«Развитие зрительного восприятия детей с нарушениями зрения».
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Сотская Лариса Анатольевна

Механизмы пространственного познания играют значительную роль как для общего когнитивного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для реализации любой деятельности ребенка.
        Зрительное и пространственное познание тесно взаимосвязаны: зрение, являясь ведущим пространственным анализатором человека, позволяет воспринять пространственные характеристики окружающей среды, а пространственные механизмы координируют во многом развитие зрительной системы.
        Дети с нарушениями зрения ограничены не только в зрительном, но и в пространственном познании. Они испытывают значительные затруднения и в задачах зрительного поиска, и в задачах, требующих трансформации форм, и в запоминании больших объемов информации, и в организации движений и действий на местности
.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon innovatsionnaya_deyatelnost2.ppt1.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Тема: «Развитие зрительного восприятия детей с нарушениями зрения». Автор: учитель-дефектолог МДОУ №52 компенсирующего вида Сотская Лариса Анатольевна

Слайд 2

«Подлинное восприятие пространства, адекватно отражающее его объективные свойства и отношения, является очень сложным процессом, в котором чувственные и логические компоненты даны в сложном единстве и взаимопроникновении…» С. А. Рубенштейн.

Слайд 3

I ЧАСТЬ. ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА И НАВЫКОВ ОРИЕНТИРОВКИ. Механизмы пространственного познания играют значительную роль как для общего когнитивного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для реализации любой деятельности ребенка. Зрительное и пространственное познание тесно взаимосвязаны: зрение, являясь ведущим пространственным анализатором человека, позволяет воспринять пространственные характеристики окружающей среды, а пространственные механизмы координируют во многом развитие зрительной системы. Дети с нарушениями зрения ограничены не только в зрительном, но и в пространственном познании. Они испытывают значительные затруднения и в задачах зрительного поиска, и в задачах, требующих трансформации форм, и в запоминании больших объемов информации, и в организации движений и действий на местности .

Слайд 4

Педагогам и родителям необходимо уделять самое пристальное внимание развитию навыков восприятия пространства и понимания его закономерностей, умения словесно обозначить топологические признаки, ориентированию в окружающей среде. Это не только поможет в организации умственной и практической деятельности ребенка, но и даст новый толчок в развитии собственно зрительного восприятия. Я предлагаю разработанные мною игры и упражнения, которые у детей с нарушениями зрения развивают не только восприятие пространства и ориентировку, но и несут еще в себе коррекционно-развивающую нагрузку. Литература: 1. Григорьева Л. П., Бернадская М. Э. Развитие восприятия у ребенка (Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением). 2. Жохов В. П., Кормакова И. А. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. 3. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. 4. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. 5. Рудакова М. В. Основные направления работы специализированного детского сада для детей с нарушением зрения. 6. Незнамова Е. С. Система коррекционно-педагогической работы тифлопедагога по восстановлению зрения у дошкольников с амблиопией и косоглазием.

Слайд 5

Коррекционно-развивающая игра «Пересекающиеся фигуры». Цели. Развивающие. - Закрепление и систематизация обобщающих понятий о животных. - Развитие мыслительных умений: сравнение, анализ, классификация, обобщение. Коррекционные. - Формирование зрительного и зрительно-пространственного восприятия, предметного гнозиса в условиях усложняющих восприятие и узнавание, концентрации и устойчивости зрительного внимания. - Усиление конвергенции (дивергенции). - Профилактика оптической дисграфии и оптической дислексии.

Слайд 6

Оборудование : карточки с контурными изображениями животных, наложенными друг на друга (группы контурных изображений подбираются так, что можно поставить вопросы, требующие от ребенка обширных знаний о жизни животных на разных континентах, об особенностях их строения, питания, повадок).

Слайд 7

Ход игры. Детям предлагается внимательно рассмотреть контурные изображения предметов и ответить на вопросы. Пример. Карточка №1. - Посчитай сколько изображено животных? (7) - Что общее у них? (Крылья) - Кто лишний? (Бабочка) - Назови домашних\диких птиц? Пример. Карточка №2. - Посчитай сколько зверей изображено? - Какой зверь лишний? Почему? - Это животные каких континентов? - Посчитай, сколько хищников? - Сколько травоядных? - Какой зверь самый крупный? Высокий? В старших группах игру можно организовать в форме соревнования между двумя группами детей («Умники и Умницы»). За каждый верный ответ команда набирает один балл.

Слайд 8

Дидактическая игра «Где стоит фигура?» Цели: - закреплять понимание и восприятие топологических отношений между предметам; - активизировать в речи детей такие понятия, как рядом, напротив, между, около, под, над, слева, справа; - учить «читать» и словесно формулировать модель вопроса; - закреплять знание геометрических фигур; - развивать зрительное восприятие.

Слайд 9

Оборудование: карточки с моделями вопросов, составленных из геометрических фигур.

Слайд 10

Ход игры. А) На первом этапе игры даются черно-белые карточки с одним вопросом и 2-3 геометрическими фигурами и предлагается детям: - внимательно рассмотреть модель вопроса; - назвать фигуру, о положении которой мы будем говорить; - произнести вопрос, который сформулирован на карточке. Если ребенок не использует при описании топологических понятий, педагог подсказывает ему: «Треугольник находится рядом с квадратом. Ты согласен?» или «Треугольник находится слева от квадрата. Разве нет?»

Слайд 11

Б) На втором этапе игры даются черно-белые карточки с 2-3 вопросами и 3-5 фигурами. На этом этапе можно предложить детям играть парами. Один ребенок задает вопросы, а другой отвечает. Затем они меняются ролями. Необходимо добиваться разнообразия ответов при описании положения одной и той же фигуры. Педагог может спросить: «А как по-другому можно сказать?» В) На третьем этапе дети сами моделируют вопрос. Из моих наблюдений и результатов диагностики я знаю, что дети редко и часто неточно используют в речи предлоги и наречия при описании положения предметов относительно других предметов или себя, поэтому коррекционно-развивающая работа в этом направлении должна проводиться систематически.

Слайд 12

II ЧАСТЬ. ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. Зрительные гимнастики занимают особое место в работе с детьми со зрительными нарушениями. Их рекомендуется проводить регулярно 2-3 раза в день со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах. Гимнастики бывают: 1) игровая коррекционная физминутка; 2) с предметами; 3) по зрительно-коодинаторным тренажам; 4) комплексы по словесным инструкциям. При подборе гимнастики для глаз необходимо учитывать возраст, состояние зрения и быстроту реакции ребенка. Следует отмечать старание, желание и результаты детей. Гимнастику проводят 2-3 минуты. Дети не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка» Я предлагаю глазную тренировку «Цветные огоньки». Это увлекательная игра-поиск, в которой движения становятся более непроизвольными и точными, повышается активность детей, а следовательно и эффект от проведения гимнастики.

Слайд 13

Зрительная гимнастика «Цветные огоньки». Цель: тренировка и укрепление глазных мышц, активизация кровообращения мозга и области глаз. Оборудование: черная перчатка, «огоньки» (картонные круги) с одной стороны черные, а с другой цветные (красного, желтого и оранжевого цветов), на которых сделана петелька для пальца. Организация гимнастики. Педагог прячет в руке, одетой в черную перчатку, цветной «огонёк» и в медленном темпе, чтобы дети до конца проследили за перчаткой, выполняет движения: - вправо-влево; - вверх-вниз; - далеко-близко (удаляет-приближает);- по кругу слева-направо; - по диагонали снизу-вверх; - по диагонали сверху-вниз. В какой-то момент на долю секунды ладошка с «огоньком» поворачивается к детям, которые должны успеть увидеть и назвать его цвет. Помните: - показ движений дается чуть выше уровня глаз; - располагая детей, надо учитывать их остроту зрения; - во время выполнения гимнастики двигаются только глаза, голова неподвижна.

Слайд 15

III ЧАСТЬ. УПРАЖНЕНИЕ, СТИМУЛЯЦИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ ЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ. Во всех детских садах, где есть группы детей с нарушениями зрения, в соответствии с требованиями лечебно-восстановительной работы проводятся целенаправленные упражнения по стимуляции и активизации зрения детей. Эту коррекционную работу в соответствии с остротой и характером зрения, этапом лечения и видом косоглазия определяет врач-офтальмолог. Мы, специалисты, воспитатели и дефектологи, называем этот вид коррекционно-педагогической деятельности – работа по нагрузкам. Всего нагрузок восемь. К каждой нагрузке подобран комплекс игр и упражнений. Эти комплексы для того, чтобы поддержать интерес детей и желание заниматься, мы стараемся дополнить каким-то новым оборудованием или изменить содержание и приемы выполнения уже знакомых игр. Я по-другому поставила задачу к упражнению «Обведи по контуру» и получилась игра «Цветные контуры», в которую ребята играют с большим интересом, а рисунки получаются яркие и необычные.

