Картотека дидактических игр экологического содержания
учебно-методическое пособие по теме

Логунова Вера Михайловна

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра № 1: «Хохлатка»

Задача: Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения; закрепить знания о повадках курицы-наседки.

Игровое правило: Дети прибегают к воспитателю только после сигнала – слов: «Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать!»

Игровые действия: Имитация гуляющих цыплят; звукоподражание; бег по сигналу в одном направлении.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать травку, ищут червяков.

- Послушайте, дети, я прочитаю вам стишок об этой курочке. Её называют хохлаткой. Посмотрите, вот у неё хохолок торчит. Видите? поэтому её так называют.

По дворику хохлатка,

По дворику мохнатка,

С цыплятами идёт.

Чуть дети зазеваются,

Шалят и разбегаются,

Сейчас к себе зовёт:

«Куда? Остановитесь!

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!»

Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдём гулять, а когда я скажу: «Вернитесь! Не смейте убегать!» - вы все прибежите ко мне.

Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторить за ней, когда дети разойдутся по всему пространству, воспитатель останавливается и, обращаясь к ним, произносит:

«Куда? Остановитесь!

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!»

Цыплятки бегут к своей маме.

Игру можно повторить 3-4 раза.



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра № 2: «Чьи детки»

Задача: Закрепить знания о домашних животных, их детёнышах, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить изображения детёнышей с картинкой большого животного.

Игровое правило: Ставить карточку с изображением детёныша на фланелеграф можно только после того, как услышишь голос взрослого животного, который имитируют дети, а так же после того, как правильно назовёшь детёныша.

Игровые действия: Звукоподражание. Найти детёныша на картинке, поставить на фланелеграф рядом со взрослым животным.

Ход игры: До начала игры воспитатель с детьми рассматривает картинки, уточняет знание детьми названий животных и их детёнышей. Дети упражняются в звукоподражании.

- Давайте покажем, как мычит корова. А как мяукает котёнок? Будем сейчас играть. Посмотрите (на фланелеграфе лежит полоска зелёной бумаги – это полянка), какая красивая лужайка! Здесь будут ходить животные.

- Я сейчас вам раздам картинки. На лужок будут приходить животные, и звать своих детёнышей. А вы будете находить того детёныша мама которого будет гулять на лугу и звать его к себе. Картинку будете ставить только после того как услышите голос животного. Поняли?

- Вот на луг вышла. . . . .(пауза, дети называют).

- Корова.

Воспитатель ставит картинку на фланелеграф и спрашивает:

- Как она зовёт своего сынка?

- Му-му-му! - хором произносят дети, рассматривая свои картинки.

У Вовы телёнок, он подбегает к фланелеграфу со своей картинкой и ставит её рядом.

- Кто прибежал к своей маме, Вова? – спрашивает воспитатель.

- Телёнок. – отвечает ребёнок.

- Правильно, дети?

- Да! – подтверждают они.

Так поочерёдно ставят и других животных. Дети произносят характерные для каждого животного звуки.

- Громче, дети! Иначе не услышит козлёнок свою маму.

Воспитатель учит громко и правильно  произносить звуки: бе-бе-бе (гав-гав-гав, мяу-мяу-мяу, хрю-хрю-хрю…..) после того как все мамы найдут своих детенышей, игру заканчивают повторением слов хором и по одному.

- Гуляет по лужку коров с телёнком, свинья с поросёнком и т.д. ( при этом воспитатель обращает внимание на правильное произношение конца слов: щенком, поросёнком и т.д. после того как мамы найдут своих детёнышей, игру заканчивают повторением слов хором и по одному.

Возможен и другой вариант игры: у одной группы детей будут взрослые животные, а у другой – детёныши. Одни дети по очереди называют животное и произносят соответствующие звуки, а другие быстро находят их детёнышей, подбегают оба к столу и кладут рядом свои картинки с изображениями. Когда все картинки будут подобраны попарно, игру можно заканчивать.



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра № 3: «Узнай на вкус»

Задача: Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, солёный, горький); активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Игровое правило: Не глядя на овощ, определять его вкус, правильно определять вкус словом, терпеливо ждать, когда будет дан овощ для пробы.

Игровые действия: Закрыть глаза, не подглядывать, не торопиться с ответом, пока не разжуёшь. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать на вкус другой овощ или фрукт. Найти целый овощ или фрукт на столе воспитателя.

Ход игры: На столу у воспитателя лежат на подносе фрукты и овощи, знакомые детям: огурец (свежий и солёный), морковь, капуста, репа, редис, яблоко, груша, слива и т.п.). На другом подносе эти же предметы, но уже разрезанные на небольшие кусочки из расчёта на каждого ребёнка. Здесь же находятся бумажные салфетки. Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдёт, тому предлагает закрыть глаза и кладёт в рот ребёнка один кусочек овоща или фрукта. Тот не открывая глаз отгадывает по вкусу и запаху название. Затем находит на столе соответствующий овощ или фрукт. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети не будут вовлечены в игру.

Игра заканчивается перечислением принесённых овощей и фруктов, определением вкуса каждого из них.



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра № 4: «Сова»

Задача: Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.

Игровое правило: Дети убегают от совы только после слов «как полетит!»

Игровые действия: Имитация движений совы, птиц, спящих и летающих; ловля птиц.

Ход игры: Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирают сову. Она садится на стул в центре круга.

Слова воспитателя и детей:

В лесу темно

Все спят давно

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг - как полетит!

Движения:

Дети ходят по кругу.

Остановившись, изображают спящих птиц.

Сова показывает, какая у неё большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.

Услышав слова «как полетит!», дети убегают, а сова их догоняет.

Желательно, чтобы до игры воспитатель показал картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра № 5: «Заинька»

Задача: Продолжать учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями, воспитывать у детей доброжелательность.

Игровое правило: Заинька может выбежать из круга только, как попляшет.

Игровые действия: Зайчик выбирается считалочкой. Имитация движений.

Ход игры: Дети вместе с воспитателем становятся в круг. После того как считалочкой выбрали зайчика, и он вошёл в круг, дети ходят по кругу и приговаривают:

Слова                                                             Движения

Заинька, по сеничкам

Гуляй, погуливай!

Серенький, по  новеньким

Погуливай, гуляй!

Некуда заиньке выскочити,                          Зайчик ходит в кругу

Некуда серому выпрыгнути.                                   как хочет.

Заинька, поскачешь –

Выскочишь,

Серенький, попляшешь –

Выпустят.

Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга  и выбирают нового. Игра повторяется 2-3 раза.                                          



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра № 6: «Солнечные зайчики»

Задача: Упражнять детей в чтении стихотворения в сочетании с движениями.

Игровое правило: Пока дети читают стихотворение, они стоят на месте, следят за тем, как зайчики бегают по стене. Ловить солнечный зайчик можно только после слов «убежал на потолок».

Игровые действия: Дети ловят солнечного зайчика.

Ход игры: Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене. Пусть воспитатель направит его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удаётся поймать солнечного зайчика рукой.



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра № 7: «Уточка»

Задача: Приучать детей действовать в соответствии со словами стихотворения; углублять их знания об уточке.

Игровое правило: Громко задают вопросы уточке все дети; отвечает только одна уточка. Все дети выполняют те движения, которые делает уточка.

Игровые действия: Диалог утят с уточкой, имитация движений, подражание уточке; действия по словесному сигналу.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушки – большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывёт утка, а за ней утята.

- Послушайте ребята стихотворение про уточку:

Уточка луговая,

Серая, полевая,

Где ты ночку ночевала?

Под кустиком, под берёзкой.

Сама утя хожу

Детей своих вожу,

Сама утя поплыву,

Детей своих поведу.

- Давайте теперь поиграем. Уткой будет Лена, а мы будем её детки – утята. Дети становятся в колонну и, обращаясь к уточке, произносят (вместе с воспитателем):

Уточка луговая,

Серая, полевая,

Где ты ночку ночевала?

Лена вместе с воспитателем:

Под кустиком, под берёзкой.

Сама утя хожу

Детей своих вожу,

Сама утя поплыву,

Детей своих поведу.

Лена становится впереди колонны. Дети то идут за ней по комнате, переваливаясь с ноги на ногу, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью.

Затем выбирают другую уточку, и игра продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр экологического содержания ( для средней группы)

Картотека дидактических игр экологического содержания для детей средней группы. Содержит игры настольно-печатные, словесные, игры с предметами, игры-экспериментирования....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ для старших дошкольников

Дидактические игры данной картотеки можно использовать в режимных моментах, на определённых занятиях, во время прогулок....

Картотека дидактических игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста

Цель экологической игры – формирование знаний об окружающей среде. Дидактические игры по экологии помогают дошкольникам узнать больше о природе, привить бережное отношение к ней.в дошкольном воз...

Картотека ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР экологического содержания.

  Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту. Научить детей жить в согласии с природой, с окружающей средой следует еще в дошкольном возрасте. Раз...

Картотека дидактических игр экологического содержания, для дошкольников

Картотека дидактических игр экологического содержания, для дошкольников...

Картотека дидактических игр экологического содержания

Словесные игры — это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Они не требуют специального оборудования. Проводятся для закрепления у дошкольников...

Картотека дидактические игр экологического содержания

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...