Методическая копилка. Консультация для воспитателей детского сада на тему: «Проекты в дошкольном образовательном учреждении.»
консультация на тему
Понятие «проектирование» в образовательной сфере появилось не так давно в связи с необходимостью решения целого ряда методологических проблем. Проектирование влечет за собой расширение «терминологического пространства», пересмотр представлений о некоторых традиционных категориях, их соотнесение между собой и т.д. Педагогическое проектирование как вид профессиональной деятельности педагога исследовалось учеными: Н. Борисовой В. Безруковой и др. Анализ их работ позволяет сделать вывод: проект как инструмент создания личности и профессионально ориентированной ситуации отличается от традиционных методов обучения.
Говоря о проектном методе, можно иметь в виду такой способ достижения дидактической цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достижением реального, практического(материального)результата, оформленного тем или иным образом. В основу метода положена идея, составляющая суть самого понятия «проект», т.е. его прагматическая направленность на результат, который возможно получить при решении какай -либо практической или теоретической проблемы; который или иным образом можно увидеть, осмыслить и реализовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekty_v_d.s.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №96 «Соловушка»
Методическая копилка.
Консультация для воспитателей детского сада на тему:
«Проекты в дошкольном образовательном учреждении.»
Понятие «проектирование» в образовательной сфере появилось не так давно в связи с необходимостью решения целого ряда методологических проблем. Проектирование влечет за собой расширение «терминологического пространства», пересмотр представлений о некоторых традиционных категориях, их соотнесение между собой и т.д. Педагогическое проектирование как вид профессиональной деятельности педагога исследовалось учеными: Н. Борисовой В. Безруковой и др. Анализ их работ позволяет сделать вывод: проект как инструмент создания личности и профессионально ориентированной ситуации отличается от традиционных методов обучения.
Говоря о проектном методе, можно иметь в виду такой способ достижения дидактической цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достижением реального, практического(материального)результата, оформленного тем или иным образом. В основу метода положена идея, составляющая суть самого понятия «проект», т.е. его прагматическая направленность на результат, который возможно получить при решении какай -либо практической или теоретической проблемы; который или иным образом можно увидеть, осмыслить и реализовать.
По своей внешней форме проект, с одной стороны, напоминает проблемную ситуацию, имеет такие ее атрибуты, как противоречие, дефицит ориентировочных основ деятельности, информации, целостного представления о ситуации, но с другой- не ставит целью снятие проблемности. В проектном методе важно понимание того, что возникшая перед личностью проблема является профессионально важной. Таким образом, ситуация создания проекта характеризуется не только объективной проблемностью, но и значимостью самого факта обнаружения этой проблемности для субъекта педагогической деятельности. Кроме того, представить проект, защищая его публично, значит приобщить других к своей проблеме.
Выполнение любого проекта в ДОУ можно определенно разделить на этапы:
Первый этап
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
Третий этап
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Классификация проектов:
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:
По тематике.
Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.
Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.
По срокам реализации.
По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).
Основные этапы метода проектов:
Выбор цели проекта.
Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.
Разработка проекта.
Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта.
Выполняется практическая часть проекта.
Подведение итогов.
Проводится разбор полетов, оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Виды проектов в ДОУ.
Творческие.
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские.
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые.
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные.
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Ниже приведены примеры составления проектов различной тематики в дошкольном образовательном учреждении.
ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ СВЫШЕ НАМ ДАНО, УЧИСЬ, МАЛЫШ, БЕРЕЧЬ ЕГО.»
Цель проекта: Пропаганда здорового образа жизни в семье и ДОУ
Задачи проекта:
Развитие потребности ребенка в знаниях о себе и о своем здоровье.
Обучение детей оценивать и прогнозировать свое здоровье.
Развивать представление о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.
Устанавливать тесную взаимосвязь родителей и воспитателей в воспитании
здорового образа жизни.
Возраст детей. На которых рассчитан проект: 5-6 лет.
Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту: комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно-речевая, изобразительная, ручной труд. театрализованная, игровая, физическая).
Участники проекта: дети, воспитатели группы, инструктор по физическому развитию, родители.
Вид проекта: информационно –творческий, групповой.
Форма проекта: занятия, беседы, самостоятельная деятельность детей, игры, работа с родителями.
Продолжительность 1 месяц.
Результаты:
Выставки;
Физкультурно- театрализованное развлечение;
Изготовление иллюстративного материала по данной теме;
- Макеты» Предметы гигиены»
- Нестандартное оборудование для развития дыхания;
- Дорожки для профилактики плоскостопия
Работа с детьми:
- Блиц-опрос «Что я знаю о своем теле?»
- Беседы: «Лекарственные растения», «Изучаю свое тело», «Здоровая полноценная пища.»
- Непосредственно образовательная деятельность «Где прячется здоровье?», «Путешествие в страну Витаминию».
