Картотека дидактических игр экологического содержания
картотека по окружающему миру
Словесные игры — это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Они не требуют специального оборудования. Проводятся для закрепления у дошкольников знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._didakticheskie_igry_ekolog.soderzh.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Словесные игры — это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Они не требуют специального оборудования. Проводятся для закрепления у дошкольников знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх представления о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают
внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Это игры типа «Что это за птица?», «Кто летает, бегает и прыгает?», «Когда это бывает» и др.
Словесная дидактическая игра (бессюжетная)
«Что изменилось?»
Цель: активизировать мышление.
Оборудование: одинаковые растения (по 3 – 4) расставлены на двух столах.
Игровое правило: показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Игровое действие: поиск похожего предмета.
Ход игры.
Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)
Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.
Словесная дидактическая игра (бессюжетная)
«Найди, что назову»
Первый вариант.
Цель: развивать мышление, закрепить названия овощей и фруктов, находить предмет по слову-названию.
Оборудование: овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др.), разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста).
Игровое правило: искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин, помидор, яблоко и др.). Во все вазы заглядывать нельзя.
Игровое действие: поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.
Оборудование: овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др.), разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста).
Ход игры.
Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме» Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пытается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку)». И т.п.
Второй вариант.
Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы: шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Дети ищут названный предмет.
Третий вариант.
Игра оборудуется и проводится так же, как и в первых двух вариантах. Здесь решается задача — закрепить в памяти дошкольников окраску предметов.
Овощи и фрукты раскладывают (прячут) в вазы разной окраски в соответствии с окраской предмета.
Словесная дидактическая игра (сюжетная)
«Лесник»
Цель: закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев.
Игровое правило: собирать семена можно только те, которые назовет воспитатель.
Ход игры.
Игру проводят в лесу. Воспитатель выбирает лесников, которые будут обходить свои участки и проверять, все ли там в порядке. Дети пришли помочь лесникам собирать семена для посадки новых лесов. Каждый лесник выбирает один вид семян для сбора. Например, он говорит: «На моем участке растет много елей. Давайте наберем шишек». Лесник может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают леснику. Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.
Предметно - манипулятивная игра(бессюжетная)
«Угадай, что съел»
Цель: развивать чувствительность дошкольников
Оборудование: подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для контроля и сравнения.
Игровое правило: нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.
Игровое действие: угадывание на вкус.
Ход игры.
Приготовив фрукты и овощи (разрезав на кусочки), воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе»
После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей.
Примечание. В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения ' вкуса: «Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)
Предметно - манипулятивная игра(бессюжетная)
«Найди свое дерево»
Цель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе) .
Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:
Оно гладкое или нет?
Есть ли на нём листья?
Высоко ли от земли начинаются ветки?
Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.
В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.
Предметно-манипулятивная игра
«Ящик ощущений»
(для любой возрастной группы)
Цель: развивать тактильную чувствительность дошкольников.
Игровое правило: ощупывать предметы, не заглядывая в коробку.
Оборудование: коробка, закрывающаяся со всех сторон, разнообразные предметы природного происхождения.
Время: этот вид деятельности может не требовать специального времени. Дети могут исследовать предметы в ящике в любое время.
Заведите в группе «ящик ощущений» и каждый день кладите в него какой-нибудь предмет природного происхождения, убирая вчерашний. Дети с удовольствием просовывают руку в такой ящик и стараются на ощупь определить, что в нем находится. Для того чтобы изготовить такой ящик, возьмите плотно закрывающуюся картонную коробку и прорежьте в стенке отверстие, чтобы в него пролезала рука ребенка. Чтобы дети определяли предметы в коробке только на ощупь, можно пришить к отверстию рукав от старого детского свитера или часть тонкого шерстяного носка. Проверяйте, правильно ли дети определили, что за предмет лежит в ящике. Можно устраивать конкурсы, например, в течение недели, и награждать победителей.
Настольно-печатные игры — это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок» и др.).
В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания дошкольников о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое может предварять восприятие картинки либо сочетаться с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), что требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются
в повседневной жизни.
Словесная дидактическая игра «Где был Петя?» (старшая группа)
Цель: активизировать процессы мышления, внимания, речь детей, память. Игровое правило: рассказывать можно о том, что есть в здании, на участке ДОУ.
Игровые действия: отгадывание, словесные зарисовки по сюжетам рассказов. Ход игры. Вариант 1.
Воспитатель рассказывает: «Давайте представим, будто в наш детский сад пришел новый мальчик Петя. Воспитатель повела его в экологическую студию. Что он там увидел, расскажем от имени Пети все по очереди». Ребята описывают комнатные растения, животных, вольеры, выставки коллекций и другое. Если ребенок рассказал о том, чего нет в экостудии, он считается проигравшим.
Вариант 2.
Можно усложнить игру. Педагог предлагает вспомнить, что мог увидеть Петя, выйдя на участок детского сада. Дети описывают участок (постройки, деревья, кустарники, цветники). Вариант 3. Можно предложить более сложный вариант. Воспитатель говорит детям: «Мы с вами хорошо знаем наш город, мы ходили на экскурсии, видели, какие учреждения, здания, улицы есть в городе. А вот Петя только недавно приехал в наш город. Расскажите, где он уже побывал и что увидел. А мы отгадаем». В конце игры можно предложить ребятам зарисовать то, о чем они рассказали в игре «Где был Петя?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр экологического содержания
Игра. Задачи. Описание....
Картотека дидактических игр экологического содержания ( для средней группы)
Картотека дидактических игр экологического содержания для детей средней группы. Содержит игры настольно-печатные, словесные, игры с предметами, игры-экспериментирования....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ для старших дошкольников
Дидактические игры данной картотеки можно использовать в режимных моментах, на определённых занятиях, во время прогулок....
Картотека дидактических игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста
Цель экологической игры – формирование знаний об окружающей среде. Дидактические игры по экологии помогают дошкольникам узнать больше о природе, привить бережное отношение к ней.в дошкольном воз...
Картотека ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР экологического содержания.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту. Научить детей жить в согласии с природой, с окружающей средой следует еще в дошкольном возрасте. Раз...
Картотека дидактических игр экологического содержания, для дошкольников
Картотека дидактических игр экологического содержания, для дошкольников...
Картотека дидактические игр экологического содержания
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...