Слайд 16

Игра «Цветные контуры». (Если карточка с силуэтом располагается на доске, игра реализует задачу нагрузки №5, если на столе – нагрузки №6). Цели: усиление конвергенции (дивергенции); развитие зрительно-моторной координации и укрепление мелкой мускулатуры пальцев рук. Оборудование: контурные изображения предметов 10х15 см (Приложение 6), цветные карандаши. В младшей группе на начальном этапе можно использовать фломастеры.

Слайд 17

Организация упражнения. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть контурные изображения предмета, назвать его, отметить части. Затем цветным карандашом на расстоянии 2-4 мм провести свой контур, потом, поменяв цвет карандаша, другой, и так до тех пор, пока не будет заполнена вся внутренняя часть контурного изображения. Расстояние между цветными контурными изображениями должно быть по возможности одинаковым. Чем старше ребенок, тем короче расстояние. У детей 3-5 лет - 3-4 мм, у ребят старше – 2-3 мм.

Слайд 18

В исследованиях Рудаковой Л. В. и Незнамовой Е. С. показано, как возрастает сенсорная чувствительность в процессе решения мыслительных задач у детей с косоглазием и амблиопией. Рудакова Л. В. и Незнамова Е. С. показали, что в случаях, когда офтальмологическими способами становится невозможно восстановить нарушенные зрительные функции – бинокулярность и стереоскопичность зрения, тифлопедагог учит опосредованным способам восприятия и анализа предметов окружающего мира. Возможность такой деятельности определена исследованиями в области офтальмологии и психологии, которые указывают на то, что пространственное зрение осуществляется как на основе первичных факторов (бинокулярность), так и на основе формирования вторичных, нестереоскопических факторов восприятия (линейная и воздушная перспектива, пересечения контуров, образование тени, нюансы красок и т. д.), не дожидаясь, когда функция обеспечит бинокулярность и стереоскопичность. Опираясь на эти положения, я предлагаю игру, которая, активизируя мыслительные операции ребенка, формирует бинокулярное зрение.

Слайд 19

Игра «Найди фигуру» (нагрузка № 7). Цели : закрепить знание объемных форм; совершенствовать способы их обследования; активизировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); стимулировать развитие бинокулярного зрения. Оборудование : контурные и силуэтные изображения объемных геометрических фигур (вид сбоку, вид сверху); набор объемных (конус, цилиндр, шар, куб, треугольная пирамида, призмы, эллипсоид) и плоскостных форм.

Слайд 20

Организация упражнения. 1. На первом этапе ребенку предлагается внимательно рассмотреть объемные формы сверху и сбоку. Подвести к пониманию, что в зависимости от направления взгляда, мы можем видеть разные формы одной и той же объемной фигуры. Например, конус. Сбоку мы видим треугольник, а сверху – круг. 2. На втором этапе ребенок рассматривает плоскостные изображения на карточке (изображение слева – вид сбоку, справа – вид сверху) и подбирает подходящие объемные формы. Это упражнение можно провести в форме соревнования «Кто больше подберет пар». 3. На третьем этапе детям предлагается самим выбрать объемную форму и самостоятельно нарисовать к ней схему-«загадку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему : " В гостях у цветика-семицветика" 2 год обучения

Программные задачи:1. Закрепление умения  узнавать и называть точным словом оражевый цвет.2. Упражнение  в соотнесении эталона оранжевого цвета с предметным изображением.3. Обучение локализа...

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

В работе описаны способы применения мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия с детьми дошкольного возраста....

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения

Потеря зрения особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание....

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения

Обучение и воспитание в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной р...

Развитие зрительного восприятия детей с нарушениями зрения

Механизмы пространственного познания играют значительную роль как для общего когнитивного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для реализации любой деятельности ребенка....

Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-развивающей познавательной деятельности.Автор-Романченко Е.Х.

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:" Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-развивающей познавательной деятельност...