- Выставка рисунков» Я учусь быть здоровым».
- Чтение художественной литературы, сказки с последующим обсуждением.
- Изготовление макета «Предметы гигиены»
- Оборудование для развития дыхания.
- Спортивное развлечение «Кто спортом занимается, тот силы набирается».
- Интегрированное непосредственно образовательная деятельность «Дорога к доброму здоровью».
Работа с родителями:
- Анкетирование «О здоровье всерьез»
- Консультации, памятки, рекомендации
- Выпуск газеты для родителей «Ваше здоровье»
- Оформление копилки» Бабушкины рецепты»
- Сбор иллюстративного материала о здоровом образе жизни (оформление альбома)
- Викторина» Я учусь быть здоровым»
- Индивидуальная презентация «Как я забочусь о здоровье своего ребенка».
- Составление кроссвордов о спорте, здоровье.
- Презентация проекта» Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его»
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данного педагогического проекта будет установлено единство ДОУ и семьи в вопросах воспитания здорового ребенка.
Родители на собственном опыте убедятся, что совместная спортивно-оздоровительная деятельность полезна и необходима не только ребенку, но и взрослому.
Увеличится количество желающих родителей участвовать во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в детском саду.
Огромную пользу от педагогического проекта получат не только взрослые, но и дети. Дети получат первичные представления о некоторых внутренних органах, коже, крови, их местонахождение, значении и знать их основную функцию.
Физические качества детей будут эффективно развиваться. Повысится скорость формирования важных двигательных навыков детей, а здоровье будет сохраняться и укрепляться. Ожидается положительная динамика темпов прироста физической подготовленности детей.
Снизится общая заболеваемость детей
СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ С РОДИТЕЛЯМИ «ЦВЕТОЧНАЯ И ЛЕКАРСТВЕННАЯ ФАНТАЗИЯ»
Цель проекта:
С участием детей, родителей создать условия для ознакомления с миром
целебных трав, правилами сбора, применения для оздоровления организма.
Задачи проекта:
- Формировать представления о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, практическом применении.
- Способствовать активному
- вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях
- семьи и детского сада.
- Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.
- Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь детей.
- Воспитывать экологическую культуру у детей в о взаимодействии двух образовательных сфер-семьи и детского сада.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: Дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Сроки выполнения проекта: май-август
Работа с детьми:
- Беседы «Кто любит цветы, тот не может быть злым», «Что, где растет, когда цветет» Цель: обогащать детей знаниями. Побуждать в детях желание беречь природу.
- Опыты, эксперименты: «Ищем полезные растения», «Где лучше посадить растение?» Цель: развитие критического мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
- Наблюдения: «Наблюдаем как растет подорожник», «Высадка мяты».
- Дидактические игры:2Узнай по описанию», «Найди, о чем расскажу», «Садовник у нас на участке»,» Бал цветов», «Мама, папа и я-цветочная семья». Цель: Уметь находить лекарственные растения по описанию.
- «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом, «Съедобное-не съедобное», «Чудесный мешочек».
- Чтение сказок, легенд, загадок, пословиц, о лекарственных растениях.
- Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на другую планету». (Проводили обследование на планете-все живое погибло необходимо найти воду, землю, посадить растения «Поможем тому, кто в этом нуждается»
- Открытие зеленой аптеки в группе. Цель: Знакомство с правилами сбора лекарственных трав.
- Викторины.
Работа с родителями:
- Консультации, беседы.
- Изготовление гербария.
- Выпуск буклетов «Зеленый доктор», «Берегите землю», «Растения-наши лекари».
- Выпуск газет «Жалобная книга природы», «Прикоснись к природе сердцем»».
- Изготовление плаката.
- Составление кроссвордов.
- Конкурс рисунков «Я тебе пригожусь».
- Викторина «Зеленая аптека» Подборка литературы о растениях.
- Презентация проекта.
Ожидаемый результат:
Опыт работы показал, что использование разнообразных форм дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателей, создана атмосфера взаимоуважения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"
В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....
Консультация для воспитателей детского сада на тему "Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности".
Данный материал поможет воспитателям детских садов организовать работу с детьми младшего дошкольного возраста по формированию познавательного интереса. В данной публикации описаны психологически...
Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДОУ в практике работы дошкольных образовательных учреждений»
Все самое главное о ФГОС...
Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»
В материале представлен обзор ФГОС ДО, отличие от ФГТ, анкета для воспитателей по ФГОС ДО...
Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС до в практике работы дошкольных образовательных учреждений»
Консультация для воспитателей...
ПРОГРАММА по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада «МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 «Дюймовочка»
ПРОГРАММАпо выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возрастав условиях детского сада«МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ»Муниципального автономного дошкольного образовательного ...
Городское методическое объединение воспитателей общеразвивающих групп по теме «Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения в вопросах нравственно-патриотического воспитания».
Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременность...