за природным явлением : дождь. Беседа с детьми о дожде. Заучивание потешки «Дождик, дождик, веселее…» Подвижные игры «Бегите ко мне», «Через ручеек». | |
IV | Растения: деревья, кусты, цветы | Познакомить детей с основными частями растений, с их характерными особенностями и названиями. Развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление. | Закрепить представление детей о названии и об основных частях растений; учить видеть их характерные особенности; ввести название растений в активный словарь; развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление. | Занятие | |
IV | Наблюдение за сорокой | Развивать общие представления о сороке, замечая ее забавные повадки - скачет, смешно выбрасывая вперед одну ножку, шумно перепархивает, покачивает длинным хвостом. Воспитывать ласковое, дружелюбное отношение к живым существам, выражая его в словах "сорока-белобока". | Формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках. Воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах. Расширить представление о птицах, прилетающих на участок. | Наблюдения за сорокой. | |
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | Дидактическая игра «Расскажи о птице» | ||||
Подвижная игра «Птички и птенчики». «Троллейбус». Отгадывание загадок. | |||||
ДЕКАБРЬ | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы | ||
Младшая группа | Средняя группа | Младшая группа | Средняя группа | ||
I | Наблюдение за первым снегом | Развивать у детей общие представления о снеге (холодный, падает с неба, из тучки, много-много снежинок летят, тают на ладошке). Активизировать словарный запас - снег, снежинка, кружиться. Учить восхищаться красотой снегопада, запорошенных снегом аллей. Познакомить с приметами зимы. | Формировать представление детей о зиме. Познакомить со свойствами снега и сезонным явлением – снегопадом. Полюбоваться спокойна падающим снегом, рассмотреть снежинку, упавшую на руку. Выучить приметы о зиме. | Наблюдения за снегом, за погодой на участке. Чтение произведения Воронковой Л. «Снег идет», заучивание стихотворения Берестова В. «Снегопад». Загадки о зиме, приметы. Подвижная игра «Пузырь». | |
I | Беседа о зиме | Формировать общее представление детей о зиме и характерных её признаках, способствовать самостоятельному нахождению этих признаков. Развивать навыки и умение наблюдать за природными явлениями и объектами. Вызывать эмоциональный отклик на красоту зимней природы. Познакомить детей с названиями зимней одежды и обуви. | Расширить и углубить знания детей о зимнем времени года. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу. Учить высказываться о природе зимой. Активизировать в речи слова «снеговик», «снежинка», «зимушка-зима», «снег», «волшебница зима». Закрепить знания детей о зимней одежде и обуви. | Занятие | |
II | «Опыты со снегом» | Активизировать поисковую деятельность детей, закрепить представления о свойствах снега. Принести снег в помещение – он тает, образует талую воду (рассмотреть её), талая вода вынесенная на мороз - затвердевает, превращаясь в лед. Учить развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы, вызвать радость от открытий, полученных из опытов. | Активизировать поисковую деятельность детей. | Опыты: «Снег в комнате тает», «Таяние снега». | Опыты: «Где быстрее», «Как согреть руки». |
Опыт: «Свойства снега» | |||||
III | Зимующие птицы | Познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, синицами, снегирями, воронами, голубями; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Дать понятие о том, какую пользу приносят птицы (поедают вредных насекомых). Наблюдать, как птицы прилетают на кормушку, если человек подкармливает их зернышками и крошками. | Закрепить знания детей о зимующих птицах: воробьях, синицах, снегирях, воронах, голубях; особенностях их поведения. Учить узнавать птиц. Формировать желание заботиться о зимующих птицах. Наблюдать, как птицы прилетают на кормушку, если человек подкармливает их зернышками и крошками. | Наблюдения за птицами на участке детского сада. Беседа на тему: «Чем питаются птицы зимой?». | |
Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой». | Дидактическая игра «Расскажи о птице» | ||||
Дидактическая игра «Узнай птицу по силуэту». Вешание кормушек для птиц. | |||||
IV | «Ёлочка» | Расширять представления о деревьях, упражнять в умении отыскивать знакомые деревья по характерным признакам. Показать особенности ели: ветви покрыты зелёными иголками, имеют пирамидальное строение. Обратить внимание на красоту деревьев в снежном убранстве. | Закреплять умение детей отыскивать Знакомые деревья по характерным признакам. Закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев. | Наблюдения за деревьями на участке. Беседа на тему «Еловый лес». Чтение стихотворений о ели: Е. Ильиной «Наша елка», К. Чуковский «Ёлка». Встряхивание снега с веток ели. Хоровод возле ёлки. Подвижная игра «Пузырь» | |
IV | Коллективное изготовление альбома «Ёлочка» | Уточнить представление детей о бумаге и изделиях из неё ( книги, альбомы, салфетки и др.). Бумага бывает разного цвета, тонкая и жесткая, на ней можно рисовать, из неё делают игрушки. Бумагу изготавливают из дерева, она очень нужна людям, её нужно беречь. Выполнение аппликации. | Продолжить развивать навыки работы с бумагой. Расширить представление детей о свойствах бумаги и изделиях из нее. Выполнение аппликации. | Занятие | |
ЯНВАРЬ | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы | ||
Младшая группа | Средняя группа | Младшая группа | Средняя группа | ||
I | ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ | ||||
II | «В январе, в январе много снега на дворе….» | Уточнить знания о зимних явлениях природы (снег идет, намело сугробы, мороз на улице, лед на реке). Снег очень нужен природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. | Продолжить знакомить с зимними явлениями природы. (Снег согревает почву от промерзания). Обратить внимание детей на природу зимой: большие сугробы снега, блестящие на солнце днем и при фонаре вечером. Посмотреть на оттенки снега в зависимости от освещения. | Наблюдения за снегом | |
Чтение стихотворения А. Фета о зиме. Дидактическая игра «Что изменилось?» | Чтение стихотворения Я. Акима «Первый снег». Дидактическая игра «Найди, о чем расскажу». | ||||
Отгадывание загадок. Подвижная игра «Поезд» | |||||
II | «Воздух вокруг нас» | Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. | Продолжить формировать у детей представление о таком явлении, как воздух, его признаках, свойствах, для чего он нужен. | Занятие | |
III | «Следы на снегу» | Развивать у детей интерес и наблюдательность, умение определять: кому могут принадлежать следы. Уточнить представление о том, что следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на утоптанном снегу следов не видно. | Дать детям представления о жизни и охране животных в зимнее время. Учить по следам узнавать животных, людей и т.д. Воспитывать любовь к природе, животным. | Наблюдения за следами на снегу, рассмотреть следы животных, детей и взрослых и т.д. | |
Подвижные игры «Лиса в курятнике» | |||||
IV | «Мир комнатных растений» | Познакомить детей с комнатными растениями, рассказать об их пользе и строении. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, умение заботиться о них. Развивать воображение, мышление. | Расширить представление детей о комнатных растениях: об их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду. Развивать мышление, воображение в процессе наблюдения, исследования за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, умение заботиться о них. | Занятие | |
IV | «Лед» | Познакомить детей со свойствами льда: твердый, хрупкий, гладкий, скользкий. Познакомить с сезонным явлением - гололедица. Показать превращение воды в лед и обратный процесс. Рассмотреть на ветках деревьев тонкий слой льда, который образуется после оттепели. Веточки качаются от ветра, задевают друг друга, и слышится тихий мелодичный звон. | Продолжить знакомить детей со свойствами льда. Рассмотреть сосульку – твердая, холодная, хрупкая, прозрачная. Обратить внимание детей на деревья, когда после оттепели ударяет мороз, на ветках образуется тонкий слой льда. Веточки качаются от ветра, задевают друг друга, и слышится тихий мелодичный звон. Показать превращение воды в лед и обратный процесс и закрепить представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры. | Наблюдения. Беседа на тему: «Гололедица». Дидактическая игра «Где снежинки?». | |
Чтение стихотворения Берестова «Гололедица». | Загадывание загадок | ||||
Подвижная игра «Догоните меня». Дидактическая игра «Я знаю» | |||||
ФЕВРАЛЬ | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы | ||
Младшая группа | Старшая группа | Младшая группа | Средняя группа | ||
I | «Мы посадим лук» | Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным. | Учить детей сажать лук, ежедневно ухаживать за ним. Уточнить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц. Рассказать о том, что лук полезен. Воспитывать желание трудиться в коллективе. | Занятие Опыт: «Посадка лука». | |
I | Наблюдение за снегопадом | Формировать представление о разнообразии и состоянии воды. Познакомить с природным явлением снегопад. | Продолжить углублять представление о разнообразии и свойствах воды. Продолжить знакомить детей со снегопадом. | Наблюдение за снегопадом на участке детского сада. | |
Дидактическая игра «Когда это бывает?» | Дидактическая игра «Где снежинки» | ||||
Подвижная игра «Беги к флажку». Загадывание загадок | |||||
II | «Ветер, ветер, ты могуч….» | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью ветра в природе и в жизни человека. Разнообразить приемы наблюдения, используя ветряки, ленточки. | Продолжить знакомство детей с таким природным явлением как ветер. Учить определять наличие и направление ветра. При наблюдении использовать ветряки, ленточки. | Наблюдения за ветром. Чтение стихотворений о ветре. Игры с султанчиками, бег с ленточками. Вспомнить приметы зимы. | |
III | «Шишки» | Познакомить детей со строением шишки (удлиненная форма, чешуйки, их расположение), с семенами ели. Показать особенности шишки: пахнет смолой, на дереве висит в закрытом виде, в тепле раскрывает чешуйки, из которых выпадают семена. | Продолжить знакомить детей со строением шишки и особенностями ее строения. | Наблюдение. Беседа о строении шишек, их особенностях. | |
Дидактическая игра «Чьи детки с ветки» | Дидактическая игра «Когда это бывает» | ||||
Подвижная игра «Лиса в курятнике" | |||||
IV | «Поможем Незнайке» | Расширять представления детей о комнатных растениях. Познакомить с бальзамином. Закреплять умение поливать растение из лейки. Воспитывать желание ухаживать за растениями, радоваться их хорошему виду. | Продолжить расширять и углублять знания детей о комнатных растениях. Закрепить знания детей о комнатном растении бальзамине. Закрепить умение детей ухаживать за растениями: поливать их из лейки, рыхлить и т.д. Воспитывать желание ухаживать за растениями, радоваться их хорошему виду. | Занятие | |
IV | Сколько крыльев у птиц и как они летают | Познакомить детей со строением птицы. Рассказать детям сколько крыльев у птиц и для чего они им нужны. Развивать и воспитывать бережное отношение к птицам. | Учить различать детей основные части тела птицы. Продолжить формировать представление детей о том, для чего птицам нужны крылья. Воспитывать доброе отношение к пернатым. | Наблюдение за птицами на участке детского сада. Беседа на тему : «Сколько крыльев у птицы и для чего они им нужны». | |
Загадки о птицах | Дидактическая игра «Опишите, я отгадаю» | ||||
Подвижная игра Поезд». | |||||
МАРТ | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы | ||
Младшая группа | Средняя группа | Младшая группа | Средняя группа | ||
I | «Здравствуй звонкая весна» | Развивать обобщенное представление детей о весне, расширять знания о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно. Способствовать пониманию простых взаимосвязей между погодными явлениями и их последствиями. Обратить внимание на одежду людей. | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | Наблюдения за весенними изменениями на участке детского сада. Приметы весны. | |
Чтение стихотворения С. Маршака «Весенняя песенка». Дидактическая игра «Когда это бывает» | Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» Дидактическая игра «Когда это бывает» | ||||
Подвижные игры «Бегите к флажку», «Догоните меня». | |||||
II | «К деревьям в гости» | Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки — домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года. | Помочь постепенно вспомнит названия деревьев , которые находятся на участке детского сада. Продолжить учить находить отличительные признаки, называть отдельные части деревьев. Развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе. | Наблюдение за деревьями на участке детского сада. Наблюдение за появлением почек, первых листочков на деревьях. Чтение произведения М. Пришвина «Разговор деревьев» | |
Дидактическая игра «Чьи детки с ветки» | Дидактическая игра «Кто быстрее найдет березу, ель, рябину» | ||||
Подвижная игра «Попади мешочком в круг» | |||||
II | Неживая природа (знакомство с песком) | Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека и животных. Воспитывать интерес к неживой природе. | Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру | Занятие | |
III | Наблюдение за голубем | Продолжить знакомить детей с птицей голубь. Рассказать о том, чем питаются голуби, где живут и т.д. Воспитывать бережное отношение к птицам. | Закрепить знания детей о голубях. Формировать желание заботиться о них. Воспитывать бережное отношение к птицам. | Наблюдение за голубем на участке детского сада. Загадки о птицах. | |
Загадывание загадок | Дидактическая игра «Расскажи о птице» | ||||
Подвижная игра «Птички и кошка» | |||||
IV | «Жизнь лесных зверей весной» | Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде взрослых животных и их детенышах (заяц, медведь, белка, лиса, волк), некоторых особенностях их образа жизни весной и летом; познакомить с двумя-тремя правилами поведения в лесу; формировать бережное отношение к лесным обитателям, выполнять правила поведения в лесу. | Продолжить формировать знания детей о внешнем виде взрослых животных и их детёнышах (заяц, медведь, белка, лиса, волк), особенностях их образа жизни весной и летом. Продолжить знакомство детей с правилами поведения в лесу. Закрепить признаки весны. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты. | Занятие | |
IV | «Как стали одеваться люди весной?» | Учить детей правильно одеваться по погоде. Обратить внимание детей на то, что изменилось в одежде с приходом весны. | Продолжить формировать представление детей о сезонной одежде. Обратить внимание детей на одежду прохожих, детей. Уточнить, какая это одежда, по сезону теплая или нет. | Наблюдение за одеждой прохожих, детей. | |
Загадывание загадок | Дидактическая игра «Когда это бывает» | ||||
Сюжетно-ролевая игра «Собираемся на прогулку». Подвижная игра «Солнышко и дождик». | |||||
АПРЕЛЬ | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы | ||
Младшая группа | Средняя группа | Младшая группа | Средняя группа | ||
I | «Здравствуйте травушка-муравушка и золотой одуванчик» | Уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья), об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Продолжить знакомить детей с весенними изменениями. Продолжить формировать представление детей о весенней траве и об одуванчике: его признаках и свойствах. Учить выделять причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к природе. | Наблюдение за изменениями природы. Беседа на тему: «Здравствуйте травушка-муравушка и золотой одуванчик» | |
Стихотворение А. Плещеева «Травка зеленеет…….» | Стихотворения А. Плещеева «Травка зеленеет….» | ||||
Подвижная игра «Бегите к флажку». Дидактическая игра «Опишите, я отгадаю». | |||||
II | «Птицы прилетели» | Расширить представление детей о пернатых. Учить видеть взаимосвязь живой и неживой природы, понимать роль птиц в нашей жизни. Радоваться встречи с перелетными птицами. | Продолжить знакомить детей с перелетными птицами. Продолжить учить называть птиц, различать их по внешнему виду. Воспитывать бережное отношение к птицам. | Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада, их поведением. | |
Дидактическая игра «Четвертый лишний» | Дидактическая игра «Расскажи о птице» | ||||
Подвижная игра «Птички и птенчики», «птички и кошка». Загадки о птицах. | |||||
III | «Знакомство с песком» | Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека и животных. Воспитывать интерес к неживой природе. | Продолжить знакомить детей со свойствами песка. Вспомнить какие постройки делали из песка, и, вообще, что можно делать из песка и где он применяется. | Занятие | |
III | «Сравнение дерева и кустарника» | Формировать представления о том, что дерево и кустарник-это растения, у них общие признаки(корень, стебель, лист) , но есть различия( у дерева 1 стебель-ствол, а у кустарника много стеблей). | Учить замечать изменения в природе. Обобщить представление детей о существенных признаках строения деревьев и кустарников и их различиях. | Наблюдения за кустарниками и деревьями на участке детского сада. Беседа о сходствах и различиях деревьев и кустарников. Загадывание загадок. Дидактическая игра «Где что растет». Подвижная игра «Бегите к флажку». | |
IV | «День Земли» | Дать детям знания о планете Земля (что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала); прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле. | Продолжить знакомить детей с планетой Земля; прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле | Занятие | |
IV | Как встречают весну домашние животные | Продолжить знакомство детей с домашними животными . Посмотреть, что меняется у домашних животных с приходом весны на примере кошки и собаки. | Продолжить формировать представление детей о домашних животных. Рассмотреть на примере кошки и собаки особенности изменения их поведения и внешнего вида с приходом весны. | Наблюдение за кошкой и собакой. Беседа на тему: «Что изменилось?» | |
Дидактическая игра «Наши друзья» | Дидактическая игра «Кто, где живёт» | ||||
Чтение стихотворений о домашних животных. Загадки о животных. | |||||
МАЙ | |||||
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы | ||
Младшая группа | Средняя группа | Младшая группа | Средняя группа | ||
I | «Насекомые» | Развивать в детях экологическую культуру путем познания окружающего мира. Познакомить детей с насекомыми, встречающимися на участке, о пользе, которую они приносят. Приобщать к охране окружающей среды. | Уточнить знания детей о насекомых. Научить сравнивать их по существенным общим признакам. Продолжить приобщать детей к охране окружающей среды. | Наблюдения за насекомыми на участке детского сада. Загадки о насекомых. Разучивание считалочки (средняя группа). Чтение стихотворений о насекомых. Дидактическая игра «Игра в слова». Подвижная игра «Попади мешочком в круг». | |
II | «Встреча со старичком-лесовичком» | Познакомить детей с основными нормами поведения в лесу; способствовать пониманию последствий экологически неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, муравейников). Формировать умения предвидеть последствия отрицательного вмешательства в природу. | Продолжить знакомить детей с основными нормами поведения в лесу; способствовать понимаю последствий экологически неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, муравейников). Продолжить учить предвидеть последствия негативного вмешательства в природу. | Занятие | |
II | «Украсим землю цветами» | Приобщить детей к посильной деятельности, высадке рассады в цветник. Продолжить знакомство с условиями для жизни и роста растений в открытом грунте. | Закреплять знания о цветнике. Подготовить её к посадке рассады цветов. Воспитывать желание ухаживать за клумбой. | Наблюдение за цветником на участке детского сада. Беседа о комнатных растениях и растениях на улице. Знакомство с семенами, обследование семян. Рассказ воспитателя о последовательности посева семян (с помощью моделей). Загадки о цветах. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (младшая группа), «Угадай по запаху» (средняя группа). Подвижная игра «Троллейбус». | |
III | «Игрушки из бумаги и ткани» | Познакомить со свойством и качеством бумаги и ткани. | Продолжить знакомство детей со свойствами бумаги и ткани | Занятие | |
III | «Наблюдение за дождем и радугой» | Учить устанавливать простейшие связи: идет дождь — на земле лужи. Дождь нужен всему живому и растениям и животным. Без воды растения погибнут. Воспитывать умение радоваться дождю, любоваться радугой. | Продолжить учить формировать причинно-следственные связи в природе. Продолжить знакомить с природными явлениями: дождём и радугой. Воспитывать умение радоваться дождю, любоваться радугой. | Наблюдение, беседа | |
Загадки о весне. Чтение стихотворения о радуге В. Степанова | Чтение закличек: «Дождик, дождик пуще…», «Радуга-дуга». Чтение стихотворения С. Маршака о радуге. | ||||
Дидактическая игра «Найди, о чем расскажу». Подвижная игра «Через ручеек». | |||||
IV | «Наблюдение за козой» | Продолжить знакомство с домашними животными. Познакомить детей с козой: с особенностями ее питания и поведения. | Продолжить знакомство с домашним животным: коза. Расширить представления детей о особенностях ее питания и поведения. | Наблюдение за козой. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Подвижные игры «Кто бросит дальше мешочек», «Найди свой цвет». | |
IV | «Зоопарк» Экологическая игра | Продолжать знакомить детей с дикими и домашними животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне). | Расширить представление детей о диких и домашних животных, продолжить изучать места обитания животных в зависимости от климатических условий. | Экологическая игра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-313663-1381492441.jpg)
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию.
План работы с детьми по месяцам...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-361312-1386749647.jpg)
Перспективный план работы с детьми старшей группы по воспитанию звуковой культуры речи Сифонова С.И.
план работы с детьми старшей группы по воспитанию звуковой культуры речи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-516517-1415206351.jpg)
Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному воспитанию на 2013-2014 учебный год.
Описание игр, наблюдений, упражнений и т.д., которые запланированы мною на год по сенсорному воспитанию....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/16/picture-23127-1526493689.jpg)
Перспективный план работы с детьми 2-3 лет по теме: «Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2 – 3 лет»
Дети в раннем возрасте нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. В освоении навыков самообслуживания, режимные моменты (гигиенические процедуры, кормление, сборы на пр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/31/picture-692498-1504168700.jpg)
Перспективный план работы с детьми средней группы по теме «Воспитание основ безопасности»
Перспетивный план работы расчитан на детей среднего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/08/picture-992315-1515410932.jpg)
Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе
Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/27/picture-1062712-1538057045.jpg)
Перспективный план работы с детьми по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Перспективный план работы с детьми по воспитанию культуры поведенияу детей старшего дошкольного возраста. Составила: учитель – логопед« МБДОУ № 42 г. Чебоксары»...